Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ СФЕРЫ ИКТ'

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ СФЕРЫ ИКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИКТ / ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ИКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болдырева Наталья Викторовна, Люкомас Александр Александрович

В данной статье рассмотрены вопросы подготовки будущих специалистов в сфере ИКТ, а также выделены проблемы, с которыми сталкиваются специалисты, при подготовке кадров. Также дана характеристика выпускникам образовательных учреждений 2010-2015 гг. выпуска, искавшие работу после окончания образовательной организации по продолжительности поиска работы и группам специальностей. Представлена динамика спроса на специалистов ИТ-области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Болдырева Наталья Викторовна, Люкомас Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ СФЕРЫ ИКТ»

Творческое и волевое действие, на основе знаний функционирования законов системы управления и анализа информации, вот, что следует понимать под управленческим решением. Держать «руку на пульсе» в настоящий момент времени, правильно выбирать цели, программы и способы по деятельности подчиненных по решению проблем.

Итак, подводя итоги, можно сделать вывод о том, что психологическая подготовка имеет особое место в управленческой деятельности. Изучению психологии и применению этих знаний на практике следует уделить особое внимание при обучении, переподготовке или повышении квалификации менеджеров любого уровня во всех сферах деятельности.

Список литературы

1. Клейнман П. Психология. Люди, концепции, эксперименты. — М.: Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2016. — 272 с.

2. Лебон Г. Психология народов и масс. — М.: АСТ, 2017. — 384 с.

3. Пелевин В. Бэтман Аполло. — М.: Эксмо, 2014. — 512 с.

4. Журнал «HR-директор» [Электронный ресурс]. URL: https://rn.hr-director.ru/ article/63767-red-qqq-15-m5-obekt-i-predmet-psihologii-upravleniya (дата обращения 10.02.2018).

5. [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/3850392/ (дата обращения 10.02.2018).

6. Управленческие решения, процесс их подготовки, методы разработки [Электронный ресурс]. URL: http://bmanager.ru/articles/upravlencheskie-resheniya-process-ix-podgotovki-metody-razrabotki.html (дата обращения 10.02.2018)

7. Классические стили руководства: авторитарный демократический, попустительский [Электронный ресурс]. URL: https://textbooks.studio/menedjment-upravlenie-personalom/ klassicheskie-stili-rukovodstva-avtoritarnyiy-26832.html (дата обращения 10.02.2018).

УДК 378, 37.08

Наталья Викторовна Болдырева,

канд. эконом. наук, доцент кафедры Менеджмента, НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Россия, г. Москва

e-mail: kaf_e-pi@mail.ru

Александр Александрович Люкомас,

студент 2 курса, факультета управления и экономики, направление «Бизнес информатика», НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Россия, г. Москва

e-mail: appelez85@gmail.com

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДЛЯ СФЕРЫ ИКТ

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы подготовки будущих специалистов в сфере ИКТ, а также выделены проблемы, с которыми сталкиваются специалисты, при подготовке кадров. Также дана характеристика выпускникам образовательных учреждений 2010-2015 гг. выпуска, искавшие работу после окончания образовательной организации по продолжительности поиска работы и группам специальностей. Представлена динамика спроса на специалистов ИТ-области.

Ключевыеслова: ИКТ, кадровое обеспечение ИКТ, проблемы подготовки кадров для ИКТ.

Изменения, которые сегодня протекают в технологиях и условиях хозяйствования, выдвигают все новые требования к функциям, задачам и квалификации специалистов по информационно-коммуникационным технологиям. Предприятия, осуществляющие свою работу в условиях стремительно развивающейся экономики, ощущают острую необходимость в высоко профессиональных специалистах в области информационных систем, способных не только проектировать и разрабатывать эти системы, но и управлять их инфраструктурой.

Формирование высококомпетентного ИТ-персонала является сегодня одним из ключевых факторов технологической конкурентоспособности, где так же необходимо лучшее понимание потребностей хозяйствующих субъектов в качественных составляющих человеческих ресурсов данного сектора деятельности.

В современной России потребность в квалифицированном линейном ИТ-персонале постоянно вырастает. Это прежде всего связано с тем, что:

1) рынок дает все больше высокотехнологичных решений, дающих возможность автоматизировать многие бизнес-процессы в компаниях,

2) вузы и колледжи часто не способны по ряду объективных причин подготовить специалистов с необходимым уровнем знаний, умений и навыков.

В связи с тем, что в условиях современной экономики грамотное использование возможностей ИТ-технологий — один из важнейших факторов успешности предприятий, остро актуальными считаются вопросы подъема конкурентоспособности хозяйствующих субъектов через формирование ИТ-компетентности управленческого персонала, способного, в свою очередь, повысить эффективность работы организации.

Особую актуальность приобретает решение проблемы управления ИТ-компетенциями специалистов, начиная с этапа разработки компетенций, т.е. описания, формирования модели, уровней, стандартизации, способов и методов оценки, развития компетенций, необходимых для планирования численности ИТ-персонала, подбора и обучения. В данный момент времени, для большинства хозяйствующих субъектов имеется практическая потребность в получении знаний и навыков формирования моделей ИТ-компетенций, разработке уровней компетенций, выработке внутрикорпоративных стандартов — профилей компетенций.

С развитием информационного общества особую значимость приобретает тот факт, что лидерство стран на мировой арене в настоящее время основывается во многом на их технологическом и научно-техническом новаторстве. С одной стороны, ИКТ имеет огромное распространение во многих отраслях отечественной экономики (таблица 1). Но, с другой стороны, дефицит квалифицированных кадров, проблемы качественной подготовки молодых специалистов ИТ-сферы, недостаточный профессионализм — все это проблемы современного отечественного рынка ИТ.

Таблица 1

Использование ИКТ по отраслям экономики, в %

Показатель ПК Другие ЭВМ ЛВС E-mail Интернет

Всего по отраслям 94,1 19,7 71,3 83,1 84,8

Госуправление 98,3 17,7 71,0 86,9 87,6

Высшее образование 98,8 36,5 92,9 95,9 97,6

Здравоохранение и социальные услуги 97,9 16,3 83,7 92,8 94,4

Основное противоречие современного образования — противоречие между быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения индивидом.

В связи с этим в образовательном процессе основной задачей становится обеспечение формирования компетентности в области ИКТ, развитие мотивации к самостоятельному поиску, обработке и восприятию этой информации. Так, на настоящий момент ИКТ в значительной мере определяют структуру педагогической системы [2]:

— типы образовательных моделей,

— дидактические средства,

— организационные формы учебно-познавательной деятельности.

Создание системы подготовки кадров новой формации, обладающих наряду с высокой профессиональной подготовкой в предметной области специфическими знаниями в области информационных технологий, является сегодня основой информатизации сферы образования.

Важнейшей проблемой ИТ-области является уровень подготовки молодых специалистов. В России образование студентов базируется на федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), разработанных для каждой специальности, и включающих в себя требования, обязательные при реализации программ высшего образования — как по группам компетенций (общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные), так и по области и объектам будущей профессиональной деятельности выпускников. Но ФГОС для ИТ в настоящее время не поспевает за все ускоряющимся темпом современной жизни и темпом развития общества. В связи с этим противоречия между современными потребностями экономики и подготовкой ИТ-специалистов в нашей стране сегодня очевидны. Так, для качественной и эффективной подготовки ИТ-специалистов необходимо актуальное лицензионное программное обеспечение, которое, во-первых, очень дорого стоит, а во-вторых, в связи с санкциями и сложностями политической обстановки в мире, а также законотворческими новациями Госдумы в области ИТ, зачастую недоступно для отработки практических навыков и умений молодых специалистов в этой области.

Кроме того, ФГОС обычно содержит лишь общие требования к уровню подготовки специалистов, и не ориентирован на конкретную специальность, он лишь очерчивает область знаний, в которой должен быть впоследствии компетентен выпускник. Но современные работодатели желают получить «все и сразу» — то есть реальному сектору экономики требуются специалисты, способные моментально адаптироваться к реальным условиям и профессионально на высоком уровне выполнять свои должностные обязанности. С другой стороны, отечественные работодатели преимущественно позиционируют себя как потребители и заказчики квалифицированных кадров, но не считают себя участниками образовательного процесса.

Сегодня крайне значительным механизмом сотрудничества с работодателями представляется их прямое участие в учебном процессе. Имеющийся внастоящий момент времени дефицит кадров преподавателей профессиональных ИКТ-дисциплин актуализирует вовлечение в учебный процесс представителей работодателей. То есть, некоторые темы из профессиональных модулей читаются непосредственно специалистами-практиками и непосредственно на базе предприятия. Также, крайне важным также представляется активное поддержание работодателями итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций [4], которое может принимать такие разнообразные формы, как участие в защите дипломных проектов, экзаменах, рецензировании дипломных работ, разработке программы аттестации и другие. Еще одним проблемным аспектом в подготовке кадров ИТ является своевременная актуализация изучаемых вопросов. Обучение практическим навыкам, особенно важным для специалистов сферы ИКТ, осуществляется посредством выполнения заданий на производственной практике. Но программа практики не предусматривает рассмотрения актуальных вопросов, поскольку практическая деятельность не всегда поспевает за развитием, а в случае нашей страны в области ИКТ-технологий она отстает на годы [3]. При этом, несмотря на то, что в области ИТ-технологий практически нет безработицы (табл. 2), в ИКТ постоянно существует «кадровый голод».

Сегодня многие руководите различных компаний, как крупных, так и мелких, разрабатывают карты компетенций ИТ-специалистов.

При построении моделей компетенций ИТ-специалистов, как правило, учитывается специфика содержания труда данной категории работников. Выделяют три основные группы профессионального инструментария ИТ-специалистов (рис. 1).

н

о 2 «о

£

ос

ю о

Таблица 2

Выпускники образовательных организаций 2010—2015 гг. выпуска, искавшие работу после окончания образовательной организации по продолжительности поиска работы и группам специальностей

Показатель Всего выпускников, искавших работу В том числе

Трудоустроились Из них в течение Не трудоустроились

Менее 1 мес. От 1 До 3 мес. ОтЗ До 6 мес. От 6 До 9 мес. От 9 До 12 мес. От 1 года до 3 лет От 3 лет и более

Численность выпускников, получивших высшее образование — всего 4285,8 3987,9 1350,9 610,4 933,0 429,2 142,8 411,1 110,5 297,9

Приборостроение и оптотехннка 24,3 24,3 11,3 2,9 5,0 2,7 0,7 1,3 0,4 -

Электронная техника, радиотехника и связь 54,6 52,0 21,1 6,8 13,1 5,5 2,1 3,4 - 2,6

Автоматика и управление 20,6 20,0 7,0 3,6 4,0 2,7 - 2,2 0,5 0,7

Информатика и вычислительная техника 198,0 189,4 74,6 24,7 53,5 15,7 6,4 13,3 1,3 8,6

0) 7s

0

1

о

л m О 7s S

m >

<

7s

03

и о н z 5

я

5 X о -. s

н

«<

£ 2 5 -о о

03

о-

X

в

5

03

5

fa

5

W >

£

5 S

Знание конкретных продуктов и технологий

Серверы Windows, администрирование БД Oracle, XML, .NET, Java, CRM-системы, проектирование web-систем и т.д.

Знания в области управления технологиями

Моделирование бизнес-требований к системам, интеграция технологий, управление портфелем технологий, управление проектами,архитектура

Навыки в области управления бизнесом

Консультирование, умение обосновывать проекты, финансовый анализ, оценка рисков, коммуникации, управление набором поставщиков, конкурентный анализ

Рис. 1. Группы профессионального инструментария ИТ-специалистов

со Ol

Для подробной оценки профессионального инструментария ИТ-специалистов при построении форматно-кластерной модели компетенций, как правило, рассматривают целый ряд различных компетенций, сопряженных с информационными технологиями, который в свою очередь разделены на три категории (рис. 2).

Разработка карт компетенций ИТ-специалистов крайне необходима и важна, потому как работодатели, зачастую формулируя четкие требования к профессиональным знаниям и умениям, не увязывают их с деловыми и личными характеристиками работников, характеристика которых либо вообще отсутствуют, либо никак не связаны с должностными обязанности, либо противоречат последним. Другими словами, работодатели часто не имеют ясного понимания того, что из себя должен представлять ИТ-специалист, способный стать эффективным сотрудником предприятия. Сегодня важно учитывать и тот факт, что кандидат, рассчитывающий на вакантную должность ИТ-специалиста, вполне может обладать знаниями, но не обладать характеристиками, которые требуются для эффективной деятельности в данной роли.

Технические компетенции

• Понимание существующих систем и технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Проектирование и разработка прикладных систем.

• Применение процедур, средств и методов.

• Интеграция систем;

• Проектирование технической архитектуры.

• Понимание новых технологий

Бизнес-компетенции

Понимание практики и подходов в области организации бизнеса. Понимание организационных структур бизнеса, вопросов корпоративной политики и культуры. Предпринимательское поведение.

Понимание и умение анализировать конкурентные ситуации. Управление проектами. Управление изменениями в области бизнеса, связанными с использованием прикладных ИТ-систем.

Планирование, приори-тизация и администрирование работ. Информирование, умение общаться и собирать информацию. Фокус на клиентах

Поведенческие компетенции

• Лидерские качества, умение вести за собой и внушать доверие.

• Креативное и инновационное мышление.

• Фокус на результатах.

• Стратегическое мышление.

• Умение давать наставления, делегировать полномочия и развивать персонал.

• Построение отношений в коллективе и командная работа.

• Влияние и убеждение.

• Умение вести переговоры.

• Разрешение конфликтов и проблем.

• Умение адаптироваться

Рис. 2. Категории компетенций ИТ-специалистов

Основополагающими компетенциями, обусловливающими продуктивность работника, часто выступают не профессиональные, а личностные характеристики, находящиеся во взаимосвязи с его мотивацией, убеждениями и психофизиологическими особенностями.

В качестве основополагающих принципов управления компетенциями ИТ-персонала организации в ИКТ-сфере рассматривают ряд положений, которые рассмотрим на рис. 3.

Высокие технологии и инновации, виртуализация и сверхскоростные перемены в культурной, социальной и экономической жизни общества приводят к структурным изменениям на рынке труда и занятости. Это влечет за собой как новые возможности, так и новые угрозы. С одной стороны, внедрение ИКТ-технологий приводит к снижению спроса на низкоквалифицированный труд, создавая в то же время новые потребности и новые виды работ. Но это совсем не значит, что ИКТ-технологии снижают спрос на низкооплачиваемый

труд. Когда со всех сторон «по умолчанию» между двумя этими терминами ставится знак равенства, то есть подразумевается, что с внедрением ИКТ-технологий уйдет низкоквалифицированный и низкооплачиваемый труд, а на его место придет «высококвалифицированный и высокооплачиваемый» — это, увы, далеко не так. Новые виды работ, возникающие при внедрении ИКТ-технологий, достаточно специфичны для нашего времени, но высокой оплаты они также не подразумевают. И, естественно, сокращенные при внедрении ИКТ-технологии работники далеко не всегда могут найти другой подходящий вид занятости [3]. Люди могут быть неспособны или не готовы менять квалификацию, переучиваться, кардинально менять жизнь. Отсюда возникают предпосылки вероятности угрозы массовой безработицы, социальных волнений и дальнейшего расслоения общества.

Рис. 3. Положения ИКТ-сферы по вопросам управления компетенциями

С другой стороны, как уже говорилось, образовательные стандарты не успевают за быстрым темпом изменений современной жизни. Так, для успешного внедрения и обеспечения разработанных стратегий по информатизации общества, по оценкам Минком-связи , государственный заказ на ИТ-специалистов с 2014 по 2016 г. вырос более чем на 70%, поднявшись с 25 тыс. до более чем 42,5 тыс. бюджетных мест в вузах [7]. В табл. 3 приведены данные по темпу прироста спроса на специалистов ИТ-области по данным HeadHunter с разбивкой поквартально за 2016-2017 гг. по сравнению с 2015 г. (принят за нулевой уровень).

Таблица 3

Темп прироста спроса на специалистов в ИТ-области

Показатель I кв. 2016 II кв. 2016 III кв. 2016 IV кв. 2016 I кв. 2017 II кв. 2017 III кв. 2017

Специалисты по машинному обучению 162 218 321 328 341 491 811

Специалисты по искусственному интеллекту 117 174 229 259 265 350 720

Специалисты по BigData 151 162 183 213 228 321 374

Как видно из табл. 4, спрос на специалистов ИТ-области за 2016-2017 гг. вырос в зависимости от специализации от 3,7 до 8,1 раза. При этом в общей сложности спрос на специалистов ИТ-области вырос почти в 20 раз по сравнению с 2015 годом.

Чванова Марина Сергеевна, проректор по образовательной политике и инновациям Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, доктор педагогических наук, профессор, считает, что 1Т-образование представляет собой катализатор системы образования. Динамика становления индустрии 1Т такова, что она предоставляет своего рода определенный импульс последующим направлениям развития ряда областей знаний, так или иначе находящиеся во взаимосвязи с образованием. Мы живем в век «плохо поставленных задач», а когда задачи плохо поставлены — сложно говорить об эффективности их решения и выборе его оптимального пути, что приводит к тому, что весьма проблематично избавить трудовые ресурсы от рутины и найти возможности для творчества и креатива [8].

Мария Сергеевна так же отмечает, что индустрия 1Т оказывать содействие, как минимум, структуризации «плохо поставленных задач», выделению той ее части, которая вполне может быть поручена компьютеру. Процедура структуризации — задача, которая ложится на плечи опытных специалистов высокого уровня, хорошо понимающих не только свою предметную область, но и возможности 1Т. Сегодня недостаток специалистов, обладающих способностью структурировать профессиональную задачу, — одна из глобальнейших и острых проблем, замедляющие внедрение и развитие 1Т, в том числе и в образовании [8].

Постановка задач — это весьма сложный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Чем качественнее и понятнее сформулирована задача, тем лучше и качественнее результирующий процесс обучения [8].

По оценке Марии Сергеевны, качество 1Т-образования в настоящее время зависит от постоянной динамики финансовых, технологических, методических, кадровых ресурсов, обеспечивающих образовательный процесс. Данная отрасль требует крупных финансовых затрат на преподавателей иного рода — как только мы начинаем экономить на специалистах, лучшие из них находят работу в другом сегменте рынка труда. В настоящее время система образования чрезмерно экономна по отношению к специалистам наукоемких специальностей и чрезмерно щедра к оплате труда преподавателей по подготовке юристов и экономистов, ведь они приносят прибыль с наименьшими затратами [8].

На сегодняшний день крайне важно обозначить разницу в понимании между такими понятиями как: стандарты подготовки по направлению (образовательные стандарты) и профессиональные стандарты. Чаще всего данные термины путают [8].

Попов Алексей Михайлович, директор Института информатики и телекоммуникаций Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решет-нёва, доктор физико-математических наук, профессор (г. Красноярск), полагает, что современные информационные технологии формируются до такой степени стремительно, что одной из основных проблем при подготовке 1Т-специалистов встает непременность укрепления надлежащего уровня оснащения учебного процесса и, в первую очередь, с технической точки зрения. В связи с этим потребность постоянного обновления технического оснащения — в условиях экономии средств — представляется наиболее актуальной проблемой. Тесное сотрудничество вузов и 1Т-компаний могло бы частично решить данные проблемы [8].

Сегодня крайне важно, чтобы работодатели принимали участие в жизни университета, сопровождали студента от первого курса до последнего, организовывали практические семинары, выезды непосредственно на площадки, где бы могли оттачивать свои навыки будущие специалисты, создавали лаборатории, проектные группы, проводили практики и стажировки [8].

Желательно, чтобы компании и организации делали заказы вузам на подготовку ИТ-специалистов непосредственно под профиль и специфику организации и совместно с вузом разрабатывали учебный план и определяли набор профессиональных дисциплин. В связи с этим важно, чтобы за каждым студентом закреплялся руководитель не только от вуза, но и от предприятия [8].

Также немаловажным является и тот факт, что будущие работодатели должны проводить независимую оценку профессиональных компетенций студентов, и в периодической корректировке содержания учебных дисциплин, и в предоставлении вузу для использова-

ния в учебном процессе современных программных продуктов, и в участии представителей бизнес-партнеров непосредственно в учебных занятиях [8].

Докучаев Илья Игоревич, проректор по связям с общественностью Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, доктор философских наук, профессор, считает, что ключевые проблемы в обеспечении качества 1Т-образования в России — слабая оснащенность соответствующими ресурсами значительной массы населения, особенно это затрагивает отдаленные регионы страны. Нехватка компьютеров, качественного доступа к Интернету — все это тормозит развитие современных образовательных технологий. Другой наиболее важной проблемой предстает отсутствие достаточной нормативной базы, которая сегодня позволила бы воплощать в жизнь новые информационные образовательные технологии. Основополагающий путь разрешения таких проблем — всеохватывающая программа развития информационных технологий, включая и их образовательный сегмент [8].

По мнению Шаммазова Айрата Мингазовича, ректора Уфимского государственного нефтяного технического университета, доктора технических наук, профессора, для того, чтобы гарантировать соответствие содержания и уровня преподавания 1Т-дисциплин требованиям сегодняшнего дня, требуется крайне серьезная, кропотливая повседневная работа по организации реального взаимодействия между потенциальными работодателями и вузами. Формы подобного взаимодействия способны быть самыми разными: организация производственной и преддипломной практики, разработка вариативных или дополнительных профессиональных образовательных программ в области современных информационных технологий, учитывающих сегодняшние и перспективные потребности производства и бизнес-сообщества, организация тематических порталов, чатов и форумов в сети Интернет, создание базовых кафедр на предприятиях и прочее [8].

Для решения проблем, связанных с качеством подготовки будущих ИТ-специалистов, необходимо реальное взаимодействие бизнеса и образования.

Для всех категорий специалистов, подготавливаемых в системе профессионального образования, имеющих доступ к информационным системам и использующих информационно-коммуникационные технологии, система обучения основам информационной безопасности и защиты информации в настоящее время только складывается [8].

Таким образом, недостаток количества будет восполняться за счет ухудшения качества, поскольку недостающие специалисты будут рекрутироваться из других специальностей. Это означает, что недостаток ИТ-специалистов будет восполняться за счет других специальностей [2].

Учет современных тенденций, стратегическое планирование и обеспечение не только внедрения ИКТ-технологий, но и решение проблем, возникающих при этом, могут в определенной мере сгладить болезненность преобразований, возникающих при трансформации экономики страны, и снизить негативное воздействие на рынок труда.

Список литературы

1. Вольпян Н.С. Европейские стандарты ИКТ-компетенций для улучшения, обеспечения икт-сектора кадрами // ИТ-Стандарт. — 2015. — № 2 (3). — С. 9-18.

2. Исаева О.В. К вопросу отбора персонала в условиях цифровизации экономики // Кадровый форум Черноземья сборник статей десятого юбилейного Кадрового форума Черноземья (шестое международное заседание). — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2017. — С. 45-48.

3. Монахов Д.Н. Модель подготовки кадров нового поколения в области ИКТ: Монография. — М.: Макс Пресс, 2014. — 168 с.

4. Дубинина М.Г. Анализ факторов, влияющих на динамику численности занятых в секторе ИКТ в России // Концепции. — 2016. — № 1 (35). — С. 47-55.

5. Васильева Е.В. Динамическая модель прогнозирования спроса на квалификацию // Вестник ГУУ. — 2014. — № 4. — С. 218-222.

6. Васильева Е.В. Воспроизводство кадров ИТ-отрасли. Сценарный анализ // Мир новой экономики. — 2016. — № 4. — С. 127-134.

7. Индикаторы информационного общества: 2015: статистический сборник / Г.И. Абд-рахманова, Л.М. Гохберг, М.А. Кевеш и др. — М.: НИУ ВШЭ, 2015. — 312 с.

8. Экспресс-форум: проблемы IT-образования «Аккредитация в образовании» [Электронный ресурс]. URL: http://www.akvobr.ru/ekspress_forum_it_obrazovanie. ЫтЦдатаобращения 27.02.2018).

УДК 349.23/24

Николай Григорьевич Гордеев,

студент 3 курса

НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Россия, г. Москва

Лилия Александровна Варакина,

ст. преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Россия, г. Москва

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация. На протяжении всей истории человечества люди постоянно перемещались от поселения к поселению, от города к городу, от государства к государству, и изменение территории проживания зачастую было связано с поиском новых, лучших условий жизни, возможности работать и зарабатывать больше. Мир стремительно развивается, но одно остается неизменным — человек стремится туда, где, по его мнению, ему будет лучше. А это значит, что вопрос миграции и, в том числе, трудовой — всегда будет актуален. Ключевые слова: трудовая миграция, мигрант, иностранные работники, незаконная трудовая деятельность.

Международная миграция рабочей силы составляет важную часть всемирных экономических отношений. Международная миграция рабочей силы — это межгосударственное перемещение трудовых ресурсов со сменой или без смены постоянного места жительства. Данный процесс включает в себя эмиграцию и иммиграцию. Возникает вопрос: в чем разница между данными понятиями и что их объединяет? Оба термина обозначают факт смены страны постоянного проживания, что является их общей чертой. Отличие же заключается в небольших нюансах, а именно: эмиграция означает выезд из страны, в которой гражданин проживает. Иммиграция означает въезд в страну, в которую гражданин въезжает. Иначе говоря, если, проживая на территории Российской Федерации, Вы переезжаете на постоянное место жительства во Францию, то в России Вы — эмигрант, а во Франции — иммигрант.

Какой бывает трудовая миграция? Собственно, она может быть двух видов: внутренняя — в пределах одного государства и международная, подразумевающая в свою очередь пересечение государственной границы. Международная организация труда подразделяет виды современной международной миграции на несколько типов:

— работающие по контракту. В контракте четко оговорен срок пребывания в стране, которая является принимающей. Чаще всего это могут быть сезонные рабочие, малоквалифицированные работники для подсобных работ;

— профессионалы. Данный тип отличает высокий уровень подготовки, наличие необходимого образования. Также учитывается практический опыт работы. Сюда можно отнести профессорско-преподавательский состав, а так же студентов;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.