УДК 342.4 ББК 67.400
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10290
проблемы построения правового государства
W W _ _
в российской федерации
Сиясат Магомедовна ГАБИЕВА, доцент кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право;
конституционный судебный процесс; муниципальное право
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и перспективы формирования правового государства в России. Предлагаются возможные варианты для решения этих проблем.
Ключевые слова: правовое государство, конституция, гражданское общество, законодательство, демократические принципы.
Annotation. This article discusses the problems and prospects of the rule of law in Russia. Options are available to address these problems.
Keywords: legal state, constitution, civil society, legislation, democratic principles.
В современном российском обществе проблема построения правового государства весьма актуальна. В Конституции РФ записано: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»1.
Как отмечает профессор С.А. Авакьян, «современный российский конституционализм основан на идеях народовластия, демократии, правового и социального государства»2.
Несмотря на закрепление принципа правового государства в Конституции РФ, на сегодняшний день нельзя сказать, что Россия является правовым государством, она находится еще на этапе становления такого государства, поскольку в Российском государстве еще слишком много проблем, которые нужно решить. Поэтому истинно правовое государство — это цель, которой надо достигнуть в ближайшем будущем.
Одной из проблем, которая выявляется при анализе текста Конституции Российской Федерации, является отсутствие четкого общепризнанного определения термина «правовое государство», что позволяет использовать по отношению к нему различные трактовки. Это говорит о том, что данный термин носит номинальный характер, а принципы и признаки правово-
го государства, не прописанные по отдельности в Конституции РФ, не имеют реальной силы. К тому же это препятствует правильному пониманию того факта, является ли Российская Федерация правовым государством, так как критерии, позволяющие судить об этом, отсутствуют3.
Проблемой также выступает и то, что гражданское общество еще находится на стадии формирования, тогда как процесс формирования правового государства сопровождается созданием гражданского общества. Отличием правового государства является его способность обеспечить соблюдение законов, которые поддерживает гражданское общество, что помогает защитить права и свободы личности, а также создает возможность справедливого урегулирования противоречий и конфликтов.
Другая проблема состоит в том, что закрепленные в Конституции РФ принципы и нормы носят больше декларативный характер, в то время как идею правового государства должны реа-лизовывать государственные органы и должностные лица именно на практике. К тому же в работе органов государственной власти России отсутствует высокая эффективность, что характеризуется высоким уровнем коррупции и нарушением ряда конституционных и иных правовых норм. Между тем одним из главных прин-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019
ципов правового государства является верховенство правового закона.
Имеет место и злоупотребление чиновниками своими должностными полномочиями. Отсюда следует, что мы не можем говорить о верховенстве правового закона, когда даже лица, занимающие высокие должности, нарушают его. Имеются многочисленные факты некомпетентности, коррумпированности и корыстности не только каких-то определенных лиц, но и целых институтов в системе государственного управления и власти.
Важнейшей проблемой является материальная необеспеченность людей. Государство, в котором наметился беспредельный разрыв между самым богатым меньшинством и бедным большинством, не может претендовать на высокую степень правового государства.
В силу сказанного необходимо усилить персональную ответственность за нарушения прав граждан, поскольку основная проблема, как представляется, заключается не в закреплении прав, а в их обеспечении и реализации.
Одной из главных проблем построения правового государства является совершенствование законодательства. Важно, чтобы нормативные акты не доминировали в количественном и качественном отношении в общей системе законодательства. Очень часто нормативные правовые акты, принятые к федеральным законам, противоречат им, а часть норм, закрепленных федеральным законодательством, действуют формально4. В связи с этим необходимо укрепление законности в обеспечении соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Проблемой является также правовая безграмотность населения, т.е. низкое развитие правовой культуры.
Как отмечает А.Ф. Хансвярова, «в Конституции и нормативных правовых актах нашли свое отражение основные демократические принципы, но при этом нет их осознанного понимания и реального стремления претворить в жизнь»5. Постоянно появляется множество новых законов и других нормативных актов, но необходимые меры по ознакомлению народа с этими важными документами не осуществляются, в силу чего людям трудно сопротивляться чиновничьему произволу и грубым нарушениям законности и прав человека.
Следует подчеркнуть, что стабильность и долгосрочность конституционной модели Российского правового государства являются необходимыми условиями ее успешной практической реализации. Поэтому принципиально важно, чтобы необходимые для изменения и корректи-
ровки исходной конституционной модели российской государственности осуществлялись на основе принципов, норм, механизмов и процедур нынешней Конституции — в рамках ее толкования, поправок и дополнений к ней6.
В заключение можно сделать следующие выводы.
В настоящее время в России заложены и развиваются основы формирования правового государства. Однако при практической реализации идеи правового государства возникает множество объективных и субъективных причин, тормозящих его формирование.
Для достижения статуса правового государства необходимо решить ряд проблем, а именно, ликвидировать правовую безграмотность населения; совершенствовать законодательство и механизм осуществления власти; сформировать у должностных лиц осознание реальной ответственности за совершаемые действия7.
Для Российской Федерации идея правового государства является конституционным принципом и целью для дальнейшего развития. Решение указанных выше проблем существенно упростит реализацию положений, которые заложены в концепции правового государства.
1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., в ред. от 21.07.2014 г.) // СПС «Консультант Плюс»
2 Авакъян С.А. Конституционный строй России как воплощение современной концепции конституционализма // Юрид. вестник ДГУ. 2013. № 4. С. 8.
3 Улъянов Д.В., Коробова А.П. Проблемы формирования правового государства в Российской Федерации и пути их решения // Инновационное развитие. 2018. № 2 (19). С. 59.
4 Фоменко Е.И. Проблемы построения правового государства в современной России // Право и государство: история и современность, перспективы развития: Сб. матер. I Всерос. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Е.С. Косых. Уфа, 2017. С. 200.
5 Хансвярова А.Ф. Проблемы построения и перспективы развития правового государства в Российской Федерации // Политические институты, процессы и технологии в XXI веке: анализ в молодежной проекции: Сб. науч. ст. Под ред. О.Е.Гришина и [др.]. М., 2017. С. 100.
6 Юрова К.И., Овчинникова Д.К. Перспективы и пути формирования правового государства в России // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сб. ст. победителей V Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 2. Пенза, 2017. С. 74.
7 Серебров Г.В., Слепцов В.А. Теория «правового государства» как основа конституционного строя Российской Федерации // Фундаментальные и прикладные исследования гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты: Матер. Междунар. науч.-практ. конф.: В 3-х ч. / Отв. ред. H.H. Понарина, С.С. Чернов. Новосибирск, 2018. С. 79.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019