Научная статья на тему 'Проблемы политического просвещения сотрудников органов внутренних дел на современном этапе'

Проблемы политического просвещения сотрудников органов внутренних дел на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
183
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / IDEOLOGY / PUBLIC ADMINISTRATION / PATRIOTISM / POLITICAL EDUCATION / INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шестаков С.А.

С позиций современного понимания идеология определяется как относительно систематизированная совокупность взглядов на действительность, основанная на устойчивых ценностях, являющаяся специализированным инструментом интеграции общественного сознания. В статье изложено авторское видение ряда теоретических аспектов проблемы идеологии как социального феномена, показана важность оформления российской общенациональной идеологии как актуальной задачи государственного управления, обосновывается необходимость выстраивания системы политического просвещения, адекватной современным реалиям, в органах внутренних дел. Констатируется, что в органах внутренних дел начали формироваться контуры системной работы по патриотическому воспитанию. Сделан вывод о необходимости подготовки в вузах системы МВД России специалистов в сфере политического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF POLITICAL EDUCATION OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS AT THE PRESENT STAGE

From the standpoint of modern understanding, the ideology is defined as the relatively systematized set of views on reality based on stable values, a specialized instrument for integrating public consciousness. The article presents the author’s vision of a number of theoretical aspects of the problem of ideology as a social phenomenon. The importance of creating the Russian national ideology as an urgent task of public administration is shown. The necessity of building a system of political education adequate to contemporary realities in the internal affairs bodies is substantiated. It is stated that the foundations of the systematic work on patriotic upbringing began to take shape in the internal affairs bodies. The conclusion is made about the need for training the specialists in the field of political education at the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы политического просвещения сотрудников органов внутренних дел на современном этапе»

ШЕСТАКОВ С.А., доктор политических наук, доцент, shestakovprof@gmail.com Кафедра маркетинга и муниципального управления; Тюменский индустриальный университет, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38

SHESTAKOV S.A.,

Doctor of Political Sciences,

associate professor,

shestakovprof@gmail.com

Chair of marketing and municipal

administration;

Tyumen Industrial University,

Volodarsky St. 38, Tyumen, 625000,

Russian Federation

ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. С позиций современного понимания идеология определяется как относительно систематизированная совокупность взглядов на действительность, основанная на устойчивых ценностях, являющаяся специализированным инструментом интеграции общественного сознания. В статье изложено авторское видение ряда теоретических аспектов проблемы идеологии как социального феномена, показана важность оформления российской общенациональной идеологии как актуальной задачи государственного управления, обосновывается необходимость выстраивания системы политического просвещения, адекватной современным реалиям, в органах внутренних дел. Констатируется, что в органах внутренних дел начали формироваться контуры системной работы по патриотическому воспитанию. сделан вывод о необходимости подготовки в вузах системы МВД России специалистов в сфере политического воспитания.

Ключевые слова: идеология; государственное управление; патриотизм; политическое просвещение; органы внутренних дел.

THE PROBLEMS OF POLITICAL EDUCATION OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS AT THE PRESENT STAGE

Annotation. From the standpoint of modern understanding, the ideology is defined as the relatively systematized set of views on reality based on stable values, a specialized instrument for integrating public consciousness. The article presents the author's vision of a number of theoretical aspects of the problem of ideology as a social phenomenon. The importance of creating the Russian national ideology as an urgent task of public administration is shown. The necessity of building a system of political education adequate to contemporary realities in the internal affairs bodies is substantiated. It is stated that the foundations of the systematic work on patriotic upbringing began to take shape in the internal affairs bodies. The conclusion is made about the need for training the specialists in the field of political education at the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: ideology; public administration; patriotism; political education; internal affairs bodies.

В советский период российской истории политическое руководство государства очень хорошо отдавало себе отчет в том, что сотрудники силовых структур - армии, милиции и т.д. - являются стержнем государственной власти, и они должны по определению обладать высшей степенью сознательной лояльности к государству. они обязаны быть патриотами, не за страх, а за совесть обладающими патриотическими качествами в высшей степени их проявления, в критической ситуации без всякого сомнения готовые пожертвовать за Родину самой своей жизнью. В связи с этим в силовых структурах Советского Союза (да и вообще во всех управленческих

структурах) исторически сложилась четко выстроенная система политического просвещения, обладающая подготовленными кадрами.

однако с развалом Советского Союза ситуация в сфере политического сознания России, и в частности в сфере политического просвещения, коренным образом поменялась. И здесь следует более детально рассмотреть проблему идеологии как социального феномена.

Уже практически общим местом в дискурсе гуманитарных наук и социальной публицистики в течение последних двадцати лет является утверждение о том, что современное, постсоветское

российское общество переживает кризис идентичности, - пожалуй, один из самых глубоких и затянувшихся за всю новейшую российскую историю. В 90-е годы прошедшего, XX века, в наиболее динамичный в отношении смены вех период посткоммунистической эпохи, осуществился радикальный слом всей предыдущей системы социальных ценностей; проходил достаточно противоречивый и запутанный, но очевидный процесс переоценки этих ценностей. В связи с указанным процессом в системе новой социальной динамики выдвинулась и проблема нового осмысления феномена идеологии.

В начале 90-х годов прошлого века, сразу же после развала СССР, идеологию как социальный феномен в России стали повсеместно «отменять» - на всех уровнях власти и общественно-политических отношений, очевидно, в связи с энтузиазмом по поводу решительного и быстрого наступления в России новой демократической эры. После распада советской политической системы, идейно-политической платформой которой была марксистско-ленинская идеология, наступила ситуация распада всей прежней нормативно-ценностной сферы; духовная жизнь общества, оставшаяся без ценностных ориентиров, пребывала в состоянии глубокого кризиса. Такое состояние духовной сферы можно охарактеризовать термином «аномия», из которого Россия не выбралась до сих пор. Крайне негативное отношение в рамках российского общественного мнения начала девяностых годов к феномену идеологии было обусловлено целым рядом обстоятельств, главным из которых являлось устойчивое отвращение в российском обществе к десятилетиями насильственно навязываемому «единственно верному учению», которое ассоциировалось с феноменом идеологии вообще; а также обстоятельством ложно, примитивно и весьма наивно понятой идеи «конца идеологии», изъятой из пропагандистского дискурса стран «развитой демократии». [1, с. 71].

В начале 90-х годов прошедшего века, когда Россия, - в представлениях неисправимых либеральных оптимистов, а также в представлении большей, к сожалению, части отравленного квазилибе-

рализмом общественного мнения, - вступила на светлый путь демократического развития, либерально ориентированная научная мысль в качестве базового фактора формирования нового, демократического мировоззрения россиян провозгласила принцип деидеологизации. В законченной и наиболее последовательной форме идея деидеологизации нашла свое отражение в статье 13 Конституции Российской Федерации 1993 года (что дало повод ряду недобросовестных обществоведов и политиков утверждать, что идеология «отменена» вообще). Однако декларированный принцип де-идеологизации российского общества натолкнулся на самое решительное противодействие со стороны научного сообщества российских обществоведов, профессионально обосновывавших полную его несостоятельность и вредоносность. Наиболее емкую характеристику идее деидеологизации дал выдающийся российский философ А. Панарин, отметив, что «деидеологизация оказалась... токсичной технологией» [2, с. 127]. На практике, в рамках и под прикрытием концепции «деидеологизации» проводилось замещение предыдущей идеологии на «идеологию колониальной демократии» (термин А. Зиновьева).

К середине - концу девяностых годов стало очевидно, что российское массовое сознание не приемлет столь откровенных и наглых способов насаждения ненависти к своей Родине. По большому счету российское общество в девяностые годы отвергло идеологию «колониальной демократии» [3, с. 61]. Идея деидеологизации постепенно стала подвергаться эрозии. Весьма симптоматичной в этом смысле стала программная статья в «Независимой газете» будущего Президента России В. Путина (в тот период главы Правительства России) «Россия на рубеже тысячелетий» [4].

В указанной работе В. Путин в развернутой форме изложил основы российской национально-государственной идеологии, сам факт признания которой демонизировался в рамках общественного мнения девяностых годов. Важной вехой в процессе возрождения патриотизма стало принятие в 2001 году всероссийской правительственной программы

«Патриотическое воспитание в Российской Федерации»*.

В настоящее время и в профессиональном обществоведческом дискурсе, и в реальном политическом дискурсе термин «идеология» фактически реабилитирован. Произошло его переосмысление, содержание термина «идеология» наполнилось новым пониманием, адекватным современным социально-политическим реалиям. Идеологию как феномен с позиций современного понимания в наиболее общем виде можно определить как относительно систематизированную совокупность взглядов на действительность, основанную на устойчивых ценностях и являющуюся специализированным инструментом интеграции общественного сознания.

В политическом дискурсе России оформилось понимание того очевидного факта, что идеология является важнейшим, системообразующим феноменом, основная социальная функция которого заключается в интеграции крупных социальных общностей и общества в целом на основании системы устойчивых ценностей. В настоящее время проблема заключается не в том, нужна ли обществу идеология, а в том, какая идеология нам нужна - именно в этом пункте находится средоточие идеологического противостояния, именно здесь идет самая острая, бескомпромиссная и беспощадная борьба. Очевидно, что идеология, в основу которой положены ценности, представляющие и позиционирующие коренные российские национальные интересы, рано или поздно должна стать доминирующей в общественно-политическом сознании страны в силу своего объективно обусловленного характера. В связи с этим проблема кризиса идейно-политической идентичности, так остро стоящая сегодня перед российским обществом, решается через непрерывно происходящие процессы жесточайшей политической борьбы.

Против нас развязана война - экономическая, информационная, психологи-

* В настоящее время действует следующий документ: О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: постановление Правительства РФ от 30 дек. 2015 г. N 1493 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. N 2 (ч. I). Ст. 368.

ческая - не перерастающая в «горячую» форму только по причине осознания оппонентами неминуемости сокрушительного ответа. Поэтому неудивительно, что проблема главного идеологического вектора страны, формирования новой идентичности является объектом пристального внимания как со стороны верховной российской власти, так и со стороны западных «партнеров» [5, с. 156].

В этом отношении знаковым событием явилось выступление В. Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 сентября 2013 года. Выступление Президента России было практически полностью посвящено проблеме формирования российской идентичности, адекватной современной России. Без преувеличения, это выступление можно охарактеризовать как «идеологическую революцию». Можно совершенно определенно утверждать, что Путин, со свойственной ему прямотой, без дипломатических околичностей, впервые за весь постсоветский период на самом высоком государственно-политическом уровне высветил проблему российской общенациональной идеологии, точнее, проблему отсутствия такой идеологии. «Для россиян, для России вопросы "кто мы?", "кем мы хотим быть?" звучат в нашем обществе все громче и громче, - говорил Президент. - Мы ушли от советской идеологии, вернуть ее невозможно... Очевидно, что наше движение вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции» [6].

Путин дает развернутое определение причин, обусловливающих необходимость оформления ясной и понятной миллионам россиян общенациональной идеологии: «Нужно быть сильным в военном, технологическом, экономическом отношении, но все-таки главное, что будет определять успех, - это качество людей, качество общества интеллектуальное, духовное, моральное. Ведь в конце концов и экономический рост, и благосостояние, и геополитическое влияние - это производные от состояния самого общества, от того, насколько граждане той или иной страны чувствуют себя единым народом, насколько они укорене-

ны в этой своей истории, в ценностях и в традициях, объединяют ли их общие цели и ответственность. В этом смысле вопрос обретения и укрепления национальной идентичности действительно носит для России фундаментальный характер» [6].

Президент обращает особое внимание на недопустимость бездумного копирования (явный намек на девяностые годы) в такой тонкой сфере, как духовность, идеологическая идентичность: «Грубые заимствования, попытки извне цивилизовать Россию не были приняты абсолютным большинством нашего народа, потому что стремление к самостоятельности, к духовному, идеологическому, внешнеполитическому суверенитету - неотъемлемая часть нашего национального характера. К слову сказать, не срабатывает такой подход и во многих других странах. Прошло то время, когда готовые модели жизнеустройства можно было устанавливать в другом государстве просто как компьютерную программу» [6].

В. Путин, как глава государства, реально получивший и имеющий поддержку большинства граждан России, формулирует главный идеологический вектор, вокруг которого должна формироваться общенациональная идеология - это принцип патриотизма: «Дискуссия об идентичности, о национальном будущем невозможна без патриотизма всех ее участников. Патриотизма, конечно, в самом чистом значении этого слова» [6].

За окончательной реабилитацией идеологии как социально-политического феномена на уровне общей теории должна последовать масштабная работа по оформлению теории среднего уровня проблемы идеологии в рамках собственной российской социокультурной идентичности и, далее - формированию обширного научного массива прикладного характера - речь идет о методиках, технологиях и т.п. политико-идеологической работы на всех уровнях российского социума. Такая глубоко эшелонированная структура политико-идеологической работы имела место в Советском Союзе. Однако следует понимать, что было бы непростительной ошибкой слепо ее копировать. Речь идет о формировании современной высокотехнологичной индустрии по созданию идей, символов и образов на основании

собственной идентичности и соединению этих идей с массовым политическим сознанием, которое готово их не отторгать, а благодарно принимать. Советский топорный стиль идеологической работы нанесет колоссальный вред - современная идеологическая работа должна быть тонкой, высокотехнологичной, высокопрофессиональной и ориентированной на опережение. Поскольку идет беспощадная информационная война, то необходимо усилить работу по формированию целой армии профессионалов идеологической работы. Самым лучшим учителем по формированию массового политического сознания, несомненно, является совокупность всего опыта Запада в этой сфере. Подготовленные специалисты должны обладать не только соответствующими профессиональными компетенциями, но и быть беззаветно преданными национальным интересам своей страны, проще говоря - они должны безгранично любить свою Родину [1, с. 74-75].

Следует особо подчеркнуть, что вопрос выбора и защиты системы ценностей - это базовый вопрос любой политической системы. В советское время проблеме идеологической лояльности уделялось первостепенное значение. Но практически такая же ситуация, при более внимательном взгляде, существует и в бастионе «мировой демократии». В системе политической науки США сложилась давняя традиция работы по формированию чувства американской гражданственности. Одной из базовых задач в процессе политического воспитания должна стать широкомасштабная работа по формированию современного российского массового политического сознания в рамках собственной цивилизационной идентичности. Ведь современная духовно-нравственная и политико-идеологическая картина в России ужасающая - представители молодого поколения не знают достижений и героев своей страны, но часто ориентируются на чужие аксиологические векторы. Необходимо технологично заполнять собственной аксиологией все уровни политического сознания во всех социальных группах и институтах - в семье, детских садах, школах, вузах, силовых структурах и т.д. Необходима масштабная идеологическая революция уже на практике.

В целом ситуацию в сфере политического сознания российского общества, особенно среди молодого поколения можно охарактеризовать как катастрофическую. Результат такой ситуации легко прогнозируем. Примеры - рядом. «Детский бунт» (весна 2017 г.) продемонстрировал нам, что враги России пойдут на любую провокацию, на любое преступление с целью дестабилизации политической ситуации. Политическое сознание молодого поколения - это вакуум. Сейчас - наиболее опасный период, представляющий собой идеологическую лакуну, которую легко заполнить любым контентом.

Справедливости ради следует отметить, что система органов внутренних дел дает нам в какой-то мере более обнадеживающую картину. Положительные подвижки в области политического воспитания в системе органов внутренних дел стали проявляться в связи с принятием 1 февраля 2007 года приказа МВД России «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел», в котором, в частности, говорилось: «Повышение эффективности духовно-нравственного и профессионального воспитания личного состава <необходимо проводить> на основе восстановления основополагающих мировоззренческих ценностей: гражданственности, государственности, патриотизма;.. верности Присяге, служебному долгу, личной ответственности за историческую судьбу Отечества»*. В данном приказе впервые за годы истории постсоветской России внятным языком на официальном уровне были сформулированы основополагающие мировоззренческие ценности сотрудников органов внутренних дел.

В развитие данного приказа 11 февраля 2010 года издан ныне действующий приказ МВД России N 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», в соответствии с которым «Воспитательную работу обязаны организовывать и проводить руководители всех уровней,

* О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел: приказ МВД России от 1 февр. 2007 г. N 120 (утратил силу в связи с изданием приказа МВД России от 22 марта 2013 г. N 91).

заместители руководителей по работе с личным составом, подразделения воспитательной работы, а при их отсутствии -должностные лица, на которых возложены обязанности по осуществлению морально-психологического обеспечения... Воспитательная работа проводится по следующим основным направлениям:.. Патриотическое воспитание, формирующее и развивающее у сотрудников личностные качества гражданина-патриота, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, высокого патриотического сознания, готовности к выполнению задач, связанных с обеспечением законности, общественного порядка, прав и законных интересов граждан»**.

Таким образом, в системе органов внутренних дел в настоящее время в целом воссоздана вертикаль морально-психологического обеспечения, в территориальных органах работают отделы и отделения морально-психологического обеспечения, которые целенаправленно занимаются патриотическим воспитанием сотрудников. Можно констатировать, что начинают формироваться контуры системной работы по патриотическому воспитанию. Отчасти взят положительный опыт советской системы политико-просветительной работы, в чем-то появились новые наработки, соответствующие условиям современности.

Однако очевидно, что это - лишь начало пути по формированию нового облика системы политического просвещения в органах внутренних дел и что необходимо последовательно двигаться дальше. Необходимо, в конце концов, назвать вещи своими именами и воссоздать название рассматриваемой сферы деятельности: система политического просвещения. Должностным лицам, обеспечивающим функционирование системы политического просвещения, также необходимо присвоить соответствующее наименование должностей - например, политработник, политический руководитель и т.п. Давно назревшей проблемой является то, что образовался явный кадровый провал в рассматриваемой сфере. Специалисты, подготовленные в Советском Союзе в соответствующих специализированных ву-

** Доступ из справ.-правовой системы «он-сультантПлюс».

зах силовых ведомств, уходят на пенсию, однако, поскольку в вузах МВД России подготовка специалистов в сфере политического воспитания отсутствует, узкоспециально подготовленных молодых кадров нет. Считаем необходимым открытие в вузах МВД России новой специальности (дадим ей условное наименование - полицейский политработник). Это должен быть

специалист новой формации, адекватный современным политическим реалиям.

Таким образом, работа по политическому просвещению личного состава в системе органов внутренних дел должна непрерывно быть в центре внимания. Морально и политически мотивированный сотрудник, патриот России - главная ценность системы ОВД.

Список литературы

1. Шестаков С.А. О необходимости реабилитации идеологии // Креативность гуманитарного образования: духовно-ценностные и интеллектуальные аспекты: сб. ст. / под ред. С.З. Гончарова. Екатеринбург: Изд-во Российского государственного профессионально-педагогического ун-та, 2014.

2. Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). М.: ИФ РАН,

1995.

3. Шестаков С.А., Павлов Д.А. Патриотическое воспитание в постсоветской России в ракурсе нормотворчества // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2016. N 3.

4. Путин В. Россия на рубеже тысячелетий // Независимая газета. 1999. 30 дек.

5. Биллингтон Д. Россия в поисках себя. М.: РОССПЭН, 2005.

6. Заседание международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 сентября 2013 г. // Президент России: официальный сайт. URL: http://news.kremlin.ru (дата обращения: 10 апр. 2017 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.