Научная статья на тему 'Проблемы понятия налог и пути решения правовой аспект'

Проблемы понятия налог и пути решения правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1337
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ / НАЛОГ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ / ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК / ИНЫЕ ПЛАТЕЖИ / КАЧЕСТВО НОРМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гуреев Виктор Иванович

В статье исследуются теоретико прикладные аспекты понятия налог. На основе проведённого анализа действующего законодательства, судебной практики и доктринальных положений относительно понятий налога были сделаны выводы и внесены соответствующие рекомендации. Предложенные в статье определение налога и его отличительный признак позволят участникам отношений на практике чётко отличать налог от других публично правовых платежей. Всё это будет способствовать повышению качества юридических норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы понятия налог и пути решения правовой аспект»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№9/2015

ISSN 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. Спектор Е.И. Правовые основы легализации проституции в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2004. №6, с. 76-79.

2. Ландо А., Маркелова Е. Статус юридических лиц, оказывающих и предоставляющих коммерческие сексуальные услуги // Российская юстиция. 2001. №5, с. 23-24.

3. Законопроект №403261-3 «О регулировании платных услуг сексуального характера (в части легализации проституции)» / [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://asozd2.duma.gov.ru/ (дата обращения: 18.09.2015).

4. Супонина Е.А. К вопросу о возможности частичной легализации оборота порнографической продукции в Российской Федерации // В сборнике: Государство и право в условиях гражданского общества. Ответственный редактор: Сукиасян А. А. 2015, с. 58-59.

© А.Ф. Быстрянцев, 2015.

УДК -34.01

Гуреев Виктор Иванович,

канд. юрид наук, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова, заслуженный юрист РФ, Москва, РФ, E-mail: gureev38@mail.ru Gureev Viktor Ivanovich, cand. jurid. Sciences, assistant professor REU them. GV Plekhanov, honore Lawyer of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, E-mail: gureev38@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЯ НАЛОГ И ПУТИ РЕШЕНИЯ правовой аспект.

THE CONCEPT OF TAX PROBLEMS AND SOLUTIONS: legal aspect.

Аннотация.

В статье исследуются теоретико - прикладные аспекты понятия налог. На основе проведённого анализа действующего законодательства, судебной практики и доктринальных положений относительно понятий налога были сделаны выводы и внесены соответствующие рекомендации. Предложенные в статье определение налога и его отличительный признак позволят участникам отношений на практике чётко отличать налог от других публично - правовых платежей. Всё это будет способствовать повышению качества юридических норм.

Annotation.

The article examines the theoretical - practical aspects of the concept of tax. On the basis of the analysis of existing legislation, jurisprudence and doctrinal provisions on tax concepts were made conclusions and made recommendations. The proposed article defining tax and its hallmark of relations will allow participants to practice clearly distinguished from other public tax - legal fees. All this will improve the quality of legal norms.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова.

Проблемы, налог, определение, отличительный признак, иные платежи, качество нормы.

Keywords.

Problems, tax determination, the hallmark, other fees, quality standards.

1.Введение. Современное развитие российского права порождает потребность в повышении качества юридических норм путём чётких определений понятий и характеризующих их признаков, фиксаций прав, обязанностей и ответственности участников соответствующих отношений, в том числе и в сфере налогообложения. Однако, как свидетельствует правоприменительная практика, успешной защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов участников налоговых отношений в известной мере препятствуют некачественные нормы налогового законодательства. В частности, официальное определение налога наделено признаками, которые являются противоречивыми и не способствуют единообразному пониманию сути налога. Такое положение отрицательно сказывается при защите прав налогоплательщиков в вышестоящих налоговых органах при рассмотрении жалоб на неправомерные действия или бездействие должностных лиц налоговых органов. Плохое качество норм законодательства о налогах и сборах также затрудняет успешную защиту прав налогоплательщиков в судах. Изучая юридическую литературу было выявлено, что исследователи различно понимают суть налога. Разнообразие трактовки налога не создаёт условия для повышения качества юридических норм законодательства о налогах и сборах. Такая ситуация также создаёт известные трудности в правоприменительной практике.

Всё это свидетельствует об актуальности статейной темы. Поэтому целью настоящего исследования является совершенствование некоторых аспектов понятийного аппарата юридических норм, в том числе:

1) предложить новые признаки определений налога и раскрыть их содержание;

2) разработать новое чёткие определение налога, способствующее повышению качества юридических норм;

3) предложить ввести в научный оборот вновь разработанное определение и его признаки.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

а) провести сравнительно - правовой анализ норм российского законодательства, в которых даны определение налога;

б) провести сравнительный - правовой анализ определений и признаков налога, приведённых в юридической литературе;

в) применить судебную практику для обоснования выводов и рекомендаций.

Таким образом, исследование позволит сделать достоверные и объективные выводы и внести соответствующие рекомендации, т.е. определение налога и его признаки должны иметь уникальность.

2. Проблемы определения налога и пути решения. В законодательстве о налогах и сборах приведено определение налога. В частности, согласно п.1 ст.8 НК РФ налог - это обязательный, индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований [1].

Анализируя официальное определение налога был сделан вывод, что налог характеризуется следующими признаками, это: 1) платёж обязательный; 2) индивидуально безвозмездный; 2) форма отчуждения собственности; 3) денежные средства; 4) целевая направленность налога; 5) участники налоговых отношений - государство, муниципальные образования и налогоплательщики.

Рассматриваемые признаки выражают официальное понимание налога. Однако признаки, характеризующие налог, не свободны от некоторых недостатков. В частности, в монографии «Развитие

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

налоговой системы России : проблемы, пути решения и перспективы» справедливо указано, что определение налога базируется на двух признаках платежа (обязательность и индивидуальная безвозмездность). Признак «обязательный платёж» очень широкое понятие, т.к. под него подпадают налоговые и административные штрафы, конфискация, взносы обязательного медицинского страхования и др. Признак «платёж» в налоговом праве означает (выражает) «не более чем способ исполнения налоговой обязанности». Признак налога «форма отчуждения собственности», присущ неналоговым обязательным платежам, например, конфискации, взносам обязательного медицинского страхования [2, С.60]. Это с одной стороны. А с другой - исследователь обоснованно утверждает, что «такая дефиниция налога противоречит не только нормам Конституции, но и ранее принятым решением Конституционного Суда РФ по этой проблематике. В частности, несомненны такие противоречия ввиду определения налога через форму отчуждения собственности. Конституция РФ в пункте 3 статьи 35 прямо говорит о том, что никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Таким образом, данное в статье определение налога дает основание для исключительно судебной процедуры взыскания налогов с предварительным предоставлением равноценного возмещения (!), что, в свою очередь, противоречит основному квалифицирующему признаку налога в его определении -индивидуальной безвозмездности» [3, С.60].

Другие исследователи согласны с официальным определением налога и его признаками [4, С.29; 5, С.9]. При этом отмечают, что важным признаком налога и сбора

является их обязательный (принудительный) характер. В случае не уплаты налог взыскивается в принудительном порядке. Налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налога не порождает у его плательщика юридических прав требовать у государства оказания каких - либо услуг. Этим налоги отличаются от сборов, которые взимаются на определённые цели или является платой за оказание плательщику каких - либо юридически значимых действий, т.е. носят возмездный характер [6, С.10].

Такой подход исследователей нельзя признать обоснованным. Во - первых, официальное определение налога закрепила права государства и не возлагает на него обязанности обеспечить плательщикам налогов защиту прав и законных интересов. Во - вторых, безвозмездный платёж означает что налогоплательщик уплативший налоги не получит встречного удовлетворения от государства в признании, соблюдении и защите прав и законных интересов. В - третьих, в ст.2 Конституции РФ указано, что «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Следовательно, в определении должны учитываться интересы государства и налогоплательщиков.

В целях повышения качества юридических норм законодательства о налогах и сборах путём достижения единообразного понимания сути налога предлагается иное определение, которое отличается от ранее опубликованных. В частности, налог - это публично - правовое средство основного денежного обеспечения конституционной деятельности государства и муниципальных образований.

Данное определение налога наделено существенным признаком, позволяющий чётко отличать налог от сбора, пошлины и др. публично - правовых платежей. Таким признаком является основное денежное обеспечение.

Другими признаками в определении являются: публично - правовое средство, конституционная деятельность государства и муниципальных образований Рассмотрим эти признаки так, как они расположены в определении налога.

Публичное правовое средство - это юридические нормы законодательства о налогах и сборах относящиеся к публичному праву. Следовательно, в такой ситуации налог рассматривается как правовая категория.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

Основное денежное обеспечение состоит из терминов (слов) основной, обеспечение, денежное. Слово основной означает наиболее важный, главный [7, С. 397], а слово обеспечение понимается то, чем обеспечивают кого - что - нибудь [8, С. 364]. Слово денежный производно от слова деньги. Слово деньги трактуется как металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле - продаже [9, С.138]. Следовательно, основное денежное обеспечение - это главное обеспечивающее денежными средствами. Этим признаком налог отличается от сбора и пошлины. Кроме того, данный признак отражает экономическую суть налога.

Дело в том, что деньги, как экономическая категория, выполняют ряд функций: 1) функция средства обращения; 2) функция меры стоимости; 3) функция средства накопления; 4) функция мировых денег [10, С.122]. Таким образом, налог представляет собой экономическую категорию.

Конституционная деятельность государства означает, что налоговые доходы используются только на конституционную деятельность государства. Кроме того, конституционная деятельность государства связана с обязанностью последнего обеспечить защиту прав и законных интересов граждан, в том числе налогоплательщиков. Что касается конституционной деятельности муниципальных образований, то они в соответствии с Конституцией РФ (ст.12, 130 - 133) самостоятельно осуществляют деятельность в пределах установленных федеральными законами, в том числе и в сфере налогообложения.

В заключении исследования необходимо сделать общий вывод о том, что налог представляет объединённую экономико - правовую категорию. Кроме того:

1) разработанное определение налога и отличительный признак, характеризуются новизной;

2) определение и признаки юридической нормы выражают теоретическую и практическую направленность;

3) определение и признаки налога могут быть использованы:

-в дальнейших исследованиях проблем понятийного аппарата налогового права; -в законотворческой деятельности государственных органов; -в учебном процессе при изучении налогового права.

Список использованной литературы:

1. Налоговый кодекс РФ (части первая).

2. Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы. - М.: МЦФЭР, 2000, С.60.

3. Шаталов С.Д. Указ соч., С. 60

4. Тедеев А.А., Парыгина В.А. Налоговое право России. Учебник. - М.: Юрайт, 2012, С.29

5. Налоговое право. Учебник /Под ред. д.ю.н., проф. Е.Ю. Грачёвой, д.ю.н., проф. О.В. Болтиновой - М.: Проспект, 2013, С.9.

6. Грачёва Е.Ю., Болтинова О.В. Указ. соч., С.10

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. /Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю Шведовой. М.: Рус. яз., 1986, С. 397.

8. Ожегов С.И. Указ. соч., С. 364.

9. Ожегов С.И. Указ. соч., С. 138.

10. Финансовое право. Учебник /Отв. ред. Е.М. Ашмарина - М.: Изд -во Юрайт, 2014, С.122.

© В.И. Гуреев, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.