https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-7.15
Гантамиров Тимур Таусович
ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА И КОНСТРУИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
В данной статье исследуются проблемы поиска и конструирования национальной идеи современной России с позиции социально-философского анализа. Целью статьи является анализ сущности и динамики развития понятия "национальная идея" как социокультурного феномена, а также выявление перспектив использова-ния ее методологического и содержательно-концептуального потенциала в социальной практике. Выявляются особенности национальной идеи и ее консолидирующая роль в современной России. Определяются предпосылки и перспективы формирования национальной идеи на современном этапе развития российского общества и возможности ее воплощения в форме интегративной идеологии. Прослеживается эволюция представлений о национальной идее. Обосновывается мысль о том, что она играет крайне значимую роль в жизни государства и общества, являясь неотъемлемым фактором формирования мировоззренческих, ментальных, социокультурных установок и образцов поведения. Особое внимание уделено процессу формулирования и терминологического осмысления национальной идеи РФ, который усложняется не только сильным социальным расслоением современного общества, но и длящимся уже почти двадцать лет "идейным вакуумом", активным участием нашей страны в процессах экономической и культурно-нравственной глобализации.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/972018/7/15.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2018. № 7(93) C. 78-81. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2018/7/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
78
ISSN 2618-9690. № 7 (93) 2018
12. Мышляева Т. В. Доверие в современном обществе: подходы к анализу // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2006. № 1. С. 301-307.
13. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / пер. с нем. М.: Весь мир, 2003. 416 с.
14. Ярославцева Е. И. Человек в современной сетевой парадигме: монография. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2011. 352 с.
CONTENT ASPECT OF TRUST EXISTENCE
Bikmetov Evgenii Yur'evich, Doctor in Sociology, Professor Ufa State Aviation Technical University bicprof@mail. ru
Luk'yanov Arkadii Viktorovich, Doctor in Philosophy, Professor Pushkareva Marina Alekseevna, Doctor in Philosophy, Associate Professor Bashkir State University, Ufa ark. lukjanov@yandex. ru; pushkarewa2@mail. ru
The article studies the content aspect of trust existence, which acts as a form of the objectification of the content of preconception, understanding and mutual understanding. Trust is connected with the comprehension of the phenomenon of discourse both in the context of communication and in cultural, existential context, where the decisive role is given to the status of pre-conception. The authors examine trust as a spiritual process, in which reliability arising in the space of communication, as well as the basic patterns of communication: people's striving for solidarity, patriotism, love for a distant person, - are the forms of cultural communication realization.
Key words and phrases: existence; trust; pre-conception; mutual understanding; communication; basic patterns of communication.
УДК 1; 316.34 Дата поступления рукописи: 06.05.2018
https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-7.15
В данной статье исследуются проблемы поиска и конструирования национальной идеи современной России с позиции социально-философского анализа. Целью статьи является анализ сущности и динамики развития понятия «национальная идея» как социокультурного феномена, а также выявление перспектив использования ее методологического и содержательно-концептуального потенциала в социальной практике. Выявляются особенности национальной идеи и ее консолидирующая роль в современной России. Определяются предпосылки и перспективы формирования национальной идеи на современном этапе развития российского общества и возможности ее воплощения в форме интегративной идеологии. Прослеживается эволюция представлений о национальной идее. Обосновывается мысль о том, что она играет крайне значимую роль в жизни государства и общества, являясь неотъемлемым фактором формирования мировоззренческих, ментальных, социокультурных установок и образцов поведения. Особое внимание уделено процессу формулирования и терминологического осмысления национальной идеи РФ, который усложняется не только сильным социальным расслоением современного общества, но и длящимся уже почти двадцать лет «идейным вакуумом», активным участием нашей страны в процессах экономической и культурно-нравственной глобализации.
Ключевые слова и фразы: государство; межнациональные отношения; национальная идентичность; национальная идея; национальная политика; национальное самосознание; социокультурная трансформация.
Гантамиров Тимур Таусович, к. полит. н.
Чеченский государственный университет, г. Грозный timur-bk86@mail. гы
ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА И КОНСТРУИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
В эпоху глобальных преобразований в политической, экономической, духовной сферах общественной жизни, парадоксального сближения и разобщения этносов и культур национальные проблемы приобрели особую остроту и значимость. Эти изменения, преобразовавшие за короткий срок всю систему общественных отношений, привели к возникновению сложных проблем, существенно повлияли на характер межнациональных отношений, выявив значительный межэтнический конфликтный потенциал. В данных условиях межнациональной напряженности представляется крайне важной задачей понять особенности социокультурной среды общества, в котором живут граждане, и выявить их потенциал в изменении социально-политической и экономической ситуации. Идея Карла Маркса о «слиянии наций» отошла в прошлое, но его стереотипы в анализе современных социально-политических процессов, в частности, в сфере национализма, по-прежнему сильны в российском обществе.
В качестве неотъемлемой составляющей национализма выступает национальная идея, которая представляет собой форму универсальной нормы, содержащую идею желаемого, надлежащего, необходимого
общественного порядка. Дискуссия о ней уходит своими корнями вглубь истории. Без ответа на данный вопрос невозможно определить основные ценности и векторы социально-политического и духовно-нравственного развития государства.
Национальная идея - это важнейший компонент государственного строительства, ключевое понятие в сфере национальной политики РФ, чем обусловлена высокая актуальность и научно-исследовательская значимость социально-философского анализа национальной идеи и создания научно обоснованной системы анализа и прогнозирования межнациональных отношений. «Национальная идея - это устойчивое представление индивида о прошлом, настоящем и будущем своей страны, мобилизующее его на жизненные усилия, а также состояние общественного сознания» [10, с. 13]. Она формируется в семье, в школе, в сфере различного информационного воздействия (образовательного, воспитательного, пропагандистского) в рамках государства и общества, складывается исторически, передается из поколения в поколение, отражает оптимальное соотношение традиции и модернизации.
В обязанности государства входит формирование, развитие, поддержание национальной идеи, выступающей в качестве движущей силы, детерминирующей действия больших этносоциальных групп, консолидирующим фактором для формирования стабильных и дееспособных коллективов, побуждает человека отказываться от личных приоритетов, отдавая предпочтение групповым интересам. Национальная идея в философии - специфическая форма национального самосознания. Она «определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации» [4, с. 21].
Национальная идея играет крайне значимую роль в жизни общества и государства, являясь неотъемлемым фактором формирования мировоззренческих, ментальных, социокультурных установок и образцов поведения. Обсуждение и принятие национальной идеи необходимо для борьбы с нищетой, удвоения ВВП, для достижения необходимого уровня конкурентоспособности россиян, для решения демографических проблем и, в целом, для формирования целостного комплекса задач устойчивого прогрессивного развития страны.
Исследование национальной идеи требует междисциплинарного подхода. Над ее формированием до сих пор размышляют политологи, социологи, историки, философы, но ни одна из предложенных формулировок не нашла своего отклика у большей части населения Российской Федерации. Вплоть до сегодняшнего дня находящаяся у власти элита так и не разработала четкие, ясные и понятные для народа духовно-идеологические ориентиры модернизации страны, что обусловило цель данного исследования - изучение проблем поиска и конструирования национальной идеи современной России с позиции социально-философского анализа, а также выявление перспектив использования ее методологического и содержательно-концептуального потенциала в социальной практике.
Многочисленность публикаций о национально-государственной идее России приводит некоторых исследователей к мысли, что она не имеет под собой философских оснований и относится к сфере национальной мифологии. Однако данное мнение является некорректным, так как в 90-е годы прошлого столетия началась социокультурная трансформация российского общества, которая актуализирует заявленную проблему именно как социально-философскую в силу ряда факторов.
Во-первых, представляется необходимым осмыслить национальную идею, ее роль в сфере внешнеполитических отношений, мировой истории, способы и методы ее поиска в нашей стране. Ответы на эти вопросы лежат в области социальной философии и связаны с поиском «русской идеи», волновавшей многих русских философов и общественных деятелей, начиная с С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, П. Б. Струве, Ф. М. Достоевского. Тема национальной идеи является классической для русской философии.
Рассмотрение внутреннего российского социально-политического и философского дискурса по проблеме постсоветской российской национальной идеи представляет собой всесторонний анализ популярных статей, концепций и терминологических аспектов. Значительную роль в ее исследовании играют тезисы генерального директора Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Степана Сулакшина, основанные на многомерных графиках и исторических диаграммах [10].
В теоретическом плане ученые социального и гуманитарного профилей проделывают огромную исследовательскую работу, выходя на междисциплинарный уровень изучения заявленной проблемы. В то же время ощущается острая нехватка научных работ, характеризующихся философской целостностью, глубиной и масштабностью познания, осмыслением генезиса и преемственности исследований национальной идеи в отечественной социально-философской традиции.
Кроме того, в изучении национальной идеи абсолютизируются политологические аспекты и отсутствует социально-философская концептуализация. Сегодня наиболее востребован интегративный научный подход к исследованию общества, включающий в себя выявление особенностей культурного и духовно-нравственного аспектов развития и использующийся в данном исследовании. В рамках этого метода научного исследования национальная идея выступает как уникальный социокультурный феномен, который обеспечивает выработку целостной системы духовно-нравственных императивов конкретных этносов современной России. Многочисленные исследования в данной сфере научного поиска отражают необходимость национального самоопределения на рубеже XX-XXI вв.
Во-вторых, в ХХ веке российская государственность была дважды разрушена. Данная угроза сохраняется и в XXI веке, так как современная политическая и социально-экономическая стратегия страны не соответствует модели жизнеспособности России, а национальная идея государства, которая существует во всех состоявшихся государствах, по сути, отсутствует. В то же время она критически важна для жизнеспособности страны, что обуславливает необходимость ее разработки с позиции социально-философского анализа.
80
^БЫ 2618-9690. № 7 (93) 2018
В-третьих, в духовно-теоретическом смысле современное российское общество не готово к глубоким преобразованиям. В конце XX века представления о целях дальнейшего исторического развития оставались инвариантными. В отличие от некоторых западных стран Россия приступила к преобразованиям, не выработав целостной системы новых духовно-нравственных ориентиров, способных объяснить народу суть происходящих в стране общественно-политических перемен.
В-четвертых, повышенный интерес к цивилизационному статусу России обуславливает необходимость выявления «духовно-нравственного ядра» российской цивилизации, его формы и философских оснований. Отказавшись от коммунистической идеологии, страна снова оказалась перед необходимостью поиска новой национальной идеи России. «На "поиск" национальной идеи стали возлагаться порой даже излишне смелые надежды по улучшению социального климата и стабилизации кризисных явлений» [6].
Поиски национальной идеи на протяжении многих веков осуществлялись лучшими умами нашего Отечества. Недавнее заявление актера Алексея Серебрякова о том, что национальная идея России заключается в «силе, высокомерии и грубости» [1], взволновало общественность. Оно вывело дискуссию о национальной идее на новый этап и активизировало интеллектуальный поиск ответа на вопрос о содержании национальной идеи современной России и ее месте в полиэтническом обществе.
Сущность национальной идеи заключается в самоосознании гражданами и этносами смысла своего бытия, поскольку она отвечает на вопрос о специфике, духовной миссии этноса, людей, нации, государства, определенного исторического сообщества. Авторы Большой актуальной политической энциклопедии придерживаются того же мнения: «Национальная идея как бы отвечает на вопрос о смысле бытия определённой исторической общности: этноса, народа, нации, государства, отвечает на вопрос об их специфике, духовной миссии» [2, с. 201].
Древняя формулировка, в которой была впервые предпринята попытка сформулировать национальную идею России, относится к XVI веку: «Москва - третий Рим, а четвертому не бывать». Предположительно, автором этой идеи является монах Псковского Елеазарова монастыря Филофей. Другое высказывание принадлежит графу Уварову, который в XIX веке видел суть российского государства в трех компонентах: «Православие, самодержавие, народность». Впоследствии представление о национальной идее нашей страны менялось, наполняясь новым содержанием на разных этапах исторического развития российского общества.
Процесс поиска и формулирования национальной идеи РФ усложняется не только сильным социальным расслоением современного общества, но и длящимся уже почти двадцать лет «идейным вакуумом», активным участием нашей страны в процессах экономической и культурно-нравственной глобализации. Новая палитра смыслов способствовала терминологическому творчеству с целью оптимизации формы и содержания данного понятия. Концепция национальной идеи не имеет четкого научного содержания. Можно согласиться с тем, что это популярная идея желаемого образа жизни в стране. Подобная унифицированная концепция может оказаться полезной, но она никогда не должна быть искусственно или принудительно внедрена властью: «.. .национальная идея должна быть жизнеспособной, чтобы выстоять в течение десятилетий и столетий» [9, с. 69].
На сегодняшний день разработка оснований и принципов, связанных с конструированием в России национальной идеи, осуществляется в очень сложной атмосфере, которая объясняется, прежде всего, масштабностью происходящих в нашей стране перемен, отличающихся высокой степенью драматизма и духовного излома. В ней лишь складываются новая государственность, понимание основных целей и задач политического развития, роли и места Российской Федерации в современном мире. «После распада Советского Союза в контексте непростых отношений Центра и бывших союзных республик приобретает особую актуальность вопрос о поиске своей национальной идентичности, государственных интересов страны, менталь-ности россиян, особенностях отечественной политической традиции» [3, с. 209].
Большинство ученых-философов считают, что национальная идея содержится в ряде художественных произведений, социально-политических и философских текстов. Несмотря на это, многие общественные деятели стремятся к тому, чтобы выразить ее короткой формулировкой. Но в течение долгих поисков, осуществлявшихся на протяжении веков, накопилось настолько большое количество подобных лозунгов, что сегодняшняя Россия должна выбирать свою собственную истину из целого наслоения идей.
Важность национальной идеи, которой официальные власти должны уделять повышенное внимание, не вызывает сомнения для современной России: «.для всех национальных идей характерна их обращенность в будущее, помноженная на миф об историческом или божественном предопределении национального пути» [7, с. 630]. Поэтому необходимо сформулировать национальную идею и воплотить ее в девизе, который затем должен быть зафиксирован в обновленном проекте Конституции. Девиз многих зарубежных стран является формулой жизни, одним из главных символов государственности. Эта короткая фраза выражает самые высокие ценности государства и его идеологические ориентиры. «В Германии, например, таким официально принятым национальным девизом сегодня является девиз "Единство, закон, свобода", в Великобритании - "Бог и право личности". В Испании национальный девиз - "Превыше всего - Испания, превыше Испании - Бог"» [5]. У Российской Федерации такой девиз отсутствует. В нашей стране вплоть до сегодняшнего дня не разработана четкая формула государства, включающая высшие ценности и идеологические ориентиры, которые должны дать смысл жизни стране как живому организму. Но, по мнению ряда политических и общественных деятелей, национальную идею в нашей стране не нужно придумывать. Она проявляется сама собой, несмотря на то, что различные идеологи отворачиваются от нее.
Довольно емкий рецепт национальной идеи был предложен президентом РФ Владимиром Путиным. По словам главы государства, суть жизни российского народа состоит в любви к Родине, в приоритете общих интересов над частными. «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме
патриотизма. Это и есть национальная идея» [8], - заявил президент РФ на встрече с активом «Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса» в начале февраля 2016 года. По его мнению, национальная идея России не связана с какой-либо политической идеологией или партией. Она представляет собой общий объединяющий принцип. Для повышения благосостояния граждан необходимо сделать нашу страну более привлекательной и эффективной для всех граждан государства.
Таким образом, ответ на самый важный вопрос о сущности национальной идеи заключается в том, чтобы достичь максимальных показателей успеха и жизнеспособности государства, изменить подходы к решению социально-экономических проблем, а также разработать новую модель государственной системы. Развитие, успех и жизнеспособность России неразрывно связаны с ее национальной идеей, служением государства народу, отвержением любой дискриминации, достижением общественного блага в гармонии с благом каждого человека, социальной справедливостью, альтруизмом и сопереживанием, а также Основным Законом страны - Конституцией РФ. К числу высших ценностей относятся основные права и свободы граждан, защита которых способствует укреплению основ демократии, развитию общества, гармонии во взаимоотношениях государства и народа, осознающих при этом, что права сопряжены с долгом и ответственностью. «Права без ответственности - путь к саморазрушению, как для человека, так и для страны» [5].
Высшие ценности не были ни искусственно изобретены, ни привезены из других «цивилизованных стран», а являются плотью от плоти российской цивилизации, сущностью русского мира и его богатого культурного наследия. Недостаточно их только декларировать, они должны работать на практике, то есть стать мотивационным и активным механизмом, способным реально влиять на принятие общественно-значимых политико-управленческих решений. Поэтому национальная идея должна быть закреплена в самом высоком законодательном документе страны - Конституции РФ.
Список источников
1. «Американец берет и делает, потому что там психология другая» [Электронный ресурс]: интервью Алексея Серебрякова. URL: https://www.gazeta.ru/culture/2018/02/21/a_11658055.shtml (дата обращения: 31.03.2018).
2. Большая актуальная политическая энциклопедия: настольная книга современного политика: 1000 актуальных понятий современной политической жизни / А. В. Беляков и др.; науч. ред.-сост.: А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. М.: Эксмо, 2009. 412 с.
3. Гантамиров Т. Т. Философия нациестроительства как теория и практика формирования национального государства: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Чеченского государственного университета. 2015. № 2 (18). С. 208-220.
4. Джафарова В. К. Национальная идея России: 20 лет спустя // Исторические аспекты современных проблем правоведения: сборник научных статей / Е. Л. Венгеровский [и др.]; отв. ред. С. А. Куприенко, ред. А. В. Коваль. К.: Вида-вець Ку^енко С.А., 2013. С. 20-25.
5. Зыкова Т., Шадрина Т. Код успешности России: ученые обосновали национальную идею России // Российская газета (Федеральный выпуск). 2012. 22 мая.
6. Иванова С. В. Национальная идея в политическом дискурсе России [Электронный ресурс] // Обозреватель-Observer.
2006. № 6 (197). URL: http://www.observer.materik.ru/observer/N6_2006/6_07.HTM (дата обращения: 16.12.2014).
7. Иванова С. Ю. Национальная идея в культуре современной России // Национальная идентичность России и демографический кризис: материалы Всероссийской научной конференции (20-21 октября 2006 г.). М.: Научный эксперт,
2007. С. 626-636.
8. Латухина К. Советы лидерам // Российская газета. Столичный выпуск. 2016. 3 февраля.
9. Мадор Ю. П. Английская идея // Национальная идея: история, идеология, миф: сборник статей. М.: ИСР РАН, 2004. С. 54-75.
10. Сулакшин С. С. Национальная идея России. Программа действий (постановка задачи) // Национальная идея и жизнеспособность государства. Постановка задачи: материалы научного семинара. М.: Научный эксперт, 2009. Вып. 2. С. 8-71.
PROBLEMS OF SEARCHING AND CONSTRUCTING THE NATIONAL IDEA OF MODERN RUSSIA: SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS
Gantamirov Timur Tausovich, Ph. D. in Political Sciences Chechen State University, Grozny timur-bk86@mail. ru
The article studies the problems of searching and constructing the national idea of modern Russia from the standpoint of the social and philosophical analysis. The objective of the paper is to explore the essence and dynamics of the development of the "national idea" concept as a socio-cultural phenomenon, as well as to identify prospects for using its methodological and content-conceptual potential in social practice. Its features and consolidating role in modern Russia are revealed. The prerequisites and prospects for the construction of national idea at the present stage of the Russian society development and the possibility of its implementation in the form of integrative ideology are determined. The evolution of the conceptions about national idea is traced. The author substantiates the thesis that it plays an extremely important role in the life of the state and society, being an integral factor in the formation of worldview, mental, socio-cultural attitudes and behavior patterns. Particular attention is paid to the process of the formulation and terminological comprehension of Russian national idea, which is complicated not only by the vivid social stratification of the modern society, but also by the "idea vacuum" that has been lasting for almost 20 years, by the active participation of our country in the processes of economic and cultural-moral globalization.
Key words and phrases: state; interethnic relations; national identity; national idea; national policy; national self-awareness; socio-cultural transformation.