Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПОСТАНОВКИ ОПОРЫ ДЫХАНИЯ ПРИ ИГРЕ НА МЕДНЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ'

ПРОБЛЕМЫ ПОСТАНОВКИ ОПОРЫ ДЫХАНИЯ ПРИ ИГРЕ НА МЕДНЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
100
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОРА ДЫХАНИЯ / ИСКУССТВО ИГРЫ НА МЕДНЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ / "BREATH SUPPORT" / THE ART OF BRASS INSTRUMENT PLAYING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бевз Александр Сергеевич

Наибольшую сложность для всех, кто осваивает искусство игры на медных духовых инструментах, представляет приобретение такие навыков, как исполнительская выдержка и освоение верхнего регистра. Решение этих проблем напрямую зависит от умения играть на «опоре дыхания». Доказательству того, что вмешательство языка превращает напор дыхания (никак не решающий данные проблемы) в «опору», посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF BREATH SUPPORT TRAINING WHILE PLAYING BRASS INSTRUMENTS

The problem of breath support training while playing brass instruments (by A.S.Bevz). The greatest difficulty for those who strive at mastering the art of brass instrument playing consists in acquiring such performing skills as self-control and the use of high register. To solve these problems one must gain performing experience in using «breath support». The article in question deals with an attempt to prove that the use of the tongue transforms breath pressure (which in no way solves the problems) into «breath support».

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПОСТАНОВКИ ОПОРЫ ДЫХАНИЯ ПРИ ИГРЕ НА МЕДНЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ И ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2010 Бевз А.С.

ПРОБЛЕМЫ ПОСТАНОВКИ ОПОРЫ ДЫХАНИЯ ПРИ ИГРЕ НА МЕДНЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Наибольшую сложность для всех, кто осваивает искусство игры на медных духовых инструментах, представляет приобретение такие навыков, как исполнительская выдержка и освоение верхнего регистра. Решение этих проблем напрямую зависит от умения играть на «опоре дыхания». Доказательству того, что вмешательство языка превращает напор дыхания (никак не решающий данные проблемы) в «опору», посвящена данная статья. Ключевые слова: опора дыхания, искусство игры на медных духовых инструментах.

Опора дыхания... Не только понимание, но и ощущение ее затруднено. Ведь все, что касается «столба воздуха» скрыто внутри нас. Теоретики спорят о том, каким образом нагнетать давление в воздухоносных путях, поддерживать его уровень, как будто это самоцель. По-разному ощущают и описывают «опору» исполнители. Одни говорят о распирающем их воздухоносные пути потоке дыхания, другие сужают область мышечных ощущений до опоры на верхнюю или нижнюю часть брюшного пресса, на грудь, на бока. Некоторые исполнители ощущают «опору дыхания» как точку, которая перемещается в дыхательной системе...

Объективно «опора дыхания» - это сконцентрированный поток воздуха, предназначенный для звукообразования. Зачем же ее направлять «куда-то», удерживать «где-то», если звук образуется при взаимодействии струи дыхания и губ.

Почему-то редко звучит вопрос - чему служит «опора дыхания»? Если дыханию, то механизм ее образования известен. Большинство исполнителей на медных духовых инструментах, беспрепятственно посылая усилиями брюшного пресса мощный поток воздуха - «опору» - к губам, перенапрягают их. Особенно в верхнем регистре, в кульминациях, когда мундштук подпирает губы играющего извне, удерживая их на рабочем месте. Все знают «кто» побеждает в этой борьбе.

А если «опора дыхания» является силой, на которую можно опереться, то мы должны признать, что в такой опоре нуждаются наши губы. Именно в опоре, а не в напоре. Если наш выдох - это плотный напор, то тогда губы - «плотина», сдерживающая напор с помощью мундштука.

Если же наш выдох - опора губам, тогда они мягкие, эластичные мембраны, работающие свободно и продолжительно. Следовательно, необходимо найти способ превращения напора «воздушного столба» в «опору дыхания», которая, обеспечивая процесс звукообразования, облегчала бы работу губного аппарата, а не наоборот.

Так как процесс звукообразования при игре на медных духовых происходит внутри исполнителя, полезно обратиться к наглядному сравнению, например, со струнными инструментами. Наши «струны» - это губы. Они должны быть натянуты, чтобы колебаться, и в то же время достаточно свободны, чтобы амплитуда колебаний была широкой, а звук ярким. Наш «смычок» - это дыхание. Смычком легко извлечь звук, проведя по струне. Он имеет жесткий деревянный каркас. Это главное. Мы же должны приложить к струнам-губам струю воздуха, которая ничего твёрдого в себе не имеет. Поэтому исполнителям на медных духовых приходится значительно уплотнять поток воздуха находящийся в дыхательной системе, чтобы он заменил смычок. Мы называем этот поток (при выдохе) «воздушным столбом». Когда же он образуется? Когда плотная, сконцентрированная струя воздуха, направляемая из легких действиями главным образом мышц брюшного пресса, проходит по

воздухоносным путям, она встречает единственное препятствие - сопротивляющиеся губы исполнителя. Это означает, что смычок, который существует как отдельный предмет у струнных, мы создаем усилиями мощных мышц брюшного пресса и самих губ - наших струн (!). При этом губы испытывают не просто напряжение, необходимое для озвучивания определенного тона, а и дополнительное, гораздо большее напряжение, затрачиваемое на создание самого «столба воздуха» - «смычка».

Колеблющаяся часть губных мышц, которая является возбудителем звуковых колебаний, находится в чашке мундштука. Это небольшая площадь губ, называемая апертурой. По сравнению с ней площадь, поперечное сечение воздушного потока, проходящего в полости рта, намного больше. Поэтому при создании необходимого давления воздуха - «столба» - поля мундштука непременно «помогают» губам в их сопротивлении всей массе воздушной струи. Чем выше исполняемый регистр, напряжённее губы - тем сильнее напор воздуха изнутри. И тем больше давление мундштука, удерживающего губы в игровой позиции, снаружи. Отсюда и происходят главные проблемы играющих на медных духовых: трудности в освоении верхнего регистра и приобретении исполнительской выдержки.

Из всего вышеизложенного становится ясно, что губы исполнителя получают перегрузки от участия в формировании того, на что им надо только опираться. Поэтому нам необходимо исключить их из процесса создания «воздушного столба-смычка», т.е. «опоры дыхания».

Чтобы решить эту задачу, мы должны функцию «плотины», которую выполняют губы, передать какому-либо другому органу, или мышце, расположенным на пути воздушной струи. Этот орган или мышца должны быть достаточно сильными и сознательно управляемыми, чтобы удержать напор дыхания, посылаемый из легких с помощью брюшного пресса, и превратить его в «воздушный столб».

Коротко рассмотрим возможные варианты. На пути из легких воздушная струя вначале проходит через главные бронхи и трахею, которые построены из хрящевых незамкнутых сзади полуколец, не позволяющих спадать стенкам воздухоносных путей. Незамкнутые участки полуколец выложены гладкими мышцами, которые расположены также и в стенках этих воздуховодов. Однако, как известно, гладкие мышечные волокна трахеобронхиального дерева регулируются вегетативным отделом нервной системы и непосредственным волевым усилиям мозга не подчиняются.

Далее, в полости гортани находятся мышцы голосовых связок, которые управляются сознательно, но их сокращение - т.е. смыкание приведет к кряхтению или гудению во время игры, потере энергии выдоха, что нам совсем не нужно.

Остаются глотка и полость рта. Это достаточно объемные воздуховоды, которые легко объединяются в единое пространство, например, при зевании. Иногда мы называем их ротоглоточным каналом. Заметим, что стенки глотки обладают мышцами, которые сокращаются только при глотании, а при выдохе они спокойны и неподвижны. Строение полости рта известно всем, подчеркнем лишь плотность твердого верхнего нёба, реально пригодного для уплотнения воздушного потока.

1 - ротовая полость

2 - зубы

3 - губы

4 - спинка языка

5 - твердое небо

6 - мягкое небо

7 - корень языка

8 - задняя стенка глотки

9 - глоточная полость

10 - шейные позвонки

34

11 - голосовые связки

12 - полость трахеи

Главным звеном, объединяющим обе полости в одну (или разъединяющим), является язык. Корень его находится на уровне глотки, остальная часть в полости рта. Перемещение языка расширяет или сужает просвет ротоглоточного канала. Вывод напрашивается сам. Только языку мы можем и должны передать роль «плотины», которую возлагают на губы в процессе игры, лишая их тем самым легкости и свободы. Именно язык, являясь мощной, очень подвижной и сознательно управляемой мышцей, способен выдержать давление воздушного потока, посылаемого напряжением брюшного пресса, и сформировать воздушный столб такой плотности, которая необходима в конкретной игровой ситуации. К таким выводам автор пришел не сразу. Накапливавшиеся на протяжении многих лет игровые ощущения постепенно превратились в конкретные исполнительские приемы, на основе которых смутные догадки оформились в умозаключения.

Многие методисты описывают ту же работу языка в процессе звуковедения. Так, например, Ю.Усов в «Методике обучения игре на трубе» о работе языка пишет: «Его верхняя часть, особым образом изгибаясь и видоизменяясь, активно управляет воздушным потоком, поступающим из легких в ротовую полость. Контроль и регулировка струи воздуха заключается в том, что исполнитель мысленно (а не буквально) произносит те или иные слоги и его язык видоизменяется для формирования этих фонем» [10, 66,69,204]. В этой же главе Ю.Усов знакомит нас с взглядами известного американского трубача и педагога Чарльза Колина, который (читаем у Ю.Усова) «... в пособии "Развитие подвижности губ", рассматривая положение языка при звукообразовании, отмечает, что воздушный поток должен сначала пройти по всему языку, прежде чем он подойдет к вибрирующему амбушюру. Чтобы создать такое положение, надо расположить верхнюю среднюю часть языка наподобие несколько согнутого листка бумаги (лодочкой)... Необходимо, чтобы гласные слоги приняли форму конкретных потоков воздуха, получаемых от хорошо управляемого дыхания...».

О такой же роли языка на пути воздушной струи пишет В.Сумеркин: «Наряду с функцией его как клапана язык играет не менее существенную роль и как орган, регулирующий движение выдыхаемой струи, передавая энергию выдоха к губам музыканта... Поэтому сегодня можно утверждать, что язык участвует в звукообразовании практически постоянно. Кроме кончика языка в процессе звукообразования активно действует корень и целый комплекс различных мышц языка... В зависимости от регистра не только кончик или корень языка меняют свое положение, но и весь язык занимает то высокое аркообразное положение, ближе прижимаясь к верхнему нёбу, то наоборот, более низкое и плоское, опускаясь в низ рта» [7, 51,56].

Изложенные мнения, основанные на богатом исполнительском и педагогическом опыте авторов, принципиально сходны как между собой, так и с мнением автора данной работы в том, что язык регулирует движение воздушной струи в полости рта. Но если регулирует, то, значит, справляется с напором воздушного потока, идущего из легких. Ведь чем выше регистр, тем больше напор, подаваемый в полость рта усилиями брюшного пресса. Значит язык, принимая на себя всю массу воздушного потока, и завершает формирование «воздушного столба».

К такому выводу мы пришли, исходя из общих представлений и ощущений. Наука часто опровергает мнения, основанные на ощущениях. А иногда и подтверждает.

В свое время Г.Орвид, при участии врача-фониатора В.Петрова, провел в фонетической лаборатории Московской консерватории исследования работы полости рта во время игры на трубе. Было установлено, что при исполнении штриха легато язык играет активную роль, двигаясь преимущественно в переднезаднем направлении [6].

Исследования В.Апатского, подтверждая объективность наших ощущений, «проливают свет» на невидимые участки исполнительского аппарата духовика. В «Методике

обучения игре на фаготе» мы читаем: «Исследуя звуковой аппарат духовика методом рентгенографии, он (В.Апатский - А.Б.) также обнаружил некоторое сужение в верхней части дыхательных путей у музыканта, появившееся во время исполнительского выдоха на опоре. Это сужение осуществлялось за счет сближения корня языка с задней стенкой глотки» [8, 74].

Данные В.Апатского показывают, что только корень языка сближался со стенкой глотки. Но надо учитывать следующее: рентгенограмма делалась при игре на опоре у фаготистов. Возбудителем звука фагота является трость и только опосредовано губы. При повышении давления воздуха в полости рта трость «не устает», общее напряжение губ не мешает трости колебаться, да и необходимость в громкости звука фагота неизмеримо меньше требований, предъявляемых в этом плане к медным. Соответственно нагрузке при игре на любом из них язык выполняет большую работу, подключая почти всю свою площадь.

Таким образом, суммируя данные приведенных научных исследований и профессиональных ощущений, мы убеждаемся в правильности сделанных выводов о важнейшей роли языка в создании «опоры дыхания».

Как же взаимодействуют губы с предлагаемым нами способом «опоры дыхания»?

Определенный звук требует определенной частоты колебаний возбудителя колебаний - губ. Чем больше частота колебаний губ, передающаяся столбу воздуха в инструменте, тем выше звук. Исполнители знают, что для игры в верхнем регистре нужен очень интенсивный выдох. Что же дает нам вмешательство языка? Ведь может показаться, что он просто препятствует энергии воздушного потока достичь эпителия губ. Но это не так. В результате его применения образуются два положительных фактора, касающихся течения воздушной струи в воздухоносных путях исполнителя и распространения звуковой волны там же.

Рассмотрим их по порядку.

1. В аэродинамике существует закон реактивной компоненты, согласно которому при скоростном истечении газа относительная скорость потока значительно возрастает в том случае, если на его пути встречается препятствие. Таким препятствием и становится язык играющего. При переходе (во время игры) из более низкого в более высокий регистр, повышение частоты колебаний губ, настраивающихся соответственно, происходит за счет увеличения скорости воздушного потока, обеспечиваемой перемещением языка, сужающего ротоглоточный канал. Благодаря протяженному положению языка, корень его сближается с задней стенкой глотки и мягким нёбом, средняя же часть - спинка - прижимается к верхнему нёбу. Это и позволяет всю массу воздушного потока, идущего из легких, сфокусировать в узкую как луч, интенсивную струю воздуха, направляемую на участок губ, ограниченный чашкой мундштука и называемый апертурой. (Аналогичное действие производит наконечник пожарного рукава, резко увеличивающий силу и скорость потока воды при одинаковом напоре). В такой ситуации остальная площадь губ не перенапрягается из-за отсутствия давления воздушной массы, что исключает «помощь» мундштука по удержанию их на рабочем месте - т.е. излишнее давление мундштука. В результате губы «чувствуют» себя свободно, и как мы иногда говорим «парят».

2. Вторым положительным фактором является акустический эффект. Как известно, звук распространяется в пространстве во все стороны, как в инструмент, так и обратно в воздухоносные пути исполнителя. Согласно законам акустики, звуковая волна, распространяясь в какой-либо среде, обладает способностью отражаться от границы со средой другой плотности.

Такая граница и образуется во время плотного выдоха в ротоглоточном канале при сближении площади языка с задней стенкой глотки и нёбом. Воздушный поток в дыхательных путях ниже этой границы имеет большую плотность, выше - меньшую плотность. Поэтому звуковая волна, исходящая от возбудителя колебаний - губ, направляясь, в том числе, и в глубь воздуховодов исполнителя, отражается от границы сред с различной плотностью. Значительное сокращение пути, проходимого звуковой волной внутри

исполнителя, сохраняет большую часть ее энергии. А так как звуковая волна - это именно колебание частиц воздуха, то возвращенная и сохраненная энергия звуковой волны своим воздействием усиливает колебания самого возбудителя колебаний - губ. Так возникает процесс автоколебания, который значительно снижает энергозатраты губных мышц, т.е. облегчает их работу, а также увеличивает амплитуду колебания губ-струн, добавляя тем самым новые обертоны в тембр звука.

Сумма обоих факторов обеспечивает легкую работу губного аппарата, яркое звучание, облегчает освоение верхнего регистра, увеличивает исполнительскую выдержку, что и является игрой на опоре дыхания.

Отсюда следует, что опора дыхания - это сконцентрированная в воздухоносных путях действиями в основном мышц брюшного пресса и сфокусированная в полости рта мышцами языка струя воздуха, направленная на свободную апертуру губ.

Литература

1. Апатский В. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика // Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. — М., 1976.

2. Венгловский В. Основы рациональной постановки при игре на тромбоне // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 4. — М., 1983.

3. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. — М., 1968.

4. Должиков Ю. Техника дыхания флейтиста. //Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 4. — М., 1983.

5. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. — М., 1962.

6. Орвид Г. Некоторые объективные закономерности звукообразования и искусство игры на тромбоне // Мастерство музыканта-исполнителя. — М., 1976.

7. Сумеркин В. Методика обучения игре на тромбоне. — М., 1987.

8. Терехин Р., Апатский В. Методика обучения игре на фаготе. — М., 1988.

9. Усов А. Вопросы теории и практики игры на валторне. — М., 1965.

10. Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. — М., 1984.

11. Федотов А. Методика обучения игре на духовых инструментах. — М.,1975.

© 2010 Заволжанская И.Ю.

«СЛЫШАЩАЯ РУКА» ПИАНИСТА: К ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ВОПРОСА

Статья посвящена феномену «слышащей руки» пианиста как функциональной системы антиципирующих корреляционных связей слуха и моторики. Автор обозначает два двигательно-тренировочных метода развития этой способности: стандартно-аппликатурный и комбинаторный, а также рассматривает проблему соотношения слуха и моторики.

Ключевые слова: пианист, двигательные навыки, слуховая антиципация, аппликатура, корреляция слуха и моторики.

Фортепианное исполнительство во всех своих проявлениях — в игре по нотам и без них, в сольном и ансамблевом музицировании, в концертной или репетиционной формах — интереснейший процесс, включающий, помимо двигательно-моторных и художественно-эстетических, разные психологические аспекты. Например, в процессе музицирования по слуху, на пути автоматизации навыка, особая роль отводится предвосхищению, предугадыванию и предслышанию — всему тому, что связано с опережением. Психологи назвали эту «способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий» антиципацией [3, 5]. Будучи органически связанной с памятью и мышлением, она запрограммирована на «забегающей» вперед работе мозга и проявлении познавательной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.