Научная статья на тему 'Проблемы подготовки научных кадров высшей квалификации в аспирантуре НАН Беларуси'

Проблемы подготовки научных кадров высшей квалификации в аспирантуре НАН Беларуси Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка научных кадров высшей квалификации / эффективность аспирантуры / кадровая политика / научная деятельность / отрасли науки / researcher training of the top skills / efficiency of postgraduate study / personnel policy / scientific activity / branches of science

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. И. Артюхин, Э. М. Щурок

В данной статье представлена динамика подготовки кадров высшей квалификации в аспирантурах научных организаций Национальной академии наук Беларуси за период 2004–2014 гг. Рассмотрены основные проблемы подготовки кадров высшей квалификации в различных отраслях науки. Данные проведенного анализа могут быть использованы для принятия мер, направленных на повышение эффективности деятельности аспирантуры в НАН Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF RESEARCHER TRAINING OF THE TOP SKILLS IN POSTGRADUATE STUDY OF NAS OF BELARUS

In this article dynamics of researcher training of scientific of the highly qualified personell in postgraduate study of the scientific organizations of the National Academy of Sciences of Belarus during 2004–2014 are presented. The main problems of researcher training of the top skills in various branches of science are considered. Data of the conducted analysis can be used for taking measures, which are directed on increase of efficiency of activity of postgraduate study in NAS of Belarus

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки научных кадров высшей квалификации в аспирантуре НАН Беларуси»

УДК 316.334.2(476)

М. И. АРТЮХИН,

кандидат философских наук, доцент, Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск

Э. М. ЩУРОК,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫх КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В АСПИРАНТУРЕ НАН БЕЛАРУСИ

В данной статье представлена динамика подготовки кадров высшей квалификации в аспирантурах научных организаций Национальной академии наук Беларуси за период 2004-2014 гг. Рассмотрены основные проблемы подготовки кадров высшей квалификации в различных отраслях науки. Данные проведенного анализа могут быть использованы для принятия мер, направленных на повышение эффективности деятельности аспирантуры в НАН Беларуси.

Ключевые слова: подготовка научных кадров высшей квалификации, эффективность аспирантуры, кадровая политика, научная деятельность, отрасли науки.

Для Беларуси инновационное развитие науки приобретает стратегическое значение, так как возможности современного экономического роста определяются степенью развития научного потенциала страны и ее человеческого капитала. Национальная академия наук Беларуси является главной научной организацией страны, концентрирующей в себе огромный научно-технический потенциал, направленный на решение наиболее важных общенациональных задач в рамках государственных приоритетов научно-технической и научной деятельности. Главой государства поставлена задача совершенствования организационной и научной структуры Национальной академии наук путем ее трансформации в мощную научно-производственную корпорацию, выполняющую весь спектр работ, - от фундаментальных и прикладных исследований до опытного и серийного производства наукоемкой продукции. Для повышения конкурентоспособности академической науки необходимо обеспечить формирование новой генерации исследователей и специалистов, обладающих набором профессиональных компетенций, соответствующих мировому уровню. Необходимо также осуществить концентрацию интеллектуального потенциала на прорывных научных исследованиях и разработках, обеспечивающих устойчивое развитие экономики Республики Беларусь и реализацию ее национальных интересов.

За последние десятилетия наблюдалось сокращение интеллектуальной базы воспроизводства научных кадров, а также нарастание разрыва между разными поколениями исследователей, возникла реальная опасность утраты

преемственности в науке и лидирующего положения отечественных научных школ в мировой науке. Наиболее неблагоприятная «демографическая» ситуация сложилась в тех секторах, которые принесли мировое признание академической науке, - естественнонаучных и технических отраслях научного знания. В этих условиях вопрос подготовки нового поколения научных кадров высшей квалификации становится наиболее актуальной проблемой кадровой политики в НАН Беларуси.

В настоящее время в Беларуси разработана и реализуется программа совершенствования научной сферы, в рамках которой предусматривается принятие комплекса мер по оптимизации структуры научных кадров и системы их подготовки с учетом реализации приоритетов инновационного развития национальной экономики. Создание конкурентоспособной, основанной на интеллекте и знаниях экономики требует существенного изменения системы подготовки научных кадров.

Анализ деятельности организаций, осуществляющих подготовку кадров высшей квалификации в НАН Беларуси, показывает существенные проблемы в системе подготовки высококвалифицированных научных кадров.

Одной из острых проблем развития аспирантуры НАН Беларуси последнего десятилетия явилось уменьшение численности аспирантов, свидетельствующее о снижении привлекательности аспирантуры среди талантливых молодых ученых и студентов. Так, за период 2004-2014 гг. численность аспирантов в научных организациях НАН Беларуси уменьшилась с 816 до 522 человек, или на 36,0 %. Соответственно уменьшился и прием в аспирантуру - с 206 человек в 2004 г. до 145 человек в 2014 г.

Особо следует отметить, что за период 2004-2014 гг. значительно сократилась численность аспирантов по таким приоритетным научным направлениям и областям науки, как естественные и физико-технические науки. Например, если в 2004 г. численность аспирантов научных организаций Отделения физики, математики и информатики составляла 111 человек, то в 2014 г. - всего 35 человек, включая соискателей. Аналогичная картина наблюдается в научных организациях Отделения биологических наук. Так, если в 2004 г. численность аспирантов в научных организациях этого отделения наук составляла 108 человек, то в 2014 г. - 65 человек, включая соискателей. В Отделении гуманитарных наук и искусств численность аспирантов за этот же период уменьшилась на 40,4 % и составила в 2014 г. 124 человека. Значительное уменьшение численности аспирантов наблюдается и в других отделениях наук (табл. 1).

Имеющиеся недостатки в деятельности академической аспирантуры отчетливо прослеживаются, если сравнить динамику изменений по такому показателю, как соотношение численности исследователей и аспирантов за период 2004-2014 гг. (табл. 2).

Данные табл. 2 показывают, что в 2004 г. в целом по НАН Беларуси соотношение численности аспирантов и исследователей составило 1:6,9, что являлось тогда оптимальным показателем. Наиболее оптимальный показатель был

Таблица 1. Динамика численности аспирантов НАН Беларуси за период 2004-2014 гг.

Отделения наук Численность аспирантов, человек Изменение численности в 2014 г. по сравнению с 2004 г.

2004 г. 2014 г* человек %

Отделение физики, математики и информатики 111 35 -76 -68,5

Отделение физико-технических наук 96 86 -10 -10,4

Отделение химии и наук о Земле 41 43 2 4,9

Отделение биологических наук 108 65 -43 -39,8

Отделение медицинских наук 22 13 -9 -40,9

Отделение гуманитарных наук и искусств 208 124 -84 -40,4

Отделение аграрных наук 230 155 -75 -32,6

Всего по НАН Беларуси 816 522 -294 -36,0

* Численность аспирантов, включая соискателей.

Таблица 2. Соотношение численности исследователей и аспирантов в НАН Беларуси

в 2004 и 2014 гг.

Отделения наук Исследователи, человек Аспиранты, человек Соотношение численности аспирантов и исследователей

2004 г. 2014 г. 2004 г. 2014 г* 2004 г. 2014 г.

Отделение физики, математики и информатики 903 721 111 35 1:8,1 1:20,6

Отделение физико-технических наук 1207 1576 96 86 1:12,6 1:18,3

Отделение химии и наук о Земле 607 599 41 43 1:14,8 1:13,9

Отделение биологических наук 823 607 108 65 1:7,6 1:9,3

Отделение медицинских наук 171 156 22 13 1:7,8 1:12,0

Отделение гуманитарных наук и искусств 479 487 208 124 1:2,3 1:3,9

Отделение аграрных наук 1476 1305 230 155 1:6,4 1:8,4

Всего по НАН Беларуси 5666 5451 816 522 1:6,9 1:10,4

* Численность аспирантов, включая соискателей.

достигнут в Отделении гуманитарных наук и искусств - 1:2,3. В Отделении аграрных наук соотношение составило 1:6,4; в Отделении физики, математики и информатики - 1:8,1; в Отделении биологических наук - 1:7,6.

Однако за последнее десятилетие соотношение численности исследователей и аспирантов по отделениям наук, как и в целом по Академии, изменилось кардинально. Так, в Отделении физики, математики и информатики этот показатель в 2014 г. составил 1:20,6, а в Отделении физико-технических наук -1:18,3. Все это явилось следствием резкого уменьшения численности аспирантов в научных организациях этих отделений наук.

Основные показатели эффективности деятельности аспирантуры в НАН Беларуси за период 2004-2014 гг. представлены в табл. 3.

Таблица 3. Основные показатели деятельности аспирантуры НАН Беларуси

за период 2004-2014 гг.

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г* 2013 г* 2014 г*

Численность аспирантов, человек 816 740 685 638 562 537 599 607 690 586 522

Принято, человек 206 221 242 192 160 192 227 193 141 156 145

Выпущено, человек, в том числе 225 209 209 156 155 183 138 144 150 185 176

с защитой диссертации, человек 4 5 6 2 2 5 2 5 3 13 10

% от числа выпуска 1,8 2,4 2,9 1,3 1,3 2,7 1,4 3,5 2,0 7,0 5,7

с предварительной экспертизой диссертации, человек 50 48 19 17 20 39 17 22 14 26 9

% от числа выпуска 22,2 23,0 9,1 10,9 13,0 21,3 12,3 15,3 9,3 14,1 5,1

* Численность аспирантов, включая соискателей.

Как видно из данных табл. 3, по сравнению с 2004 г. в 2014 г. такой показатель эффективности деятельности аспирантуры, как выпуск из аспирантуры с защитой диссертации, имеет положительную тенденцию. Если в 2004 г. с защитой диссертации закончили аспирантуру 4 человека (1,8 %), то в 2014 г. -10 человек (5,7 %). Однако другой показатель результативности аспирантуры - выпуск аспирантов с проведением предварительной экспертизы диссертации не имеет такой положительной тенденции: 22,2 % в 2004 г. и всего лишь 5,1 % в 2014 г.

Эффективность деятельности аспирантур научных организаций НАН Беларуси в разрезе отделений наук по таким показателям, как защита диссертаций в срок обучения и выпуск аспирантов с предварительной экспертизой диссертации в 2014 г. представлена в табл. 4.

Как видим, на первом месте по эффективности аспирантуры по показателю «выпуск с защитой диссертации» находятся Отделение биологических наук (выпуск 21 человек, из них 2 с защитой диссертации - 9,5 %) и Отделение физики, математики и информатики (выпуск 22 человека, из них 2 человека с защитой диссертации - 9,1 %). Значительно хуже с эффективностью аспирантуры обстоят дела в научных организациях в Отделении аграрных наук -из 51 выпускника только 3 человека (или 5,9 %) закончили аспирантуру с защитой диссертации.

Таблица 4. Эффективность деятельности аспирантур научных организаций НАН Беларуси по показателю защит диссертаций в срок обучения и с предварительной экспертизой диссертации в 2014 г. в разрезе отделений наук

Численность аспирантов-выпускников, включая соискателей

Отделения наук всего из них с предварительной экспертизой диссертации в том числе с защитой диссертации

человек человек % человек %

Отделение физики, математики и информатики 22 6 27,3 2 9,1

Отделение физико-технических наук 31 1 3,2 3 9,7

Отделение химии и наук о Земле 11 0 - 0 -

Отделение биологических наук 21 0 - 2 9,5

Отделение медицинских наук 3 0 - 0 -

Отделение гуманитарных наук и искусств 37 2 5,4 0 -

Отделение аграрных наук 51 0 - 3 5,9

Всего по НАН Беларуси 176 9 5,1 10 5,7

Результативность аспирантуры является проблемной и в научных организациях Отделения гуманитарных наук и искусств, где из 37 аспирантов-выпускников не было выпускников с защитой диссертации. Еще хуже обстоят дела в Отделении химии и наук о Земле, где в 2014 г. нет лиц, закончивших обучение в аспирантуре с предварительной экспертизой диссертации или с защитой диссертации в срок обучения.

Сложившаяся в НАН Беларуси ситуация с подготовкой научных кадров высшей квалификации показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по привлечению талантливой молодежи в науку является недостаточным и не оказывает решающего влияния на позитивное решение кадровых проблем в научной сфере. Для решения указанных проблем нужна реализация комплекса мер, направленных на формирование оптимальной возрастной, квалификационной и отраслевой структуры кадрового потенциала научной сферы. И здесь большую роль должна сыграть академическая магистратура, которая открыта в системе НАН Беларуси в 2007 г. Именно магистратура постепенно становится основным механизмом приобщения перспективных выпускников вузов к науке и основным источником пополнения высококвалифицированных кадров в системе научно-исследовательских учреждений Академии. Это особенно важно для аспирантов в области физики, математики и физико-технических наук. У магистрантов, поступивших в аспирантуру, появляется возможность увеличить срок аспирантуры до четырех лет, повысить уровень научных исследований на всех этапах подготовки диссертационной работы.

Следует также отметить, что многие причины сложившейся ситуации в академической аспирантуре выходят за рамки собственно научно-образо-

вательной сферы. Среди внешних факторов, определяющих положение дел в академической аспирантуре, следует выделить низкую престижность профессии исследователя среди талантливой студенческой молодежи. Главной причиной падения престижности научной деятельности у молодежи является недостаточный по мировым меркам уровень оплаты труда ученых, а также низкий уровень социальной защищенности научных работников. В результате белорусская наука теряет конкурентоспособность на республиканском рынке интеллектуального труда в сравнении с другими сферами деятельности, что может в перспективе нарушить систему воспроизводства научных кадров, создать реальную угрозу утраты преемственности между поколениями белорусских ученых и привести к разрушению национальных научных школ.

M. I. ARTJUKHIN, е. M. SHCHURoK

PROBLEMS OF RESEARCHER TRAINING OF THE TOP SKILLS IN POSTGRADUATE

STUDY OF NAS OF BELARUS

Summary

In this article dynamics of researcher training of scientific of the highly qualified personell in postgraduate study of the scientific organizations of the National Academy of Sciences of Belarus during 2004-2014 are presented. The main problems of researcher training of the top skills in various branches of science are considered. Data of the conducted analysis can be used for taking measures, which are directed on increase of efficiency of activity of postgraduate study in NAS of Belarus.

Keywords: researcher training of the top skills, efficiency of postgraduate study, personnel policy, scientific activity, branches of science.

Поступила 06.11.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.