Научная статья на тему 'Проблемы построения целей с помощью метода smart и возможные пути их решения в современном обществе и организации'

Проблемы построения целей с помощью метода smart и возможные пути их решения в современном обществе и организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2205
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / SMART-ТЕХНОЛОГИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / СОТРУДНИКИ ОРГАНИЗАЦИИ / КОРПОРАТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулимова Е.А., Шарафутдинова Е.Е., Конышева Н.О.

В данной статье авторы рассматривают проблемы построения целей с помощью метода SMART и возможные пути их решения в современном обществе и организации. SMART-технология, представляющая собой методику правильной постановки целей на уровнях всей организации, подразделений, отдельных сотрудников. SMART помогает избежать ситуаций, когда подчиненные неправильно понимают задачи, которые перед ними ставит менеджер. Определение целей с использованием SMART-технологии позволяет обеспечить положительный результат не только в бизнесе, но и в личном развитии человека. Использование данного метода способно вывести ваши достижения на новый, более высокий уровень. В статье авторы обращают внимание на недостаток SMART-технологии, которым, по их мнению, является процесс достижения поставленной цели. Для подтверждения данной гипотезы был проведен опрос респондентов, результаты которого представлены в работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы построения целей с помощью метода smart и возможные пути их решения в современном обществе и организации»

Проблемы построения целей с помощью метода SMART и возможные пути их решения в современном обществе и организации

Сулимова Елена Александровна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова»

Шарафутдинова Евгения Евгеньевна

студент факультета менеджмента, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова»

Конышева Николь Олеговна

студент факультета менеджмента, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова»

В данной статье авторы рассматривают проблемы построения целей с помощью метода SMART и возможные пути их решения в современном обществе и организации. SMART-технология, представляющая собой методику правильной постановки целей на уровнях всей организации, подразделений, отдельных сотрудников. SMART помогает избежать ситуаций, когда подчиненные неправильно понимают задачи, которые перед ними ставит менеджер. Определение целей с использованием SMART-технологии позволяет обеспечить положительный результат не только в бизнесе, но и в личном развитии человека. Использование данного метода способно вывести ваши достижения на новый, более высокий уровень. В статье авторы обращают внимание на недостаток SMART-технологии, которым, по их мнению, является процесс достижения поставленной цели. Для подтверждения данной гипотезы был проведен опрос респондентов, результаты которого представлены в работе.

Ключевые слова: целеполагание, ценностные ориентации, SMART-технология, организация, сотрудники организации, корпоративный психолог.

Ситуация, возникшая в современном менеджменте, непрерывно усложняется, а ее стратегическая направленность все более становится актуальной на данное время; то есть теряющей свою перспективность из-за множества проблем, разнообразие и число которых растет [3, с. 304]. Для российского менеджмента изменения нечетки: изучение поведения работников недостаточно, а оценка стратегического результата предполагает непрерывное уточнение цели [4, с. 110].

Любой человек в течение года ставит более 10 000 целей, и определяет их как «главные», и промежуточные. Этот научно доказанный факт отлично отражает роль целеполагания в современном мире. Оно окружает нас с самого детства и существует буквально повсюду: в школе, когда детям ставят цель «учиться на отлично», благодаря которой они развиваются в самых разных направлениях; в высшем учебном заведении, когда перед студентом стоят более серьёзные и профессиональные цели, такие как «защитить дипломную работу» или «получить грант на стажировку»; на работе, где цели от «составить отчёт» до «получить должность руководителя отдела» окружают взрослого человека; и даже дома, ведь иногда обыкновенная уборка в квартире превращается во что-то глобальное. Знание цели организует деятельность, задает направление ее развития [1, с. 128]. Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Наиболее продуктивными для процесса целепо-лагания являются взаимосвязи его компонентов с ценностными ориентациями на самореализацию, творчество и работу [2, с. 74].

Однако цели необходимы не только человеку, но и всем существующим организациям, ведь только так можно поспособствовать повышению уровня их конкурентоспособности. И часто случаются ситуации, когда компании «не выдержи-

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю 8

М О

to

а>

о

сч

00 OI

О Ш

m

X

<

m о х

X

вают» рыночной конкуренции и уходят с рынка из-за неправильной постановки целей. Справедливости ради стоит сказать, что в постиндустриальном обществе существует множество методов постановки целей, и SMART — один из них.

Технология SMART — современный подход к постановке рабочих целей, диапазон использования которого поистине широк: от менеджмента до проектного управления. Его особенность состоит в том, что он помогает конкретизировать желаемый результат, необходимый для какой-либо организации, а также сделать его «более достижимым» с помощью чёткой системы визуализации и реализации цели. Данный подход предлагает универсальные критерии для определения и постановки целей, каждое действие из которого заключено в одной из букв аббревиатуры.

S - «Specific», что в переводе с английского означает «Конкретный», требует ясности в вопросе, что именно необходимо достигнуть: то есть, нельзя сказать «хочу, чтобы моя компания имела большую выручку», следует говорить «целью компании будет увеличение прибыли на 20% по сравнению с базисным годом».

M - «Measurable», что в переводе на русский будет означать «Измеримый», предполагает, что будущая цель должна быть не абстрактной, а физически измеримой, то есть, обладающей некоторыми реальными свойствами.

А - «Achievable», имеющее значение «Достижимый», подразумевает реальность цели и того, за счёт чего её планируется достигнуть: то есть, "поднять" прибыль компании за счёт выпуска продукции на смежном рынке вполне возможно, а брать миллионы из воздуха — вряд ли.

R - «Relevant», что означает «Актуальный», помогает задать вопрос: действительно ли выполнение данной цели необходимо? Этот вопрос помогает рационализировать стратегию достижения цели и как можно сильнее сократить количество шагов к ней.

Т - «Time-Bound», что в переводе с английского означает «Ограниченность во времени», определяет временной тригер выполнения некоторой задачи.

Рассмотрев аспекты метода SMART, нам стало понятно, что в нем есть один недостаток, который вполне может направить деятельность организации в неправильное русло, затормозить ее или вовсе остановить. Это аспект достижимость цели.

Наверняка многие из тех, кто ставил себе цель по данному методу, сталкивались с тем, что отвергали или занижали ее. Чтобы выявить, действительно ли происходила подобная ситуация или так только кажется на первый взгляд, мы решили провести тестирование среди студентов Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова [5]. Нами были опрошены 310 че-

ловек, которые в последствие ответили на 3 важных вопроса.

Первый - «Знаете ли Вы, что представляет из себя технология SMART в целеполагании?» С помощью этого вопросы мы сразу выявили свою целевую аудиторию, из 310 опрошенных о методе знают только 162 человека (52% из общего числа) (рис.1).

Второй вопрос - «Ставили ли Вы когда-либо цели по технологии SMART?» Из 162 человек, осведомленных о методе через учебную практику или другие источники, метод использовали 108 человек (66,7% из тех, кто знает о методе, или 34,8% из общего числа опрошенных) (рис.1).

Третий - «Случалось ли, что Вы отсеивали или занижали какую-либо цель из-за того, что она не подходила под категорию "Achievable" - Достижимый». Этот вопрос наиболее важен для рассмотрения и понимания проблемы метода SMART. По его результатам 95 человек отбрасывали цель на стадии ее формирования (88% из числа тех, кто использовал когда-либо данную технологию) (рис.2).

В ходе проведенного опроса выявлено, что метод SMART ставит процесс целеполагания в четкие рамки, от которых может пострадать дальнейшее развитие как отдельного человека, так и целой организации. Сложно правильно сформулировать свою цель и понять, хватит ли усилий на ее осуществление, оценить их объективно. В результате остается только то, что возможно выполнить, используя те ресурсы и знания, которые уже имеются. В этом заключается главная опасность этого метода: дальнейшее его использование не подталкивает к развитию и преодолева-нию проблем, с которыми можно столкнуться и нужно будет решать для достижения некой цели, а наоборот подталкивает к занижению собственных способностей и возможностей, давя таким громким словом, как «достижимость».

Рис. 1. Результаты анкетирования студентов Российского Экономического Университета им. Г.В. Плеханова о знании основ и направлений применения технологии SMART

Как часто мы все сталкиваемся с тем, что нам говорят: «это невозможно», «даже не пытайся»? Эта технология косвенно вбивает в мышление

используемого ее человека, что у него не получится осуществить цель, если сейчас у него нет необходимых ресурсов. Так же компании не могут развиваться, находясь под давлением уменьшения прибыли или своей доли на рынке.

I Отбрасывали цели

Не отбрасывали цели

Рис. 2. Результаты анкетирования студентов Российского Экономического Университета им. Г.В. Плеханова о использовании критерия «Achievable» при постановке цели

Возникает вопрос: как же уменьшить влияние аспекта достижимости и улучшить данный метод? Рассмотрим некоторые пути решения проблемы.

По нашему мнению, стоит начать с психологии. С детства закладывается фундамент для дальнейшего поведения человека и развития его личности. Чтобы изменить образ его мышления, прежде всего нужна помощь психолога. В организациях, как страдающих от остановки развития и прекращения усиления своих позиций на рынке, так и развивающихся, но медленно, следует внедрить корпоративного психолога. Психолог сможет проработать с каждым сотрудником по отдельности или же выявить через групповые занятия по отделам их слабые места, которые тормозят деятельность. А также корпоративный психолог увеличит степень доверия сотрудников к своему начальству, и при постановке целей они не будут бояться неудач, следовательно, не будут бояться недостижимости целей.

Следующим способом может стать постоянное обучение сотрудников, в ходе которого сотрудники повышают свою квалификацию, становятся более подкованными в специальности. Повышая опыт и приобретая новые знания, развивая уже имеющиеся способности и навыки, работники могут ставить все большие цели. Главным образом это сократит в разы влияние фактора достижимости, сотрудники не будут бояться поставить цели выше своих знаний на момент постановки, потому что будут ожидать их увеличения в перспективе будущего.

Для детального разбора и нахождения иных путей решения проблем, связанных с технологией SMART в целеполагании, следует провести более глубокий анализ метода, в том числе на примере конкретной организации. В настоящее время существует мало работ на тему вреда технологии,

но мы считаем, что нужно уделить как можно больше внимания этой проблеме, в особенности из-за того, что это наиболее популярная методика целеполагания в менеджменте.

Литература

1. Антонов В.Г., Коротков Э.М. Менеджмент (для бакалавров). Учебник: — Москва: КноРус, 2019. — 306 с.

2. Воробьева И.Н. Взаимосвязь между целе-полаганием и ценностными ориентациями у менеджеров. Акмеология. 2009. № 2 (30). С. 71-74.

3. Никулин Л.Ф., Сулимова Е.А. Менеджмент перехода к новому укладу. Инновации и инвестиции. 2019. № 2. С. 304-310.

4. Никулин Л.Ф., Сулимова Е.А., Потапов Р.А. Теоретические аспекты становления современной модели менеджмента. Инновации и инвестиции. 2017. № 3. С. 109-112.

5. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова - Режим доступа: https://www.rea.ru/ru/Pages/default.aspx (дата обращения: 06.03.2019).

Problems of constructing goals using the SMART method and possible solutions to them in modern society and organization

Sulimova E.A., Sharafutdinova E.E.,Konysheva N.O.

Plekhanov Russian University of Economics In this article, the authors consider the problems of constructing goals using the SMART method and possible solutions to them in modern society and organization. SMART technology, which is a methodology for correctly setting goals at the levels of the entire organization, departments, individual employees. SMART helps to avoid situations when subordinates misunderstand the tasks that the manager poses for them. Setting goals using SMART technology allows you to ensure a positive result not only in business, but also in the personal development of a person. Using this method can bring your achievements to a new, higher level. In the article, the authors draw attention to the lack of SMART technology, which, in their opinion, is the process of achieving the goal. To confirm this hypothesis, a survey of respondents was conducted, the results of which are presented in the paper. Keywords: goal setting, value orientations, SMART technology, organization, employees of the organization, corporate psychologist. References

1. Antonov V.G., Korotkov E.M. Management (for bachelors). Textbook: - Moscow: KnoRus, 2019. - 306 p.

2. Vorobieva I.N. The relationship between goal setting and value

orientations among managers. Acmeology. 2009. № 2 (30). Pp. 71-74.

3. Nikulin L.F., Sulimova E.A. Management of the transition to a new

way of life. Innovation and investment. 2019. № 2. S. 304-310.

4. Nikulin L.F., Sulimova E.A., Potapov R.A. Theoretical aspects of

the formation of the modern model of management. Innovation and investment. 2017. No. 3. P. 109-112.

5. Plekhanov Russian University of Economics: Official site [Electronic resource] / Plekhanov Russian University of Economics - Access mode: https://www.rea.ru/ru/Pages/default.aspx (access date: 03/06/2019).

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю 8

М О

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.