Научная статья на тему 'Проблемы подготовки специалистов по управлению здравоохранением'

Проблемы подготовки специалистов по управлению здравоохранением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / HEALTHCARE MANAGEMENT / PERSONNEL TRAINING / SUPPLEMENTARY PROFESSIONAL EDUCATION / BACCALAUREATE / MAGISTRACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Решетников Владимир Анатольевич, Сквирская Галина Петровна, Тимина Елена Ивановна

В статье рассматриваются проблемы подготовки и профессиональных компетенций специалистов в области управления здравоохранением, концептуальные подходы к совершенствованию системы подготовки специалистов с медицинским и немедицинским образованием для выполнения ими функций управления здравоохранением в современных условиях с учетом отечественных и международных требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Решетников Владимир Анатольевич, Сквирская Галина Петровна, Тимина Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of training of healthcare management specialists

The article presents the problems of training and professional competence of healthcare management specialists, conceptual approaches to the improvement of training system of the specialists with medical and non-medical education for executing the functions of healthcare management in modern conditions taking into account the Russian and international demands.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки специалистов по управлению здравоохранением»

ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ

15

Была предложена система накопительных кредитов, которой предусматривается получение специалистом за 5 лет 144 кредитных единиц исходя из расчета: один кредит равен одной кредитной единице. Накопление кредитов должно проводиться ежегодно и подтверждаться документально. К примеру, система накопительных кредитов включает публикацию статьи в медицинском журнале (3—4 кредита), статьи в местной печати (1—2 кредита), защиту кандидатской диссертации (7 кредитов), защиту докторской диссертации (15 кредитов), выступление на съезде, симпозиуме, научной конференции (2—5 кредитов) и т.д.

Профессиональная подготовка врача также должна учитываться. К примеру, она может включать освоение новых технологий (5 кредитов), участие в апробации новых лекарственных средств (3 кредита), руководство интернами и ординаторами (10 кредитов), рационализаторские предложения и изобретения (5—10 кредитов) и др.

Таким образом, варианты накопительных кредитов для практикующего врача можно реализовать по различным схемам:

- 144 кредита — традиционный сертификационный цикл;

- 144 кредита — цикл усовершенствования 72 ч и 72 кредита по выбору врача, равномерно распределенные на 5 лет;

- 144 кредита — 108 кредитов, равномерно распределенных по годам на 5 лет и 36 ч одного цикла усовершенствования; возможны и другие варианты.

С целью дальнейшего совершенствования и развития системы послевузовского и дополнительного профессионального образования специалистов отрасли необходимо:

• разработать модели взаимоотношений, регламентирующих рациональное использование специалистов отрасли, подготовленных как за счет средств федерального бюджета, так и на контрактной основе;

• пересмотреть номенклатуру специальностей в учреждениях здравоохранения;

• разработать новое поколение квалификационных характеристик специалистов;

• совершенствовать систему аттестации медицинских кадров и правила их допуска к практической деятельности;

• разработать и утвердить новые государственные образовательные стандарты подготовки специалистов в интернатуре и ординатуре, а также приложения к сертификату специалиста с указанием количественных показателей практических навыков и умений врача и провизора;

• разработать программы и начать проведение циклов по новым перспективным направлениям развития здравоохранения с учетом последних достижений науки.

Реформы высшего медицинского образования должны проводиться планомерно, взвешенно и обоснованно. Как одно из направлений реформирования образования предполагается создание крупных университетских комплексов, включающих вузы, научно-исследовательские институты и клиники, моделью такого комплекса является Первый МГМУ им. И.М. Сеченова.

Представляется целесообразным при организации подобных комплексов предусмотреть возможность вхождения в них организаций и учебных заведений иных форм собственности (так называемый за рубежом корпоративный университет). Такая многоукладная экономика высшей медицинской школы будет способствовать ее развитию и совершенствованию.

Таким образом, в новых социальных и экономических условиях реальную ценность для здравоохранения России представляет лишь широко образованный врач, способный гибко перестраивать направления и содержание своей деятельности в связи с переходом на современные высокие технологии в соответствии с требованиями рынка.

Акценты на узкопрофессиональную подготовку должны быть перенесены из вуза на послевузовское обучение врача. Специфика новой системы подготовки врача проявляется в том, что она не только вооружает обучающегося знаниями, но и формирует у него потребность в самостоятельном непрерывном овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками в течение всей его жизни.

© Решетников В.А, Сквирская Г.П., Тимина Е.И., 2013 УДК 614.23/.25:378.147

== проблемы подготовки специалистов = по управлению здравоохранением

Владимир Анатольевич Решетников, докт. мед. наук, профессор, проректор по лечебной работе

ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» [resh1960@mail.ru]

Галина Петровна Сквирская, докт. мед. наук, профессор, зав. лабораторией систем управления здравоохранением

НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Москва

[gskvirskaya@mail.ru]

Елена Ивановна Тимина, канд. мед. наук, доцент кафедры экономики и менеджмента ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Москва [eitimina@yandex.ru]

Реферат. В статье рассматриваются проблемы подготовки и профессиональных компетенций специалистов в области управления здравоохранением, концептуальные подходы к совершенствованию системы подготовки специалистов с медицинским и немедицинским образованием для выполнения ими функций управления здравоохранением в современных условиях с учетом отечественных и международных требований.

Ключевые слова: управление здравоохранением, подготовка кадров, компетентностная модель подготовки специалистов, дополнительное профессиональное образование, бакалавриат, магистратура.

PROBLEMS OF TRAINING OF HEALTHCARE MANAGEMENT SPECiALiSTS

V.A. RESHETNIKOV, G.P. SKVIRSKAYA, E.I. TIMINA

Abstract. The article presents the problems of training and professional competence of healthcare management specialists, conceptual approaches to the improvement of training system of the specialists with medical and non-medical education for executing the functions of healthcare management in modern conditions taking into account the Russian and international demands.

Key words: healthcare management, personnel training, supplementary professional education, baccalaureate, magistracy.

Рассмотрение проблем подготовки специалистов по управлению здравоохранением базируется на определении приоритетных направлений и механизмов профессиональной подготовки кадров в области управления здравоохранением и совершенствовании их профессиональной квалификации.

Учеными Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова на протяжении длительного времени проводится изучение проблем и обобщение опыта подготовки специалистов в области управления здравоохранением, сохранения и укрепления общественного здоровья, оказания медицинских услуг, лекарственного обеспечения, способных осуществлять эффективное управление в современных условиях.

Модернизация здравоохранения Российской Федерации и рациональное распоряжение ресурсами, предусмотренными государственной Программой развития здравоохранения до 2020 года и направляемыми в отрасль, невозможны без компетентных специалистов, владеющих современными технологиями управления и способных решать организационные и экономические проблемы отрасли. Современному руководителю необходимо владеть такими вопросами, как эффективное управление; совершенствование механизмов финансирования медицинских организаций, включающих порядок формирования финансовых потоков на всех уровнях, проведение финансовых расчетов по выполнению медицинских работ и услуг, эффективное использование финансовых средств учреждениями здравоохранения; создание цивилизованного рынка медицинских услуг; сочетание административных и мотивационных форм управления.

Цепочка взаимосвязанных отношений «организация — главный врач — заведующий отделением — лечащий врач — пациент» составляет фундаментальную основу системы клинического управления, где каждое звено цепи является полноправным в технологическом процессе под названием «клиническая практика».

В настоящее время медицинскими организациями руководят в основном специалисты, которые сформировались как врачи-клиницисты и достигли в своем профессиональном развитии руководящей должности.

Однако в большинстве случаях врачи-руководители не имеют достаточных специальных знаний для профессионального управления. В связи с этим возникает необходимость подготовки руководителей медицинских организаций и специалистов органов управления здравоохранением по программам менеджмента, что требует принципиальных изменений существующей системы подготовки и повышения квалификации управленческих кадров здравоохранения.

Исходя из этих требований необходимо, прежде всего, сформировать модель подготовки специалиста управления здравоохранением, разработать и утвердить единое в стране положение о специалисте с позиций его профессиональных знаний и умений, включить в номенклатуру должностей системы здравоохранения специальность «специалист управления здравоохранением».

В международной практике модель подготовки специалистов управления здравоохранением формируется при взаимодействии четырех факторов, позволяющих выявить потребности и условия образования:

1. Должности, которые предполагаются при реализации программ по управлению здравоохранением, наиболее востребованы в области эпидемиологии, по-пуляционного здоровья, экономики и политики здравоохранения, администрирования (управления) здравоохранением.

2. Базовое образование специалиста управления здравоохранением. Обязательным базовым образованием менеджера медицинской организации является университетский бакалавриат или его аналоги в зависимости от особенностей организации образования в разных странах

3. Особенности специальной подготовки руководителей в здравоохранении, выражающиеся в тенденции дуального образования (медицинское — немедицинское), осуществляемого, как правило, на двух уровнях (базовое образование — специализация в управлении здравоохранением). При этом основное внимание уделяется обучению практическим навыкам в решении задач по эффективному управлению ресурсами медицинской организации (трудовыми, материальными, финансовыми, информационными).

4. Образовательные программы, обеспечивающие возможности карьерного роста менеджеров здравоохранения. Повышение профессиональной квалификации менеджеров здравоохранения ориентировано на обсуждение наиболее актуальных проблем их деятельности в связи с текущими изменениями в отрасли, экономике, политике, общественной жизни в целом.

С учетом международного опыта в подготовке менеджеров здравоохранения в обозримом будущем видятся наиболее вероятные тенденции развития образования в области управления здравоохранением, к которым следует отнести:

• переход от программ медицинского дополнительного профессионального образования по общественному здоровью и здравоохранению к программам, базирующимся на менеджменте;

• рост числа обучающихся с базовым немедицинским образованием и рост числа программ подготовки по управлению здравоохранением в экономических образовательных учреждениях;

• увеличение количества негосударственных консалтинговых и учебных центров, предлагающих менеджерам здравоохранения услуги в области повышения квалификации и профессионального консультирования.

Развивающиеся тенденции обусловливают появление новых задач, направлений и принципов в организации и содержании образования специалистов управления здравоохранением, в первую очередь в подготовке руководителей среднего и высшего звена отрасли в соответствии с их уровнем управления, предшествующим образованием и личными предпочтениями.

Концептуальные подходы к формированию современной системы подготовки специалистов управления здравоохранением. Для создания современной системы подготовки специалистов управления здравоохранением, способных решать проблемы модернизации здравоохранения, повышения качества медицинской и лекарственной помощи населению, необходимо:

- формирование модели подготовки специалиста управления здравоохранением, основанной на оптимальном балансе компетенций и учитывающей потребности российского здравоохранения;

- создание в стране сети учебных центров на базе медицинских вузов по подготовке специалистов управления здравоохранением;

- создание системы оценки результатов профессиональной деятельности специалистов управления здравоохранением;

- совершенствование нормативно-правового обеспечения системы подготовки специалистов управления здравоохранением.

Развитие системы многоуровневого образования требует разработки и реализации следующих приоритетных направлений:

1. В сфере образовательной деятельности:

- реализация целевых заказов на подготовку специалистов в соответствии с их должностными функциями, и на основе этого укрепление взаимодействия с медицинскими организациями и органами управления здравоохранением;

- подготовка и лицензирование новых программ дополнительного профессионального образования;

- предоставление возможности получения двух образований (медицинского и экономического) на различных этапах обучения;

- использование в учебном процессе современных технологий и методов обучения, в том числе электронного образовательного ресурса, дистанционных образовательных технологий;

- развитие процедуры аттестации профессорско-преподавательского состава в соответствии с требованиями и подходами к организации учебного процесса.

2. В сфере научно-исследовательской деятельности:

- исследования для разработки новых образовательных технологий, используемых в учебном процессе;

- исследования для создания системы контроля качества подготовки специалистов управления здравоохранением.

3. В области просветительной деятельности:

- пропаганда здорового образа жизни;

- воспитание и обучение граждан, направленные на повышение их санитарно-гигиенической культуры, профилактику заболеваний, распространение знаний о здоровом образе жизни.

4. В области международного сотрудничества:

- вхождение в европейскую систему образования через создание взаимосвязанных основных образовательных программ многоуровневой системы образования и многовариантных моделей подготовки, сближение форм и методов образовательных процессов подготовки специалистов управления здравоохранением;

- взаимное признание квалификаций и дипломов специалистов;

- академическая мобильность обучающихся и профессорско-преподавательского состава;

- изучение и обмен опытом подготовки кадров управления здравоохранением.

5. В области экспертной деятельности:

- участие в разработке законопроектов и научно-методических документов в области управления здравоохранением;

- участие в разработке и внедрении системы стандартизации и непрерывного совершенствования качества образовательной и лечебно-профилактической деятельности;

- участие в проведении анализа и оценки клинико-экономической эффективности работы органов и учреждений здравоохранения по различным направлениям их деятельности, а также в проведении экспертизы и аудита качества в организациях и учреждениях, работающих по стандартам ISO 9000 системы менеджмента качества.

Подготовка кадров для управления здравоохранением должна осуществляться на основе принципов непрерывности образования в течение всей трудовой деятельности, преемственности и последовательности между уровнями и ступенями образования, интеграции учебного процесса и научно-исследовательской работы, групповой (или командной) подготовки специалистов управления различного уровня, в том числе с участием врачей-специалистов и среднего медицинского персонала.

Уровни, этапы и содержание образования. Обеспечение устойчивого профессионального (должностного и квалификационного) развития специалистов в медицинской организации является одной из наиболее сложных задач управления, для решения которой необходимы разработка и реализация модели перспективного накопления компетенций для специалистов управления здравоохранением, имеющих либо базовое медицинское, либо базовое немедицинское образование.

18

ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ

Компетенции в профессиональном развитии управленческих кадров при базовом медицинском образовании формируются в три основных этапа:

I этап. Дополнительное профессиональное образование, профессиональная переподготовка по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», по окончании выдается диплом о профессиональной переподготовке государственного образца и сертификат специалиста. Модульная программа (в объеме 504 ч) рассчитана на начинающих руководителей, заместителей руководителей медицинских организаций, а также на лиц кадрового резерва на замещение руководящих должностей.

II этап. Программы повышения квалификации (краткосрочные, объемом от 72 до 100 ч, и длительные, объемом свыше 100 ч), семинары, тренинги, мастер-классы (объемом до 72 ч), рассчитаны на специалистов управления здравоохранением в соответствии с их предпочтениями и требованиями. Образовательная подготовка помогает осмыслить и систематизировать полученный опыт, предоставляет возможности развития личной карьеры. Дополнительные знания, умения, навыки и компетенции позволяют использовать инновационные методы управления в системе здравоохранения.

III этап. Дополнительное профессиональное образование, профессиональная переподготовка по предложенной университетом программе «Администрирование и менеджмент системы здравоохранения», по окончании выдается диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Модульная программа (в объеме 504 ч) предназначена для руководителей учреждений здравоохранения различного уровня и форм собственности, специалистов высшего звена управления здравоохранением. В программу включаются модули по экономико-правовым вопросам деятельности медицинского учреждения, функционированию в отрасли государственно-частного партнерства и саморегулируемых организаций, предпринимательству в сфере оказания медицинских услуг, оценке экономической эффективности медицинских учреждений и медицинских технологий, вопросам бизнес-планирования и проектного моделирования.

Среди работников управления здравоохранением помимо специалистов, имеющих базовое медицинское образование и специализацию по организации здравоохранения и общественному здоровью, есть специалисты, получившие базовое экономическое образование и владеющие вопросами специфики отрасли. Это, как правило, заместители главного врача по экономике, специалисты экономического отдела, специалисты по закупкам, логистике, связям с общественностью. Развитие специалиста-менеджера определяется накопленными компетенциями в процессе образования и непрерывного профессионального повышения квалификации. Компетенции в профессиональном развитии управленческих кадров при базовом экономическом образовании формируются также в три этапа:

I этап. Бакалавриат 080200 — «Менеджмент», квалификация (степень) «бакалавр». Основная образовательная программа предназначена для подготовки менеджеров, способных обеспечить рациональное управ-

ление здравоохранением. По завершении обучения выпускники ориентированы на работу менеджеров в органах и учреждениях здравоохранения, в сфере маркетинга, управления кадрами, материально-технического снабжения и т.п.

II этап. Магистратура 060400 — «Общественное здравоохранение» и магистратура 080200 — «Менеджмент», квалификация (степень) «магистр». Двухгодичные программы рассчитаны на специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере общественного здравоохранения, управления здравоохранением и имеющих базовое медицинское или немедицинское высшее образование. Программы направлены на развитие исследовательских и аналитических навыков, необходимых для подготовки и принятия управленческих решений, профессионального и эффективного решения задач, возникающих в определенной области управленческой деятельности (например, региональное управление, стратегический менеджмент, маркетинговые исследования рынка, управление персоналом, внедрение комплексной системы управления качеством, медико-социальные исследования).

III этап. Программы повышения квалификации (краткосрочные, объемом от 72 до 100 ч, и длительные, объемом свыше 100 ч), семинары, тренинги, мастер-классы (объемом до 72 ч), рассчитаны на приобретение специальных знаний и умений, необходимых в условиях изменяющейся бизнес-среды. В краткосрочном формате специалисты получают знания об изменениях в налоговом законодательстве, стандартах финансовой отчетности, по актуальным вопросам развития человеческих ресурсов, организации государственных закупок, политике продвижения товара или услуги на рынке.

Переход к предлагаемым моделям подготовки медицинских и немедицинских специалистов предполагает прежде всего разработку и принятие ряда нормативных правовых и методических документов на различных уровнях государственной власти, органами управления образованием и здравоохранением с привлечением общественных, образовательных и экспертных организаций.

По нашему мнению, на уровне Правительства Российской Федерации необходимо принятие следующих постановлений:

• О разработке и реализации Федеральной целевой программы по подготовке специалистов управления здравоохранением.

• О порядке назначения на государственные должности и должности в организациях хозяйственного комплекса, связанные с формированием и реализацией социальной политики, совершенствованием системы здравоохранения и охраны здоровья населения, утверждении требований к их подготовке и организации деятельности.

На уровне Министерства образования и науки Российской Федерации необходимо принятие следующих нормативных документов:

• Об утверждении образовательных стандартов по подготовке специалистов с медицинским и немедицинским образованием, занимающих или назначаемых на государственные должности и должности в организа-

циях хозяйственного комплекса, связанные с формированием и реализацией социальной политики и охраны здоровья населения в соответствии с профессиональными стандартами.

• О совместной подготовке в рамках дополнительного образования «команд специалистов с немедицинским образованием, высшим и средним медицинским образованием» для решения задач по модернизации и дальнейшему развитию актуальных направлений здравоохранения и охраны здоровья населения.

• О разработке унифицированных подходов, учебных программ и планов, пособий и руководств по приоритетным направлениям управления здравоохранением.

На уровне Министерства здравоохранения Российской Федерации необходимо принятие следующих нормативных и методических документов:

• Об утверждении Концепции подготовки специалистов управления здравоохранением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• О создании в стране сети учебных центров на базе медицинских вузов по подготовке специалистов управления здравоохранением.

• О введении в номенклатуру врачебных специальностей специальности «специалист управления здравоохранением».

• О профессиональных стандартах для специалистов, работающих в сфере управления здравоохранением, в соответствии с номенклатурой должностей.

• О разработке и реализации инновационных компе-тентностных моделей дополнительного профессионального образования управления здравоохранением.

• О создании Федерального Центра подготовки профессорско-преподавательского состава для медицинских высших учебных заведений Российской Федерации по проблемам общественного здоровья и управлению здравоохранением и порядке аттестации указанных специалистов.

• О проведении независимой экспертной оценки соответствия квалификации специалиста управления здравоохранением требованиям, установленным профессиональными стандартами.

• О разработке НИР по проблемам подготовки управленческих кадров и создании системы оценки результатов профессиональной деятельности специалистов управления здравоохранением.

Безусловно, профессиональное образование в области управления здравоохранением подразумевает получение новой специальности — «специалиста управления здравоохранением».

В соответствии с функциями и обязанностями специалистов соответствующего уровня управления ком-петентностная модель подготовки специалиста управления здравоохранением должна базироваться на шести основных областях компетенций:

1) стратегия и политика здравоохранения;

2) управление информацией и статистикой здравоохранения;

3) управление предоставлением услуг;

4) экономика здравоохранения и управление финансами;

5) этика и право в здравоохранении;

6) управление человеческими ресурсами.

Компетентностная модель практически воплощается в целях, содержании, процессе и результатах профессионального образования, а логика компетент-ностного подхода заключается в том, что должностные функции и обязанности специалиста управления здравоохранением определяют систему его профессиональной подготовки. Природа формирования компетенций (профессиональной, интеллектуальной, предметной, социальной, гражданской, духовной)основана на развитии личности специалиста, а также на развитии способности к непрерывному образованию, самообразованию.

Для определения потребности в обучении управленческих кадров в системе здравоохранения необходимы: ситуационный анализ, который позволил бы оценить современный потенциал руководителей всех уровней в системе здравоохранения; анализ потребности в обучении руководителей для системы здравоохранения; рассмотрение заинтересованных сторон в обучении управленческих кадров в системе здравоохранения; изучение существующего потенциала высших медицинских и немедицинских учебных заведений в обучении управлению в здравоохранении и существующие образовательные программы в области подготовки специалистов управления здравоохранением.

Выводы.

В случае принятия предложений, подготовленных учеными Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, в качестве первоочередных мер необходимы:

• разработка и утверждение единого положения в стране о специалисте управления здравоохранением, включение его в номенклатуру должностей организаций здравоохранения;

• углубленный анализ содержания образовательного процесса, ресурсов, технологий, оценка эффективности образовательной деятельности;

• разработка основных и профессиональных образовательных программ подготовки и их методического обеспечения, включающих учебные планы, рабочие учебные программы, руководства, методические и практические рекомендации по актуальным проблемам подготовки кадров, а также профессиональные характеристики (компетенции) выпускника;

• использование в образовательном процессе дифференцированных моделей обучения, обеспечивающих максимальное разнообразие содержания, форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом запросов направляющих организаций и в соответствии с международными уровнем;

• широкое использование дистанционных образовательных технологий;

• формирование единого информационного пространства для взаимодействия в образовательной, управленческой и общественной деятельности;

• календарное планирование индивидуальных образовательных программ подготовки специалистов всех уровней образования, внедрение в образовательный процесс системы зачетных (кредитных) единиц;

• направление предложений для внесения в законопроекты и нормативные правовые акты, регулиру-

ющие подготовку специалистов управления здравоохранением;

• установление системного взаимодействия с работодателями, включающего заключение договоров на получение обучающимися практических навыков в учреждениях здравоохранения, дальнейшее трудоустройство выпускников, участие работодателей в итоговой государственной аттестации обучающихся, совместное создание и реализацию инновационных образовательных программ, проведение аналитических и социологических исследований;

• разработка нормативных и методических материалов для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава медицинских высших учебных заведений, ведущих образовательную деятельность по подготовке специалистов управления здравоохранением.

В последующем необходимо предусмотреть:

1) увеличение объемов подготовки и видов образовательных программ, совершенствование нормативной и методической составляющих образовательного процесса, внесение необходимых корректив в учебные планы и программы;

2) изучение состояния и оценку эффективности подготовки специалистов управления здравоохранением, проведение внутреннего и внешнего мониторинга образовательной деятельности, внесение необходимых корректив в организацию образовательного процесса;

3) осуществление деятельности Центра подготовки профессорско-преподавательского состава для медицинских высших учебных заведений Российской Федерации по проблемам общественного здоровья и управлению здравоохранением в полном объеме;

4) создание Учебно-методического объединения по подготовке специалистов управления здравоохранением;

5) вхождение в европейскую систему образования. Реализация поставленных задач потребует разработки и утверждения отраслевой программы подготовки специалистов управления здравоохранением с определением конкретных мер по повышению эффективности деятельности организаций здравоохранения России.

Литература

1. РФ. Правительство. О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08—2014/15 учебных годах: постановление Правительства РФ от 24 марта 2007 г. № 177 (с учетом изм. и доп. от 2009 и 2011 гг.).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 060400 Общественное здравоохранение (квалификация (степень) «магистр»): утв. приказом Минобрнауки РФ от 22 дек. 2009 г. № 800, зарегистр. в Министерстве юстиции РФ 9 февр. 2010 г. № 16336.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «магистр»): утв. приказом Минобрнауки РФ от 20 мая 2010 г. № 543.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»): утв. приказом Минобрнауки РФ от 20 мая 2010 г. № 544.

5. Сквирская, Г.П. Модернизация системы здравоохранения и непрерывного совершенствования качества медицинской помощи как ведущая задача последипломного медицинского образования / Г.П. Сквирская // Проблемы управления здравоохранением. — 2011. — № 3. — С.6—11.

© Стрелков н.С., Ежова И.И., Попова н.М., 2013 Удк 614.2:377

== опыт преподавания дисциплины «общественное здоровье = и здравоохранение» на основе интеграции = с медицинскими учреждениями

Николай Сергеевич Стрелков, докт. мед. наук, профессор, ректор ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России

Наталия Николаевна Ежова, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России [kafedra-ozz@mail.ru] Наталья Митрофановна Попова, докт. мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России [kafedra-ozz@mail.ru]

Реферат. Коренные социально-экономические преобразования, происходящие в России, не могли не затронуть систему здравоохранения. Последняя подвергается реструктуризации, и на первый план справедливо выходит первичное звено, а именно — амбулаторно-поликлиническая помощь. Трудно переоценить учебную значимость последней как наиболее массовой помощи, призванной обеспечить раннюю диагностику, активное лечение, реабилитацию и профилактическое начало в цепи всех этих мероприятий. Необходимо признать актуальность поиска походов к оптимизации преподавания разделов, связанных с деятельностью врача поликлиники. С этой точки зрения представляет интерес возможность оптимизации процесса преподавания путем интеграции с некоторыми подразделениями служб здравоохранения. Наш опыт в этом направлении составил содержание данной статьи.

Ключевые слова: преподавание, амбулаторно-поликлиническая помощь, общественное здоровье и здравоохране-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.