Научная статья на тему 'Проблемы перехода к синергетической модели развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования'

Проблемы перехода к синергетической модели развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / СИНЕРГИЯ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / DEVELOPMENT OF MUNICIPAL / SYNERGY / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаров П. Н., Посаженников А. А.

Регионы, как низовая сфера жизнедеятельности, непосредственно реализуют социально-экономическую политику государства, через регионы осуществляется управление страной, в регионах находит воплощение государственная стратегия развития. При этом региональную стратегию рассматривают как систему концептуальных подходов, связанных с экономическим и социальным развитием отдельных территорий, включающих: выделение муниципальных образований с учётом их географического положения; ресурсного обеспечения и этнического состава; определение принципов построения межбюджетных отношений; роли органов государственной в регулировании взаимоотношений между муниципальными образованиями. В статье отражены ключевые проблемы перехода к синергетической модели развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE TRANSITION TO SYNERGETIC MODEL OF HOUSING MANAGEMENT KOMMUNANOGO MUNICIPALITY

Regions, as the blowing sphere of life, immediately implement the socio-economic policy, through the regions of the country are managed in the regions is the embodiment of national strategy development. In this regional strategy is considered as a system of conceptual approaches related to economic and social development of individual territories, including: the selection of regions according to their geographical location, resource provision and ethnic composition, the definition of principles of intergovernmental relations, forms of statehood, the states role in regulating the relationship between the regions.

Текст научной работы на тему «Проблемы перехода к синергетической модели развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования»

НАМ ПИШУТ

УДК 332.8

Захаров П. Н., Посаженников А. А.

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Регионы, как низовая сфера жизнедеятельности, непосредственно реализуют социально-экономическую политику государства, через регионы осуществляется управление страной, в регионах находит воплощение государственная стратегия развития. При этом региональную стратегию рассматривают как систему концептуальных подходов, связанных с экономическим и социальным развитием отдельных территорий, включающих: выделение муниципальных образований с учётом их географического положения; ресурсного обеспечения и этнического состава; определение принципов построения межбюджетных отношений; роли органов государственной в регулировании взаимоотношений между муниципальными образованиями. В статье отражены ключевые проблемы перехода к синергетической модели развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.

Ключевые слова: развитие муниципальных образований, синергия, жилищно-коммунальное хозяйство.

Многие проблемы управления социально-экономическими процессами, происходящими в муниципальном образовании, могут и должны решаться с помощью системного подхода, общей теории систем и системного анализа. Овладение системными знаниями и их практическое применение в муниципальном управлении составляет основу научного подхода к принятию решений на муниципальном уровне. Они составляют фундамент современной методологии изучения и управления сверхсложными объектами, которыми являются муниципальные образования.

С одной стороны нельзя научиться эффективно управлять социально-экономической системой даже прочитав всю научно-практическую литературу Навыки стратегического менеджмента необходимо развить, применять их на практике. С другой стороны экспериментировать с системами обеспечения комфортных условий жизни людей, по меньшей мере, не профессионально.

Традиционно в вопросах стратегического планирования сфер и отраслей жизнедеятельности муниципальных образований доминировал системный подход. Однако системность имеет двойную природу. Во-первых, это методологический прием в познании и решениях. Во-вторых, это объективное свойство реальности. И в том и в другом случаях можно говорить только о какой-то мере системности, большей или меньшей. Ибо если мы хотим создать нечто в целостной взаимосвязи, то когда-то столкнемся с тем, что эти связи приходится ограничивать субъективными возможностями их охвата нашим разумом и инструментарием. В то же время целостность взаимосвязей в самой реальности то

и дело прерывается чем-то бессвязным и выпадающим из данной целостности [1].

Такой подход обусловлен тем, что многие считают, что способность реализовать стратегию значительно важнее, чем сама стратегия. Одна из проблем состоит в следующем: стратегии, являясь уникальным и эффективной формой управления, постоянно изменяются, но инструменты, с помощью которых они оцениваются, за этими изменениями не успевают [2].

Современные стратегии эффективности сочетают управление ресурсами со стремлением расширить масштабы деятельности. Сложное взаимодействие между ресурсами и результатом требует выделения в структуре эффективности статического и динамического аспектов. Впервые такую классификацию эффективности применил американский экономист Йозеф Шумпетер при исследовании предпринимательской деятельности. Если статическая эффективность характеризует процесс приспособления к сложившейся экономической ситуации компаний, не рассчитанных на дополнительный рост, то динамическая эффективность характеризует тенденцию к развитию. Понятие динамической эффективности необходимо для стратегического управления. Позднее эту идею классификации поддержали многие экономисты и управленцы.

При системном подходе предназначение регионального управления стратегической конкурентоспособностью заключается в следующем:

- в установлении и ранжировании важных и долгосрочных целей воспроизводственного процесса, которые отвечают требованиям стратегического развития конкурентной экономики региона в целом;

68

© Захаров П. Н., Посаженников А. А., 2012

- в оценке и критическом рассмотрении вероятных путей достижения установленных стратегических целей в предполагаемых внешних и внутренних условиях функционирования региона;

- в выборе и поэтапной реализации решений, обеспечивающих с одной стороны, рациональное выполнение экономически обоснованных проектов в условиях существующей экономической системы, а с другой - эффективную адаптацию воспроизводственного процесса к неожиданным внешним изменениям [3].

Выбор синергетики как основной парадигмы для формирования стратегии развития обусловлен тем, что синергетику можно рассматривать как современный этап развития кибернетики и системных исследований. Концепции и идеи теории самоорганизации нашли свое выражение в таких взаимосвязанных областях как теория диссипативных структур, теория детерминированного хаоса, теория катастроф. При этом синергетика, не будучи жестко ориентированной совокупностью методологических принципов и понятий, скорее играет роль системной рефлексии и исходит не из однозначного общепринятого определения понятия «система», а из присущего ей набора свойств.

Несомненно, муниципальное образование, как и жилищно-коммунальное хозяйство является сложными системами [4]. Соответственно ей присущи общие принципы систем такие как:

1. Каждая система имеет определенную структуру, обусловленную формой пространственновременных связей или взаимодействий между элементами системы.

2. Согласно принципу необходимого разнообразия система не может состоять из элементов, лишенных индивидуальности, идентичных. Неодинаковость частей системы определяет ее гетерогенность.

3. Свойства системы невозможно постичь лишь на основании свойств ее частей. Решающее значение имеет именно взаимодействие между элементами. Совместный эффект от воздействия двух или более различных факторов почти всегда отличается от суммы их раздельных эффектов. Степень несво-димости свойств системы к сумме свойств отдельных элементов, из которых она состоит, особое качество целостности определяет эмерджентностъ системы, или синергию ее элементов.

4. Выделение системы делит ее мир на две части -саму систему и ее среду.

5. Преобладание внутренних взаимодействий в системе над внешними и лабильность системы по отношению к внешним воздействиям определяет ее способность к самосохранению, благодаря качествам выносливости и устойчивости - постоянству важных параметров системы - ее гомеостазу.

6. Действие системы во времени называют ее поведением. Вызванное внешним фактором изменение поведения обозначают как реакцию системы, а качественное изменение реакции системы, как ее приспособление, или адаптацию. При этом усиливаются такие эмерджентные свойства системы, как управляемость и самоорганизация.

7. Важной особенностью эволюции систем является неравномерность, отсутствие монотонности. Периоды постепенного накопления незначительных изменений иногда прерываются резкими качественными скачками, существенно меняющими свойства системы.

8. Любая реальная система может быть представлена в виде некоторого материального подобия или знакового образа, т.е. соответственно аналоговой или знаковой моделью системы [1].

Закон синергии имеет большое значение для оптимизации системы организации. Он является основополагающим законом теории и практики организации. Ведь именно благодаря ориентации на его реализацию организация наряду с предметами и средствами труда и самим трудом становится высокоэффективным фактором производства. Его основополагающая роль определяется также и тем, что действие других законов организации, в конечном счете, направлено на достижение более высокого результата синергетического эффекта.

Наука управления, основанная на научной парадигме Ньютона, должна быть переосмыслена и переформулирована в рамках новых научных представлений, рассматривающих изменяющиеся отношения между порядком и беспорядком в поведении природных и социальных систем. Согласно синергетическому видению мира, большинство существующих в природе систем - системы открытого типа. Самая важная особенность открытой диссипативной системы состоит в том, что она сочетает порядок с хаосом. Синтез порядка и хаоса в понятии диссипативной структуры имеет два аспекта. Во-первых, «порядок» в системе существует лишь «за счет» хаоса, вносимого в среду; существование ее поддерживается путем постоянного обмена со средой веществом, энергией и информацией. Во-вторых, благодаря своему «порядку» система приобретает способность адекватно реагировать на хаотические воздействия среды и вследствие этого сохранять свою устойчивость [6].

Синергетика изучает качественные изменения, когда обратная связь может быть положительной. Цель при этом не задаётся, а ход процессов определяется внутренними свойствами системы. Синергетика занимаются структурной динамикой целостных объектов.

Закон синергиигласитдля любой системы существует такой набор элементов, при котором ее

потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше.

Одним из основных симптомов хаоса, как уже отмечалось ранее, является сильная чувствительность к начальным данным и связанная с этим непредсказуемость на длительный промежуток времени. Поэтому бессмысленно делать детальный прогноз на большой период времени, когда очень малые события могут привести к полному срыву даже тщательно разработанного плана. Кроме того, реформаторы, знакомые с теорией хаоса, хорошо понимают, что все случаи предсказать невозможно, и они не станут паниковать из-за того, что что-то идет не по плану. Они выработают генеральную политику и попытаются направить процесс в нужное русло, давая возможность самоорганизации согласовать все мелкие деталиа-даптирующейся в стремительно меняющемся мире системе [7].

Синергетический эффект будет иметь место, если все элементы и части предприятия ориентированы на достижение одной общей цели. Таким образом достижение синергии является планомерной целенаправленной работой со всеми присущим данной работе элементами.

Важной особенность синергетических моделей заключается в возможности построения новой модели не с нуля, а в качестве надстройки. Таким образом, для эволюционного перехода от традиционной плановой модели в управлении ЖКХ к синергетической модели необходимо системная работа с проблемным полем сферы ЖКХ, выявленным на момент начала реформации. Проблемное поле перехода к синергетической модели развития ЖКХ будет иметь следующий состав:

1. Отсутствие, опыта в области управления ЖКХ как системой

Первостепенная задача синергетической модели управления заключается в изменении ситуации с прогрессирующимдезинвестированием жилого фонда многоквартирных домов на противоположную. В конечном итоге это приведет к процессам, в ходе которых инженерные сооружения постепенно приводится в порядок. Но главное это снижение риска технологических аварий, в том числе и серьезных по своим последствиям.

Вторая задача это выдвижение на руководящие позиции новых, неординарных лидеров, выделяющихся как своими управленческими способностями, так и харизмой, честностью, способностью вызвать доверие к изменениям, устанавливать эффективный контакт с населением. Возможно, в лице этих людей мы имеем столь востребованный сегодня в России национальный тип менеджмента, который начинает проявлять себя в других секторах экономики.

2. Резко дифференцированные сектора жилого фонда находящиеся на одной территории

По экономическим причинам жилой фонд распадется на два сектора: благополучный и неблагополучный. Благополучный сектор образован относительно новыми и не требующими серьезной реконструкции домами, в которых проживает благополучное в экономическом отношении население. В таких домах могут проживать экономически неблагополучные или социально безответственные семьи, но эту проблему следует рассматривать отдельно.

Неблагополучный сектор образован ветхими домами и домами с изношенной инженерной инфраструктурой, в которых проживает неблагополучное в экономическом отношении население. Высокие затраты на ремонт дома в сочетании с низкой платежеспособностью жильцов создают серьезную проблемную ситуацию, способную вызвать значительное социальное напряжение.

Опыт работы управляющих компаний, свидетельствует о том, что в благополучном секторе жилого фонда новые модели управления работает успешно, взаимно удовлетворяя жильцов и поставщиков услуг. Это не означает, что не возникает проблем, однако они носят частный характер и связаны в основном с определенными недоработками в законодательстве, которые при наличии политической воли могут быть быстро устранены. Таким образом затраты на содержание благополучного сектора жилого фонда хотя и не снижаются, но укладываются в существующие нормативы.

Что касается неблагополучного сектора жилого фонда, то опасны не столько формальные банкротства ТСЖ, сколько ситуацию, когда дома будут приходить в аварийное состояние, а жильцы не смогут или не захотят исправить это положение. Тем самым переложив бремя аварийного ремонта на плечи муниципальных или федеральных органов власти.

Важно не заставлять управляющие компании брать на себя обслуживание таких домов, а сообща помогать собственникам таких домов решать проблемы с изношенностью и капитальным ремонтом, реализуя новейшие управленческие модели и подходы.

3. Безответственность поставщиков и заказчиков жилищно-коммунальных услуг

Рост конкуренции в конечном итоге приведет к появлению на рынке большого числа предприятий. На начальном этапе многие из этих фирм не смогут полноценно выполнить свои обязательства. Результатом деятельности таких фирм может стать серьезный финансовый ущерб, который они могут причинить собственникам жилья, а также физический ущерб зданиям и инженерным сооружениям. Так же необходимо отметить острый дефицит специалистов, имеющих профессиональную подготовку для работы в сфере ЖКХ.

Если благополучные дома с экономически состоятельным населением смогут с пользой для себя преодолеть последствия своих ошибок в выборе управляющих компаний, то для неблагополучных домой действия недобросовестных поставщиков коммунальных услуг могут обернуться экономический катастрофой.

Проблемы, связанные с безответственностью поставщиков жилищно-коммунальных услуг усугубляется безответственностью собственников жилья. Особенно негативно влияет на формирование новой модели управления ЖКХ области пассив-

ность и безответственность собственников неблагополучного жилого фонда. Что в конечном итоге создает ситуацию бесконтрольности для действий некомпетентных или недобросовестных поставщиков коммунальных услуг.

Что касается экономической составляющей безответственности жильцов, то в данном случае имеем проблемы связанные с оплатой коммунальных услуг. Большинство жителей (благополучной части жилого фонда) оплачивают все оказанные им услуги, однако большую опасность отдельные неплательщики, причем не обязательно из малоимущих семей.

Таблица 1

Матрица парных сравнений проблем перехода к синергетической модели развития ЖКХ муниципального образования

Параметры Отсутствие, опыта в области управления ЖКХ как системой Резко дифференцированные сектора жилого фонда находящиеся на одной территории Безответственность поставщиков и заказчиков жилищно -ко ммунальных услуг Законодательное несовершенство мер воздействия на неплательщиков Неясность сценариев реализации жилищной реформы Отсутствие институтов, стабилизирующих рынок услуг ЖКХ Сопротивление реформе со стороны местных властей

Отсутствие, опыта в области управления ЖКХ как системой

Резко дифференцированны е сектора жилого фонда находящиеся на одной территории 0

Безответственность поставщиков и заказчиков жилищнокоммунальных услуг —— 0

Законодательное несовершенство мер воздействия на неплательщиков 0 0 0 ——

Неясность сценариев реализации жилищной реформы 0 —— 0 ——

Отсутствие институтов, стабилизирующих рынок услуг ЖКХ —— 0 —— —— 0

Сопротивление реформе со стороны мес —— 0 0 —— —— ——

4. Законодательное несовершенство мер воздействия на неплательщиков

В данном случае системная работа с законодательством заключается в следующем. Необходимо сформировать у граждан четкое правосознание в отношении их имущественной, административной и уголовной ответственности, а также возможных последствий в виде ареста имущества, начисления штрафов и пеней, взыскания судебных расходов и т. д.

5. Неясность сценариев реализации жилищной реформы

Процессы перехода отрасли от традиционной к синергетической модели управления ЖКХ будут формироваться под действием двух тенденций: сохранение старой системы и обновление, преобразование ее. При этом обновляющие процессы не следует отождествлять с позитивными, поскольку в этих процессах заложены значительные риски. Аналогично и сохраняющие тенденции нельзя отождествлять с негативными, поскольку наряду с консерватизмом в плохом смысле этого слова в них будет содержаться значительный страхующий, предотвращающий риски элемент.

6. Отсутствие институтов, стабилизирующих рынок услуг ЖКХ

В синергетической модели управления ЖКХ особенно востребованными будут следующие институты и механизмы.

- Аудит предприятий предоставляющих жилищно-коммунальные услуги;

- Создание рынка жилищного страхования;

- Формирование системы открытого конкурсного отбора подрядчиков.

В настоящее время не существует значимых правовых препятствий для возникновения рынка жилищ-

ного аудита и страхования, однако процесс формирования этого рынка фактически еще не начался. Юридическая и деловая практика предоставления таких услуг не отработана даже в начальной стадии. Это существенный институциональный пробел, который при неблагоприятном стечении обстоятельств усугубит кризисные явления, которые могут возникнуть на решающем этапе жилищно-коммунальной реформы.

7. Сопротивление реформе со стороны местных властей

Вызывает опасение большое количество частных проблем, связанных с переходом сферы ЖКХ к новой модели управления, которые исходят от местных властей. Такие действия отчасти мотивированы стремлением этих властей сохранить под контролем ситуацию в ЖКХ, так и одновременно собственными интересами.

Сопротивление местных властей будет сфокусировано в трех основных сферах:

- оформление в собственность участков земли под домами и прилегающих территорий;

- изъятие из коллективной собственности домовладений коммерчески выгодных участков земли и нежилых помещений;

- торможение процесса выплаты жилищных льгот и субсидий.

Таким образом,корневые проблемывыделены красным цветом. Корневые проблемы требуют приоритетного внимания и наиболее срочного решения.

Активность отдельных элементов при совместной деятельности даст большую результативность, т.е. качественное измерение полученного результата будет превосходить количественное измерение при сложении всех отдельных составляющих.

Результатом усилий по формированию синергетических эффектов должны стать изменение 3 переменных:

1. Увеличение прибыли

2. Снижение оперативных расходов (издержек)

3. Снижение потребности в инвестициях (за счет внутреннего эффекта).

Принципиально важным моментом являться необходимость учета синергии как показателя эффективности реализуемых стратегических предложений. В современных условиях синергию необходимо рассматривать как обязательную составляющую при формировании стратегии муниципального образования. Достижение синергетического эффекта должно являться не только целью взаимодействия участников формирования стратегии, но и быть результатом анализа внутренней среды - собственников жилья и внешней среды - муниципальных властей. Таким образом синергетический эффект при формировании стратегии развития отрасли ЖКХ можно рассчитывать при условии следующих подходов:

- Непрерывного улучшения качества услуг ЖКХ;

- Рассмотрения систему управления ЖКХ как бизнеса предполагающего получение прибыли;

- Взаимодействие субъектов управления ЖКХ со всеми необходимыми службами и организациями;

- Активность собственников жилья; (скорректировать под формулу и модель).

Данные условия могут быть достигнуты только при заинтересованности всех участников процесса управления, эксплуатации и обслуживания систем ЖКХ.

Библиографический список

1. Пригожий А. И. Дезорганизация: Причины, виды, преодоление. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. - 286 с.

2. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Организация, ориентированная на стратегию : пер. с англ. - М. : ЗАО «Олимп - Бизнес», 2004. - 358 с.

3. Чайникова Л. Н. Формирование системы управления стратегической конкурентоспособностью региона. -Тамбов : Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. - 437 с.

4. Лапыгин Ю. Н. Построение управленческой команды. - Владимир : ВлГУ, ВГПУ, 2006. - 542 с.

5. Crutchfield J. P., Packard N. H. Symbolic Dynamics of One-Dimensional Maps: Entrcopies, Finite Precursor, and Noise // Int.J.Theor. Phys. 1982. V. 21

6. Жилин Д. М. Теориясистем: опытпостроениякур-са. 4-е изд. испр. - М. : «ЛКИ», 2007. - 514 c.

Zakharov P. N., Posazhennikov A. A.

PROBLEMS OF THE TRANSITION TO SYNERGETIC MODEL OF HOUSING MANAGEMENT KOMMUNANOGO MUNICIPALITY

Regions, as the blowing sphere of life, immediately implement the socio-economic policy, through the regions of the country are managed in the regions is the embodiment of national strategy development. In this regional strategy is considered as a system ofconceptual approaches related to economic and social development of individual territories, including: the selection of regions according to their geographical location, resource provision and ethnic composition, the definition of principles of intergovernmental relations, forms of statehood, the state’s role in regulating the relationship between the regions.

Keywords: development of municipal, synergy, housing and communal services.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 338(47)

Дятлов С. А., Марьяненко В. П. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ*

Авторы статьи формулируют теоретико-методологические основы анализа национальной инновационной системы, обосновываю свои критерии этих основ и прогнозируют возможности создания национальной инновационной системы, которые, на их взгляд, в настоящее время не созданы.

Ключевые слова: национальная инновационная системы, теоретико-методологические основы анализа.

В условиях стан°вления информаци°нн°-сете- тате преобладания инновационных факторов начи-

вой экономики или экономики знаний ключевым и нают формироваться мировая и национальные ин-

Решающим факгором динамичного социально-эко- новационные системы. Формирование националь-

номического развития становится новое знание, ной инновационной системы (National System of

инновация, прежде всего, инноватор, выступающий Innovation) осуществляется посредством разработ-

носителем этих новых знаний, инноваций. В резуль- ки и проведения национальной инновационной

*Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 10-02-00375а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.