Научная статья на тему 'Проблемы повышения инвестиционной активности промышленного развития'

Проблемы повышения инвестиционной активности промышленного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / REAL INVESTMENT / INDUSTRY / PROGRESS / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боговиз Алексей Валентинович, Понькина Елена Владимировна, Корнева Евгения Валерьевна

Рассматриваются современные проблемы развития экономики России, одной из которых является низкий уровень инвестиционной и инновационной активности промышленных предприятий. Анализ релевантных факторов позволил выделить направления совершенствования государственной промышленной политики, обеспечивающие стимулирование инвестиционной активности. Одним из приоритетных рассматривается механизм налогового регулирования, позволяющий сформировать устойчивый финансовый поток инвестиций в реальный сектор экономики, обеспечить диверсификацию и модернизацию производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Боговиз Алексей Валентинович, Понькина Елена Владимировна, Корнева Евгения Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INCREASING INVESTMENT ACTIVITY OF INDUSTRIAL DEVELOPMENT

Modern problems of Russian economic development are considered, one of which is the low level of investment and innovative activity of industrial enterprises. Analysis of relevant factors allowed to identify ways of improving the state industrial policy, which is providing stimulation of investment activity. Mechanism of tax regulation is regarded as one of the priorities in the paper and allows to generate a steady cash flow of investments into the real economy, and allows to diversify and modernize production.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения инвестиционной активности промышленного развития»

УДК 330.322

А. В. Боговиз \ Е. В. Понькина 2, Е. В. Корнева 2

1 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» ул. Мясницкая, Москва, 20, 101000, Россия

2 Алтайский государственный университет пр. Ленина, 61, Барнаул, 656049, Россия

E-mail: [email protected]; [email protected];

[email protected]

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ *

Рассматриваются современные проблемы развития экономики России, одной из которых является низкий уровень инвестиционной и инновационной активности промышленных предприятий. Анализ релевантных факторов позволил выделить направления совершенствования государственной промышленной политики, обеспечивающие стимулирование инвестиционной активности. Одним из приоритетных рассматривается механизм налогового регулирования, позволяющий сформировать устойчивый финансовый поток инвестиций в реальный сектор экономики, обеспечить диверсификацию и модернизацию производства.

Ключевые слова: реальные инвестиции, промышленность, развитие, государственное регулирование.

Современное состояние экономики России, эффективность функционирования и уровень развития основных ее отраслей в значительной степени обусловлены сложившейся сырьедобывающей специализацией промышленного производства, хроническим дефицитом инвестиций в реальный сектор экономики, нерациональной государственной промышленной политикой, реализуемой в последние 20 лет. Современное положение национальной промышленности можно охарактеризовать как кризисное, усилению которого способствовала волна мирового финансово-экономического кризиса, пришедшая в Россию в 2008-2009 гг. В результате за последние 5 лет количество крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности различных форм собственности снизилось на 32,7 % (на 3 296 ед.) в целом по России, в том числе на 63,1 % сельскохозяйственных предприятий и на 21,3 % предприятий обрабатывающей промышленности. Наибольшее сокращение численности среди предприятий обрабатывающей промышленности наблюдается в текстильном и швейном производстве - на 56,6 % (на 899 ед.). Несмотря на фактически активно развивающийся сырьевой рынок, практически полностью исчезла отрасль по производству кожи и изделий из нее. Численность предприятий этой отрасли сократилась в стране с 241 до 122 ед. (на 50 %) (рис. 1).

Промышленные предприятия находятся в состоянии производственного спада, неплатежей и финансовой дестабилизации. Так, в течение кризисного 2009 г. объем выручки по экономике России в целом снизился относительно уровня 2008 г. на 5 %, большая доля которого приходится на предприятия обрабатывающей промышленности (на 29 % уменьшилась выручка предприятий металлургического производства и готовых металлических изделий и на 25 % - производства транспортных средств и оборудования). Снижение притока выручки для большинства отраслей промышленного производства сопровождалось ростом себестоимости, снижением уровня прибыли и рентабельности активов (табл. 1).

* Работа выполнена при поддержке ведомственно-аналитической программы «Развитие научного потенциала Высшей школы 2009-2011 гг.» проект № 2.2.2.4/4278.

ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2011. Том 11, выпуск 3 © А. В. Боговиз, Е. В. Понькина, Е. В. Корнева, 201 1

%

~ Всего по экономике О Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

■ Добыча полезных ископаемых —О-~ Обрабатывающие производства

Рис. 1. Индекс численности предприятий в РФ (на 1 января) (www.gks.ru)

Таблица 1

Основные показатели функционирования отраслей промышленности России

Отрасли экономики Показатель

Темп роста выручки, % Темп роста себестоимости реализованной продукции, % Рост остаточной стоимости основных средств, % Рентабельность активов, %

2005-2008 * 2009 2005-2008 * 2009 2005-2008 * 2009 2005-2008 * 2009

Всего по экономике 120 95 118 96 117 110 7,7 4,7

Обрабатывающие производства, всего 125 87 124 88 120 113 12,1 5,8

Производство пищевых продуктов 114 104 115 101 115 111 5,7 6,7

Обработка древесины и производство изделий из дерева 117 84 117 87 124 104 0,8 -5,3

Целлюлозно-бумажное производство 116 96 115 96 114 108 9,3 4,5

Химическое производство 129 86 124 100 121 114 14,9 4,7

Производство резиновых и пластмассовых изделий 124 85 124 85 127 107 6,8 2,0

Металлургическое производство и производство металлических изделий 120 71 122 77 120 113 18,8 5,2

Производство транспортных средств 122 75 119 86 113 115 8,1 4,0

* - среднее значение за указанный период

Примечание: расчет выполнен на основе данных Центральной статистической базы данных Росстат (www.gks.ru).

Системный экономический кризис остро отразился на экономике России и регионов. В результате число предприятий, имеющих просроченную задолженность в 2009 г. достигло 37,1 % а индекс промышленного производства снизился до 90,7 % (наибольшее падение (более 10 %) произошло в Южном, Приволжском и Центральном Федеральных округах). Ряд государственных антикризисных действий, предпринятых в течение года, имеет общесистемный характер. Это меры по сохранению банковской системы, валютная политика, постепенное снижение инфляции и ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, меры таможенно-тарифного регулирования (обнуление пошлин на ряд экспортных товаров, оптимизация импортных пошлин на ввозимое оборудование в интересах технического перевооружения), введены различные виды субсидий по процентным ставкам, государственные гарантии. В результате наметилась положительная динамика развития экономики, индекс промышленного производства в среднем за 2010 г. достиг 108,2 %, рост которого продолжился и в 2011 г. В то же время все еще сохраняются такие негативные тренды, как высокая стоимость и низкая доступность кредитных ресурсов, снижение объема инвестиций в реальный сектор экономики, низкий уровень рентабельности. Особенно остро стоит проблема обновления основных средств, технологической и технической модернизации промышленного производства, обеспечивающей повышение конкурентоспособности российской продукции. Большинство предприятий обрабатывающей промышленности располагает устаревшей производственной базой, неэффективным управленческим аппаратом. Если в условиях социалистической экономики коэффициент обновления основных фондов колебался в пределах 7-11 %, то при переходе к рынку уровень воспроизводственных процессов существенно снизился и данный показатель варьируется в диапазоне 3-4,1 %. Как отмечено в [1], современное состояние промышленности России таково, что «не позволяет нам даже рассуждать о таком понятии, как "экономический рост " и сопутствующих ему понятиях "конкуренция " и "качество"».

Финансово-экономический кризис высветил тесную взаимосвязь экономического положения промышленных предприятий с эффективностью управления их финансовыми и инвестиционными ресурсами, показал недостаточность их финансового потенциала и неспособность противостоять негативным изменениям внешней среды. Инвестиционные и финансовые ресурсы предназначены для обеспечения функционирования, наращивания и совершенствования производства, потребления, содержания и развития объектов непроизводственной сферы, создания финансовых резервов. Динамичное развитие промышленности во многом зависит от фактора управления финансовыми и инвестиционными ресурсами, поскольку качество принятых текущих и долгосрочных управленческих решений определяет эффективность функционирования предприятия в целом.

Индекс физического объема инвестиций в 2009 г. в целом по экономике РФ снизился до 83,8 % (в обрабатывающей промышленности - до 79,4 %). Снижение притока инвестиций наблюдается во всех отраслях экономики. На долю предприятий обрабатывающей промышленности приходится примерно 14,5 % общего объема инвестиций. Произошло и изменение структуры финансирования инвестиционных проектов. Основными источниками инвестиций выступают привлеченные финансовые средства, доля которых в структуре возросла на 3 % и достигла 63,7 %, доля бюджетных привлеченных средств составила 22 %, банковских кредитов - 9 %, заемных средств других организаций - 11 %. Доля собственных средств организаций в структуре финансирования снизилась с 42 до 36 %. Приток иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность в 2010 г. возрос с 22 216 до 33 157 млн долларов США. Основные страны-инвесторы: Люксембург (14,3 %), Нидерланды (14,2 %), Китай (11,9 %), среди стран СНГ - Белоруссия и Казахстан. По данным статистического исследования Росстат, первым по приоритетности направлением инвестирования выступает строительство зданий и сооружений (45,5 %), вторым - замена изношенного оборудования и техники (33,1 %), строительство жилых зданий (15,3 %), остальные направления - 6,1 % в структуре инвестиционных расходов. Только 0,3 % инвестиций расходуется на инновационные разработки.

Таким образом, основные показатели функционирования отраслей экономики характеризуют процессы снижения объемов производства, степень деловой активности, инвестицион-

1 По предприятиям обрабатывающей промышленности.

ной и инновационной пассивности промышленных предприятий России и большинства регионов. Инвестиционные процессы в российской экономике финансируются, как правило, за счет привлеченных средств, существенную долю среди которых занимают бюджетные финансовые средства, приоритетом выступают обновление изношенной техники и оборудования, повышение эффективности действующего производства.

Основными ограничивающими факторами инвестиционной деятельности по результатам статистического исследования Росстат являются недостаток финансовых средств (1-й по значимости фактор), который осложняется неопределенностью экономической ситуации (2-й фактор), высокими процентными ставками по привлеченным кредитным финансовым средствам и сложностью их оформления (3-й фактор), недостаточным спросом на продукцию (4-й фактор) (рис. 2). Однако следует учитывать, что хронический дефицит финансовых средств и высокая стоимость привлечения кредитных ресурсов рассматриваются респондентами как ограничивающие факторы инвестиционной деятельности на протяжении всего периода исследования с 2005-2010 гг. Мировой финансовый кризис лишь существенно усилил негативное влияние данных факторов на активность инвестиционных процессов. Также более 80 % опрашиваемых в качестве одного из барьеров успешного инвестирования назвали высокий уровень налогов [2. С. 6.].

0

10

20

30

40

50

60

Недостаточный спрос на продукцию Недостаток финансовых средств Высокий процент по кредитам Сложности получения кредита Инвестиционные риски Высокий износ основных средств Низкая прибыльность инвестиций Неопределенность экономической ситуации Несовершенство нормативно-правовой базы

Другие

70

66

Рис. 2. Распределение организаций в РФ по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность, % (по данным Росстата)

Нерациональная государственная промышленная политика, акцентированное внимание на развитии сырьедобывающих отраслей, низкая эффективность специализированных государственных программ развития региональных промышленных секторов, активизации инвестиционных процессов, сохранившиеся черты командно-административного управления экономикой в России привели к депрессивному состоянию большей части отраслей промышленности, ее инновационной и инвестиционой пассивности. К сожалению, меры государства по управлению и регулированию процессов в промышленном комплексе не являются стимулирующими, а носят, как правило, директивный характер и базируются на распределительных принципах государственной поддержки.

В соответствии с концепцией промышленной политики России [3] ведущими приоритетами промышленного развития являются: структурная модернизация экономики на основе передовых технологий; промышленный экспорт; развитие наукоемких и высокотехнологичных производств; сохранение и развитие научного потенциала; укрепление национальной промышленной инфраструктуры, основных систем жизнеобеспечения и безопасности; диверсификация (отраслевое разнообразие) народнохозяйственного комплекса. Как отметил С. А. Смирнов:

«Печально, но факт - структурные преобразования надо осуществлять практически при полном отсутствии у предприятий собственных инвестиционных ресурсов» [3].

В целом мнения ученых по вопросам сохранения и наращивания промышленного потенциала России можно разделить на 2 категории:

• активного вмешательства, суть которого заключается в выработке мероприятий по государственному регулированию и поддержке предприятий промышленности, направленной на максимальное сохранение и восстановление производственного потенциала;

• пассивного невмешательства, основной принцип - «рынок все урегулирует», при этом в условиях конкуренции «выживут» экономически эффективные, устойчивые предприятия, обладающие достаточным потенциалом для обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Основной аргумент данной группы ученых связан с нецелесообразностью расходования огромных бюджетных средств на реанимирование и поддержку функционирования экономически неэффективных предприятий.

Рациональным, на наш взгляд, является сочетание данных подходов. Главное, в чем сегодня остро нуждается промышленный комплекс России, - это эффективное государственное управление и регулирование, адресная государственная поддержка программ экономического развития, создание благоприятных условий для развития предпринимательства, промышленного и сельскохозяйственного производства, совершенствование системы налоговых льгот. При этом необходимо сочетать методы прямого вмешательства и стимулирующих мер. Особое внимание должно быть уделено повышению доступности финансовых средств для предприятий, регулированию банковской сферы, увеличению объема финансирования пакета государственных программ развития промышленности, регулированию государственных пошлин, обеспечивающих снижение себестоимости производства продукции и повышение ее конкурентоспособности.

Ожидать иностранных инвестиций в достаточном объеме для поднятия национальной экономики не приходится ввиду существования многочисленных барьеров экономического, политического, национального характера. Однако, учитывая то, что в России по различным оценкам [4] циркулируют теневые финансовые средства в объеме 20-25 % от уровня ВВП, образование которых, как правило, связано с непосильной налоговой нагрузкой, можно предполагать, что совершенствование налогового аппарата и снижение степени «забюрокра-тизованности» этой сферы позволит вывести часть финансовых средств из тени и дополнительно привлечь их на развитие реального сектора экономики. Именно вследствие налоговых перегрузок только 16 % юридических лиц регулярно платят налоги [3].

По данным Федерального казначейства России, поступление налога на прибыль в консолидированный бюджет в 2010 г. составило 1 774,6 млрд руб., НДФЛ - 1 790,5 млрд руб., НДС -1 329,1 млрд руб., 628 млрд руб. налога на имущество. На развитие национальной экономики в 2010 г. потрачено 2 323,9 млрд руб., а в 2011 г. планируется направить 1 702 млрд руб., из них 104 млрд руб. - на решение общеэкономических вопросов, 138 млрд руб. - на развитие сельского хозяйства, другие вопросы экономического развития - 156,9 млрд руб. Меры по снижению ставки налога на прибыль организаций до 20 % сопроводились заменой единого социального налога страховыми платежами с увеличением ставки до 34 %. В результате налоговая нагрузка существенно возросла и предприниматель с каждого рубля выплачиваемой заработной платы уплачивает в бюджет 47 коп. налогов (13 % - НДФЛ и 34 % - страховые платежи). Естественной реакцией на это решение стало повышение цен (индекс потребительских цен в январе 2011 г. демонстрирует рекордный рост 102,4 %).

Шаги в сторону совершенствования налоговой системы принимаются. Так, в мае 2011 г. Государственная дума приняла в третьем чтении проект федерального закона № 448864-5 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности», который содержит меры, направленные на стимулирование долгосрочного финансирования и повышения привлекательности частных инвестиций в развитие инновационной деятельности. Законопроект регламентирует порядок учета расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако действующих мер явно недостаточно, система налоговых льгот неэффективна и не обеспечивает существенного снижения многообразных инвестиционных рисков.

Задача улучшения инвестиционного климата в России требует децентрализации. В ситуации, когда все решения и системы управления максимально централизованы, управляющие решения верхнего уровня власти не способны учесть всех сторон и особенностей принятия решений на нижнем уровне. В результате эффективность реализации централизованных программ развития национальной экономики снижается.

По совокупности объективных факторов можно констатировать, что создание системы налоговых льгот, обеспечивающих окупаемость и привлекательность инвестиционной деятельности для предприятий-инвесторов, способно оказать стимулирующее воздействие на процесс экономического развития. При этом активизируются внутренние, скрытые резервы экономики децентрализованно.

Суть данного подхода заключается в том, что если деятельность предприятия способствует развитию и диверсификации национальной экономики, то оно получает существенные налоговые льготы, т. е. если предприятие выделило реальные инвестиции на проект развития внешнего производства - другого предприятия (смежного либо иного вида деятельности), то сумма инвестиций должна быть включена в сумму внереализационных расходов предприятия-инвестора (возможно долями в течение нескольких лет). Это обеспечивает снижение величины налогооблагаемой прибыли предприятия-инвестора и, как следствие, инвестиции окупаются (полностью или частично) за счет экономии налога на прибыль. Аналогичным образом действует и система льготных ставок налога на прибыль. Также может подлежать вычету и налог на имущество, либо НДС. Схематично механизм инвестирования представлен на рис. 3, из которого видно, что его реализация обеспечивает каскадный эффект инвестиционной активности, развивающийся во времени. Крупные предприятия-инвесторы (экономически эффективные и развитые) способны стимулировать развитие малых и средних предприятий, при этом сопровождать реализацию инвестиционных проектов кадровой, инновационной, организационной и финансовой поддержкой. При успешной реализации инвестиционного проекта налоговые отчисления в бюджет начнут поступать сначала от «дочернего» инвестиционного проекта, затем от предприятия-инвестора в ходе окупаемости суммы фактических инвестиций за счет экономии налоговых отчислений. Предприятие-инвестор выступает в качестве «донора», обеспечивающего жизненными силами другие (разнородные по видам деятельности) организации. Таким образом, оказывается стимулирующее воздействие на развитие отраслей экономики не централизованно, а рассредото-ченно, на местном уровне.

С

Условные обозначения: - предприятие I -- направление инвестиций

А, В, С, Э, Е - виды деятельности

¿2, ¿3, ■■■, ¿7 - сроки окупаемости инвестиционных проектов

Рис. 3. Процесс активизации инвестиционных процессов во времени

В процессе реализации данного механизма важно исключить простое «перекачивание» финансовых средств и образование инвестиционных циклов (дублирование уже полученных льгот). Это достигается за счет четкой регламентации и контроля условий предоставления налоговых льгот, одним из которых является фактическая экономическая эффективность реализуемых проектов; созданием системы мониторинга инвестиционных процессов на территории РФ, позволяющей осуществлять контроль, перспективное планирование и отслеживание инвестиционных связей с целью устранения замкнутых циклов (рис. 4).

А

В

А

В

а) прямое

б) опосредованное

Рис. 4. Варианты простейших инвестиционных циклов

Реализация отдельных элементов механизма стимулирования инвестиционной активности путем налогового регулирования вариативна. Так, например, возможны следующие способы предоставления налоговых льгот:

• льготная ставка налога на прибыль, действующая для предприятий-инвесторов (по шкале 0, 5, 10, 15 % в зависимости от объема реальных инвестиций);

• учет суммы реальных инвестиций в структуре внереализационных расходов предприятия, нарастающим итогом в течение года, что обеспечивает понижение уровня налогооблагаемой прибыли.

Действие налоговых льгот должно распространяться на период реализации инвестиционных проектов и до момента окупаемости инвестиций суммой предоставленных налоговых льгот и полученного дохода инвестора от реализации проекта. Выполнение этого условия существенно снижает уровень экономических рисков, повышая инвестиционную привлекательность различных видов экономической деятельности, ускоряя сроки окупаемости инвестиций и, следовательно, запуска новых проектов.

По сроку получения налоговых льгот возможны следующие вариации:

• моментальное - «автоматический» учет инвестиционных расходов, льготных налоговых ставок по результатам текущей деятельности на каждый отчетный период;

• отсроченное - путем оформления налогового вычета по результатам текущего года либо предоставления статуса предприятия-инвестора и назначение налоговой льготы по результатам оценки эффективности реализуемых инвестиционных проектов и перспективных планов их развития.

По механизму получения налоговой льготы:

• создание межведомственной комиссии на уровне субъекта РФ, осуществляющей контроль и оценку результатов реализации инвестиционных проектов, назначение статуса предприятия-инвестора;

• отсутствие комиссии, контроль только со стороны инспекции федеральной налоговой службы.

Реалистичным и более эффективным в настоящее время представляется механизм получения налоговых льгот путем назначения статуса предприятия-инвестора межведомственной комиссией, основная роль которой - анализ, контроль, оценка перспектив и эффективности инвестиционных проектов, степени их соответствия условиям предоставления

налоговых льгот. Подобная структура, например, существует при Главном управлении экономики и инвестиций Алтайского края и во многих других регионах РФ. Для эффективной работы комиссии, повышения степени объективности необходимо выработать систему индикаторов и контрольных показателей, достижение которых гарантирует присвоение статуса предприятия-инвестора. Опротестование решения комиссии возможно в суде. Основные составляющие предлагаемого механизма налогового регулирования, схема взаимодействия органов государственной власти и субъектов экономической деятельности раскрываются на рис. 5 и в табл. 2.

Рис. 5. Взаимодействие региональных органов власти и субъектов экономической деятельности в рамках реализации механизма стимулирования инвестиционной активности

Основные функции реализации механизма выполняют органы государственной и местной власти, усилия которых направлены на решение следующих задач:

1) определение основных приоритетов государственной промышленной политики на федеральном и региональном уровнях;

2) обеспечение функционирования механизма активизации инвестиционной активности, правовых условий налогового регулирования на основе разработанной и законодательно утвержденной системы налоговых льгот;

3) создние единой национальной системы мониторинга инвестиционных процессов, обеспечивающих функции контроля, анализа, перспективного планирования инвестиционных процессов в РФ и регионах;

4) планирование и прогноз основных социально-экономических показателей на уровне регионов и РФ в целом.

Главными условиями получения статуса предприятия-инвестора и, как следствие, предоставления налоговых льгот выступают:

• выделение реальных инвестиций на развитие внешнего производства, другого вида экономической деятельности;

• экономическая, социальная и бюджетная эффективность инвестиционного проекта.

Таблица 2

Основные функции элементов системы активизации инвестиционных процессов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

за счет налогового регулирования

Элементы системы Основные функции

1. Подсистема управления

1. Органы государственной власти на федеральном уровне 1. Правовое обеспечение системы налогового регулирования промышленного развития, включая: • принятие законопроектов регламентирующих процесс предоставления налоговых льгот; • законодательное утверждение налоговых ставок, нормативов, ключевых индикаторов эффективности инвестиционных проектов; • утверждение требований, предъявляемых к предприятиям-инвесторам; • определение ограничений по видам экономической деятельности предоставления налоговых льгот. 2. Разработка типовой документации, структуры отчетности по результатам реализации системы стимулирования. 3. Контроль результатов, с оценкой эффективности системы стимулирования, показателей демографии предприятий, прироста инвестиций, валового регионального продукта и пр. 4. Текущее планирование с оценкой бюджетных поступлений в консолидированный бюджет РФ, объема предоставленных налоговых льгот. 5. Информирование нижележащих уровней управления о методах реализации системы налогового регулирования

2. Администрация субъекта РФ 1. Принятие постановлений, обеспечивающих реализацию механизма налогового регулирования на территории региона. 2. Информирование ведомств и субъектов экономической деятельности о методах и формах реализации системы налогового регулирования на территории региона. 3. Контроль результатов, с оценкой эффективности системы на уровне региона и объема предоставленных налоговых льгот. 4. Участие в работе комиссии по утверждению отчетности и предоставлению налоговых льгот. 5. Текущее планирование с оценкой бюджетных поступлений в бюджеты всех уровней РФ

3. Управление экономики и инвестиций в субъекте РФ 1. Информирование, консультирование. 2. Разработка документации, структуры отчетности по результатам реализации инвестиционных проектов. 3. Участие в работе межведомственной комиссии по утверждению отчетности предприятий-инвесторов и предоставлению налоговых льгот. 4. Выполнение контрольных функций. 5. Отчетность вышестоящим организациям региональной власти. 6. Текущее планирование с оценкой бюджетных поступлений в бюджеты всех уровней РФ

4. Управление федеральной налоговой службы по субъекту РФ 1. Информирование, консультирование. 2. Участие в работе межведомственной комиссии по утверждению отчетности предприятий-инвесторов и предоставлению налоговых льгот. 3. Выполнение контрольных функций. 4. Отчетность вышестоящим организациям региональной власти

2. Подсистема производства

1. Предприятия-инвесторы 1. Выбор и разработка инвестиционных проектов. 2. Формирование пакета документов для получения налоговых льгот. 3. Текущая отчетность предприятия перед органами государственной власти. 4. Поддержка реализации инвестиционных проектов, передача кадрового потенциала, инновационных разработок, инвестиции. 5. Текущее планирование хода реализации инвестиционных проектов

2. Инвестируемые предприятия 1. Реализация инвестиционных проектов. 2. Формирование отчетности, отражающей результаты деятельности. 3. Текущее планирование деятельности предприятий

Предложенный механизм представляет собой разновидность модели «точечного развития», при этом стимулирование «точек роста» осуществляется за счет снижения налогового и административного давления, что позволяет создать условия для эффективного функционирования, развития и диверсификации деятельности предприятий.

Предлагаемый способ активизации инвестиционных процессов базируется на рыночных принципах государственного участия в экономике и соответствует зарубежной практике государственного регулирования национальной экономики. Конкретные формы реализации данного механизма подлежат дополнительному изучению. Важно исследование уровня реакции экономики по объему бюджетных поступлений, развитию внутреннего рынка, демографии предприятий для различных сценарных условий как на уровне РФ, так и отдельных регионов, которое возможно путем применения методов экономико-математического и имитационного моделирования.

Список литературы

1. Крутик А. Б., Гражданкин В. А. Новая инвестиционная стратегия как путь модернизации основных фондов // Изв. Алт. гос. ун-та. 2010. Т. 1, № 2. С. 239.

2. Инвестиционный климат в Российской Федерации. М.: Министерство экон. развития РФ, 2010. С. 16.

3. Смирнов С. А. Промышленная политика как инструмент перехода отечественной промышленности на новый качественный уровень. Управление персоналом. URL: http://uprperson.ru/osnovnye_pokazateli_prognoza_socialjnoyekonomicheskogo_razvitiya/promysh lennaya_politika_kak_instrument.

4. Косалс Л. Я., Рывкина Р. В. Становление институтов теневой экономики в постсоветской России // Социологические исследования (СоцИс). 2002. № 4. С. 22-30.

Материал поступил в редколлегию 06.06.2011

A. V. Bogoviz, E. V. Ponkina, E. V. Korneva THE PROBLEM OF INCREASING INVESTMENT ACTIVITY OF INDUSTRIAL DEVELOPMENT

Modern problems of Russian economic development are considered, one of which is the low level of investment and innovative activity of industrial enterprises. Analysis of relevant factors allowed to identify ways of improving the state industrial policy, which is providing stimulation of investment activity. Mechanism of tax regulation is regarded as one of the priorities in the paper and allows to generate a steady cash flow of investments into the real economy, and allows to diversify and modernize production.

Keywords: real investment, industry, progress, government regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.