Научная статья на тему 'Проблемы политической социализации молодежи в современной России'

Проблемы политической социализации молодежи в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4331
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ПАРТИЯ / МОЛОДЕЖНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ / ЦЕННОСТИ / ЭЛЕКТОРАТ / POLITICAL SOCIALIZATION / THE YOUTH / POLITICAL PARTIES / POLITICAL YOUTH MOVEMENTS / VALUES / ELECTORATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баранова Вера Николаевна

В статье рассматриваются проблемы политической социализации современной российской молодежи как сложного процесса, происходящего под влиянием целеориентированного воздействия со стороны социальных и политических институтов. Освещается роль политических партий и припартийных молодежных организаций, которые на основе соединения своих политических целей с интересами и потребностями молодежи контролируют идеологические пристрастия данной социальной группы. Политические институты посредством ценностноориентационных и нормативных механизмов формируют ценностные структуры и коллективные представления о политической реальности в сознании молодежи, воспроизводят правила поведения и способы ориентаций политически активной и пассивной молодежи в политической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Th e problems of political socialization of the youth in modern Russia

Th e article discusses the problems of political socialization of the youth in modern Russia. Political socialization is a complex process taking place under the infl uence of the purposeful impact by social and political institutions. Th e paper analyzes the role of political parties and the youth wings in the process of political socialization. Th ese institutions control the ideological preferences of young people on the base of connection of its political goals with the interests and needs of this social group. Political institutions use the value-orientation and regulatory frameworks to form the value structures and collective understanding about political reality in the minds of young people and reproduce the rules of behavior and the ways of orientations passive and active youth in the political sphere.

Текст научной работы на тему «Проблемы политической социализации молодежи в современной России»

УДК 316.4.051.62

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 2

В. Н. Баранова

ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Современное российское общество, в отличие от традиционного, характеризуется нестабильностью системы ценностей и ценностных ориентаций, что в полной мере можно сказать и о молодежи. За последние двадцать лет у российской молодежи появились новые ценности и жизненные установки. При этом некоторые из тех, которые существовали прежде, приобрели другое значение либо были утрачены в результате кризиса начала 90-х годов прошлого столетия. Этот процесс в силу особой восприимчивости и высокой мобильности молодежи затронул данную социальную группу в большей степени, чем другие.

Как известно, степень политического участия молодежи во многом зависит от ее ценностей, потребностей и жизненных устремлений. Это важно, поскольку от того, располагает ли государство информацией о нуждах этой группы населения, зависит результат деятельности по привлечению молодых людей к участию в политическом процессе. Ведь молодежь — это особая социально-демографическая группа, которая выступает в качестве не только участника процесса социализации и саморазвития, но и социального субъекта, непосредственно ответственного за то, насколько цивилизованным станет завтрашний облик государства. Поэтому агентам политической социализации необходимо активно работать с молодежью, учитывая нетвердость убеждений ее представителей и несформированность их политических ориентиров.

Среди молодых людей принято выделять четыре возрастные группы: подростки (14-16 лет), юношество (17-19 лет), собственно молодежь (20-25 лет), старшая молодежь (26-30 лет).

Для нас наибольший интерес представляют молодые люди в возрасте от 17 до 25 лет. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и те, кто завершает основную профессиональную подготовку, приступает к производственной деятельности и создает собственные семьи. Именно они одновременно отвечают двум условиям — их представители ассоциируют себя с молодежью, и при этом они уже имеют представления о политической системе и определенным образом способны влиять на процесс принятия решений.

В процессе политической социализации, то есть включения человека в политическую систему через приобретение политического опыта и освоение определенной системы политических норм, ценностей и установок, человек подвергается влиянию таких факторов как целенаправленное воспитательное воздействие, политические явления, собственный социальный опыт, стихийно складывающиеся события [1, с. 86]. Под влиянием социокультурной среды в целом человек приобщается к участию в социальной и политической жизни, при этом осуществляется преемственность важнейших политических ценностей, в политику приходят новые поколения [2, с. 16].

© В. Н. Баранова, 2011

Несомненное влияние на процесс политической социализации человека оказывают семья, а также такие неполитические факторы как группы сверстников, школа, работа, СМИ, церковь с ее особым способом интерпретации картины мира, искусство и культура. Это в непрямой форме предопределяет базовые ориентации личности на власть или конфликт, порядок или насилие, толерантность или нетерпимость и т. д. Но именно семья остается ведущим институтом как системной, так и политической социализации личности молодого человека в современной России.

Роль СМИ как решающих агентов социализации выражается в преимущественном формировании ориентаций на сильного лидера. Их влияние постоянно растет. Они играют непосредственную роль не только в информировании населения, но и в формировании основных политических предпочтений и мнений. Нередко СМИ манипулируют общественным мнением, руководствуясь коммерческими интересами. При этом их воздействие на сознание молодого поколения нельзя назвать однозначным. С одной стороны, повышение информированности о политических процессах непосредственно сказывается на образе мыслей и действиях молодых людей, с другой — существующая противоречивость образа власти в телевизионном эфире отражается и в массовом сознании.

К собственно политическим агентам социализации относятся государство, политические партии и движения, политические лидеры и др. На политическую социализацию оказывают также значительное влияние политический режим государства, его политико-экономическое устройство и характер этнонациональных отношений, которые образуют систему факторов и политических механизмов детерминации политического поведения личности и формируют ее политические представления.

Таким образом, политические и неполитические агенты социализации тесно связаны и даже переплетены между собой и воздействуют на молодого человека одновременно. Результатом этого становится постоянное функционирование политической системы при смене поколений в политике, а также социализация граждан, которые опираются на выработанные ими устойчивые политические и идеологические предпочтения и сами принимают ответственные решения. При этом политические институты оказывают на молодежь целеориентированное воздействие на основе соединения собственных целей с интересами и потребностями данной социальной группы. Эти институты регулируют процесс политической социализации посредством цен-ностно-ориентационных и ценностно-нормативных механизмов. Поэтому главными функциями указанных общественных институтов являются формирование в сознании молодежи ценностных структур и коллективных представлений о политической реальности, воспроизводство правил поведения и способов ориентаций молодежи в политической сфере [3, с. 7]. При каждом режиме существует заинтересованность в формировании у граждан определенных политических взглядов, и для достижения этой цели используются разнообразные пропагандистские методы [1, с. 91].

С началом постсоветского периода вследствие трансформации социально-политической системы российского общества претерпели изменения и механизмы включения молодежи в общественную жизнь, а также способы формирования ее политического сознания. Изменились не только условия социализации молодежи, но и роли, характер влияния основных институтов, каналов, агентов социализации. Появление плюралистических взглядов, которые по большей части отличались идейной разноголосицей, размытостью, и быстро изменяющиеся социальные явления снизили предсказуемость

политических процессов, что способствовало росту социальной неопределенности. Происходящие при этом рост неопределенности, ослабление институционального влияния на жизнедеятельность молодого поколения, расширение поля свободного самоопределения и выстраивание собственных жизненных стратегий на основе индивидуальных представлений о желаемом и значимом придают процессу формирования политического сознания молодежи спонтанный характер. Поэтому бесконтрольное навязывание тех или иных взглядов, установок, оценок дезориентирует молодое поколение и снижает возможности политического самоопределения его представителей. Молодежь в России длительное время не являлась серьезным участником политической жизни. Но в последнее время в ее среде наблюдается определенное оживление, связанное с появлением новых и активизацией ранее существовавших молодежных организаций.

Вследствие провозглашения курса на стабилизацию общества и формирования вертикали власти появились признаки целенаправленного воздействия на молодежь. Трансляция молодому поколению соответствующих идейных установок, создание «молодежных крыльев» политических партий, целенаправленная организация молодежных движений и их программируемая активность символизируют новые подходы к деятельности политических институтов в отношении молодежи. Под воздействием государства, партий и движений, политической элиты и лидеров с помощью определенных механизмов контролируется и направляется поведение молодежи в указанной сфере. Стала возрождаться система целенаправленной политической социализации, которая теперь осуществляется уже не в рамках одной какой-то идеологии, а в условиях сложившейся многопартийности и плюрализма, и чем больше развита система многопартийности в стране, тем эффективнее будет проходить процесс политической социализации молодых людей [3, с. 8].

Согласно результатам опроса, проведенного центром политико-психологических исследований, российскую молодежь более всего тревожат наркомания, алкоголизм. Студентов волнуют также отсрочки от армии, размер стипендии, реформа образования и финансовые проблемы, после них были названы проблемы бытовые [4, с. 23].

Актуальны и важны для молодежи социальные проблемы, а также их активность, ассоциирующаяся с возможностью индивидуальной самореализации (получить качественное образование, найти престижную и высокооплачиваемую работу, обрести круг надежных друзей, создать семью). Дальновидные партийные лидеры уже поняли, что контроль над ценностными и идеологическими пристрастиями молодежи позволяет им контролировать значительную часть российского электората [5, с. 291]. Представители государственной власти стремятся убедить молодежь, что она для нее «своя, родная» и заслуживает полного доверия. Политические партии, пытаясь завоевать доверие молодежи, стремятся создавать собственные молодежные объединения, которым в большинстве случаев отводится роль статистов или участников различных маршей и демонстраций «за» или «против» решений власти [6, с. 162].

Поскольку молодежный электоральный ресурс стал еще более привлекательным для политических сил, значительно возрос интерес к молодежной тематике: у государства, коммерческих структур, политических партий существует потребность в информации об эффективных инструментах и технологиях привлечения молодежи к активному участию в политической деятельности, для чего необходима разработка

механизмов влияния (определенных степени и характера) политических партий на эту социальную группу.

Под степенью влияния подразумевается величина сегмента молодежи, способной под воздействием политических партий изменить свои поведение и политическое мировоззрение. В зависимости от степени влияния политических партий России специалисты выделяют три группы молодых людей:

— сильно подверженные влиянию политических партий (2,7%);

— значительно подверженные влиянию партий (23,3%);

— слабо подверженные влиянию политических партий («политическое болото»).

«Политическое болото» считается самым значимым для политических партий сегментом. Он включает в себя 74% представителей современной российской молодежи [7, с. 204].

Характер влияния политических партий зависит от воздействия на определенные «зоны психики» человека. Наиболее подвержена такому воздействию «эмоциональная зона», связанная с формированием определенных чувств и переживаний, в результате чего возникает позитивное или негативное отношение к тем или иным политическим партиям, появляется желание участвовать в выборах и т. д. В данном контексте значительную роль играют такие факторы влияния как СМИ, митинги, телевизионные дебаты, встречи с электоратом и т. п. [7, с. 237].

По степени вовлеченности в политический процесс можно условно выделить две категории молодых людей — пассивные и активные. Пассивные испытывают недоверие к партиям и политикам, понимают, что политические акторы ищут лишь их электоральной поддержки и не являются выразителями интересов молодежи. Им присущ абсентеизм и стремление к обсуждению политических вопросов. Активные участвуют в деятельности партий и движений, практикуют протестные формы поведения, голосование, а также участие в деятельности органов МСУ

«Оранжевые» революции в странах СНГ показали, что электорально пассивная молодежь может оказаться активным участником массовых акций, которые оказывают серьезное влияние на политические процессы. В этой связи органы власти (в первую очередь — Администрация Президента РФ) активизировали деятельность по поддержке власти и организации молодежи, рассматривая борьбу за ее представителей в качестве своей стратегической задачи.

Большинство молодежных политических организаций, ведущих сейчас активную деятельность, появилось в середине 2000-х годов, что явилось следствием «цветных революций» в Грузии и на Украине, в которых именно молодежь приняла активное участие и стала «ударной силой» [8]. Именно после этих событий российская политическая элита стала уделять больше внимания политической социализации подрастающего поколения граждан России, в том числе и через создание молодежных движений политического характера. Начали набирать силу молодежные оппозиционные организации, а в противовес им — прокремлевские молодежные движения («Идущие вместе», затем — «Наши»), созданные с целью недопущения «цветной революции» в России.

В настоящее время в Российской Федерации фактически действуют около 50 молодежных политических движений и организаций. Конечно, большая часть их ведет работу время от времени, но есть ряд таких, которые являются полноценными субъектами молодежной политики и реально пытаются влиять на происходящее в молодежной среде.

Среди молодежных движений и организаций можно выделить следующие.

1. Молодежные отделения политических партий: «Молодая Гвардия», «Лига справедливости» (Справедливая Россия), «Молодежное яблоко», «Соколы», молодежный центр ЛДПР, «Союз коммунистической молодежи».

2. Молодежные отделения политических организаций: «Евразийский союз молодежи», «Революционный коммунистический союз молодежи».

3. Внепартийные молодежные движения и организации, к которым относятся:

— либеральные: «Оборона», «Идущие без путина», Всероссийское движение «УРА», «Демократическая альтернатива» («Да»), объединенное демократическое движение «Солидарность»;

— левые: «Авангард красной молодежи», «Молодежный левый фронт», «Российский коммунистический союз молодежи», «Российский социал-демократический союз молодежи», социалистическое движение «Вперед», «Федерация социалистической молодежи».

4. Проправительственные молодежные движения и организации: «Идущие вместе», «Наши» («Мишки», «Сталь»), «Россия молодая», «Местные», «Новые люди».

Иногда к таким организациям относят также запрещенную ныне «Национал-большевистскую партию» (НБП). Однако она объединяет людей разных возрастов.

Молодежные припартийные организации представлены «подрастающим поколением» партии. Они пропагандируют в молодежной среде партийную идеологию, для привлечения новых сторонников проводят разнообразные «развивающие» мероприятия: дебаты, дискуссии, съезды. Инструменты их продвижения — Интернет-площадки, дружественные СМИ и пр. Среди молодежных припартийных организаций особенной активностью выделяется «Молодая гвардия» «Единой России», которая отвечает некоторым параметрам создания провластных молодежных организаций: определенное дистанцирование от партии, предложение карьерного роста (участие в различных социально-экономических и культурных программах, обещание продвижения молодых людей в депутаты Госдумы и региональных ЗАКСов), патриотизм, «антиоранжевое» название, означающее готовность к борьбе. «Молодая гвардия» ориентирована на самые широкие слои молодежи, особенно на студентов, ведь многие студенты видят в массовых провластных движениях лишь инструментальную функцию политического управления, а рядовых членов движения воспринимают в качестве «винтиков» огромного механизма. Для студенческой молодежи основными мотивами для вступления в молодежные движения и организации являются в первую очередь стремление к самореализация, возможность влиять на ситуацию, желание найти единомышленников, расширить кругозор, приобрести социально-политический опыт [9, с. 321].

Особый подход к студенчеству объясняется еще и тем, что именно эта среда является наиболее благоприятной для оппозиции. Поэтому в российских вузах началась работа по созданию локальных молодежных движений, в которых мотивация выстроена с учетом потребностей конкретных студентов. Самым ярким представителем такого движения стала «Россия молодая» во главе с Максимом Мищенко. Движение создано на базе одного из элитных российских вузов — МГТУ им. Баумана.

Итак, по сравнению с 90-ми годами ХХ в. политические институты в России стали проявлять больший интерес к молодежи. В информационном обществе весомую роль играют аудиовизуальные и электронные средства, позволяющие эффективно влиять на формирование нового ценностного и политического сознания молодого поколения.

И от содержания, которым наполняется ценностное сознание молодых людей в качестве резерва будущей интеллектуальной, политической, экономической и культурной элиты страны, будет зависеть будущее России.

Формирование зрелого гражданского общества в России требует решения целого ряда проблем в области политической социализации. Прежде всего, необходимо усилить внимание к политическому просвещению граждан, совершенствовать образовательные стандарты и содержание курсов обществоведческих дисциплин с целью формирования у молодежи знаний и навыков политического поведения, необходимых каждому члену гражданского общества. Другим важным условием эффективной политической социализации молодежи является активизация работы с ней партий и движений конструктивной направленности.

Таким образом, политическая социализация, понимаемая как процесс включения человека в политическую систему путем приобретения им политического опыта, освоения определенной системы норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений, является гарантом стабильности политической системы и показателем ее эффективности. Доверие молодого поколения к политическим партиям и общественным организациям, в том числе к их «молодежным крыльям», в современной России пока еще неполно. Причина этого не столько в несогласии молодежи с идейным содержанием деятельности партий, сколько в отстраненности последних от решения коренных социальных проблем молодежи [7, с. 415].

Литература

1. Клюев А. В. Человек в политическом измерении. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2000. 152 с.

2. Головин Н. А. Теоретико-методологические основы исследования политической социализации. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 288 с.

3. Зубок Ю. А., Сорокин О. В. Формирование политического сознания российской молодежи и обусловливающие его противоречия // Социология власти. 2010. № 4. С. 6-15.

4. Ламанов И. А., Шутилин В. А. Технология привлечения молодежи к участию в массовых политических акциях. М.: СГА, 2005. 150 с.

5. Михалева Г. М. Российские партии в контексте трансформации. М.: Либроком, 2009. 352 с.

6. Данилин П. Новая молодежная политика: 2003-2005. М.: Европа, 2006. 292 с.

7. Карпенко О. М., Ламанов И. А. Молодежь в современном политическом процессе в России. М.: Изд-во СГУУ 2006. 560 с.

8. Становая Т. Молодежные организации в современной России // Проект «Полит-Наука — политология в России и мире». URL: http://www.politnauka.org/library/molpolit/ stanovaya.php (дата обращения: 25.11.2010).

9. Политическая социализация российских граждан в период трансформации / под ред. Е. Б. Шестопал. М.: Новый Хронограф, 2008. 552 с.

Статья поступила в редакцию 28 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.