Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВЕТЕРИНАРНЫХ ВРАЧЕЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВЕТЕРИНАРНЫХ ВРАЧЕЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВЕТЕРИНАРНЫХ ВРАЧЕЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

УДК 63 (063)

Дмитриев А.Ф., Ермаков А.М.,

(ФГОУ ВПО Ставропольский ГАУ, ГНУ СКЗНИВИ Россельхозакадемии)

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВЕТЕРИНАРНЫХ ВРАЧЕЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Известно, что объектом профессиональной деятельности ветеринарного врача являются сельскохозяйственные, домашние и промысловые животные, птицы, звери, пчёлы - то есть живой организм, как система в норме и при патологии /1/. Такая характеристика не даёт полного и сущностного представления об объекте, его сложности и разнородности. В отличие от медицинского врача у ветеринарного специалиста основным объектом профессиональной деятельности являются процессы жизнедеятельности самых различных видов (не только продуктивных, но и домашних, парковых, экзотических) животных, но и насекомых, микроорганизмов на организменном и популяционном уровнях, причем не только в норме, но и при патологии.

Своеобразие объекта деятельности заключается в том, что он отличается сложностью, многомерностью, разновидностью и находится в процессе постоянного развития и обновления. Выводы и оценки, получаемые на различных этапах исследования объекта, по своей природе имеют подвижный, изменчивый характер, что объясняется качественными изменениями самого изучаемого объекта.

Сложность объекта профессиональной деятельности и предельная общность проблем по обеспечению экономической и биологической стабильности производства продуктов животноводства, а также охраны здоровья животных и населения обусловливает необходимость соответствующего технологического обеспечения образовательного процесса при подготовке специалистов данного профиля.

Модель учебного процесса, включающая внимание, восприятие, понимание, осмысление, запоминание, усвоение, воображение, убеждение, применение, требует корректировки с учетом объективных законов в образовательной деятельности, сущность которых сводится к следующему:

1. Обучение впрок менее эффективно, чем обучение на конкретном примере и для конкретного дела.

2. Специалист развивается и форми-

руется в процессе деятельности.

3. Накопление знаний должно быть подчинено решению конкретных задач (проблем).

4. Обучение ведется хорошо там, где оно обогащается результатами собственных научных исследований, где преподаватель хорошо знает не только свой предмет, но и специальность, производство, владеет методикой преподавания. Важно хорошо знать индивидуальные особенности, поскольку индивидуализация и дифференциация образовательного процесса являются важной методической основой личностно-ориентированной подготовки специалиста.

5. Процесс субъективного познания (образования), научной и практической деятельности должен носить творческий характер.

Главной целью высшего профессионального образования является развитие творческой личности, направленное на саморазвитие, нравственное самосовершенствование, самореализацию, самоутверждение, способной ориентироваться в постоянно меняющихся условиях.

В тоже время, при планировании учебного процесса до сих пор акцентируется внимание в основном на изложении содержания дисциплины хотя известно, что как лекция, так и учебник должны не излагать, а учить. Возникают и обостряются противоречия /8/ к числу которых следует отнести следующие:

- логика абстрактного усвоения знаний вступает в противоречия с необходимостью практического их использования.

- значительное увеличение информационных ресурсов и интенсивности потока информации с одной стороны, ограниченные (физиологические) возможности ее восприятия и ограниченные сроки обучения с другой;

- несогласованность целей обучения и требований государственного образовательного стандарта с критериями оценки результатов. Существующая система контроля учебы студентов формальна, поскольку в ее основе - знания учебника, или лекционного материала, а способность решать задачи соответствующие бу-

дущей квалификации практически не учитываются. Традиционная четырёх балльная оценка на экзамене является усреднённой, она сдерживает настоятельную потребность человеческой натуры самовыражения и естественного стремления личности к развитию и совершенствованию способностей.

В настоящее время существуют (До-лингер, 2007, Шебашев В. Е., Масленников А. С. 2007) разнообразные подходы к оцениванию результатов обучения в том числе многобальные. Если образование рассматривается как средство развития личности, то на завершающем этапе обучения и надо оценивать уровень развития. А развитие это непременное совершенствование духовного, нравственного начала в сочетании с интеллектом, это расширение возможностей к познанию, пониманию, мышлению. Поэтому личные качества не могут быть выражены оценкой, а только словами.

Обостряются противоречия между существующими вербальными способами предъявления обучающимся необходимой информации (путём непосредственных контактов) и возможностями информационно-коммуникационных технологий. Последние позволяют решать вопросы поиска, концентрации, упрощения, кодирования, визуализации, интеграции и скорости передачи. На этом основании информационные технологии рассматриваются как основа формирования нового мировоззренческого пространства для специалиста / 2,3,7/

Не менее значимым противоречием учебного процесса является дифференциация дисциплин при изучении и необходимость интеграции знаний (междисциплинарного подхода) при решении практических задач. Производственные проблемы, как правило, носят полифакторный характер и требуется мультидисциплинар-ный принцип их разрешения. Специализация наук способствовала познанию сущности процессов и явлений, с другой стороны, - препятствовала пониманию взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния отдельных дисциплин, поскольку при решении практических задач предельной общности возникает потребность в интеграции (в синтезе), т.е. целостных и системных представлений.

Наиболее существенное противоречие в образовательном процессе заключается в том, что изготовитель продукции (педагог) и эксперт (экзаменатор) представле-

ны в одном лице. Видимо следует приблизить контроль качества или экспертизу уровня подготовки к потенциальным работодателям - менеджменту или профессиональным ассоциациям.

Высокое качество подготовки специалиста подразумевает и высокое качество педагогического труда, т.е. должный уровень профессиональной подготовки не только по конкретной дисциплине, но и по специальности в целом. Это значит, что преподаватель должен хорошо знать не только свой предмет, но и свою специальность на уровне требований, предъявляемых специалисту, а так же методику обучения.

Смысл обучения должен сводиться к формированию творческих способностей субъективного познания и других видов деятельности, на основе врождённых задатков, жизненного опыта, по индивидуальным программам саморазвития и самореализации. Необходимо учить принятию решений, алгоритмам и моделям их разработки с учетом производственной целесообразности и наличия ресурсов. Сущность обучения следует рассматривать как процесс обмена опытом, знаниями, взаимодействие между всеми участниками, представителями разных поколений.

Цель обучения - всестороннее развитие личности, культурное, нравственное и профессиональное становление.

Содержание образования это учебно-воспитательный процесс, научные исследования и инновации.

Задачи обучения:

- формирование знаний, умений и навыков путём использования информационных технологий, совремённых теорий и методов решения актуальных проблем отрасли;

- научить выпускника преуспевать в постоянно меняющихся и усложняющихся условиях глобализации;

- привести в соответствие качества выпускника актуальным и перспективным потребностям личности общества и государства;

- научить как знания превращать в дело.

Методологические принципы: единства образования и самообразования, научности и доступности обучения, систематичности и последовательности, сознательности и индивидуальности, сообразительности и находчивости, непрерывности и креативности, опережающего роста профессиональной компетентности, согласо-

ванности образовательных действий.

Методы обучения это обучение самообучению, саморазвитию и самосовершенствованию.

Результаты обучения должны определяться:

- уровнем интеллектуального, психологического и нравственного развития с учётом индивидуальных особенностей, характера межличностных отношений и профессиональной компетентности;

- творческим отношением к работе;

- использованием новых технологий, компьютерной техники, информационных ресурсов;

- постоянным совершенствованием профессионального мастерства, стремлением к самообразованию;

- развитием инновационного мышления.

Оценка субъективного познания в соответствии с требованиями образовательного стандарта сводится к уровню знаний, умений и навыков обучающихся.

Тестовые технологии или модельно-рейтинговая система сегодня рассматриваются как основной инструмент контроля качества образования и весьма значимый элемент управления учебно-воспитательным процессом. Они обеспечивают систематичность в учёбе и единый достоверный и объективный подход к оцениванию результатов всех видов деятельности, предусмотренных образовательной программой по специальности. Совершенствование образовательного процесса возможно только при изменении реальных требований к его продукту.

Важным инновационным аспектом совершенствования подготовки специалиста является индивидуализация и дифференциация обучения или личностно- ориентированное обучение основой которого является включение самого студента в учебный процесс тем более, что обучающийся является важным учебным ресурсом /14/ .При личностно-ориентированном обучении требуется составление индивидуальных (образовательных) программ каждому студенту с учётом его интеллектуальных и психологических особенностей, мотивации, стремления и готовности к саморазвитию. Существенное значение при этом имеет его активность, поведение и субъективное отношение к миру, природе, людям и к самому себе. Проявление субъективной активности студентов является важным показателем эффективности избранных методов и форм организации

учебного процесса.

Коренные изменения в подготовке ветеринарного специалиста могут быть достигнуты путём интеграции научных знаний, освоения новой технологии их приобретения, разнообразия объектов познания и информатизации. Процесс взаимосвязи, взаимодействия и взаимовлияния различных дисциплин возможен на основе интеграции и инновационных подходов, связанных с трансляцией и усвоением знаний.

Эти требования обусловлены тем, что на определенном (видимо завершающем) этапе подготовки требуется междисциплинарное обучение, поскольку решение различных производственных проблем (задач) требует межпредметного подхода /15/.

К сожалению, наши образовательные программы не предусматривают междисциплинарных аспектов обучения. Нам представляется, что такое обучение должно осуществляться через систему задач, заданий, производственных ситуаций с участием преподавателей, имеющих большой опыт производственной деятельности, или преподавателей различных дисциплин путём подготовки цикловых лекций в соответствии с программами междисциплинарного обучения. Создание интерактивных межпредметных курсов возможно путём формирования творческого коллектива который совместно готовит и читает этот курс.

В связи с этим следует считать целесообразным разработку целевых программ по различным проблемам например: инфекционной патологии, ветеринарной санитарии и ветеринарно-санитарной экспертизы, болезням молодняка сельскохозяйственных животных с учётом видовой принадлежности и др..

Нужны также планы программы самостоятельной работы студентов. Она сегодня в методическом отношении менее обеспечена, хотя государственным стандартом предусматривается на неё 50% времени, а недельная нагрузка регламентируется в объёме 54 часа. Методическую основу самостоятельной работы студентов должны составлять законы, принципы, методы и идеи системно-деятельностного подхода в творчестве.

Таким образом, основная образовательная программа по специальности «ветеринария» должна включать рабочий учебный план, рабочие программы по дисциплинам учебного плана, программы по циклам дисциплин (естественно-научному, социально-экономическому, обще профес-

сиональному, специальному), программы практической подготовки, специализаций, индивидуальные программы ориентированные на конкретного студента и планы-программы самостоятельной работы. Последние программы весьма значимы для студентов обучающихся по заочной форме поскольку освоение основной образовательной программы по специальности ими осуществляется самостоятельно в межсессионный период.

Не менее значимым аспектом совершенствования образовательного процесса является использование комплексных учебно-познавательных и научно-произ-

водственных задач (клинических случаев) различных уровней сложности, включающих взаимосвязанные учебные, научные и производственные проблемы. Они могут служить методической основой для мотивации обучающих, а при их решении способствуют развитию творческого мышления в процессе усвоения необходимых знаний и приобретения соответствующих умений, навыков.

Творческие способности развиваются только в процессе деятельности, при решении проблем в области избранной профессии, направленных на поиск оптимальных решений

Контактная информации об авторе для переписки Дмитриев А.Ф., ФГОУ ВПО Ставропольский ГАУ Ставрополь

Ермаков А.М., 346421, г.Новочеркасск, Ростовское шоссе, СКЗНИВИ. www.skznivi.ru

УДК 619:616.314-002]:636.7 Арушанян А.Г., Квочко А.Н.

(Ставропольский государственный аграрный университет)

МОРФОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КЛЫКОВ У СОБАК В ПОСТНАТАЛЬНОМ ОНТОГЕНЕЗЕ

Ключевые слова: собака, зубы, клыки, дентин, пульповая камера

Введение

Пульпа зуба, по мнению многих авторов, это обильно васкуляризованная и ин-нервированная специализированная рыхлая соединительная ткань, заполняющая пульпарную камеру коронки и канал корня. Она обеспечивает питание и сохраняет нормальное функционирование всех тканей зуба [1, 3, 4, 5, 6, 8]. Совместно с дентином пульпа образует морфогенетические соединительнотканные образования, составляющие единый комплекс [3].

По данным В.Л. Быкова, (1998), Е.Б. Родзаевская (2004), Н. К. Логинова (2006) пульповая камера с возрастом изменяется, уменьшается ее объем. Это изменение обусловлено отложением вторичного, третичного и склерозированного дентина [2, 10, 11, 13, 14].

Целью наших исследования было изучение морфометрических показателей клыков у собак в постнатальном онтогенезе.

Материалы и методы исследования.

Исследования проведены в Региональном центре ветеринарной медицины, на кафедре физиологии, хирургии и акушерства и в секционном зале кафедры анатомии и патологической анатомии ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет». Материалом служили собаки разных возрастов, подвергнутые эвтаназии службой по отлову собак ООО «Фаум». Всего исследованию подверглись 30 трупов собак.

У трупов проводили экстракцию клыков. Материал помещали в формалин для обеззараживания на 24 часа. После этого обеззараженный материал промывался в проточной воде.

Подготовленные таким образом коронки разрезали по сагиттальной линии на 2 части. Для определения морфометриче-ских показателей использовали штангель-циркуль. Первый параметр, который вычисляли - высота коронки. Ее определя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.