Научная статья УДК 81.139
DOI 10.52070/2542-2197_2022_6_861_116
Проблемы популяризации русского языка в социальных медиа
А. М. Шестерина
Воронежский государственный университет Воронеж, Россия, shesterina8@gmail. сот
Аннотация.
Ключевые слова:
Исследование направлено на анализ состояния русскоязычного сектора видеоблогинга в аспекте изучения новейших методов популяризации русского языка. Конкретизируются доминирующие жанры и форматы видеоблогов исследуемого сектора медиа. Отмечается, что в целях трансляции знаний блогеры часто обращаются к наиболее популярным метапрограммам, апеллируют к различным средствам привлечения и удержания внимания, важнейшими среди которых можно назвать средства эмоционального воздействия, а также визуальные и аудиальные субмодальности.
видеоконтент, видеоблогинг, образовательный контент, метапрограммы, средства воздействия, субмодальности
Для цитирования: Шестерина А. М. Проблемы популяризации русского языка в социальных медиа // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. Вып. 6 (861). С. 116-121. DOI: 10.52070/2542-2197_2022_6_861_116
Original article
Problems of Popularization
of the Russian Language in Social Media
Alla M. Shesterina
Voronezh State University, Voronezh, Russia shesterina8@gmail. com
Abstract.
Keywords: For citation.
The study is aimed at analyzing the state of the Russian-speaking sector of video blogging in the aspect of studying the latest methods of popularizing the Russian language. The dominant genres and formats of video blogs of the studied media sector are specified. It is noted that in order to transmit knowledge, bloggers often turn to the most popular metaprograms, appeal to various means of attracting and retaining attention, the most important of which are means of emotional impact, as well as visual and auditory submodalities.
videocontent, videoblogging, educational content, metaprograms, means of influence, submodalities
Shesterina, A. M. (2022). Prodlems of popularization of the Russian language in social media. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities, 6(861), 116-121. 10.52070/2542-2197_2022_6_861_116
введение
По результатам социологических исследований, среднестатистический россиянин проводит сегодня перед экраном (в том числе - перед экраном компьютера) около восьми часов в сутки, что составляет более 49 % от всего времени бодрствования [Аудитория медиа, 2021]. Очевидно в связи с тем, что именно электронные медиа заметнее всего влияют на формирование представлений человека о мире, именно они являются одним из каналов формирования знаний в различных сферах нашей жизни. Сетевая среда сегодня становится не только одним из эффективных каналов трансляции знаний, но и одним из богатейших хранилищ культурных кодов, передаваемых от поколения к поколению. Несмотря на обилие разного рода информационных барьеров между адресатом и адресантом, на наличие семантического шума и перегруженность сведениями, иногда неточными, а иногда и ложными, она аккумулирует те смыслы и то отношение к ним, которые необходимы для сохранения нашей целостности, для культурной эволюции и дальнейшего духовного роста. Данное утверждение актуально и для языковой сферы. Демонстрируемые сетью языковые практики фиксируют текущее состояние языка, а также обладают ярко выраженным обучающим (и не всегда конструктивным) воздействием. Кроме того, контент, направленный на распространение знаний в языковой сфере, оказывает непосредственное влияние на аудиторию. Понимание вышесказанного делает актуальной проблему изучения наиболее эффективных каналов и методов распространения знаний о русском языке с помощью сетевых технологий.
Проблема влияния медиареальности на аудиторию в различных аспектах всегда стояла перед исследователями. О необходимости ее изучения говорили такие ученые, как Е. Л. Вартанова, Д. Б. Дондурей , С. Н. Ильченко , В. Т. Третьяков и многие другие [Вартанова, 2020; Дондурей, 2007; Ильченко, 2019; Третьяков, 2010]. Ряд исследователей обращался и к возможностям сетевой среды как канала популяризации ценностей культуры, в том числе языковой [Бессарабова, 2019; Поздее-ва, 2019]. Тем не менее до недавнего времени этот вопрос не ставился применительно к функционированию сетевого видеоконтента. Сравнительно малая изученность видеоконтента объясняется, вероятно, тем, что сетевые технологии развиваются хотя и быстро, но не моментально. И лишь недавно (около 20 лет назад) появилась возможность беспрепятственно размещать и распространять в Интернете сложный в производстве и тяжелый
по весу видеоконтент. Однако по мере развития информационных технологий аудиовизуальный сектор Интернета начал быстро развиваться и сегодня, по убеждению многих исследователей, аудитория отдает предпочтение именно видеоконтенту как основному каналу получения сведений о мире [Аудитория медиа, 2021; Ильченко, Ок-нер, 2005; Мультимедийная журналистика, 2017]. Вот почему вопрос о потенциале видеоблогинга в аспекте трансляции норм русского языка и языковой культуры звучит особенно остро.
В данном исследовании предпринимается попытка проанализировать существующие практики и методы видеоблогинга, направленные на распространение знаний в области языковой культуры в целом и русского языка в частности. Материалом нашего исследования станут русскоязычные каналы, размещенные на платформе YouTube и выдаваемые самой платформой первыми по запросу «русский язык». Хронологические рамки исследования - с 2020 года по настоящее время. В работе применяется сравнительно-типологический метод и метод анализа контента. Цель исследования - выявить доминирующие методы формирования языковой грамотности в современном видеоблогинге. Ключевые задачи работы заключаются в конкретизации форматов и жанров, которые чаще всего используют блогеры анализируемого нами сектора медиа, а также в определении средств привлечения внимания и формирования интереса, к которым обращаются авторы сетевого видеоконтента.
форматы видеоблогов о русском языке
Проанализированный нами медиаконтент позволяет говорить о том, что в языковом секторе видеоблогинга представлены каналы различных форматов. Так, по тематике мы можем выделить следующие типы каналов:
1. Монотематические. Подобные каналы можно также назвать узкоспециализированными. Их авторы сосредоточены на анализе или интерпретации одной конкретной темы. Так, канал «О русском по-русски» содержит видео о русской грамматике, лексике, фонетике. Его ведущая учит аудиторию правильно говорить и писать. Кроме того, в описании к видео имеется ссылка на он-лайн-задания, диктанты и транскрипции.
2. Политематические. Создатели этих каналов рассматривают несколько, как правило, смежных тем. Например, канал «Arzamas» содержит контент, охватывающий различные аспекты функционирования русского языка, но тематически сопряженный с вопросами истории, литературы, науки.
3. Универсальные. На таких каналах количество тем не ограничено. Они постоянно развиваются и дополняются новыми плейлистами. Это такие каналы, как «ПостНаука», «Научпок». Здесь видео о русском языке появляется эпизодически, но с определенной степенью постоянства.
Среди монотематических каналов доминируют каналы, направленные на изучение русского языка иностранными гражданами, а также каналы, направленные на освоение школьной программы или на подготовку к ЕГЭ.
Сопоставление тематики блога и его популярности (число подписчиков, среднее число просмотров видео, глубина просмотра, активность аудитории в лайках и комментариях) позволяет говорить о том, что степень востребованности канала не имеет прямой корреляции с тематикой контента. Важна не столько тема, сколько форма ее подачи. Каналы со схожей тематикой (например - лекции по русскому языку) могут иметь много или мало подписчиков в зависимости от стратегии создания и продвижения контента.
По типу контента видеоблоги языковой направленности можно разделить на две группы:
1. Контентные. Это каналы, которые основаны на авторском контенте. Видео, представленное на таких каналах, часто публикуется на правах эксклюзива и создается специально для них. Так, каналы «ПостНаука», «Arzamas» публикуют только авторское видео.
2. Цитатные. Такие блоги построены на двух формах работы с видеоконтентом. Первая форма подразумевает обилие видеоцитат из других произведений. Вторая форма основана на перегоне трафиков с других каналов или медиа. Большая часть ресурсов такого типа - это каналы традиционных медиа («Русский мир»).
Оба типа видеоблогов популярны у аудитории. Однако во второй группе каналы традиционных медиа набирают не столь много просмотров. Можно предположить, что контент такого типа в меньшей степени адаптирован к требованиям сетевой среды, тогда как другие типы блогов изначально создаются с учетом запросов подписчиков.
В аспекте авторства мы можем говорить о представленности каналов следующих типов:
1. Персональные. Такие блоги ведут эксперты в какой-либо сфере культуры или люди, ею увлеченные. Это ярко персонифицированный тип блога. Он может быть как монотематическим, так и универсальным. Например, описание канала «О русском по-русски» начинается с персонификации: «Привет! Меня зовут Ирина (Ира). Я преподаватель русского языка как иностранного...». Далее следует подробное описание канала также
в персонифицированной форме. В тизере канала блогер появляется на экране, что позволяет аудитории персонифицировать процесс обучения языку.
2. Комбинированные. Такие блоги создаются несколькими (иногда многими) авторами. Пример -видеоблог «Arzamas».
3. Каналы организаций. Например, канал «TutorOnline - уроки для школьников» является официальным видеоканалом TutorOnline - сервиса, предоставляющего услуги репетиторов для школьников, студентов и взрослых через интернет.
Если же говорить о типах самого контента внутри каналов, то приходится признать, что достаточно часто на каналах о русском языке бывают представлены все основные типы видео - hub, help и hero. Ключевая тема реализуется в hub-контен-те. Этот контент публикуется регулярно, и именно ради него случайные зрители становятся постоянными подписчиками. Как правило, это несложные в производстве, но интересные, привлекательные видео, которые выкладываются ежедневно, еженедельно или чуть реже в зависимости от возможностей канала. Второй тип контента - help-контент. Его нередко называют ситуативным. Он связан с текущими событиями и служит для подписчиков сигналом о том, что блогер живет в одном с ними пространстве. Этот тип контента несложен в производстве. Его основу составляют разговорные жанры (часто эссе или стримы), в которых блогер анализирует текущие события в рамках темы. Третий тип контента - это сложные в производстве видеопроизведения, которые имеют, как правило, непреходящее значение и используются для привлечения на канал новой аудитории. Например, на канале «TutorOnline - уроки для школьников» hub-контент представлен уроками, имеющими четкую структуру, соотносимую с учебными планами и рабочими программами дисциплин. Help-контент предлагает видео с интерпретацией сложных случаев или каких-либо слов, появившихся в русском языке недавно. Этот же контент представлен в формате shorts. Пример hero-кон-тента - видеоролики, предлагающие систему подготовки к итоговому сочинению или вебинары по русскому языку.
жанровые предпочтения видеоблогеров
Анализ русскоязычного сектора видеоблогинга демонстрирует наличие в публикациях о русском языке едва ли не всех жанров как традиционных телевизионных, так и жанров, характерных только для сетевых видеоформатов. Вместе с тем, можно говорить о доминировании группы образовательных
блогов вообще и видеоблогов профессиональной направленности в частности. В последних преподаватели, учителя, специалисты, эксперты в какой-либо сфере рассказывают о различных аспектах бытования русского языка. Подобное видео чаще всего может быть выполнено в формате лекции, интервью или документального фильма.
Широкое распространение получил формат урока, который может быть представлен как обычной видеофиксацией, так и специальным драматургически выстроенным и сложным по монтажу контентом. Достаточно часто такого рода уроки выполнены в жанре гайда - своего рода прохождения заданий для достижения конкретного результата (например, на канале «Русский язык с Таней Ключ»).
Также немалый интерес в рамках нашей темы представляет группа персонифицированных жанров - таких, как обзор, комментарий, рецензия.
Предметом повествования в жанре обзора обычно является какая-либо группа правил. Предмет рецензии - новинка в сфере литературы по русскому языку (например, новые учебники или словари). А предмет комментария - какая-либо ситуация или явление, которые обладают высокой степенью языковой значимости (например, изменения норм русского языка).
доминирующие метапрограммы
С целью продвижения контента по русскому языку видеоблогеры апеллируют к основным мета-программам, которые позволяют стимулировать интерес аудитории к произведениям, входящим в школьную программу. В совокупности мета-программы понимаются нами как своего рода призма, через которую человек воспринимает реальность. Так, побывав на месте одного и того же события, мы расскажем о нем по-разному, подчеркнув те оригинальные детали, которые нам представляются важными. Можно сказать, что и в сфере популяризации языковой культуры блогеры также всякий раз расставляют разные акценты в зависимости от доминирующей у них или у подписчиков метапрограммы. К наиболее частым метапрограммам в области нашего исследования отнесем следующие:
1. «Ценности». Это - доминирующая в данной категории видеоблогов метапрограмма. Она акцентирует, прежде всего, ценности духовного порядка. В такого рода видеоблогах зрителю демонстрируется необходимость бережного отношения к языку, ценность языковых знаний. Мы наблюдаем детальный показ объекта и подробный рассказ о его значимости, уникальности («О русском по-русски»).
2. «Процесс». Эта метапрограмма чаще всего бывает направлена на рассказ о процессе формирования тех или иных норм или о процессе их реализации («Научпок»).
3. «Человек». Здесь ведется повествование о судьбах ученых и педагогов, посвятивших себя продвижению знаний в языковой сфере и сохранению языковой культуры. Также эта метапрограм-ма активно реализуется во всех персонифицированных блогах за счет создания образа автора, наделенного в рамках блога конкретными личностными характеристиками.
Эти метапрограммы направлены на аудиторию разного типа и практически никогда не пересекаются, что существенно отличает данный сектор русскоязычного YouTube от каналов иной направленности.
средства привлечения внимания в видеоблогах о русском языке
Помимо апелляции к метапрограммам, которые стимулируют, как правило, постоянный интерес к видеоблогу, авторы нередко используют элементы, призванные стимулировать и удерживать внимание зрителя на видеоконтенте. И это не удивительно: видеоблогинг - высококонкурентная среда, которая за счет мультиэкранности, параллельного и фонового восприятия требует постоянной акцентуации внимания пользователя на контенте. С целью достижения такой акцентуации блогеры чаще всего обращаются к принципу экзотики и субмодальностям.
Принцип экзотики проявляется в видеобло-гинге уже на уровне нейминга. Достаточно обратить внимание на название некоторых видеороликов: «Уникальный и лучший язык в мире», «Лютый русский язык сломал мозг миру», «Русский язык за 18 минут», «Почему я ненавижу русский язык», «Русский язык вовсе не русский!?». Очевидно, что цель подобных названий заключается исключительно в привлечении внимания аудитории через механизм эпатирования. То же можно сказать и о превью видеоконтента, где довольно часто мы видим изображение удивленных, пораженных или шокированных сложностью русского языка людей.
Принцип экзотики используется и в структуре самого видео. Так, в получившем широкое распространение формате TED-конференций нередко обнаруживается парадоксальная форма подачи информации («Русский язык глазами иностранца»), а на канале «НаучПок» мы встречаем ани-мированный контент, где знания в сфере русского языка излагаются схематично.
Принцип экзотики проявляется также в гейми-фикации. Примером могут служить видео, обучающие иностранцев русскому языку. В этом контенте часто разыгрываются конкретные жизненные ситуации, которые показывают, как именно необходимо выражать свои мысли в том или ином контексте.
Если же рассматривать использование блоге-рами субмодальностей (таких параметров текста, при резком изменении которых мы непроизвольно привлекаем к нему аудиторию), то в исследуемом нами секторе медиа используются субмодальности двух типов - визуальные и аудиальные.
В числе визуальных субмодальностей чаще всего применяются следующие:
- «плоский-объемный», например, использование анимации («НаучПок»);
- «подвижный-неподвижный», например, включение в видеоконтент фиксации правил на неподвижном слайде («TutorOnline -уроки для школьников»);
- «близкий-далекий» - проявляется в изменении крупности плана едва ли не на всех анализируемых нами каналах;
- «цветной-монохромный» - реализуется в случае включения в цветное изображение черно-белых фрагментов («О русском по-русски»).
В сфере аудиальных субмодальностей блогеры действуют универсально. Все они изменяют громкость звука, используют элементы саунддизайна, сопровождают видео несуществующими звуками.
Все обозначенные нами субмодальности позволяют видеоблогерам концентрировать внимание аудитории на видеоконтенте.
заключение
Таким образом, за время своего существования ви-деоблогинг доказал наличие у него значительного потенциала в сфере популяризации ценностей культуры вообще и языковой культуры в частности. Видеоблогеры обращаются к различным моделям как на уровне формы, так и на уровне содержания для того, чтобы актуализировать уже существующие у зрителей представления в языковой сфере и интериоризовать новые знания. Они, как правило, апеллируют ко всем доступным аудитории метапрограммам и часто комбинируют их в одном видеопроизведении. Не менее широка и жанровая палитра видеоматериалов, концентрирующаяся, в основном, в секторе образовательных (преимущественно профессиональных) жанров видеобло-гов с дополнением их лекционными форматами. С целью же привлечения и удержания внимания на медиатекстах авторы чаще всего используют принцип экзотики как на уровне формы, так и на уровне содержания. Представление о том, что блогеры в состоянии снимать лишь пустое развлекательное видео, канули в Лету. В сфере развития языковой грамотности они предпринимают немало результативных усилий,что находит отражение, в первую очередь, в прагматическом тексте рецептурного характера. Однако по мере профессионализации блогосферы мы обнаруживаем все больше образцов видеопроизведений, которые можно было бы отнести к гуманистической парадигме и смыс-ловыявляющему тексту - тексту, апеллирующему к способности зрителя глубоко погрузиться в тему, самостоятельно размышлять и делать выводы.
список источников
1. Аудитория медиа //Mediascope. 2021. URL: https://mediascope.net/upload/iblock/cd5/Adindex%20City%20 Conference%202021%20Mediascope.pdf
2. Вартанова Е. Л. Медиа и город: об актуальных взаимовлияниях // Меди@льманах. 2020. № 1 (96). С. 8-21.
3. Дондурей Д. Б. Телевидение: режиссура реальности. М.: Искусство кино, 2007.
4. Ильченко С. Н. Как нас обманывают СМИ. СПб.: Питер, 2019.
5. Третьяков В. Т. Как стать знаменитым журналистом. М.: Алгоритм, 2010.
6. Бессарабова М. Л. Видеоблог как феномен массовой культуры // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. №5-6 (50). С. 5-10.
7. Поздеева А. А. Видеоблог как метод воспитания культуры в обществе // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS. Саратов: Изд-во СГУ, 2019. С. 114-116.
8. Ильченко С. Н., Окнер О. А. Телевидение в эпоху интернета СПб., 2005.
9. Мультимедийная журналистика / под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017.
references
1. Auditoriya media = Media audience. (2021). In: Mediascope. https://mediascope.net/upload/iblock/cd5/ Adindex%20City%20Conference%202021%20Mediascope.pdf (In Russ.)
2. Vartanova, Ye. L. (2020). Media and the city: on the current interactions. Medi@l'manakh, 1(96), 8-21. (In Russ.)
3. Dondurey, D. B. (2007).Televideniye: rezhissura real'nosti = Television: directing reality. Moscow: Iskusstvo kino. (In Russ.)
4. Il'chenko, S. N. (2019). Kak nas obmanyvayut SMI = How the media deceives us. St. Petersburg: Piter. (In Russ.)
5. Tret'yakov, V. T. (2010). Kak stat' znamenitym zhurnalistom = How to become a famous journalist. Moscow: Algoritm. (In Russ.)
6. Bessarabova, M. L. (2019). Video blog as a phenomenon of mass culture. Actual scientific research in the modern world, 5-6 (50), 5-10. (In Russ.)
7. Pozdeyeva, A. A. (2019). Video blog as a method of culture education in society. In: World Science: Problems and Innovations. Saratov: Izdatel'stvo SGU. (In Russ.)
8. Il'chenko, S. N., Okner, O. A. (2005). Televideniye v epokhu internet = Television in the era of the Internet. Sankt-Peterburg. (In Russ.)
9. Kachkaeva, A. G. et al. (2017). Mul'timediynaya zhurnalistika = Multimedia journalism, ed. by A. G. Kachkaeva, S. A. Shomova. Moskva: Izdatel'skiy dom Vysshey shkoly ekonomiki. (In Russ.)
информация об авторе
Шестерина Алла Михайловна
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры электронных СМИ и речевой коммуникации факультета журналистики Воронежского государственного университета
information about the author Shesterina Alla Mykhailovna
Doctor of Philology (Dr. habil), Professor, Professor of the Department of Electronic Media and Communication, School of Journalism, Voronezh State University
Статья поступила в редакцию 12.04.2022 одобрена после рецензирования 11.05.2022 принята к публикации 16.05.2022
The article was submitted 12.04.2022 approved after reviewing 11.05.2022 accepted for publication 16.05.2022