УДК 377 ББК 74.4
DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-2-28-33
Д.О. Еприкян
(Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва, Россия)
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье анализируются вопросы подготовки педагогов профессионального образования в условиях постиндустриального общества, показано изменение требований к профессионально-педагогическим работникам в условиях информатизации профессионального образования. Представлены результаты анализа профессионального стандарта в соотнесении с содержанием подготовки педагогов. В современных условиях качественная характеристика профессионально-педагогических кадров не удовлетворяет нормативным требованиям в части наличия базового педагогического образования, а также наличия достаточной ИКТ-компетентности. Развитие профессионально-педагогического образования предполагает принятие мер по приведению его содержания в соответствие с требованиями профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
Ключевые слова: педагог профессионального обучения, педагог профессионального образования, профессионально-педагогическое образование, информатизация образования, информационные и коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы.
D.O. Eprikyan
(Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia)
PROBLEMS OF TRAINING TEACHERS OF VOCATIONAL EDUCATION
The article analyzes the issues of training teachers of vocational education in the conditions of postindustrial society, shows the change in requirements for professional and pedagogical workers in the conditions of informatization of vocational education. The results of the analysis of the professional standard in relation to the content of teacher training are presented. In modern conditions, the qualitative characteristics of professional and pedagogical personnel do not meet the regulatory requirements in terms of the availability of basic pedagogical education, as well as the availability of sufficient ICT competence. The development of professional and pedagogical education involves the measures to bring its content in line with the requirements of the professional standard "Teacher of vocational training, vocational education and further vocational education».
Keywords: vocational training, teacher of vocational education and training, vocational education, informatization of vocational education, information and communication technologies, electronic educational resources.
Анализируя тенденции современной системы профессионального образования, описывая изменения, обусловленные переходом в постиндустриальную эпоху, академик А.М. Новиков подчеркивал: «Переход от образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме постиндустриального общества означает, в первую очередь, отказ от < ..> представления о педагоге как носителе готового знания» [10, с. 42-43]. Дальнейшее развитие высоких технологий, цифровая трансформация всех сфер жизни общества приводит к изменению цели обучения и воспитания, его мотивов, норм, форм и методов, изменению роли педагога в целом. Аналогичные оценки современной системы профессионального образования обосновываются авторами многих научно-педагогических публикаций [1; 2; 3; 5; 7; 9; 12; 13 и др.]. Однако анализ сложившейся ситуации свидетельствует также и о том, что профессиональное образование отстает от быстро меняющихся требований рынка труда, изменений, происходящих в социально-экономической сфере. Очевидна необходимость существенной перестройки системы подготовки педагогов профессионального образования, поскольку именно педагоги, их деятельность является определяющим фактором качества подготовки специалистов.
Такимобразом,опираясьнаисследова-ния ученых в области профессионально-педагогического образования (Е.М. До-рожкин, З.Ф. Есарева, Н.М. Жукова, Э.Ф. Зеер, В.П. Косырев, И.Ф. Кривчан-ский, П.Ф. Ку бру шко, В.С. Лед нев, А.М. Новиков, И.В. Осипова, Г.М. Романцев, О.В. Тарасюк, Л.З. Тенчурина, Е.В. Тка-ченко, В.А. Федоров и др.), можно констатировать: современное общество выдвигает новые требования к подготовке специалистов, что обусловливает необходимость существенных изменений системы образования. Эту задачу невозможно решить без соответствующих новым требованиям педагогов профессионального образования. Содержание и
технологии их профессионально-педагогической деятельности существенно изменяются. В частности, в связи с тем, что обучающиеся имеют возможность самостоятельно обратиться к множеству альтернативных источников информации и обучения, а современные поисковые машины «знают» все, одной из основных функций педагога становится организация самостоятельной учебно-профессиональной деятельности обучающихся.
Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет основные положения развития системы профессионального образования. С появлением инновационных стратегий развития профессионального образования научным сообществом и экспертами из трудовой сферы также стало уделяться много внимания совершенствованию подготовки профессионально-педагогических кадров (педагогов профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования) в соответствии с тенденциями изменения системы профессионального образования [4].
В формировании портрета «нового специалиста» и прогнозировании необходимых современных компетенций активное участие принимают эксперты из сфер образования, экономики и производства, а также Министерство труда, регламентирующее требования к современным работникам. Эти требования отражаются в профессиональных стандартах и должны быть учтены при проектировании федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и примерных основных образовательных программ.
Таким образом, в сложившихся условиях актуальной остается разработка системы мер по реализации подготовки педагогов профессионального образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта и других нормативных документов.
Одной из проблем, возникающих с появлением профессионального стандарта,
го ш о со ГО
Ю О
0
1 _0
го
о
о ф
-& о
С
ш
о
го <u
ш
о
о
ф
о IZ
является выполнение его требований к подготовке педагогов, уже работающих в системе профессионального образования. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» определяет обязательным наличие у них педагогического образования.
Нами была проанализирована статистическая информация по педагогическим работникам среднего профессионального образования, представленная в Сводном отчете ФСН № СПО-1 Министерства образования и науки РФ по высшему и среднему профессиональному образованию на начало 2017/18 учебного года.
В настоящее время среди преподавателей профессионального учебного цикла в образовательных организациях СПО имеют профессионально-педагогическое образование 48% (из них 49% - высшее, 31% - среднее), среди мастеров производственного обучения - 32% (из них 42% -высшее, 27% - среднее). Среди преподавателей профессионального учебного цикла 40,5% имеют высшую квалификационную категорию, а среди мастеров производственного обучения - 19,4%.
Приведенная статистика свидетельствует о том, что требования профессионального стандарта на практике не выполняются даже на 50 %.
Проблема, таким образом, заключается в создании организационно-педагогических условий, обеспечивающих действующим преподавателям, мастерам производственного обучения и другим педагогическим работникам возможность получения необходимого педагогического образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта.
Другая проблема заключается в актуализации содержания подготовки педагогов профессионального образования. I Особого внимания заслуживает повыше-^ ние уровня ИКТ-компетентности как уже ^ занятых в системе СПО преподавателей с± и мастеров производственного обучения,
так и будущих педагогов профессионального образования. Развитие информатизации образования влечет за собой широкое применение дистанционных образовательных технологий (ДОТ), а следовательно, создание и использование в учебном процессе различных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) [8].
Профессиональный стандарт содержит в себе описание трудовых функций, при которых возникает необходимость наличия развитой ИКТ-компетентности педагога для решения профессиональных задач разного характера. Иначе говоря, для успешного выполнения представленных в профессиональном стандарте трудовых функций педагог должен владеть комплексом психолого-педагогических, отраслевых (специальных) знаний и умений для организации учебной (учебно-производственной) деятельности по освоению учебных дисциплин, педагогического контроля и оценки освоения образовательных программ, а также для разработки программно-методического обеспечения учебного процесса, включая владение основами и методикой применения технических средств обучения, информационных и коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Проведенный нами анализ обобщенных трудовых функций педагогов профессионального образования позволил выделить в содержании их подготовки необходимость существенных изменений, обусловленных информатизацией образования. Например, в части реализации обобщенной трудовой функции «Преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации» предполагается наличие умения «использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и об-
разовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы» [11].
При дальнейшем анализе представленных в профессиональном стандарте педагога трудовых функций по различным уровням квалификации мы убеждаемся в том, что реализация большинства трудовых функций и трудовых действий требует от педагогов профессионального образования знаний и умений по использованию современных информационных технологий.
Однако при сравнении нормативной документации, а именно профессионального стандарта и ФГОС по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» (т.е. подготовки педагогов профессионального образования), было выявлено, что эти два документа по-разному предъявляют требования к содержанию и уровню подготовки педагогов в части использования современных информационных и коммуникационных технологий в образовании [6]. Компетенции, представленные в ФГОС, недостаточно четко и полно отображают необходимую степень владения информационными и коммуникационными технологиями, применяемыми в профессиональном образовании.
Таким образом, можно констатировать, что к настоящему времени накоплено достаточно оснований для пересмотра содержания подготовки педагогов профессионального образования. Возрастает необходимость совершенствования содержания подготовки, прежде всего на уровне действующих ФГОС и учебных планов. При этом одним из наиболее актуальных вопросов является компетентность педагогов в области создания и использования электронной информационно-образовательной среды. Педагогическим работникам системы профессионального образования необходимо
владеть знаниями, умениями, компетенциями и, конечно, опытом деятельности по использованию современных ИКТ, работе с ЭОР, организации электронного обучения, использованию дистанционных образовательных технологий в целом для успешной реализации профессионально-педагогической деятельности в соответствии с современными требованиями.
Поиски концепций и моделей подготовки педагогов, образование и квалификация которых будут отвечать современным требованиям, в настоящее время ведутся сравнительно активно. Однако до сих пор нет достаточно сбалансированной полнокомпонентной модели развития системы профессионально-педагогического образования в соответствии с современными требованиями. Библиографический список:
1. Инновационное развитие профессионального туристского образования: коллект. монография / А.М. Новиков [и др.]. - М.: Логос, 2012. - 339 с.
2. Козленкова Е.Н. Становление и развитие теории структуры содержания профессионально-педагогического образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08; 13.00.01. - М., 2003. - 174 с.
3. Кубрушко П.Ф. Актуальные проблемы теории содержания профессионально-педагогического образования: автореф. дис. . докт. пед. наук: 13.00.08. - Екатеринбург, 2002. - 38 с.
4. Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И. Тенденции развития теории и практики профессионально-педагогического образования // Инженерная педагогика. - М.: МАДИ, 2015. С. 10-17.
5. Львов Л.В. Роль умений в достижении профессиональной компетентности будущих специалистов // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2004. - № 5 (29). С. 94-107.
6. Михайленко О.А. Учебно-методический портал вуза как высокотехнологичная дидактическая среда // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения
го со о
СО
го
Ю О
0
1 _0
го
о
о ф
-&
о с со о
го
ч
ф
со о
о
ф
о с
высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. - 2010. - № 4. С. 123-126.
7. Назарова Л.И. Проектирование содержания и методики обучения студентов инженерно-педагогических специальностей основам педагогической инноватики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2000. - 198 с.
8. Насс О.В. Теоретико-методические основания формирования компетентности преподавателей в области создания электронных образовательных ресурсов (на базе адаптивных инструментальных комплексов): авто-реф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.02. -М., 2013. - 43 с.
9. Неупокоева Е.Е., Чапаев Н.К. Компоненты педагогических условий образовательного процесса подготовки педагогов к использованию прикладного программного обеспечения // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - № 4. С. 104-112.
10. Новиков А.М. Постиндустриальное образование: монография. - М.: Эг-вес, 2008. - 136 с.
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». - Режим доступа: http://www. http://base.garant. ги/71202838/ (дата обращения: 20.02.2018).
12. Теория и практика профессионально-педагогического образования: коллективная монография / Г.М. Роман-цев [и др.]. - Екатеринбург: РГППУ, 2013. - Т. 3. - 309 с.
13. Шингарева М.В. Организация самостоятельной работы студентов вуза в условиях реализации ФГОС ВПО // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им.
B.П. Горячкина. - 2015. - № 4 (68).
C. 24-29.
Поступила 08.05.2018
ш
О с±
Об авторе:
Еприкян Диана Оганесовна, аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева» (Россия, г. Москва), [email protected]
Для цитирования: Еприкян Д.О. Проблемы подготовки педагогов профессионального образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. -Т. 10. - № 2. С. 28-33. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-2-28-33
References:
1. Novikov A.M., Zorin I.V., Seselkin A.I. et al. Innovative development of professional tourism education. - M.: Logos, 2012. - 339 p. [in Russian]
2. Kozlenkova E.N. Formation and development of the theory of structure of the maintenance of professional pedagogical education: Dis. ... Cand. Sci. (Education). - M., 2003. - 174 p. [in Russian]
3. Kubrushko P.F. Topical problems of the theory of the content of vocational pedagogical education. Author's transcript. Dis. ... Dr. Sci. (Education). - Ekaterinburg, 2002. - 37 p. [in Russian]
4. Kubrushko P.F., Nazarova L.I. Development trends of theory and practice of vocational teacher training. Ingenernaia pedagogika. - M.: Moscow State Automobile and Road Construction Institute. 2015. P. 10-17. [in Russian]
5. Lvov L.V. The role of skills in achieving the professional competence of future specialists // Obrazovanie i nauka. - 2004. - №. 5 (29). P. 94-107. [in Russian]
6. Mikhaylenko O.A. Education and methodological portal of the university as high-tech didactic environment // Vestnik Federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya vysshego professionalnogo obrazovaniya Moskovskii gosudarstvennyi agroinzhenernyi universitet im. V.P. Goryachkina. - 2010. - № 4. P. 123-126. [in Russian]
7. Nazarova L.I. Designing the content and methodology of teaching students of engineering-pedagogical specialties the basics of pedagogical innovation: Dis. . Cand. Sci. (Education). - M., 2000. - 198 p. [in Russian]
8. Nass O.V. Theoretical and methodological bases of formation of the competence of teachers in the field of creation of electronic educational resources (based on adaptive tools complexes): Author's transcript. Dis. ... Dr. Sci. (Education). - M., 2013. - 43 p. [in Russian]
9. Neupokoeva E.E., Chapaev N.K. Components of pedagogical conditions of teachers' training for using practical software in educational process // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 9. - № 4. P. 104-112. [in Russian]
10. Novikov A.M. Postindustrial education. - M.: Egves, 2008. - 136 p. [in Russian]
11. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of September 8, 2015 № 608n «On the approval of the professional standard «Teacher of vocational training, vocational education and additional vocational education» [Electronic resource]. Available at: http://www. http:// base.garant.ru/71202838/ (accessed 20.02.2018). [in Russian]
12. Vocational teacher education theory and practice. Volume 3 / G.M. Romantsev et al. -Ekaterinburg: RGPPU, 2013. - 309 p. [in Russian]
13. Shingareva M.V. The organization of independent work of a university student in the context of the implementation of the GEF HPE // Vestnik Federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya vysshego professionalnogo obrazovaniya Moskovskii gosudarstvennyi agroinzhenernyi universitet im. V.P. Goryachkina. - 2015. - № 4(68). io P. 24-29. [in Russian]
Eprikyan Diana Oganesovna, Postgraduate Student, Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education, Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy (Moscow, Russia), [email protected]
About the author: 5
о о
<u -&
о ü с m о
го
For citation: Eprikyan D.O. Problems of training teachers of vocational education // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. - No. 2. P. 28-33. ^ DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-2-28-33
m
о
4
о
ф
о ü IZ