Научная статья на тему 'Проблемы подготовки инженерно педагогических кадров «Двойного профиля»'

Проблемы подготовки инженерно педагогических кадров «Двойного профиля» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркуцкая С. Э.

Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, объективно выдвинули проблему качественной подготовки профессионально-педагогических кадров в число приоритетных. Необходимость решения этой проблемы детерминирует изменения в сложившейся системе профессионально-педагогического образования, актуализирует идеологию компетентностного подхода к становлению специалистов «двойного профиля», влечет эволюционные сдвиги в управлении их подготовкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Social and economic transformations occurring in a modern society, have objectively put forward a problem of qualitative preparation of is professional-pedagogical shots in number of the priority. Necessity of the decision of this problem determines changes in the developed system professionally-pedagogical education, staticizes ideology компетентностного the approach to formation of experts of "a double profile», attracts evolutionary shifts in management of their preparation.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки инженерно педагогических кадров «Двойного профиля»»

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ «ДВОЙНОГО ПРОФИЛЯ»

МАРКУЦКАЯ С.Э.

Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, объективно выдвинули проблему качественной подготовки профессиональнопедагогических кадров в число приоритетных. Необходимость решения этой проблемы детерминирует изменения в сложившейся системе профессионально-педагогического образования, актуализирует идеологию компетентностного подхода к становлению специалистов «двойного профиля», влечет эволюционные сдвиги в управлении их подготовкой.

В России сложилась разветвленная система подготовки педагогов для учреждений общего образования. На этом фоне явным провалом является подготовка инженерно-педагогических кадров для работы в ПТУ, техникумах, профессиональных колледжах. В России существует только два целевых института в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, готовящих инженерно-педагогические кадры для работы в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

В Москве инженерно-педагогические кадры для работы в отраслевых машиностроительных и строительных учреждениях начального и среднего профессионального образования готовятся в МАДИ, МИСИ, МГАУ им. В.П. Горячкина. Это не обеспечивает в полной мере подготовку квалифицированных инженерно-педагогических кадров для системы профессионального образования города по всем востребованным экономикой Москвы направлениям - легкая и пищевая промышленности, транспорт, радиотехника и связь, сервис и др.

По данным мониторинга, проведенного в апреле 2008 года лабораторией инженернопедагогического образования НИИРПО: 39 % мастеров производственного обучения ГОУ СПО Москвы обладают высшим профессиональным отраслевым образованием, 60 % до работы в должностях преподавателя и мастера имели опыт работы на инженерных, технологических или рабочих должностях, 50 % преподавателей специальных дисциплин и 36 % мастеров производственного обучения находятся в предпенсионном и пенсионном возрасте. Таким образом, образовательный уровень 61 % мастеров производственного обучения и уровень отраслевой практической подготовки 40 % мастеров не соответствует современным требованиям и задачам, стоящим перед системой среднего профессионального образования города Москвы - подготовки рабочих и специалистов высшей квалификации.

78 % (около 1500 человек) инженерно-педагогических работников указали, что нуждаются в повышении квалификации. Преподаватели специальных дисциплин и мастера производственного обучения профессиональных колледжей Москвы испытывают недостаток в новейших знаниях в области специальных дисциплин по профилю колледжа (23 %), в практических навыках работы на современном технологическом оборудовании (21 %), знаниях в области психологии (11 %).

The Social and economic transformations occurring in a modern society, have objectively put forward a problem of qualitative preparation of is professional-pedagogical shots in number of the priority. Necessity of the decision of this problem determines changes in the developed system professionally-pedagogical education, staticizes ideology KOMneTeHTHOcmoro the approach to formation of experts of "a double profile», attracts evolutionary shifts in management of their preparation.

4 декабря 2007 года приказом Правительства Москвы №1036-ПП была утверждена Городская целевая программа развития начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2008-2010 годы «Рабочие кадры». Программа предусматривает разработку предложений по организации специализированного высшего учебного заведения для подготовки инженерно-педагогических кадров, а также разработку и апробацию концепции подготовки кадров «двойного профиля», осуществляющих функции преподавателя спецдисци-плин и мастера производственного обучения на базе ГОУ СПО.

Решением названных задач с июля 2007 года занимается наша лаборатория. Нами разработана и представлена в Департамент образования Москвы «Концепция, положения об отраслевых подразделениях Московской городской инженерно-педагогической академии».

Цель создания специализированного вуза - устойчивое и достаточное обеспечение инженерно-педагогическими кадрами учреждений среднего профессионального образования Москвы, их переподготовка и повышение квалификации.

Главная задача - подготовка «педагогов профессионального обучения» (высшее профессиональное образование), совмещающих компетенции преподавателя специальных дисциплин и мастера производственного обучения (педагог «двойного профиля»), экономистов и менеджеров в области профессионального образования, профессиональная переподготовка и повышение квалификации инженерно-педагогических кадров.

Обучение в специализированном вузе нацелено на удовлетворение потребности учреждений среднего профессионального образования Москвы в квалифицированных специалистах с высшим инженерно-педагогическим образованием (специальность 030500 «Профессиональное обучение», бакалавриат) для работы на должностях «преподаватель специальных дисциплин» и «мастер производственного обучения». Выпускник вуза будет обладать педагогическими и инженерными профессиональными знаниями (в соответствии с требованиями ГОС ВПО), рабочей квалификацией (не ниже 4 рабочего разряда) по профилю обучения, профессиональной мобильностью, способностью к самообразованию и инновациям в сфере профессионального образования, науки и производства города Москвы.

Новизна концепции - реализация производственной и педагогической практик студентов специализированного инженерно-педагогического вуза на базе Центров отраслевой подготовки колледжей. Сами центры будут входить в состав выпускающих кафедр вуза.

Цели создания Центра отраслевой подготовки на базе профессионального колледжа заключаются в:

- создании современной материальной базы и концентрации дефицитных высокостоимостных ресурсов для отраслевой подготовки кадров «двойного профиля» и квалифицированных рабочих кадров;

- расширении возможностей колледжа по предоставлению образовательных услуг. Инновационные функции Центра отраслевой подготовки состоят в:

- реализации профессионального обучения, повышении отраслевой квалификации, переквалификации, переподготовке, стажировке различных возрастных групп граждан по профессиям отрасли: инженерно-педагогической подготовке кадров «двойного профиля», профессиональной подготовке взрослого населения, профессиональной ориентации, про-

фессиональном консультировании, обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья и т.п.;

- разработке модульных учебных программ, учебно-методического, программного, тестового обеспечения, в том числе развитии новых педагогических, информационных технологий профессионального обучения;

- создании и экспертизе новых учебных тренажеров, лабораторного оборудования, технических средств обучения, инструментов и приборов;

- координации деятельности работодателей по диагностике их потребностей в рабочей силе, проведении рейтинговой и консалтинговой деятельности, определении количественных объемов подготовки и разработке конкурсной процедуры на реализацию заказа на подготовку квалифицированной рабочей силы.

Практическая подготовка и переподготовка, повышение квалификации инженернопедагогических кадров «двойного профиля» планируется организовать в Центрах отраслевой подготовки ГОУ СПО по различным образовательным траекториям в зависимости от базового образования обучающихся: 1. для преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения с базовым средним профессиональным образованием, 2. для преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения с базовым высшим отраслевым профессиональным образованием, 3. для преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения с базовым высшим педагогическим образованием.

Практическая отраслевая подготовка «двойного педагога» в Центрах отраслевой подготовки для разных категорий обучающихся предполагает два уровня сложности: базовый и инновационный. Базовый блок изучают слушатели, имеющие непрофильное (педагогическое) образование. Он включает в себя основные компетенции преподавателя специальных дисциплин и мастера производственного обучения. Инновационный блок предназначен для специалистов со средним и высшим профессиональным отраслевым образованием. Он предполагает изучение последних достижений в области производства (по отраслям). Преимуществом модели Центра отраслевой подготовки является возможность выработки у обучающихся отраслевых компетенций, получение которых помогает педагогу «двойного профиля» адаптироваться к профессиональной деятельности на современном уровне развития производственных и педагогических технологий.

Модель Центра отраслевой подготовки кадров «двойного профиля» на базе профессионального колледжа

Следует отметить, что модель практического обучения педагогов «двойного профиля» в Центре отраслевой подготовки является гибкой и позволяет учитывать особенности подготовки по различным профессиям и специальностям, конкретные условия колледжа и психологопедагогические особенности обучающихся, потребности городского хозяйства.

Мониторинг выпускников и педагогических коллективов ГОУ СПО Москвы, данные УМЦ ДОМ, программа «Рабочие кадры» позволили выявить направления подготовки (выпускающие кафедры вуза с Центрами отраслевой подготовки на базе ГОУ СПО), актуальные для экономики Москвы и провести предварительные расчеты объема подготовки педагогов «двойного профиля» (не менее 150 человек на очное отделение).

Считаем целесообразным создать в специализированном вузе выпускающие кафедры специальностей машиностроения и металлообработки, специальностей потребительского рынка и сферы услуг, специальностей архитектуры и строительства, специальностей малого бизнеса и предпринимательства для обучения по стандартам ГОС ВПО: 030500. 08 - машиностроение и технологическое оборудование, 030500. 12 - производство продовольственных продуктов и общественное питание, 030500. 13 - производство товаров широкого потребления, 030500. 14 - строительство, монтажные и ремонтно-строительные технологии, 030500. 18 - Экономика и управление.

Для практической реализации Концепции подготовки педагога «двойного профиля» было написано ряд писем представителям Департамента образования Москвы (Ларионовой, Потапову, Лисову, Швецовой) с предложениями по возможным вариантам (моделям) подготовки педагогов «двойного профиля» для работы в колледжах Москвы: на базе создания нового специализированного вуза - МГИПА, на базе действующего НОУ ВПО, на базе государственных технических вузов Москвы, на базе педагогических вузов Москвы, на базе ГОУ СПО Москвы. По итогам анализа законодательной базы, ряда консультаций с Департаментом, было принято решение разработать концепцию подготовки педагогов «двойного профиля» на базе НОУ ИСОМ и передовых колледжей Москвы (перечень колледжей представлен в программе Рабочие кадры).

В настоящее время ведётся работа над разработкой и согласованием плана апробации Концепции, в том числе с базовыми колледжами - ресурсными Центрами отраслевой практи-

ческой подготовки, созданием Центров в составе выпускающих кафедр вуза. В случае утверждения Концепции, предполагается адаптация учебных программ действующего стандарта к условиям профильных колледжей, внесение предложений по формированию стандарта по специальностям ВПО 050501, начать подготовку педагогов «двойного профиля» после утверждения этих стандартов.

В результате реализации Концепции будет создана единая система профессиональной переподготовки и повышения квалификации инженерно-педагогических работников «двойного профиля» системы среднего профессионального образования города Москвы.

На базе НОУ ИСОМ и Центров отраслевой подготовки колледжей Москвы инженернопедагогические работники смогут получать современные знания и навыки по актуальным проблемам науки, техники, педагогическим и производственным технологиям и другим проблемам по профилю инженерно-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.