ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНИКОВ
Пономаренко Р.В.
Национальный университет гражданской защиты Украины,
г. Харьков
Профессиональная подготовленность газодымозащитников определяется степенью профессиональных знаний и умением выполнять оперативные действия по тушению пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций в непригодной для дыхания среде.
Сотрудники МЧС, впервые принятые на службу и допущенные врачебной комиссией к работе в СИЗОД, проходят специальное первоначальное обучение в учебных центрах, учебных заведениях МЧС, если иное не установлено действующими нормами.
Конкретный срок и содержание обучения определяются учебным, тематическим планами и программами, разрабатываемыми и утверждаемыми МЧС.
Оперативная подготовка и специальная подготовка по должности сотрудников МЧС, являющихся газодымозащитниками, проводятся соответственно в период оперативного дежурства по караулам (дежурным сменам) и на инструкторско-методических занятиях в порядке и в объеме, определяемыми программой подготовки личного состава подразделений МЧС.
В органах управления и подразделениях МЧС организуются и проводятся один раз в полугодие семинар и зачетное занятие (4 ч) со всеми газодымозащитниками в объеме материала, изучаемого в течение периода обучения. В учебном заведении и центре этот порядок определяется в пределах времени, предусмотренного для этой цели учебным планом.
Результаты приема зачетов оформляются протоколом в 3-х экземплярах: один экземпляр остается в органе управления подразделения МЧС, второй и третий направляются соответственно начальнику службы ГДЗС территориального и местного гарнизонов МЧС для обобщения и контроля.
Оценка физической работоспособности газодымозащитников проводится один раз в год ( в конце учебного года).
В целях максимального использования учебных объектов для подготовки газодымозащитников, орган управления МЧС разрабатывает годовые (полугодовые) графики их использования, исходя из общего количества тренировочных занятий.
Тренировочные занятия проводятся со следующей периодичностью:
1) на свежем воздухе:
- ежемесячно не менее 2-х занятий, в том числе одно занятие:
- при проведении пожарно-тактического учения или занятия по решению пожарно-тактической задачи;
2) в непригодной для дыхания среде (теплодымокамере):
- ежеквартально не менее одного раза;
- на огневой полосе психологическом подготовки - не менее одного занятия в год (приурочивается к занятиям по оперативной подготовке).
Продолжительность каждого занятия на свежем воздухе и в теплодымокамере должна составлять не менее 2-х часов, из них на непосредственную работу в противогазе 45-60 мин., в дыхательном аппарате - 30 мин.
УСТАНОВКА ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОГНЕТУШАЩИХ ПОРОШКОВ
Попов В.И., к.т.н., доцент Дмитриев О.В., Академия ГПС МЧС России, г. Москва
Тимофеева С.В., к.х.н., доцент Ивановский институт ГПС МЧС России, г. Иваново
В последние годы для тушения пожаров широкое распространение получили огнетушащие порошки. Это связано с их универсальностью. Огнетушащие порошки представляют собой мелкоизмельченные минеральные соли с различными добавками, увеличивающими текучесть и препятствующими слеживанию и комкованию.
Для проверки возможности повышения огнетушащей способности порошков путем введения добавок на кафедре пожарной профилактики ИвИ ГПС МЧС России разработана лабораторная установка для сравнительной оценки огнетушащей способности порошков с различными добавками, схема которой изображена на рис. 1 и рис. 2, фото установки представлено на рис. 3.
Рис. 1. Принципиальная схема установки для сравнительной оценки
промежуточная ёмкость, 5 — электромагнитный клапан, 6 — распылитель огнетушащего порошка, 7 — модельный очаг горения, 8 — шланги высокого
давления, 9 - штатив
огнетушаще порошков
1 - электродвигатель, 2 - компрессор, 3 - манометр, 4