Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ ВРЕМЕНИ'

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
психология / психологическая наука / педагог-психолог / профессиональное образование / квалификация / общество / культура / psychology / psychological science / educational psychologist / professional education / qualification / society / culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цома Е.В., Кузнецова Ю.В.

В статье рассматривается особенности подготовки будущих педагогов-психологов в условиях стремительно меняющегося мира. Анализируются требования современной культуры к работе высших профессиональных учебных заведений. Делается вывод о том, что главной задачей высшего психолого-педагогического образования является подготовка конкурентоспособных специалистов-психологов с высоко развитым уровнем культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цома Е.В., Кузнецова Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PREPARING TEACHERS-PSYCHOLOGISTS TOWORK IN FACE OF THE CHALLENGES OF THE TIME

The article examines the features of the training of future educational psychologists in a rapidly changing world. The requirements of modern culture for the work of higher professional educational institutions are analyzed. It is concluded that the main task of higher psychological and pedagogical education is to train competitive psychological specialists with a highly developed level of culture.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ ВРЕМЕНИ»

УДК 378 Цома Е.В., Кузнецова Ю.В.

Цома Е.В.

аспирант

Таганрогский институт управления и экономики (г. Таганрог, Россия)

Кузнецова Ю.В.

аспирант

Таганрогский институт управления и экономики (г. Таганрог, Россия)

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ ВРЕМЕНИ

Аннотация: в статье рассматривается особенности подготовки будущих педагогов-психологов в условиях стремительно меняющегося мира. Анализируются требования современной культуры к работе высших профессиональных учебных заведений. Делается вывод о том, что главной задачей высшего психолого-педагогического образования является подготовка конкурентоспособных специалистов-психологов с высоко развитым уровнем культуры.

Ключевые слова: психология, психологическая наука, педагог-психолог, профессиональное образование, квалификация, общество, культура.

Особенности подготовки будущих педагогов-психологов в условиях стремительно меняющегося мира, являются актуальным вопросом для значительного числа ученых. В настоящее время специалисту для успешной профессиональной деятельности нужно обладать конкретным набором качеств и свойств личности, быть готовым к самостоятельной постановке жизненно важных задач и поиску верных способов их решения. Кардинальные изменения

в социальной структуре создали условия для существенных изменений в системе российского образования. Именно поэтому, одной из главных составляющих системы образования Российской Федерации в настоящее время становится профессиональная подготовка квалифицированных педагогов-психологов. В данном случае высшее профессиональное образование рассматривается как этап проектирования, испытания, производства, овладения логической структурой науки и учебной дисциплины, а так же, как этап перехода к сфере профессиональной деятельности или же в область науки.

Высшее профессиональное образование — это то, что человек приобретает в течение всей своей жизнедеятельности. В современных условиях, на первом месте стоят способы решения проблем самоконтроля, самовоспитания, саморазвития.

Требования современной культуры, такие как духовное оздоровление и личностный рост молодого поколения, формирование у них профессиональной культуры, творческой и гражданской активности, самостоятельности, а также ответственности за результаты своего труда, вступают в разногласие с реальной обстановкой в профессиональном образовании, в том числе и в психолого-педагогическом. Проблемы высшего профессионального образования не могли не оказать влияние и на подготовку будущих педагогов-психологов, на которых, без преувеличения, возлагается двойная ответственность, стать не только педагогом - профессионалом, но и психологом - профессионалом.

Стоит обратить внимание на то, что изучение проблемы профессиональной подготовки педагогов-психологов необходимо начать с обращения к ее возникновению. Анализ историографии рассматриваемой проблемы позволяет выделить этапы ее становления и развития в России.

Внутренний мир индивида вызывал интерес у человека с древнейших времен. Термин «психология» получил образование от греческих слов psyche -душа и logos - наука. Психология опиралась на философию с момента своего появления и на протяжении многих веков являлась лишь одним из составляющих разделов философии. Затем, в связи с научно-техническим

прогрессом и началом деятельности в Лейпциге первой экспериментальной лаборатории Вундта, психология стала занимать важное место в обществе, а 1879 год, затем, обозначили временем возникновения психологической науки.

Российская психологическая школа аналогично имеет давние традиции. Изначально отечественная психология вела свое развитие в тесном контакте с зарубежной психологической наукой. Отечественные ученые проходили стажировку в ведущих европейских лабораториях, изучали зарубежные книги о проблемах психологической науки. На исходе XIX века начинается формирование российской психологии и вырастает вопрос о ее предмете, методологии, а так же о ее отличиях от остальных наук.

Первая экспериментальная психологическая лаборатория в России была открыта академиком И.М. Сеченовым в Северной столице в 1885 году, а уже концу XIX века в большинстве крупных университетах России начали свою деятельность кафедры психологии, которые были структурными подразделениями, обычно, филологических и исторических факультетов. Первая психологическая лаборатория в Москве была открыта профессором Г.И. Челпановым в 1907 году при Московском государственном университете, а в 1912 году под его руководством был создан и открыт Институт психологии.

Бурная научная деятельность была приостановлена событиями октября 1917 года. Те из ученых, кто придерживался идеалистических взглядов, прочувствовали события революции особенно остро. Почти семь десятилетий психология существовала и развивалась под тяжестью политической идеологии.

Должное качество исследований, развитие дополнительных отраслей психологической науки говорили о ценности науки в жизни общества. Именно поэтому стало необходимо организовывать подготовки специалистов этой научной области. Развитие деятельности психологических факультетов в Московском и Ленинградском государственных университетах во второй половине ХХ века привело к появлению предпосылок для развития психологии

как самостоятельной науки. Затем психологию включили в утвержденный классификатор наук и открыли Институт психологии Академии наук СССР.

В 80-годы ХХ столетия в школах Советского союза начинает свою работу школьная психологическая служба. Появление в штате школы единицы педагога-психолога в начале 1990-х годов активизировало открытие в отечественных педагогических ВУЗах специальности «Психология», а затем «Педагогика и психология». С данного момента начинается стремительное развитие системы психолого-педагогического образования.

На сегодняшний день мы являемся свидетелями того, что психологическая служба есть ничто иное, как важное звено в современном образовательном пространстве.

Чтобы педагог-психолог мог эффективно профессионально развиваться в будущем, уже в самом начале карьерного пути ему необходимо быть подготовленным с опережением, учитывая новые условия времени. Необходимость в подготовке специалистов данного направления можно объяснить изменениями во всех сферах жизнедеятельности человека, а так же реформой в системе образования [5, с.7].

В характеристике о квалификации выпускника государственного образовательного стандарта четко отмечено, что педагог-психолог должен быть готовым к ведению профессиональной деятельности, которая направлена на психологическое сопровождение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся, содействовать социализации личности, осознанному выбору и освоению образовательных программ, содействовать гармонизации общественной сферы образовательной организации, способствовать формированию психологической культуры участников образовательного процесса, проводить квалифицированную психологическую диагностику разного профиля и необходимую психолого-педагогическую корректировку, оказывать психологическую поддержку для одаренных учащихся в творческой и интеллектуальной деятельности [6, с.41].

В связи с переходом высшего профессионального образования в Российской Федерации на Болонскую систему Министерством образования и науки Российской Федерации был утвержден и принят в работу Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование». Задачей высшего учебного заведения, согласно ФГОС ВПО третьего поколения, является качественная подготовка

высокопрофессиональных специалистов настоящего времени, которые способны эффективно, с применением базовых теоретических знаний и инновационных технологий осуществлять свою деятельность в различных сферах образования, культуры и управления социальными и культурными процессами [3, с.14]. Основной целью, в соответствии с ФГОС ВПО является формирование у обучающихся личностных качеств, общекультурных и профессиональных компетенций, развитие умений их реализации в научной, исследовательской, управленческой, проектной, аналитической, экспертной, культурной, просветительской, производственной, технологической и конечно преподавательской деятельности [4, с. 26].

По окончанию ВУЗа педагог-психолог должен обладать не только запасом знаний в своей сфере, но и должную общекультурную подготовку, а так же владеть достаточным набором личностных качеств.

Анализируя все вышеизложенное можно выделить основные особенности подготовки педагога-психолога в современном образовательном пространстве Российской Федерации.

1.Главной задачей высшего психолого-педагогического образования является подготовка квалифицированных специалистов, психологов с высоко развитым уровнем культуры;

2.Повышается роль деятельности педагога-психолога в образовательных организациях России, что связано с возникновением необходимости оказывать необходимую помощь детям, у которых возникают трудности при участии в образовательном процессе;

3. Уровень профессиональной подготовки педагога-психолога в ВУЗе на современном этапе не до конца соответствует требованиям, которые предъявляют к ней реалии современности. Чтобы конкретно данная подготовка стала гармоничной, образовательные программы соответствующих ВУЗов, в первую очередь, направлены на развитие уникальности будущего педагога-психолога.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Маркетинг, 2021. - 25 с.;

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 16.10.2023);

3. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 946 [Электронный ресурс]. - URL: https://obrnadzor.gov.ru/gosudarstvennye-uslugi-i-funkczii/7701537808-gosfunction/acts_list2021/mandatory_requirements_2021/fgos_bakalavriat/ (дата обращения: 16.10.2023);

4. Приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 N 839 https://obrnadzor.gov.ru/gosudarstvennye-uslugi-i-funkczii/7701537808-gosfunction/acts_list2021/mandatory_requirements_2021/fgos_bakalavriat/ (дата обращения: 16.10.2023);

5. Алиева, Л. В. Моделирование - научный метод познания современных реалий образования. //Современные модели образования в условиях диверсификации образовательного пространства; тезисы участников и программа Летней научной школы Центра теории воспитания ИТИП РАО. -Тверь: ООО «ИПФ «Виарт». - 2019. - С. 5 - 11;

6. Аралбаева, Р.К. Современные проблемы подготовки педагога-психолога как специалиста помогающих профессий. . - М.: Аспект Пресс, 2013. - С. 36 -57;

7. Гладких, В.Г. Теория и методика профессионального образования. — Оренбург, ОГУ, -2019. - С.29 - 56;

8. Гретченко А.И. Болонский процесс. Интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. - М., Кнорус, 2013. - С. 144-146.

Tsoma E. V., Kuznetsova Yu. V.

Tsoma E.V.

Taganrog Institute of Management and Economics (Taganrog, Russia)

Kuznetsova Yu.V.

Taganrog Institute of Management and Economics (Taganrog, Russia)

PROBLEMS OF PREPARING TEACHERS-PSYCHOLOGISTS TO WORK IN FACE OF THE CHALLENGES OF THE TIME

Abstract: the article examines the features of the training of future educational psychologists in a rapidly changing world. The requirements of modern culture for the work of higher professional educational institutions are analyzed. It is concluded that the main task of higher psychological and pedagogical education is to train competitive psychological specialists with a highly developed level of culture.

Keywords: psychology, psychological science, educational psychologist, professional education, qualification, society, culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.