Рукият ГАДЖИЕВА
ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с кризисом идентичности современного российского общества, выделены причины утраты прежней и пути становления новой идентичности России.
The article deals with identity crisis of the modern Russian society. The author underlines some causes of missed identity and gives her own offers of searching new Russian identity.
Ключевые слова:
глобализация, самоидентификация, кризис идентичности, общероссийская идентичность; globalization, self-identification, identity crisis, Russian identity.
Новый этап цивилизационного развития, связанный с глобальными трансформациями и нарастающими противоречиями, резко обострил проблему идентичности и самоидентификации. Кризис идентичности коснулся всех уровней человеческого бытия. В данной статье речь идёт об «общероссийской идентичности», под которой понимается идентичность государственная. В современной России именно она является доминантной, так как выражает и определяет отношение общества, народа, граждан, личности к доминирующему политическому институту — государству. Общероссийская идентичность формируется на основе представлений о месте страны в мире, о её геополитическом пространстве, цивилизационном развитии, о ресурсах страны, её достижениях в культуре. «В государственной идентичности для многих достигается концентрация важнейших жизненных устремлений граждан, она — результат действия интегрирующих центростремительных сил. Поэтому степень укоренённости государственной (общероссийской) идентичности в сознании и действиях россиян
— залог политической, духовной консолидации, единства российского общества»1.
В результате происшедших в России в 90-е гг. трансформаций российский народ живёт в совершенно другой стране, с иным названием, политическим устройством, в другой реальности и с другими планами на будущее. В результате значительная часть населения страны с трудом идентифицирует себя с этими новыми, «другими» реалиями, перед ними стоит проблема выбора и обретения новой идентичности. Однако, несмотря на сложности выбора современной идентичности, основой любых изменений настоящего и будущего всегда остаются непреходящие ценности российского прошлого, характеризующие менталитет народа.
У России есть константы, которые на протяжении веков составляли её ядро и отличали российское государство и его народ от других. К таким базовым элементам российской идентичности относятся: географический (самая большая страна мира с суровыми природными условиями); религиозный (многоконфессиональное население, с подавляющим большинством православных); политический (авторитарная форма правления, независимо от режима власти, при отсутствии развитого гражданского общества и демократических свобод); ментальный, заключающийся в противоречивости и в высшей степени поляризованности русского национального характера, вобравшего в себя черты Юга (Византия), Востока (тата-
ГАДЖИЕВА Рукият Гаджиевна — к.псих.н., старший преподаватель РАГС при Президенте Российской Федерации
1 Арутюнова Е.М. Российская идентичность в представлениях московских студентов // Социологические исследования, 2007, №8(280), стр. 78—79.
ро-монголы и тюрки), Запада (Европа); державность (желание видеть своё государство великим).
Вместе с тем Россия обладает такими геополитическими, экономическими, демографическими, ценностно-нормативными особенностями, которые, в некотором смысле, усложняют процессы самоидентификации российского народа, общества и государства. К таким особенностям относятся, в частности, промежуточное положение России между цивилизациями Запада и Востока; полиэтнич-ность и поликонфессиональность российского народа; длящаяся со времён Петра I парадигма «догоняющего развития».
В России на протяжении длительного времени формировался неповторимый тип политической, духовно-нравственной, религиозной жизни, ментальности, что позволило многим зарубежным и отечественным мыслителям выделять нашу страну и её народ в самостоятельную цивилизацию. В зависимости от того, какой признак был положен в её основу (национальный, религиозный, политикоформационный), она называлась «русской», «российской», «православной», «советской». Но в любом случае за Россией признавался особый цивилизационный код, характеризующий её самобытную идентичность, то что отличает «нас» от «других», от всех остальных.
Сильным ударом по государственной, социально -политической, идеологической идентичности в нашей стране явился распад СССР. Обрушение старого не было заменено концептуально сформулированными целями будущего. Большинство граждан и сегодня не знает ответов на вопросы: «Кто мы такие?», «Во имя чего разрушено прошлое?», «Куда идём и что строим?» и т.п. Национальное самосознание народа, которое всегда было великодержавным, унижено и оскорблено тем, что ещё недавняя сверхдержава за короткий срок была превращена в страну «проблемную, геополитически изолированную, и, как в начале XX в., страну периферийного капитализма. Предложив миру в октябре 1917 г. совершенно новый путь модернизации, она была свергнута с этого пути, утратила свою формационную и идеологическую особенность, а также, в определённой степени, цивилизационную идентичность. Единый (по Л. Гумилеву) суперэтнос (русские, белорусы,
украинцы) раскололся на три части, каждая из которых начинает пересматривать свою идентичность.
Геополитическая катастрофа ХХ в., вызванная дезинтеграцией СССР, дробление страны, создаваемой многими поколениями россиян, попытки ментальной революции, последовавшей за революцией политической, — всё это создает угрозу цивилизационной безопасности России, утраты ею своей идентичности и растворения в ценностях более сильных сообществ в условиях глобализации.
Идентичность включает в себя, как известно, и такое понятие как «самоидентификация». Последнее означает то, как мы
— государство, общество, отдельный человек — оцениваем себя сами или соотносим себя с другими. Не менее важно и то, как эти другие воспринимают нас. В данном случае идентификация и самоидентификация не совпадают. У русского народа, наряду с тенденцией самоотрицания, очень высокое самомнение. И наоборот, на Западе, например, современную Россию нередко воспринимают негативно. Причём амплитуда рациональных и эмоциональных оценок в разные исторические периоды была очень большой. Как отмечал Н.А. Бердяев, русский народ способен внушать и сильную любовь, и сильную ненависть. О. Шпенглер, говоря о России и Европе, писал: «...здесь есть различие не двух народов, но двух миров. Разницу между русским и западным духом необходимо подчёркивать самым решительным образом. Как бы глубоко ни было. противоречие между англичанами, немцами, американцами и французами, но перед русским началом они немедленно смыкаются в один замкнутый круг. Настоящий русский нам внутренне. чужд»1. Цивилизационно-ментально нас считают чужими Запад и Восток, Азия и Европа, и это обстоятельство будет, по-видимому, ещё долго влиять на восприятие России во внешнем мире.
С начала нынешнего столетия в стране и обществе начали происходить перемены, которые позволяют говорить, с осторожной долей оптимизма, о восстановлении самосознания российского народа, без чего невозможно формирование его обновлённой идентичности. Об этом свидетельствуют многочисленные опросы, про-
1 Шпенглер О. Прусская идея и социализм. — М., 2003, стр. 247-248.
ведённые в разные годы российскими исследователями. Например, уже в 2002 г. фиксировался достаточно высокий процент жителей регионов страны, которые на личностном уровне определяли себя россиянами (от 50 до 70% в разных республиках и областях). При этом нельзя забывать об этнической составляющей, которая зачастую превышает по значимости государственную или гражданскую идентичности. Однако и здесь у половины опрошенных наблюдается наличие сдвоенной идентичности — по этническому и государственному (российскому) признакам1. Несмотря на сохраняющийся пока высокий уровень и интенсивность этнической идентичности, в последние годы мы являемся свидетелями укрепления государства, что позволяет прогнозировать и дальнейшее усиление общероссийской государственной идентичности. Однако заметим, что это ещё не указывает на развитый уровень гражданского самосознания россиян, необходимым условием которого является наличие институтов гражданского обществ, а также защита интересов и прав каждого гражданина независимо от национальности. Соблюдение этих условий будет способствовать прочной общероссийской консолидации, которая соответствует реалиям современного общества.
Сегодня, после «смутного времени» предыдущего десятилетия, державность опять занимает центральное место среди других характеристик идентичности. «Либо Россия вновь станет великой державой, либо её не будет вовсе», — эти слова В.В. Путина, произнесённые им ещё в начале своего президентства, всё отчётливее приобретают значение стержня национальной стратегии и национальной идеологии. Великодержавность и глобальное лидерство России — категорический императив политики российского государства.
Существует ряд важных факторов, которые обусловливают продвижение страны вперёд, её самоидентификацию и место в будущем мире. Прежде всего — это поиск алгоритма развития, отличного от развития догоняющего; укрепление пози-
1 Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся. — М., 2002, стр. 232—234.
ций страны на мировой арене; решение проблем реализации долгосрочной демографической программы и обновлённая миграционная политика.
Ещё один фактор, который призван способствовать идентификации новой России
— идеология, которую в 90-е гг. превратили в атрибут прошлого. Между тем в современном мире далеко не всё решают экономика, политическая и военная мощь. Всё чаще говорят о возрастающем значении «мягкой силы», о возможностях влияния на остальной мир силами идей. Россия должна сформулировать свою идеологию, свою «повестку дня», используя не столько западную терминологию, сколько яркие самостоятельные идеи, новые подходы к решению проблем. Идеологический компонент является неотъемлемым в структуре идентичности, а в государственной идентичности — он определяющий. Но, к сожалению, на сегодняшний день отсутствует теоретически и концептуально разработанная, целостная государственная идеология, не найдена новая национальная идея страны, которая придавала бы общий смысл и содержание российской идентичности и задавала бы соответствующий вектор процессу самоидентификации.
В наступившем тысячелетии России придётся решать вопросы государственной самоидентификации, исходя не только из новых реалий, но и обращаясь к «старым» идеям, которые уже перешли в разряд вечных. Среди них прочное место занимает идея сильного государства с мощной армией, идея возрождения России как великой державы и завоевания ею достойного места в современном мире, идея российского патриотизма и многообразия России в этнонациональном и конфессиональном смыслах. Эти и другие идеи должны составить основу российской государственной и гражданской идентичности. В силу внутренних и внешних причин, прежде всего в результате смены общественного устройства страны и её быстрого вовлечения в глобализационные процессы, неизбежно становление обновлённой российской идентичности, учитывающей фундаментальные основы прошлого, перемены настоящего и тенденции будущего.