Научная статья на тему 'Проблемы постановки управленческого учёта на предприятии туристического бизнеса'

Проблемы постановки управленческого учёта на предприятии туристического бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА ПОСТАНОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА / ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ / ТУРИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБЪЕКТЫ УЧЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тактарова Ю. И.

В статье исследуются проблемы, возникающие при постановке системы управленческого учета в компании. В частности рассмотрены проблемы теоретического, организационного, управленческого, методического, информационно-технологического, психологического характера. Выделено ряд специфических проблем организационно-методического характера, обусловленных особенностями туристской отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы постановки управленческого учёта на предприятии туристического бизнеса»

Бухгалтерский, управленческий учет и аудит

79

8. Матвшчук М.З. Теоретичт аспекта функцюнування управлшського облiку на шдприемсга / М.З. Матвiйчук // 1нновацшна економiка. - 2013. -

№ 6. - С. 299-305.

ПРОБЛЕМЫ ПОСТАНОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЁТА НА ПРЕДПРИЯТИИ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА

© Тактарова Ю.И.*

Государственный университет управления, г. Москва

В статье исследуются проблемы, возникающие при постановке системы управленческого учета в компании. В частности рассмотрены проблемы теоретического, организационного, управленческого, методического, информационно-технологического, психологического характера. Выделено ряд специфических проблем организационнометодического характера, обусловленных особенностями туристской отрасли.

Ключевые слова проблема постановки управленческого учета, туристская отрасль, туристская организация, объекты учета.

Усиление кризисных явлений в стране повлекло сокращение доходов, снижение жизненного уровня, переориентацию потребностей населения, что негативно отразилось на деятельности туристских компаний и обусловило отток клиентов, рост себестоимости турпродуктов и сокращение прибыли. В связи с этим особую актуальность приобретает организация на предприятии туристской отрасли системы управленческого учета, как основного источника информации для принятия эффективных управленческих решений. Однако при постановке системы управленческого учета могут возникнуть ряд проблем, что может замедлить процесс его внедрения и нивелировать всю его полезность. Это и обусловило актуальность исследования.

Фундаментальные теоретические исследования по организации системы управленческого учета на предприятии отражены в трудах отечественных и зарубежных ученых, включая П. Безруких, М. Вахрушину, Т Карпову, В. Керимова, Т Козыреву, С. Рассказову-Николаеву, Б. Райана, Б. Нидлза и др. Вопросам развития и проблемам постановки управленческого учета в организациях посвящены исследования В. Акашева, М. Вахрушиной, А. Бобрышева, А. Букреева, И. Рощупкина, А. Сметанко, В. Чая, В. Широбокова и др. Однако, недостаточное освещение проблем, связанных с постановкой

* Магистр экономики, кафедра Бухгалтерского учета, аудита и налогообложения.

80

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

системы управленческого учета в туристских организациях актуализировали тему данного исследования.

Целью исследования является изучение проблем, возникающих при организации управленческого учета на предприятии туристического бизнеса.

Построение системы управленческого учета в компании представляет собой организацию набора формализованных процедур, которые обеспечивают менеджеров информацией, полученной как из внутренних, так и из внешних источников, с целью принятия своевременных и эффективных решений [1].

Постановка управленческого учета представляет собой сложный процесс, в результате которого могут возникнуть ряд проблем. Большинство авторов сходятся во мнении, что одной из основных проблем является недостаточное понимание сущности, роли и места управленческого учета в компании [1-4]. То есть проблема носит теоретический характер.

Очень часто управленческий учет отождествляют с бухгалтерским учетом, финансовым или производственным. Так, основная масса российский предприятий под управленческим учетом в первую очередь понимает учет затрат, в связи с чем, систему управленческого учета сводят к учету затрат и распределению их по центрам финансовой ответственности, центрам затрат, видам предлагаемых услуг. Тем не менее, основная цель управленческого учета предполагает то, что он должен способствовать достижению текущих и стратегических целей компании, что предполагает включение в систему управленческого учета систему сбора информации о конкурентах, покупателях, качестве услуг и др. То есть система управленческого учета должна охватывать все структурные отделы предприятия и все виды его деятельности.

Среди других проблем, возникающих в процессе внедрения управленческого учета, Д.В. Войко также выделяет [1]:

1) проблема подбора и оценки квалификации персонала, занимающегося постановкой и ведением управленческого учета;

2) отсутствие понимания руководителем и работниками компании данного участка работы;

3) отставание на других участках работы: значительная разница между бухгалтерским и налоговым учетом, отсутствие четкой организационной структуры предприятия;

4) отсутствие в компании целостной идеологической концепции, обеспечивающей функционирование коллектива как единого целого, отношения уважения и взаимной помощи, ответственность за предоставляемые данные;

5) недоверие и нежелание коллектива вводить новшества;

6) необходимость введения регулярного менеджмента;

7) отсутствие необходимого технического обеспечения (программного обеспечения, компьютерной техники) для эффективной работы системы управленческого учета.

Бухгалтерский, управленческий учет и аудит

81

В свою очередь, А. Букреев и И. Рощупкина предложили классифицировать проблемы постановки управленческого учета на такие виды как: организационно-управленческие; методические; информационно-технологические; психологические [5].

Сложность процесса внедрения управленческого учета подтверждается статистическими данными по миру, свидетельствующими о том, что только около 70 % попыток его постановки имеют успех, и из них порядка половины 50 % укладываются в плановые бюджеты и сроки [6]. В связи с этим особенно важным является вопрос, кто займется внедрением системы управленческого учета в компании.

В современной экономической литературе выделяют следующие способы организации постановки системы управленческого учета [5]:

1) путем использования собственных кадров компании;

2) с помощью привлечения новых специалистов в области управленческого учета в штат;

3) привлечение специалистов со стороны на основе аутсорсинга.

При этом наиболее эффективным способом внедрения управленческого

учета в компании отмечается формирование рабочей группы, статус руководителя которой будет не ниже уровня главного бухгалтера и которая впоследствии может выделиться в отдельное специализированное подразделение. Руководителем должен быть специалист с большим опытом работы в данной компании.

В случае привлечения специалистов на условиях аутсорсинга для успешной постановки управленческого учета необходимо выполнение ряда условий: полная поддержка системы руководителями предприятия; мотивация персонала к управлению затратами; в рабочую группу должны входить специалисты из всех структурных отделов компании; переработка форм отчетности; усиление внимания практическим аспектам интерпретации и выполнения результатов обработки [5].

Отсутствие в компаниях четкой организационной структуры также замедляет процесс постановки системы управленческого учета, что может отразиться на неверном выделении внутри компании центров ответственности и центров затрат.

Среди методических проблем авторы отмечают:

1) отсутствие методик и практических разработок в современной литературе по управленческому учету;

2) нехватка квалифицированных специалистов по управленческому учету; отсутствие стандартизации и методологической базы по составлению и ведению управленческой отчетности [5].

Информационно-технологические проблемы проявляются в низкой автоматизации компаний, использовании устаревшего программного обеспечения, что не позволяет получать информацию в режиме реального време-

82

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

ни. Для анализа полученных данных в результате внедрения управленческого учета становится необходимым объединение в одну компьютерную сеть подразделения и отделы, которые раньше выполняли свои функции на базе отдельного программного обеспечения.

Психологические проблемы при постановке системы управленческого учета заключаются в неготовности сотрудников и руководства к переходу на новые условия работы, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Для эффективного внедрения системы управленческого учета важным является понимание сотрудниками и менеджментом компании того, что это длительный процесс, который требует значительных временных и трудовых затрат.

Подробное исследование проблем методического характера при постановке управленческого учета проведено М.А. Бахрушиной в работе «Проблемы и перспективы развития российского управленческого учета» [3]. Автор выделяет проблемы, связанные с неопределенностью терминологического аппарата, проблемы междисциплинарной разобщенности, основной из которых является отрыв менеджмента от управленческого учета. Раскрывается проблема противопоставления инструментов, функций, методов и объектов управленческого учета соответствующим элементам контроллинга в разрезе оперативной и стратегической части. Также указывается проблема регулирования управленческого учета, для решения которой предлагается создание Института управленческого учета.

Необходимо отметить, что на предприятиях туризма, помимо указанных проблем, существует ряд специфических проблем организационно-методического характера, обусловленных особенностями туристской отрасли. К числу таких особенностей относят: наличие большого количества филиалов; многообразие и комплексность туристских услуг; присутствие специфических объектов управленческого учета и анализа; зависимость от внешних факторов; диверсификация услуг [7, 8].

Так, наличие широкой филиальной сети по всей стране позволяет туристским компаниям использовать трансфертное ценообразование, что повышает качество предлагаемых ими услуг, которого не могут достигнуть малые предприятия турбизнеса, что приводит, таким образом, к неравным условиям на рынке. Б связи с этим, возникает необходимость построения похожего сервиса на местах, что требует значительных средств и времени. Широкая филиальная сеть также обуславливает необходимость введения управленческой отчетности по сегментам. С методологической точки зрения и унификации подходов к ведению управленческого учета в отрасли, указанная особенность требует разработки соответствующих стандартов, методических рекомендаций, автоматизированных информационных систем, а также систем управления для учетных и аналитических отделов компаний туризма со стороны отраслевого управления.

Бухгалтерский, управленческий учет и аудит

83

Многообразие и комплексность туристских услуг. В зависимости от целей путешествия выделяют разнообразные виды и формы туризма, что отражается на особенностях и специфики объектов управленческого учета и калькулирования, а также структуре статей калькуляции: получение визы; оформление страховки; трансфер; проживание; оказание экскурсионных услуг и др. В связи с большим количество объектов учета могут возникнуть проблемы при их группировке и контроле.

Наличие специфических объектов управленческого учета и анализа, таких как человеческие, рекреационные, бальнеологические, экологические и др. также может вызвать ряд проблем в процессе внедрения управленческого учета. Так, эффективность постановки системы управленческого учета на туристском предприятии во многом зависит от наличия квалифицированного персонала, межличностных отношений, наличия корпоративной культуры. Анализ и контроль за трудовыми ресурсами компании целесообразно осуществлять с помощью следующих показателей: производительность труда; трудоемкость; коэффициент возврата клиентов; норма и качество обслуживания на одного клиента и др.

Высокая зависимость от внешних, неуправляемых факторов (политические, экономические, экологические, сезонность, природно-климатические и др.) оказывает негативное влияние на результаты деятельности туристкой организации. В связи с этим возникает необходимость акцентировать больше внимания на рисках и разрабатывать различные методики оценки экологических, экономических, политических, социальных и др. рисков.

Диверсификация услуг, обусловленная расширением ассортимента туристкой компании в связи с высоким уровнем конкуренции на рынке и рисков, обуславливает непостоянство калькуляционных статей, что существенно затрудняет порядок учета и анализа турпродуктов. При этом, структура затрат может изменяться в результате появления новых статей: расходы на создание новой туристической услуги; затраты на делегирование прав туристам; представительские расходы; затраты на страхование; расходы по невостребованным услугам и др. [7].

Подводя итог, следует отметить, что проблемы при постановке системы управленческого учета в компании туристического бизнеса, как и в любой другой организации, будут возникать на всех этапах ее внедрения, что требует постоянного контроля над данным процессом. В свою очередь всю ответственность по решению организационных, методических, психологических, технических и др. проблем на предприятии туристического бизнеса несет высшее управленческое звено, которое, в первую очередь, должно быть само заинтересовано в постановке системы управленческого учета и проявлять активность при устранении всех возникающих трудностей. Для достижения максимальной эффективности от постановки управленческого учета,

84

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

процесс разработки и внедрения управленческого учета специалисты рекомендуют проводить исключительно в едином комплексе, а не по отдельным сегментам.

Список литературы:

1. Войко Д.В. Сущность управленческого учета и его место в управлении предприятием [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.upr-uchet.ru/articles/2010/3/4022.html (дата обращения: 17.10.2015).

2. Широбоков В.Г., Костева Н.Н., Барекова Л.Н. Проблемы становления и развития управленческого учета в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://info.axes.ru/read.php?pid=805 (дата обращения: 18.10.2015).

3. Вахрушина М.А. Проблемы и перспективы развития российского управленческого учета / М. А. Вахрушина // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 33 (327). - С. 12-23.

4. Подсевалова Е.Е. Проблемы внедрения системы управленческого учета на предприятиях / Е.Е. Подсевалова // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2009. - № 9. - С. 32-34.

5. Букреев А.М. Внедрение системы управленческого учета на предприятии: практический аспект / А.М. Букреев, И.В. Рощупкина // ИнВестРегион. - 2006. - № 5. - С. 19-24.

6 Колесников А. Что такое управленческий учет? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.erp-volga.com/hare/kb/artide.71.html (дата обращения: 19.10.2015).

7. Бобрышев А.Н. Особенности постановки и ведения системы управленческого учета в экономических субъектах сферы туризма / А.Н. Бобрышев, Р.В. Дебелый, А.А. Саркисова // Международный бухгалтерский учет. -2014. - № 24 (318). - С. 31-40.

8. Козырева Т.В. Управленческий учёт в туризме: учебное пособие / Т.В. Козырева; Российская международная академия туризма. - М.: Советский спорт, 2011. - 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.