Научная статья на тему 'Проблемы повышения бюджетной устойчивости муниципального образования (на примере местных бюджетов Нижегородской области)'

Проблемы повышения бюджетной устойчивости муниципального образования (на примере местных бюджетов Нижегородской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
FINANCIAL STABILITY / BUDGET / LOCAL GOVERNMENTS / DEFICIT / INCOME / MUNICIPALITY / BALANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гузнова Ю.С., Кучина К.Н.

В статье исследованы современные проблемы повышения бюджетной устойчивости в условиях нестабильной экономики на примере муниципальных бюджетов Нижегородской области. Авторами проводится оценка доходной базы и расходной части муниципальных бюджетов, оценка результативности управления финансовой устойчивостью доходной базы бюджетов, регионов и муниципальных районов. В статье предложены пути улучшения финансовой устойчивости муниципальных образований и мероприятия, позволяющие муниципальным органам активизировать механизмы оздоровления муниципальных финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения бюджетной устойчивости муниципального образования (на примере местных бюджетов Нижегородской области)»

УДК 336.12 (470+571)

Экономические науки

Гузнова Ю.С., Кучина К.Н., специалист-эксперт Магистранты, кафедра финансов и кредита, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация: В статье исследованы современные проблемы повышения бюджетной устойчивости в условиях нестабильной экономики на примере муниципальных бюджетов Нижегородской области. Авторами проводится оценка доходной базы и расходной части муниципальных бюджетов, оценка результативности управления финансовой устойчивостью доходной базы бюджетов, регионов и муниципальных районов. В статье предложены пути улучшения финансовой устойчивости муниципальных образований и мероприятия, позволяющие муниципальным органам активизировать механизмы оздоровления муниципальных финансов.

Ключевые слова: финансовая устойчивость, бюджет, органы местного самоуправления, дефицит, доходы, муниципальное образование, сбалансированность.

Summary: In article modern problems of increase in the budget stability in the conditions of unstable economy on the example of local authority budgets of the Nizhny Novgorod Region are researched. Authors carry out assessment of profitable base and an account part of local authority budgets, assessment of effectiveness of management of financial stability of profitable base of budgets, regions and municipal districts. In article ways of improvement of financial stability of

municipalities and actions allowing municipal authorities to make active mechanisms of improvement of municipal finance are offered.

Key words: financial stability, budget, local governments, deficit, income, municipality, balance.

Финансовое положение муниципальных образований в последние годы характеризуется ростом негативных явлений. Причиной этого, с одной стороны, являются развитие экономического кризиса в стране, общая макроэкономическая неопределенность, высокая степень зависимости доходов бюджета от ключевого источника их поступления. С другой стороны, бюджетная политика федерального центра, проводимая в отношении регионов и муниципалитетов, усугубляет бюджетный кризис территорий. Это является препятствием для решения стоящих перед государством задач социально-экономического развития и реализации полного комплекса расходных обязательств органов муниципальной власти.

Создание прочной финансовой основы в стране невозможно без обеспечения бюджетной устойчивости доходной базы бюджетов муниципальных образований. Достичь ее выполнимо путем расширения финансовой автономии и повышения платежеспособности территории, развития доходного потенциала и построения рационального межбюджетного взаимодействия. [2, с.90]

Углубление теоретико-методологических аспектов управления бюджетной устойчивостью доходной базы бюджетов муниципальных образований позволяет расширить видение проблем системы общественных финансов и повысить оперативность принятия органами публичной власти требуемых мер по их решению. Информационной основой для этого могут выступить результаты оценки состояния бюджетной устойчивости доходной базы муниципалитетов, предусматривающей оценку результативности ее управления с учетом влияния на стабильное наполнение казны совокупности бюджетных угроз.

Основой финансовой устойчивости государства является финансовая самостоятельность регионов и муниципальных образований. Это означает, что каждая административно-территориальная единица имеет право на экономическую самостоятельность, существование которой невозможно без наличия у органа местного самоуправления собственного бюджета, а соответственно, и права его составления, утверждения и выполнения без вмешательства вышестоящих органов. В последние годы в России предпринимаются попытки усиления финансовой самостоятельности и укрепления экономической независимости органов местного самоуправления. В этой связи интересно провести анализ финансовой устойчивости отдельных муниципальных районов Нижегородской области.

В 2013-2015 гг. Правительством Нижегородской области создана региональная система стратегического планирования: отраслевые программы и программы развития территорий согласованы со Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года.

На основании отчетных данных Администраций муниципальных районов, за 2013 - 2015 гг. муниципальные бюджеты не были исполнены ни по доходам ни по расходам, то есть расходы не соответствовали доходной части (дефицит бюджетов составил 1979,7 млн. руб.). Но в целом можно отметить некоторые изменения в соотношении доходов и расходов муниципальных бюджетов. [7]

Причинами увеличения доходной части бюджетов явились несколько причин: во-первых, рост налоговых поступлений вследствие увеличения поступления НДФЛ и ЕНВД. Во-вторых, рост доходов бюджета достигался в следствие увеличения безвозмездных поступлений в части субсидии для софинансирования расходных обязательств по вопросам местного значения, выплачиваемой в зависимости от выполнения районом социально-экономических показателей, и прочих субсидий.

В то же время необходимо отметить тот ф т, что рассмат и ая финансо ую самостоятельность мун ципальных райо о , можно ск ать, что

все же для выполнения всех социальных и экономических функций местному самоуправлению не хватает в достаточной мере финансовых ресурсов.

Для повышения уровня шгзни населения Нижегородской области и осуществления легитимности законодательства, муниципальному образованию необходимо иметь необходимые сре ства нст уме ты фи а сово о о еспечения его с мостояте ьности.

2913т 2014 г 2Й58Г

■50

-100

-142.5

-150 -200

—Арзамаскнй район -И-Дпвеевскнй район Кстовскнй район -Шатковсюш район

Рисунок 1 - Дефицит и профицит местных бюджетов, как отражение их финансовой устойчивости, млн. руб.

Современное состояние и развитие системы управления муниципальными финансами в Шатковском муниципальном радоне характеризуется про едением от етственной и про рачно бюд етно олитик в по о соответствии с требованиями бюджетного законодательства, эффективным использованием бюджетных средств в рамках приоритетных задач, муниц пальной по итики, обес ечением устойч вост и с ала сиро анност районного бюджета в долгосрочной перспективе.

За последние годы 2013-2015 гг. в Шатковском муниципальном радоне осуществлен комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы управления муниципальными финансами, среди которых необходимо выделить:

- учет расходных обязательств муниципального района, исполняемых за счет средств районного бюджета, оценка объема бюджетных ассигнований на исполнение действующ х и пр им емых расхо ых обязате ьств в очередном финансовом году и плановом периоде;

- последовательное совершенствование межбюджетных отношений с бюджетами поселений;

- переход от сметного финансирования учреждений к финансовому о еспечению выпо нения муниц альных адани на о аза ие муниц а ьных услуг (выполнение работ);

- формирование прозрачной консолидированной бюджетной отчетности и сво ной бухгалтерской отчетност бюд етных, а е ых автономных учреждений муниц п льного р йо а;

- повышение прозрачности и доступности информации о бюджетном процессе, в том числе, посре ство пре оставления бюджета в доступ о д я граждан.

Но нарастание кризисных явлений в экономике муниципального района, необходимость его перехода на траекторию усто чиво о социально-эко о ического развития, пре олаг юще о уве ичен е расходо , выделяемых на повышение уровня и качества изн населения, развит е человеческо о капитала, стиму иро ание пре рин мательс ой ниц ативы инвестиц онно активности, а туал з руют проблему устойчивост охо но базы бюджета.

Чтобы непосредственно отразить уровень бюджетной устойчивости муниципального района необходимо провести оценку собственных доходов бюджета во взаимоувязке с доход ми и расходами в целом о территории. В таблице 1 рассмотрим сумму и удельный вес собстве ых доходов юджета в структуре общих доходов Шатковского муниципального района.[8]

Таблица 1 - Сумма и удельный вес собственных доходов бюджета в структуре общих доходов Шатковского муниципального района в 2013 - 2015 гг

Показатель 2013 г 2014 г 2015 г

Собственные доходы бюджета, тыс. руб 328532,7 296105 406020,4

в том числе:

налоговые доходы 141437 146480 233117,1

неналоговые доходы 13333,3 12168,4 14255,4

безвозмездные поступления (без субвенций) 173762,4 137456,6 158647,9

Всего доходов бюджета, тыс. руб. 547322,3 550412,9 556254,7

Удельный вес собственных доходов в общем 60,0 53,8 73,3

сумме доходов, %

Рассматривая таблицу 1 можно отметать следующие моменты. Сумма собственных доходов бюджета велика (самый низкий показатель в 2014 г -53,8%). При этом величина собственных доходов указанного муниципшгьного района в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличилась. Отмечено, что в динамике за 2013 - 2015 гг замечена положительная тенденция увеличения указанного показателя.

Д лее про нализируем соотношение собственных доходо юджета Шатковского муниципального района его бюджетным расходам. Основная пробле а заключается в формальном и слабо увяз нно с бю жет ы процессом применением таких и струме то в ед ения п нц о бюджетирования, ориентиро ан о о на результат, как реестр расходных обязательств и ведомственные целевые программы; остается ограниченным опыт недрения мун ципальных зада ий, совершенство ания с сте ы стандартов качества муниципальных услуг, а также рите ев их оценки; е в полнот мере отработаны механизмы повышения эффективности бюджетных расходов, контроля и оценк эффектив ости про зводимых расхо о ; е достаточно потно реализованы возможности повышения качества управления муниц пальны и финансами, со ерше ство ан я роцедур б джетно о процесса и меры, связанные со сниже ие мун ципального до га и до го ой нагрузки.

Как видно, большинство обозначенных вопросов имеют некоммерческий х рактер, то есть практичес и исключают во можность по учения какой-либо эко о ическо вы о ы. При этом о бюджетообремените ьны и потенциально затратны. В связи с этим представляется интересным определение доли собственных доходов в общем объеме расходов муниц пально о бюджета.

В таблице 2 представлены да ные по расхо ам ю жета Ш тко с о о муниципального района и величине собственных доходов бюджета за 2013 -2015 гг.

Таблица 2 - Величина и удельный вес собственных доходов Шатковского муниципального района в 2013 - 2015 гг. по отношению к общему объему расходов

Показатель 2013 г 2014 г 2015 г

Собственные доходы, тыс. руб 328532,7 296105,0 406020,4

Всего расходов бюджета, тыс. руб. 557820,5 552052,6 552384,1

Удельный вес собственных охо ов в общей сумме расходов, % 58,9 53,6 73,5

На осно ании да ных т блицы 2 следует, что в Шатко ско муниц пально районе расходы не по ры аются в по но о ъеме собственны и средствам . По данному по азателю 2014 г. ост г минимального значения (53,6 %), максимальный - в 2015 г (73,5 %). Очевидно, что в данном случае невоз ожна о ноценн я реал з ция принципов пра о о о регулирования полномочий органов местного самоуправления, определенных ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3, предполагающих, в частности, исполнение финансовых обязательств, возникающих в связи с решением вопросов мест о о значения, за счет сре ств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерально о бюджета бю жетов су ъектов Российской Федерации).[1] Продолжается тенденция централизации финансовых ресурсов на государственном уровне при одновременном увеличении обязательств местного уровня.

Следовательно, орга ы мест о о самоуп авлен я Шатко ско о муниц пально о райо а е в олно ме е обладают фина совы инструментами (собственными доход ми бюд ета) для по ноце о реализации обозначенных полномочий и эффективного решения вопросов местного значения. В связи с этим большое значение приобретает организация рационального, продуманного механизма регулирования межбюджетных отношений.

В течение 2013 - 2015 года администрацией района были предприняты следующие меры по обеспечению сбалансированности районного бюджета:

- финансирование расходов из средств районного бюджета осуществлялось с применением механизма утверждения предельных объемов финансиров ния н к ждый квартал;

- обеспечено оператив ое управлен е остатками бю жет ых средств, что позволило своевременно осуществлять расходы а онно о юджет .

В це ях улучшения финансо ой устойчивост мун ципальных образований необходимо проведение следующих мероприятий:

1. Увеличение доходной части местных бюджетов. В этих целях предлагаем:

- перевести некоторые федеральные и региональные налоги на местный уровень. При этом муниципальные образования должны быть обеспечены финансо ы и ресурсами так м образом, чтобы орг ны естно о самоуправления могли не только осуществлять финансирование текущих расходов, но и формировать бюджеты развития в структуре мест ых б д ето ;

- по ностью или частич о перевест в число мест ых налог , в маемые по специальным налоговым режимам. Нало оплате ьщи ам , переше ши и н специальные ре имы, являются пре риятия мало о и с еднего би еса, а также индивидуальные пре риниматели. Важно, чтобы в мест ые б джеты поступали налоги, выплачиваемые предпринимателями, что позволит заинтересовать органы местного самоуправления в развитии бизнеса на по ко трольных им территориях. Кроме то о, на мест о уро е мо но учесть мно ие особенности и специф ку деятельности субъектов мало о и среднего предпринимательства, которые могут по ожите ьно сказаться на по ыше эффективности и устойчивости местных бюджетов; - усилить контроль за начислением и уплатой местных налогов и сборов (земельного налога, налога на имущество физических лиц и торгового сбора).[5, с. 125]

С целью получения информац о строениях и соо ужениях, во водимых на территории муниципального образо а ия, органам местно о с моуправления следует:

- принять меры по со данию и формацио ных систе стро тельно деятельности, что по во т своевреме о выявлять но ые во еден ые о ъекты, на которые в устано ленном оря е не офор лены ав собственности;

- систематизиро ать сведения об ис ользо ан мун ципально о имущества, в частности, про ести инве таризацию муниц а ьной собственности для того, чтобы выя ть неиспо ьзуемое, а также пре о ить меры по его эффективному использованию (принять меры по его продаже или сдаче аренду; разработ ть програм ы пр ват зации мун ципа ьно о имущества и др.);

- разработать мероприятия по обес ечению поступле й в мест ый бюджет части прибыли мун ципальных п ед ият , остаю ейся ос е уплаты нало ов и иных обяз тельных платежей. Для этого необходимо разр ботать и принять но мативно- раво ые а ты, зак е ля щие поря о размеры зачисления в бюджет части прибыли муниципальных предприятий;

- разработать предложения, направленные на увеличение прибыли; усилить ко тро ь муниц альных органов за фо миро анием и использованием резервных фондов муниципальных предприятий;

- усилить контроль за поступлением неналоговых доходов в местные бюджеты. Д я этого мун ципальным о ганам необходимо п нять е ы по привлечению до о нительных сре ств в мест ый бюджет (установить ра ме ы платы за пользование бюджетными кредитами; начислять проценты в случае продления сро а по получен ым отсрочкам и рассрочк м л теже в ю жет др.) ;

- иметь сво х пре став телей в кц онерных обществах с до евы участием муниципального образования.

2. Рационализация расходов местных бюджетов. Согласно Бюджетному кодексу РФ, одним из принципо бюджет ой системы Российской Фе е ации является принцип эффективности и результативности использования бюджетных средств, который заключается в том, что при составлении и испо нении бюджетов участники бюджет о о процесса до жны исходить необходимости достижения заданных результатов с использованием рационального объема средств. В рамках реализации этого принципа следует усилить контроль за расходами местного бюджета.

В частности, следует создать эффективную структуру органов местного самоуправления и органо управления мун ципальны и орга изациями, исключающую дублиро ание функц й да ых органов с целью со ра ения расходов на их содержание. Важнейшим направлением совершенствования системы управления бюджетными расходами я ляется внедрение в б д етны процесс принц пов бюджет ро а ия, ориент ро а но о на е ультат про едение оптимизации бюджет о о сектора, включающий в се я п о едение оценки потребности в бюджетных учрежде иях, о азы ающ х муниц а ьные услуги; присоединение отдельных учреждени к друг м организация или х ликвидация.

3. Мобилизация источников финансирования дефицита местного бюджета. Довольно часто местные бюджеты утверждаются с дефицитом. Причиной этому служит недостаточное обеспечение доходными источниками принятых расходных обязательств. Это происходит в пределах норм, установленных Бюджетным кодексом РФ. Муниципальное образование самостоятельно определяет возможные источники покрытия дефицита местного бюджета. Одним из основных источников финансирования бюджетного дефицита являются поступления от продажи муниципальной собственности, в том числе земельных участков.

Другим источником является привлечение кредитных ресурсов, но при этом необходимо выбирать наиболее выгодные условия их предоставления, используя, например, практику проведения конкурсов среди кредитных

организаций. Третьим источником финансирования бюджетного дефицита является выпуск муниципальных ценных бумаг, который также следует активно использовать в практике борьбы с бюджетным дефицитом.

Основными задачами бюджетной и налоговой политики на 2016 год могут быть:

- развитие налогового потенциала на территории муниципального района, в том числе путем выбора оптимальных форм поддержки важных для района отраслей экономики, формирование благоприятных условий для развития бизнеса и содействия занятости населения;

- обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы муниципального района, в том числе за счет последовательного снижения дефицита районного бюджета и сокращения муниципального долга;

- исполнение действующих расходных обязательств;

- проведение при поддержке федерального и областного бюджета активной политики социального развития;

- повышение эффективности бюджетных расходов, качества и доступности предоставляемых бюджетных услуг;

- повышение роли финансового контроля, в том числе в вопросах оценки эффективности использования бюджетных средств, качества финансового менеджмента, анализа достигнутых результатов, утверждаемых в муниципальных заданиях.

В частности, результаты оценки результативности управления финансовой устойчивостью доходной базы бюджетов регионов и муниципальных районов с учетом влияния на нее совокупности бюджетных угроз являются важной информационной основой для всех заинтересованных лиц. Они могут быть использованы органами публичной власти всех уровней при изменении бюджетной политики. В качестве основных направлений, по которым целесообразно вести данную корректировку могут быть названы:

1) модернизация модели бюджетного федерализма, обеспечивающая рост собственных доходов территориальных бюджетов, соответствие доходных

возможностей объему расходных обязательств регионов, поддержание государственного и муниципального долга территорий на экономически безопасном уровне;

2) наращивание доходного потенциала, основанного на долгосрочном устойчивом социально-экономическом развитии регионов.

Предложенные мероприятия позволят муниципальным органам активизировать механизмы оздоровления муниципальных финансов; создать условия для обеспечения устойчивого исполнения местных бюджетов; повысить эффективность и результативность работы органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса; выявить внутренние резервы экономии расходов и увеличения доходов местных бюджетов.

Библиографический список

1. ФЗ- № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

2. Арсланбекова А.З. Проблемы обеспечения финансовой устойчивости местных бюджетов // Юридический вестник ДГУ. - 2015. - № 4. - С. 88-91.

3. Боровая С.Л. К вопросу об оценке финансовой устойчивости местных бюджетов // Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки / Материалы VII международной научно-практической конференции. н.-и. ц. «Академический». North Charleston, SC, USA, 2015. - С. 242-244.

4. Соколова А.А. Подход к оценке финансовой устойчивости местных бюджетов // Наука, образование и инновации / Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. - С. 92-98.

5. Усков И.В. Оценка финансовой устойчиости муниципальных бюджетов в России // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 1 (54). - С. 224-227.

6. Фомина Е.А., Ковальская Ю.В. Моделирование параметров финансовой устойчивости территориального бюджета // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2015. - № 6 (128). - С. 100-104.

7. Официальный сайт Министерства финансов Нижегородской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mf.nnov.ru/

8. Официальный сайт Шатковского муниципального района [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.shatki.info/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.