Научная статья на тему 'Проблемы планирования развития морской береговой зоны'

Проблемы планирования развития морской береговой зоны Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
397
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / МОРСКАЯ БЕРЕГОВАЯ ЗОНА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Демьяненко Светлана Георгиевна, Золотов Виктор Иванович

В статье рассматриваются вопросы развития и реализации основных направлений планирования национальной морской береговой политики и формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of planning of sea coastal zone development

The article deals with questions of development and realization of main ways of planning of national sea coastal policy and forming of system of integrated management of Ukrainian part of Black and Azov Seas coastal zone.

Текст научной работы на тему «Проблемы планирования развития морской береговой зоны»

УДК 657.633

ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МОРСКОЙ БЕРЕГОВОЙ ЗОНЫ

С.Г. Демьяненко, к.э.н. В.И. Золотов, к.э.н., с.н.с. Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований, Одесса, Украина

Демьяненко С.Г., Золотое B.I. Проблемы планування розеитку морсъког береговог зони.

У стая! розглядаються питания розробщ та реал1зацп основних напрямюв планування нащонально1 морсько'1 «берегово!'» полтпси i створення системи штегрованого управлшня украшською частиною берегово'1 зони Чорного та

АЗОВСЬКОГО MOpÍB.

Ключовг слова: планування, управлшня, розвиток, морська берегова зона.

Демьяненко С.Г., Золотое В.И. Проблемы планирования развития морской береговой зоны

В статье рассматриваются вопросы развития и реализации основных направлений планирования национальной морской береговой политики и формирования.

Ключевые слова: планирование, управление, развитие, морская береговая зона.

Demianenko S.G., Zolotov V.I. Problems of planning of sea coastal zone development.

The article deals with questions of development and realization of main ways of planning of national sea coastal policy and forming of system of integrated management of Ukrainian part of Black and Azov Seas coastal zone.

Keywords: planning, management, development, sea coastal zone.

В условиях интенсивного использования природных ресурсов приморских территорий и прибрежных зон, отсутствия соответствующей экономико-экологической нормативной и правовой базы организации и управления использованием природно-ресурс-ного потенциала береговой зоны моря, все чаще проявляются острые экономико-экологические конфликты между природопользователями. Эти конфликты характеризуются не только дестабилизацией функционирования прибрежных экосистем, но и связанными с ними весьма крупными социально-экономическими потерями.

Причинами экономико-экологических конфликтов является отсутствие стратегии развития береговой зоны, системы регулирования и научно обоснованного согласования интересов природо-пользователей на государственном и местном уровнях. Следствием этого, в частности, является недостаточно обоснованная интенсификация развития сельского хозяйства, усиление урбанизации и размещения на особо ценных участках береговой зоны промышленных и военных объектов, в том числе экологически опасных.

Анализ последних исследований и публикаций и нерешенных ранее частей проблемы

Среди научных работ, посвященных проблемам развития и управления морской береговой зоной необходимо выделить исследования таких ученых, как Буркинский Б.В., Степанов В.Н. [1, 2], Крыжановский Р.А., Кононенко М.Р. [3], Громова Е.Н. [4, 5]. Однако нерешенными остаются вопросы регулирования и планирования развития хозяйственной деятельности на территории морских береговых зон.

Цели статьи

Рассмотреть современное состояние проблемы управления и планирования развития хозяйственной деятельности на территории морской береговой зоны Украины, выявить нерешенные проблемы и предложить направления их решения.

Основной материал

Украина является морским государством и имеет выход к Черному и Азовскому морям -наиболее замкнутым и удаленным от Мирового океана морей планеты. К этим морям прилегают территории Одесской, Николаевской, Херсонской, Запорожской, Донецкой областей, АР Крым и

города Севастополь, как самостоятельной административной единицы. На этих территориях выделяют морскую береговую зону, которая включает административные районы приморских областей и АР Крым, а также внутренние воды территориального моря Украины. Морская береговая зона Украины является чрезвычайно важной для:

— обеспечения обороны южных границ государства;

— зашиты национальных экономических интересов;

— интенсивного развития международного политического, экономического, технического и научного, сотрудничества, внешнеэкономических связей;

— развития индустрии приморского курортного хозяйства.

Активизация внимания к проблемам планирования развития морской береговой зоны диктуется следующими факторами:

— уникальностью и ценностью природно-ресурс-ного потенциала морской береговой зоны, в частности курортно-рекреационного и биосферно-экологического, и вместе с тем, его высокой ущербностью, а также необходимостью обеспечения ресурсно-экологической безопасности, массового оздоровления населения Украины;

— высоким уровнем развития производительных сил (прежде всего инфраструктуры морского хозяйства), концентрацией мощного промышленного и финансового капитала, являющихся важным фактором расширения внешнеэкономических связей и вхождения Украины в мировую экономическую систему;

— высокой концентрацией населения, а также мощного научно-технического потенциала, имеющих большое значение в социально-экономическом развитии Украинского Причерноморья;

— повышением геополитического и оборонного значения развития морской береговой зоны Украины в становлении и укреплении ее государственной независимости, а также утверждения как крупной морской державы. Среди наиболее существенных характеристик

морской береговой зоны можно выделить следующие.

Во-первых, приморские территории Украины отмечаются чрезвычайно высокой

интенсивностью природопользования.

Во-вторых, береговая зона морей Украины отмечается высоким туристическим, рекреационным и оздоровительным потенциалом, но его использование создает неравномерную нагрузку на экосистему вдоль береговой линии. Чрезвычайно высоким уровнем освоения отмечается Южный берег Крыма и район г. Одессы, несколько меньшим - восточная и западная части Крымского полуострова. А вот остальное побережье северозападной части Черного моря и побережье Азовского моря значительно уступает по уровню использования рекреационных возможностей.

Именно поэтому Закон «Про Генеральну схему планування територп Украши» [6] предусматривает предоставление государственной поддержки развития и эффективного использования таких территорий.

В-третьих, особенной характеристикой морской береговой зоны является морфодинамика береговой линии, происходящая за счет выноса речными потоками и откладывания твердых наносов в дельтовых частях.

В-четвертых, береговая зона морей включает дельты и лиманы рек, а также водно-болотные угодья, которые имеют существенное природное значение и характеризуются высокой биопроизводительностью. Значительная часть таких территорий отнесена к природоохранным объектам, в том числе и международного значения. К последним принадлежат два биосферных заповедника (Дунайский и Черноморский) и несколько десятков водноболотных угодий, внесенных в Рамсарские перечни.

Именно эти обстоятельства вынуждают отнести морскую береговую зону к территориям, использование которых требует специального рационального режима ведения хозяйства [6].

Необходимо отметить, что в Украине до сих пор не существует единого концептуального подхода к определению береговой зоны, а следовательно к планированию природопреобразующей деятельности на ее территории.

Так же усложняет решение проблем управления и планирования развития морских береговых зон нерешенность вопросов определения их границ. Географические особенности морской береговой зоны (например, приближенность горных массивов к самому морю или наличие значительных территорий водно-болотных угодий, в частности, в районах дельт и лиманов) не позволяют установить произвольно выбранную ширину прибрежной полосы, которая бы пролегала вдоль берега параллельно линии уреза воды. Размах территорий административных единиц, которые граничат с морем, не позволяет устанавливать единый режим природопользования по всей территории района как составляющей береговой зоны морей.

Следовательно, возникает необходимость применять дифференцированный подход к разным участкам территорий, которые граничат с морем и отличаются, прежде всего, природными характеристиками. Поскольку сама морская береговая зона является неоднородной и объективно включает или должна включать определенные функциональные зоны, то процедура ее зонирования методологически может быть проще, чем определение пределов береговой зоны как целостной территории.

Идеальным для планирования и управления мог бы быть такой случай, когда пределы административных территориальных единиц совпали бы с пределами функциональных зон, но практике все намного сложнее.

При планировании хозяйственной деятельности на территории морских береговых зон является необходимым функциональное зонирование, предполагающее дифференциацию видов деятельности в соответствии с природными характеристиками и сложившимися условиями территорий. Также необходимо учитывать перспективное использование территории и ресурсов береговых зон.

При зонировании территорий прежде всего учитывают то, к какой категории земель по целевому назначению принадлежит эта территория. Земельный кодекс Украины [7] определяет следующие категории земель:

— земли сельскохозяйственного назначения;

— земли жилищной и общественной застройки;

— земли естественно заповедного и другого природоохранного назначения;

— земли оздоровительного назначения;

— земли рекреационного назначения;

— земли историко-культурного назначения;

— земли лесохозяйственного назначения;

— земли водного фонда;

— земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения. Указанные категории земель дифференцируются на другие виды. В соответствии со ст. 112 Земельного кодекса Украины, вокруг особенно ценных естественных объектов, объектов культурного наследия, гидрометеорологических станций и т.д. с целью охраны и защиты земель от неблагоприятных антропогенных влияний создаются охранные зоны.

В пределах водоохранных зон выделяют прибрежные защитные полосы. Ст. 88 Водного кодекса Украины и ст. 60 Земельного кодекса Украины предусматривают установление таких полос вдоль уреза воды по обоим берегам рек и вокруг разного типа водоемов [7, 8]. Ширина полосы зависит от типа водного объекта и конкретных условий.

Вдоль морей, вокруг морских заливов и лиманов выделяются прибрежные защитные полосы шириной не менее двух километров от уреза воды. Земли прибрежных защитных полос по целевому назначению принадлежат к землям водного фонда. В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса Украины [7], размер и пределы прибрежной защитной полосы вдоль морей, вокруг морских заливов и лиманов устанавливаются по проектам землеустройства, а в пределах населенных пунктов - с учетом градостроительной документации. Закон указывает лишь на установление прибрежных защитных полос на суше, но защитная полоса должна распространяться и на акваториальную часть прибрежной полосы, поскольку там тоже необходимо ограничение хозяйственной деятельности.

Кроме прибрежных защитных полос, ст. 93 Водного кодекса Украины определяет зоны санитарной защиты, которые устанавливаются «с целью охраны водных объектов в районах забора воды для централизованного водоснабжения населения, лечебных и оздоровительных потребнос-

тей». Также отдельно выделены зоны санитарной охраны курортов.

Все эти факторы должны быть учтены при разработке планов развития территорий и приро-допреобразующей деятельности в пределах морской береговой зоны.

Если рассматривать морскую береговую зону как целостную систему, то в общем виде можно говорить о следующих видах жизнедеятельности на ее территориях:

— базовые виды деятельности, связанные с обеспечением населения и хозяйственных объектов продовольствием, водой и энергией;

— социальные виды деятельности, связанные с жилищным строительством, рекреацией и оздоровлением;

— экономические виды деятельности, которые включают промышленное развитие, разведку и добычу полезных ископаемых, транспорт;

— общественные виды деятельности, связанные с охраной окружающей природной среды. Морские прибрежные территории (акватории),

которые входят в прибрежную полосу морей Украины, также используются для разнообразных хозяйственных и других потребностей. Основными видами деятельности являются следующие.

1) Морские перевозки включают транспортные средства (суда) и инфраструктуру для обслуживания пассажирского и грузового флотов (порты и объекты портового хозяйства, судоремонтные и судостроительные предприятия, навигационные объекты и др.). Судоходство также нуждается в дноуглубительных работах на акваториях портов и на подходных каналах. Именно поэтому Земельный кодекс Украины устанавливает категорию земель морского транспорта (ст. 69), к которым принадлежат «земли под:

— морскими портами с набережными, площадками, причалами, вокзалами, зданиями и сооружениями, оборудованием, объектами общепортового и комплексного обслуживания флота;

— гидротехническими сооружениями и средствами навигационной обстановки, судоремонтными заводами мастерскими, базами, составами, радиоцентрами, служебными, культурно-бытовыми зданиями и другими сооружениями, которые обслуживают морской транспорт». Однако, закон ничего не говорит о землях под

морем.

2) Морские промыслы включают рыболовство (деятельность рыболовецкого флота с соответствующей портовой инфраструктурой, а также рыбоперерабатывающие предприятия), аквакуль-турную деятельность (рыборазведение, выращивание моллюсков и т. п.).

3) Геологоразведочная деятельность, буровые работы и разработка сырьевых месторождений в территориальных водах (в частности, разведка и добыча нефти и газа).

4) Строительство гидротехнических сооружений является важным видом деятельности, учитывая необходимость защиты берегов, порто-

вых и других объектов от разрушительного волнового воздействия.

5) Рекреационная и курортная деятельность (использование пляжей и прибрежных вод для оздоровления и отдыха).

6) Прокладка трубопроводов и линий коммуникаций;

некоторые другие.

Все эти виды деятельности интенсивно развиваются в пределах морских прибрежных территорий Украины, хотя они неравномерно распределены вдоль береговой линии Черного и Азовского морей. Если вопросы зонирования части суши морской береговой зоны урегулированы достаточно, то относительно морской акватории береговой зоны морей этого сказать нельзя. Земли под морем принадлежат к землям водного фонда, а их использование регулируется Водным кодексом Украины, Земельным кодексом Украины и другими законодательными актами.

Наличие зон специального функционального назначения, особых хозяйственных режимов морских береговых зон, определенных законодательно, и другие обстоятельства учитываются при планировании использования территории и ресурсов береговых зон.

В настоящее время можно сделать вывод о том, что состояние прибрежной полосы морей Украины характеризуется следующими негативными тенденциями.

1) Миграция населения из отдаленных районов к побережью имеет устойчивую тенденцию к росту, который прослеживается практически повсюду. В частности, свыше 70% населения Одесской области проживает в прибрежной полосе. Увеличение количества населения приводит к усилению антропогенного воздействия на морскую береговую зону и ее деградацию.

2) Снижение качества рекреационного потенциала морской береговой зоны, который в значительной мере определяется качеством прибрежных вод. Источниками загрязнения морских вод являются дренажные и сточные воды естественного (талые и дождевые) и антропогенного происхождения. К последним принадлежат сточные воды промышленного, коммунального и сельскохозяйственного секторов. Первые два сектора обязаны обеспечивать очистку сточных вод до установленных стандартов перед сбросом в водные объекты, но состояние канализационных сетей и очистных сооружений является существенной проблемой для городов и других населенных пунктов, локализованных на побережье.

Несмотря на значительное сокращение сельскохозяйственной деятельности, в частности, животноводства, в течение последних двух десятилетий, этот сектор остается одним из основных загрязнителей морской среды. Значительным фактором локального загрязнения является также военная деятельность, в частности в местах базирования Черноморских военных флотов Российской Федерации и Украины.

Загрязнение бытовыми отходами практически всей территории морской береговой зоны имеет устойчивую тенденцию к росту. В местах отдыха неорганизованных туристов ситуация приобретает угрожающий характер. Загрязнение ухудшает рекреационные возможности морских береговых зон и ставит под угрозу здоровье людей.

3) Абразия берегов и эрозия прибрежных земель имеет естественный характер, но деятельность человека значительно усиливает интенсивность этих процессов. Нерациональная сельскохозяйственная практика и частное строительство ведет к потерям биопроизводительности и деградации земель.

Зашита берегов от размыва и связанного с ним разрушения береговых территорий - острейшая социально-экономическая и экологическая проблема, сдерживающая освоение рекреационных и других ресурсов береговой зоны моря. К сожалению, весьма отсталая национальная система решения проблем берегозашиты делает практически невозможной ее экологически и экономически эффективное решение даже при выделении реально достаточных финансовых и материальных ресурсов.

Причина катастрофического положения с берегозащитой заключается в том, что Украина является единственной из азово-черноморских стран не имеющей не только соответствующего берегового научно-исследовательского центра, но и ни одной контрольно-исследовательской береговой станции.

4) Невзирая на то, что в морских береговых зонах локализовано значительное количество заповедных территорий и объектов разных форм и значения, деятельность человека вызывает прямое и опосредствованное негативное влияние на естественное состояние среды, существование и численность биологических видов, которые населяют береговую и морскую экосистемы.

В настоящее время, многие зарубежные государства принимают отдельные законодательные акты, направленные на регулирование природопользования в прибрежной полосе морей, то есть морские береговые зоны выделяются как самостоятельный объект управления. На таком же подходе основаны отечественные проекты Концепции национальной политики и стратегии интегрированного управления прибрежной полосой Черного и Азовского морей Украины (1997), Концепции закона Украины «О природопользовании в прибрежной полосе Черного и Азовского морей», отдельные положения Общегосударственной программы охраны и воссоздания окружающей среды Азовского и Черного морей (2001) и проект Закона Украины «О прибрежной полосе морей» (2004).

Совершенствование политики и механизмов управления прежде всего требует улучшения состояние морских береговых зон, которое остается неудовлетворительным и определяется, с одной стороны, объективными обстоятельствами, а с другой, - нерациональной практикой природо-

пользования и развития населенных пунктов (градостроения). Последнее, очевидно, является прямым следствием недостатков в функционировании системы планирования и управления, а также просчетов в принятии важных решений.

Остановимся коротко на тех проблемах, которые являются наиболее распространенными.

Береговая зона морей является комплексной природно-хозяйственной системой, и поэтому требует комплексного подхода к ее организации, использованию и планированию развития.

Естественную основу береговой зоны морей составляет морская и береговая экосистемы, а потому масштабы хозяйственной деятельности в морской береговой зоне не должны выходить за рамки их экологической емкости (возобновляющего и ассимиляционного потенциала). Однако в настоящее время отмечается доминирование экономических приоритетов в подавляющем большинстве соответствующих решений, которые на практике имеют краткосрочный эффект, и оправдания которым находят в достижении социальных целей. Но в результате это приводит к нарушению экосистемной целостности, ухудшению состояния береговой зоны моря и потери долгосрочных перспектив.

И первое, и второе указывает на то, что государственная политика (отраженная, в частности, в законодательстве) требует усовершенствования. В период приватизационных процессов даже незначительная несогласованность некоторых правовых норм действующих законодательных актов имеет критические последствия для морской береговой зоны. В частности, это касается Водного и Земельного кодексов Украины, которые являются основными актами регулирования отношений в сфере использования морских береговых зон.

Как мы уже упоминали, ст. 88 Водного кодекса Украины определяет: «Вдоль морей и вокруг морских заливов и лиманов выделяется прибрежная защитная полоса (ПЗП) шириной не меньше двух километров от уреза воды». В соответствии со ст. 60 ЗКУ, «размер и пределы прибрежной защитной полосы вдоль морей и вокруг морских заливов и лиманов устанавливаются согласно проектам землеустройства, а в пределах населенных пунктов - с учетом градостроительной документации». Ст. 85 Водного кодекса предусматривает предоставление земель водного фонда только во временное и постоянное использование, которое не согласовывается со ст. 59 Земельного кодекса, согласно которой земли водного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. Как показала практика, во многих случаях это позволило обойти жесткие требования и ограничения, в частности на приватизацию земельных участков и частное строительство, которое бурно развивается в том числе и на наиболее ценных рекреационных землях береговой зоны морей.

Беспокойство вызывают также значительные объемы финансовых ресурсов для реализации природоохранных программ, которые аккумулируются, в частности, в Государственном Фонде охраны окружающей естественной среды распорядителем которого выступает Министерство экологии и природных ресурсов Украины. Благодаря неадекватным тендерным процедурам имеющиеся средства используются лишь частично и с незначительным эффектом.

Кроме несовершенства действующего законодательного регулирования, ситуацию еще больше усложняет практика его осуществления. Принятые законы выполняются частично, а некоторые нормы не выполняются вообще. Процесс установления прибрежных защитных полос еще далек от завершения. Это значит, что земли прибрежных защитных полос не отнесены к землям водного фонда, потому используются не по назначению и с нарушениями установленного законом режима хозяйственной деятельности.

Основным объяснением того, что установление водоохранных зон морских береговых зон не осуществляется, является нехватка финансирования. На местном уровне это действительно выглядит таким образом, но в действительности проблемой является отсутствие действенных механизмов использования имеющихся средств.

Отсутствие адекватного восприятия береговой зоны морей как объекта управления и отсутствие интегрированного (комплексного) подхода к управлению приводят к проблемам, которые усложняют управленческий процесс и имеют негативные последствия для береговых зон. Такие проблемы обобщены в Европейском кодексе поведения в прибрежных зонах и включают:

— перенос ответственности за решение проблемы из одного сектора хозяйственной деятельности на другой, «авральное реагирование» (вынужденная реакция на факт появления проблемы вместо превентивного реагирования);

— «кумулятивный эффект» (принятие неполных решений на разных уровнях и накопления мелких проблем вызывают появление масштабной проблемы и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коррекция существующей методологии планирования развития морской береговой зоны должна осуществляться с применением интегрированного подхода к планированию и управлению, который строится на следующих принципах:

— принцип предупреждения, учитывающий интересы не только настоящего, но и будущих поколений;

— принцип согласования экономических, экологических, социальных, политических интересов, условий и факторов при планировании и осуществлении хозяйственной деятельности;

— принцип обеспечения комплексного согласования в системе планирования развития регионов по таким направлениям, как социально-экономическое развитие и ассимиляционный потенциал окружающей среды;

— принцип адаптивного регулирования на основе научного подхода к оценке изменений и ограниченных возможностей восстановления экосистем береговых зон;

— принцип учета факторов времени и неопределенности;

— принцип учета пространственных возможностей морских береговых зон;

— принцип интегрированного учета всей совокупности экономико-экологических факторов при планировании устойчивого развития морских береговых зон;

— принцип вовлечения заинтересованных сторон на всех уровнях планирования и управления;

— принцип совмещения долгосрочного (стратегического), среднесрочного (тактического) и краткосрочного (оперативного) планирования, а также интегрирования их в региональные и международные системы управления экономическими развитием;

— принцип интегрирования материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов, экологических фондов для достижения целей устойчивого развития приморских регионов и государства в целом.

Выводы

Исходя из вышеизложенного можно сделать выводы, что планирование развития морских береговых зон должно учитывать следующие обстоятельства:

1) Морская береговая зона может включать земли практически всех категорий целевого назначения, определенных Земельным кодексом Украины и Генеральной схемой планирования территорий Украины. В случае необходимости измене-

ния целевого назначения земель нужно придерживаться установленного порядка;

2) Земельные участки морской береговой зоны находятся в государственной, коммунальной и частной собственности, что не может не влиять на перспективное планирование их использования;

3) Береговая зона морей включает земли охраняемого характера (прибрежные защитные полосы, охраняемые зоны вокруг ценных естественных территорий и объектов, охранительные зоны вокруг техногенных объектов зоны санитарной защиты и др.) и зоны особенного режима использования;

4) Рекреационные ресурсы (главным образом пляжные воды) являются основным природным богатством морской береговой зоны, использование которых определяет ключевое направление развития приморских территорий;

5) Наличие водной (морской) части береговой зоны моря обуславливает главную особенность ее планирования и использования, связанную с наличием морехозяйственного комплекса.

В заключение подчеркнем, что разработка и реализация основных направлений планирования национальной морской «береговой» политики и создание системы интегрированного управления украинской частью береговой зоны Черного и Азовского морей будут способствовать утверждению Украины как мошной морской державы, укреплению ее государственной независимости, утверждению ее международного авторитета в Черноморско-Средиземноморском бассейне и подтверждению способности Украины кардинально решать масштабные социально-экономические и экономико-экологические проблемы.

Список литературы:

1. Буркинский Б.В. Проблемы экономико-экологических трансформаций в Азово-Черноморском бассейне (в контексте интересов Украины и России) / Б.В. Буркинский, В.Н. Степанов, А.В. Шкуропат // Экономические инновации: Проблемы конфликтности и экономико-экологической безопасности в бассейна Азовского моря. - Одесса: ИПРЭЭИ НАН Украины, 2008. - Вып. 34. - С. 8-14.

2. Буркинский Б.В. Разработка научных основ интегрированного управления использованием природных ресурсов Азовского моря и обеспечением экономико-экологической безопасности Приазовья в геополитических интересах Украины и России / Б.В. Буркинский, В.Н. Степанов, С.В. Бердников, Л.А. Беспалова // Природш та природно-техногенш ризики берегово! зони морiв: Матерiали м1жнародно! конференцп (7-11 вересня 2008 р.). - Одеса: 1ПРЕЕД НАН Укра!ни, 2008. - С. 119-121.

3. Крыжановский Р.А. Научные основы антикризисных управленческих решений в морском природопользовании / Р.А. Крыжановский, М.Р. Кононенко. - Одесса: ИПРЭЭИ НАН Украины, 2007. - 55 с.

4. Громова Е.Н. Комплексное антикризисное управление прибрежными зонами / Е.Н. Громова, В.И. Золотов, С.Г. Шунтова // Природш та природно-техногенш ризики берегово! зони морiв: Матерiали м1жнародно! конференцп (7-11 вересня 2008 р.). - Одеса: 1ПРЕЕД НАН Укра!ни, 2008. - С. 130-131.

5. Громова Е.Н., Косовская Е.В. Проблемы экономического управления морским природопользованием в Азово-Черноморском бассейне на международном и национальном

уровне // Экономические инновации: Проблемы конфликтности и экономико-экологической безопасности в бассейна Азовского моря. - Одесса: ИПРЭЭИ НАН Украины, 2008. - Вып. 34. - С. 153-160.

6. Закон «Про Генеральну схему планування територи Украши» ввд 07.02.2002 р. N 3059-III. -Вiдомостi ВР Укра1ни. - 2002. - №30, ст. 204.

7. Земельний кодекс Укра1ни ввд 25.10.2001 р. № 2768-III. - Ввдомосп ВР Украши. - 2002. -№3-4, ст. 27. - з наступними змшами.

8. Водний кодекс Украши вiд 06.06.1995 р. № 213/95-ВР. - Вiдомостi ВР Укра1ни. - 1995. -№4, ст. 189. - з наступними змшами.

Надано до редакци 28.02.2012

Дем'яненко Свгглана Георгпвна / Svitlana G. Demianenko

Svetlanash 0 7@mail. ru

Золотов Вiктор 1ванович. / Viktor I. Zolotov

zolotishco@gmail. com

Посилання на статтю / Reference a Journal Article:

Проблемы планування розвитку морськог береговог зони. [Електронний ресурс]/ С.Г. Дем'яненко, В.1. Золотов // EKOHOMiKa: реали часу. Науковий журнал. — 2012. — № 1 (2). — С. 107-113. — Режим доступу до журн.: http://economics. opu. ua/files/archive/2012/n1. html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.