Научная статья на тему 'Проблемы подготовки рабочих кадров в учебном центре ОАО «РЖД»'

Проблемы подготовки рабочих кадров в учебном центре ОАО «РЖД» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
471
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ / PERSONNEL TRAINING / PERSONNEL POTENTIAL / ADVANCED TRAINING / ENGINEERING PERSONNEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бешлиу И.В.

Раскрыта проблема подготовки рабочих кадров в транспортном и ракетно-космическом комплексе; рассмотрены формы подготовки рабочих кадров; стратегия обучения и подготовки кадров предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TRAINING WORKING PERSONNEL IN THE EDUCATIONAL CENTER OF JSC “RUSSIAN RAILWAYS”

The article deals with the problem of training workers in the transport and space-rocket complex; forms for the training of workers; strategy of training and staff training.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки рабочих кадров в учебном центре ОАО «РЖД»»

Решетневские чтения. 2017

УДК 377.5

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ В УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ ОАО «РЖД»

И. В. Бешлиу

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: irina.beschliu@yandex.ru

Раскрыта проблема подготовки рабочих кадров в транспортном и ракетно-космическом комплексе; рассмотрены формы подготовки рабочих кадров; стратегия обучения и подготовки кадров предприятия.

Ключевые слова: подготовка кадров, кадровый потенциал, повышение квалификации, инженерные кадры.

PROBLEMS OF TRAINING WORKING PERSONNEL IN THE EDUCATIONAL CENTER OF JSC "RUSSIAN RAILWAYS"

I. V. Beshliu

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: irina.beschliu@yandex.ru

The article deals with the problem of training workers in the transport and space-rocket complex; forms for the training of workers; strategy of training and staff training.

Keywords: personnel training, personnel potential, advanced training, engineering personnel.

Подготовка высококвалифицированного персонала всегда представляла собой одну из важнейших задач для экономических структур любого уровня, начиная с отдельного предприятия, заканчивая целыми народнохозяйственными комплексами, отраслями и макроэкономикой в целом. Сегодня данная задача стоит и перед российской макроэкономикой, российскими народнохозяйственными комплексами, в том числе транспортным и ракетно-космическим комплексом.

Модернизация отечественной экономики и ее главных отраслей возможна исключительно при условии новых и качественно подготовленных кадров, которые в полной мере должны отвечать требованиям сегодняшнего дня. Поэтому вполне обоснованно в центре внимания руководителей государства и промышленных предприятий выступает кадровая проблема и вопросы подготовки профильных специализированных кадров. Кадровый вопрос был и остается одним из самых актуальных в рамках транспортного и ракетно-космического комплекса [1].

В условиях повышенной актуальности подготовки кадров для собственного производства можно наблюдать увеличение внимания государства к данной проблематике, обусловившего появление различных государственных программ, ориентированных на повышение качества подготовки специалистов в профильных вузах, в частности, в Московском авиационной институте (МАИ) и ряде других.

Последнюю четверть прошлого века подготовка молодых специалистов для ракетно-космической

промышленности находилась на крайне низком уровне, значительно ниже ее потребностей, что напрямую обусловлено особенностями управления, администрирования и финансирования отрасли. Достаточно невысокий уровень оплаты интенсивного по своей напряженности и высокой интеллектуальности труда способствовал оттоку высококвалифицированных специалистов за границу. Вследствие чего не происходило притока новой рабочей силы, способной сменить уходящее на пенсию поколение. В ракетно-космической промышленности становилось все меньше молодых профессионалов, а доля 30-40 летних работников сократилась с одной трети до одной пятой всего кадрового состава отрасли, а именно с 32 % до 18 % [2].

Подтверждением кадрового «голода» и в настоящее время служит тот факт, что средний возраст работников отрасли находится на уровне 52-56 лет, а доля молодых специалистов до 30 лет крайне незначительна и составляет порядка 10-15 % от общего количества работников. Основной причиной данного явления служит уход наиболее подготовленных специалистов в молодом и среднем возрасте в иные отрасли экономики с более высокой заработной платой [3].

Важно понимать, что знания специалистов устаревают и это побуждает предприятия всех отраслей создавать собственные системы постоянного непрерывного повышения квалификации. Производя акцент на транспортный комплекс, особое внимание стоит уделить практике подготовки кадров на примере

Экономика труда и управление человеческими ресурсами на предприятиях ракетно-космической отрасли

ОАО «РЖД». Важную роль при формировании кадрового потенциала в организации играет ориентация на создание уникального кадрового состава, по своему профессиональному и творческому потенциалу [4].

Применительно к численности кадровый состав распределяется по категориям следующим образом: руководители - 6,9 %, специалисты - 19,3 %, служащие - 4,4 %, рабочие - 69,3 %. Доля работников в возрасте до 30 лет составляет 22,9 %. ОАО «РЖД», прежде всего, предусматривает подготовку современных руководителей всех уровней из числа молодых специалистов как условие реализации стратегических целей. Однако аналогично ракетно-космической промышленности в транспортном комплексе наблюдается дефицит молодых перспективных сотрудников, который порожден современным состоянием молодежного рынка труда, характеризующегося рядом черт:

- деформация профессионального стремления нового поколения;

- несформированность профессиональных интересов у молодежи;

- ограниченные финансовые возможности молодежи для трудовой мобильности на рынке труда;

- дисбаланс спроса и предложения;

- несоответствие уровня квалификации требованиям работодателей;

- низкая оплата труда и неудовлетворительные условия труда [5].

Важно понимать, что знания специалистов устаревают и это побуждает предприятия всех отраслей создавать собственные системы постоянного непрерывного повышения квалификации, что и было сделано в ОАО «РЖД» посредством создания Корпоративного университета ОАО «РЖД». Также в 2009 году начал свою работу Координационно-методический совет по вопросам подготовки рабочих кадров, произведено внедрение дистанционного обучения и тестового контроля знаний учащихся технических школ и учебных центров.

Непосредственно для рабочих кадров существует программа подготовки машинистов локомотивов и их помощников в учебных центрах профессиональных квалификаций (УЦПК).

На 2017 год их количество составляет 16, по одному на каждую из существующих железных дорог. И у каждого из центров имеются свои филиалы, что увеличивает их доступность. Совершенствование нормативно-правовой базы осуществляется путем корректировки и дополнений при непосредственном участии Дирекции тяги.

В настоящее время в ОАО «РЖД» функционирует уникальная система непрерывного образования для всех категорий и уровней работников, в основе которой лежит компетентностный подход. С целью повышения престижности для молодежи железнодорожных профессий ОАО «РЖД» введена система грантов и стипендий. В частности, в 2013 году расходы по данному направлению составили порядка 245 млн руб. Благодаря внедрению системы непре-

рывного образования удалось выстроить единую образовательную вертикаль на всех сетях дорог, что позволило эффективно решить задачи по организации полного цикла обучения. И по итогам 2013 года по рабочим профессиям прошли переподготовку и обучились новым и вторым профессиям 57 тыс. человек, 154,3 тыс. рабочих повысили квалификацию, в том числе 25 тыс. человек повысили квалификационный разряд [6].

Таким образом, систематизируя основные проблемы подготовки российских инженерных кадров, можно сделать вывод, что трудности в большей степени связаны с поиском финансирования кадров, оттоком наиболее квалифицированных кадров за границу, ускорением инновационного развития в сфере современной техники и технологий, что приводит к устареванию образовательных программ и порождает предприятия создавать собственные учебные центры с ориентацией на непрерывное повышение квалификации персонала.

Библиографические ссылки

1. Харитонова Ю. В. Подготовка кадрового состава авиационной и ракетно-космической промышленности в рамках объединения в авиационно-космический комплекс // Грамота. 2015. № 10. С. 145-147.

2. Государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://cluster.hse.ru/news/367/ (дата обращения: 14.09.2017).

3. Захаров А. В. Развитие системы подготовки персонала авиакомпании в области человеческого фактора // Педагогическое образование. 2009. № 4. С. 132-138.

4. Наумов А. И., Мраморнова О. В. Проблемы профессионального обучения на железнодорожном транспорте // Известия Саратов. ун-та. 2015. № 3. С. 270-276.

5. Жигунова А. В. Проблемы формирования кадрового потенциала ОАО «РЖД // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. № 3. С. 45-51.

6. ОАО «Российские железные дороги» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rzd.ru (дата обращения: 14.09.2017).

References

1. Kharitonova Yu. V. Podgotovka kadrovogo sostava aviatsionnoy i raketno-kosmicheskoy promyshlennosti v ramkakh ob"edineniya v aviatsionno-kosmicheskiy kom-pleks [Training the staff for aviation and space industry within the framework of merger in airspace complex] // Gramota. 2015. № 10. P. 145-147.

2. Gosudarstvennaya programma "Razvitie aviatsionnoy promyshlennosti na 2013-2025 gody" [State program "Development of the aviation industry for 20132025"]. Available at: http://cluster.hse.ru/ news/367/ (accessed: 14.09.2017).

PewemHeecKye umeHun. 2017

3. Zakharov A. V. Razvitie sistemy podgotovki personala aviakompanii v oblasti chelovecheskogo faktora [Development of the personnel training system for the airline in the field of human factors] // Pedagogicheskoe obrazovanie. 2009. № 4. P. 132-138.

4. Naumov A. I., Mramornova O. V. Problemy professional'nogo obuchenija na zheleznodorozhnom transporte // Izvestija Saratovskogo universiteta. 2015. № 3. P. 270-276.

5. Zhigunova A. V. Problemy formirovaniia kadrovogo potentsiala OAO "RZhD" [Problems of human resource capacity of JSC "Russian Railways"]. Problemnyi analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie [Problem analysis and public management design], 2011. № 3. P. 45-51.

6. OAO "Rossijskie zheleznyie dorogi" (JSC "Russian Railways". Site). Available at: http://www.rzd.ru (accessed: 14.09 2017).

© Eemjmy H. B., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.