Научная статья на тему 'Проблемы параллельного импорта машиностроительной продукции России из стран Центрально-Восточной Европы'

Проблемы параллельного импорта машиностроительной продукции России из стран Центрально-Восточной Европы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Россия / страны ЦВЕ / международная торговля / обмен машиностроительной продукцией / параллельный импорт. / Russia / CEE countries / international trade / exchange of machinery products / parallel imports.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубкин Александр Викторович, Малютина Ольга Михайловна

Целью настоящего исследования является определение стран-посредников, через которых осуществляются поставки машиностроительной продукции Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) в Россию в новой геополитической реальности. Решение поставленной цели исходит из следующих задач: проанализировать динамику основных показателей торговли машиностроительной продукцией между странами ЦВЕ и Россией; рассмотреть экспортные поставки Центрально-Восточной Европы и импортные потоки РФ продукции машиностроительной отрасли из стран-посредников; определить основные товарные позиции машиностроительной отрасли в российском импорте из стран-посредников. Полученные в ходе проведенного анализа результаты свидетельствуют, что в условиях геополитической напряженности в 2023 г. проявились тенденции сокращения объемов торговли машиностроительной продукцией России с большинством стран ЦВЕ. Большая часть продукции машиностроительной отрасли из рассматриваемого региона в РФ осуществляется по параллельному импорту через территории соседних стран – Казахстана, Армении, Киргизии, Беларуси – членов ЕАЭС и Турции. Статистические данные по российскому импорту основных товарных позиций машиностроительной продукции из стран ЕАЭС и Турции за 2021-2022 гг., свидетельствуют об увеличении объема поставок электротехники. В результате санкционного давления со стороны стран ЕС произошло резкое снижение объемов торгового взаимодействия в машиностроительной сфере между РФ и регионом ЦВЕ. Правительство Российской Федерации частично легализовало параллельный импорт, чтобы противостоять выходу западноевропейских компаний из российского рынка машиностроительной продукции, а также избежать перебоев в логистике. Компенсировать снижение импорта машиностроительной продукции из стран ЦВЕ России в некоторой степени удалось за счет наращивания объемов импорта данной продукции из стран посредников, а именно ЕАЭС и Турции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of parallel import of machine-building products in Russia's trade with the countries of Central and Eastern Europe

The study aimed to determine through which intermediary countries supplies of engineering products from the countries of Central and Eastern Europe (CEECs) to Russia are carried out in the new geopolitical reality. The study was performed to analyze the dynamics of the main indicators of trade in engineering products between CEE countries and Russia; consider the export supplies of the countries of Central-Eastern Europe and Russian import flows of engineering industry products from the intermediary countries; determine the main product positions of the engineering industry in Russian imports from the intermediary countries. The results obtained during the analysis indicate that in the context of geopolitical tensions in 2023, there were trends in reducing the volume of trade in Russian engineering products with the majority of CEE countries. Most of the machine–building industry products from the region under consideration in the Russian Federation are imported through parallel imports through the territories of neighboring countries – Kazakhstan, Armenia, Kyrgyzstan, Belarus members of the EAEU and Turkey. Statistical data on Russian imports of the main commodity items of machinebuilding products from the EAEU countries and Turkey for 2021-2022 indicate an increase in the volume of supplies of electrical equipment. As a result of the sanctions pressure from the EU countries, there was a sharp decrease in the volume of trade cooperation in the engineering sector between the Russian Federation and the CEE region. The Government of the Russian Federation partially legalized parallel imports in order to counter the withdrawal of Western European companies from the Russian market of machine-building products, as well as to avoid disruptions in logistics. Russia managed to compensate for the decrease in imports of machine-building products from the CEE countries due to an increase in imports from intermediary countries, namely the EAEU and Turkey.

Текст научной работы на тему «Проблемы параллельного импорта машиностроительной продукции России из стран Центрально-Восточной Европы»

Проблемы параллельного импорта машиностроительной продукции России из стран Центрально-Восточной Европы

Голубкин Александр Викторович

научный сотрудник Центра восточноевропейских исследований Института экономики РАН. golubkinalexander@gmail.com

Малютина Ольга Михайловна

младший научный сотрудник Центра восточноевропейских исследований Института экономики РАН. malyutinaom@gmail.com

Целью настоящего исследования является определение стран-посредников, через которых осуществляются поставки машиностроительной продукции Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) в Россию в новой геополитической реальности. Решение поставленной цели исходит из следующих задач: проанализировать динамику основных показателей торговли машиностроительной продукцией между странами ЦВЕ и Россией; рассмотреть экспортные поставки Центрально-Восточной Европы и импортные потоки РФ продукции машиностроительной отрасли из стран-посредников; определить основные товарные позиции машиностроительной отрасли в российском импорте из стран-посредников. Полученные в ходе проведенного анализа результаты свидетельствуют, что в условиях геополитической напряженности в 2023 г. проявились тенденции сокращения объемов торговли машиностроительной продукцией России с большинством стран ЦВЕ. Большая часть продукции машиностроительной отрасли из рассматриваемого региона в РФ осуществляется по параллельному импорту через территории соседних стран - Казахстана, Армении, Киргизии, Беларуси - членов ЕАЭС и Турции. Статистические данные по российскому импорту основных товарных позиций машиностроительной продукции из стран ЕАЭС и Турции за 2021-2022 гг., свидетельствуют об увеличении объема поставок электротехники. В результате санкционного давления со стороны стран ЕС произошло резкое снижение объемов торгового взаимодействия в машиностроительной сфере между РФ и регионом ЦВЕ. Правительство Российской Федерации частично легализовало параллельный импорт, чтобы противостоять выходу западноевропейских компаний из российского рынка машиностроительной продукции, а также избежать перебоев в логистике. Компенсировать снижение импорта машиностроительной продукции из стран ЦВЕ России в некоторой степени удалось за счет наращивания объемов импорта данной продукции из стран посредников, а именно ЕАЭС и Турции.

Ключевые слова: Россия, страны ЦВЕ, международная торговля, обмен машиностроительной продукцией, параллельный импорт.

Введение

Настоящее исследование посвящено анализу торгового взаимодействия России со странами ЦВЕ в области машиностроения и выявлению основных логистических направлений товаропотоков этой продукции, осуществляемых через третьи страны. Присоединение стран ЦВЕ - членов ЕС к антироссийским санкциям значительно осложняет их торговые связи с Россией в области машиностроения и ограничивает очевидный потенциал коммерческих и производственных связей в этих условиях. Неблагоприятные тенденции сокращения объемов импортных закупок РФ в странах рассматриваемого региона обусловлены приостановкой экономической деятельности и выходом с отечественного рынка большинства восточноевропейских компаний [5].

В настоящее время большая часть товарообмена продукцией машиностроительной отрасли между странами ЦВЕ и Россией осуществляется по средствам параллельного импорта через третьи страны. В этой связи становится актуальной задача определить основных стран-посредников в торговом взаимодействии РФ со странами ЦВЕ в области машиностроения.

Анализ динамики основных показателей торговли продукции машиностроительной отрасли между Россией и странами ЦВЕ осуществляется на основе статистических данных открытых интернет-ресурсов Еик^! и UNCTADStat за период 2018-2023 гг.

Торговля машиностроительной продукцией РФ со странами ЦВЕ

После введения Евросоюзом в феврале 2022 г. первого пакета санкций, стоимостной объем импорта машиностроительной продукции Россией из региона в марте 2022 г. резко сократился на 61,6% по сравнению с февралем 2022 г. (рис. 1). Противоположный тренд продемонстрировал стоимостной объем экспорта РФ в страны ЦВЕ. Так, в марте 2022 г. экспортные поставки продукции машиностроительной отрасли в регион ЦВЕ насчитывали 90,7 млн евро, увеличившись на 53,4% относительно объема в феврале 2022 г. Положительную динамику российского экспорта можно объяснить попытками стран ЦВЕ приобрести больший объем машиностроительной продукции до введения полного эмбарго [3]. Более того, введенные санкции ЕС накладывают запрет не на весь перечень торгуемых товарных позиций машиностроительного сектора [12].

Рис.1. Доля машиностроительной продукции в торговле РФ со странами ЦВЕ в условиях санкций ЕС, январь 2022 г. — декабрь 2023 г.

Источник: данные Eurostat. https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/DS-

018995_custom_7456776/default/table?lang=en (дата обращения:

09.04.2024).

I I

О

ГО

>

Л1

I

го т

о

ю

2 О

м

■Р».

<

00 о

Резкое снижение объемов основных показателей торговли машиностроительной продукцией между Россией и странами ЦВЕ в первом полугодии 2023 г. обусловлено ухудшением торговых связей странами региона с РФ, которое произошло в начале 2022 г., когда были введены запреты на экспортно-импортные операции машиностроительной продукцией [6]. В большей мере сократился объем торговли с Россией в стоимостном выражении у Румынии (экспорт в РФ - на 79,3%, импорт - 95,1%), Хорватии (экспорт в РФ - 67,9%, импорт - 71,1%). Экспорт Латвии в РФ в первом полугодии 2023 г. сократился на 47,9%, импорт - на 74,4%. Увеличение объема закупок российской машиностроительной продукции в первом полугодии 2023 г. по сравнению с первым полугодием 2022 г. наблюдалось у Чехии (42,1%), Венгрии (17,1%) и Словении, которая также нарастила экспорт в РФ на 26,7%.

Ключевыми статьями экспорта продукции машиностроительного сектора стран региона ЦВЕ в Россию в 2022 г. были сельскохозяйственная техника и машины для пищевой промышленности. Их доли в общем объеме импорта РФ этих товарных групп составляли 21,7% и 19,5%, соответственно. Основными поставщиками сельскохозяйственной техники в Россию являлись Польша, чья доля в совокупном российском импорте данного вида машин в 2022 г. насчитывала 8,8%, Литва (4,5%), Чехия (2,3%) и Венгрия (1,5%). Экспортерами машин для пищевой промышленности в Россию были Литва (9,3% общего импорта РФ), Польша (4,4%) и Чехия (1,7%).

Логистические маршруты товаропотоков машиностроительной продукции

В феврале-марте 2022 г. Европейский союз и входящие в его состав страны ЦВЕ, ввели многочисленные санкции против России, некоторые из них предусматривают ограничение импорта машиностроительной продукции [4]. В этой связи импорт из региона ЦВЕ, доля которого составляла в 2022 г. 6,5% от всего импорта продукции машиностроительной отрасли РФ, снизился практически вдвое.

В качестве защитных мер во внешней торговле Россия в 2022 г. ввела ряд послаблений с целью стимулирования импорта в страну, которые в некоторой степени способствовали смягчению негативных последствий западноевропейских санкций. Одной из таких мер стала частичная легализация параллельного импорта Правительством Российской Федерации в марте 2022 г. (см. Постановление Правительства от 29.03.2022 № 506 и приказ Минпромторга от 19.04.2022 № 1532). Ввоз товаров в страну по данной схеме был возможен уже с 6 мая 2022 г [8]. Помимо частичного разрешения параллельного импорта, стремление к замещению товаров, выпадающих из структуры российского импорта ввиду санкционных ограничений, привело к использованию ряда других мер внешнеторгового регулирования. К их числу в отношении продукции машиностроительной отрасли можно отнести обнуление пошлин на технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему [10].

Основной товаропоток машиностроительной продукции из Центрально-Восточной Европы в РФ проходит по параллельному импорту через территории соседних стран - Казахстан, Армению, Киргизию, Беларусь - членов ЕАЭС, а также через Турцию, которая географически и по уровню развития своей логистической инфраструктуры удобна для осуществления данной дистрибутивной схемы. В таблице 1 наглядно продемонстрирован рост импортных поставок машиностроительной продукции странами ЕАЭС и Турции из Центрально-Восточной Европы.

В 2022 г. наибольший рост импорта продукции машиностроительной отрасли из стран ЦВЕ почти в 10 раз, наблюдался у Кыргызстана, Армении (рост на 483,6%) и Казахстана (171,6%). В том же году Турция нарастила свои импортные поставки машиностроительной продукции из стран региона на 38,6%. В 2023 г. экспорт региона ЦВЕ в рассматриваемые страны, за исключением Армении, продолжил положительную тенденцию. Совокупный объем экспорта машиностроительной продукции из стран Центрально-Восточной Европы

в рассматриваемые страны в 2023 г. составлял 15,3 млн евро (+35% к уровню 2022 г.).

Таблица 1

Экспорт машиностроительной продукции в ЕАЭС и Турцию из стран ЦВЕ за 2018-2023 гг.

| 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023

Стоимостной объем экспорта стран ЦВЕ, в млн евро

Армения 0,09 0,08 0,06 0,06 0,37 0,36

Беларусь 1,24 1,44 1,39 1,50 1,55 2,37

Казахстан 0,72 0,84 0,81 0,64 1,74 2,06

Кыргызстан 0,05 0,08 0,03 0,03 0,31 0,75

Турция 4,68 4,15 5,02 5,36 7,33 9,71

Рост экспорта стран ЦВЕ, % к предыдущему году

2018 2019 2020 2021 2022 2023

Армения 44,62 -12,73 -20,42 1,62 483,60 -1,25

Беларусь 21,54 16,08 -3,67 8,35 3,33 52,36

Казахстан 8,38 17,39 -3,46 -21,34 171,62 18,50

Кыргызстан 3,14 68,60 -56,78 -12,82 978,73 140,02

Турция -21,30 -11,28 20,89 6,77 36,84 32,48

Источник: данные Eurostat. https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/DS-

018995_custom_7362621/default/table?lang=en (дата обращения:

11.04.2024).

Компенсировать снижение поставок импортируемой из региона ЦВЕ машиностроительной продукции России удалось благодаря налаживанию новых логистических цепочек и наращиванию объемов импорта из стран ЕАЭС. Главными торговыми странами-партнерами в данном регионе для России являются Беларусь и Казахстан, при этом их доля в общем импорте машиностроительной продукции РФ в 2020-2022 гг. неуклонно увеличивалась. Так, в 2022 г. доля импортируемой из Беларуси продукции машиностроительной отрасли составила 3,9% всего российского импорта данного вида продукции, Казахстана - 1,2%, а Турции - 2,3%, как изображено на рисунке 2.

Рис. 2. Основные страны-импортеры машиностроительной продукции в Россию и их доля в 2022 г., %.

Источник: данные UNCTADStat

https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/taЫeView.aspx (дата обращения: 17.04.2024).

В схеме логистики параллельного импорта первым обращает на себя внимание соседний Казахстан. Этому способствует ряд объективных причин. Однако поток параллельного импорта через Казахстан существенно ограничен решением казахстанского правительства по запрету прохождения товаров, попавших под санкции, в Россию. Ввиду перечисленных выше причин, потоки товаров по параллельному импорту закономерно потекли через территорию Турции.

Традиционное сотрудничество с Турцией также способствует росту товарооборота между двумя странами. Турецкая республика представляет собой связующий вектор между Центрально-Восточной Европой и Россией, то есть является крупнейшим транспортно-

логистическим хабом для грузоперевозок по параллельному импорту [2]. Надо отметить, что Турция отказалась от введения санкций против России. Активизация Турции, как транзитной страны, происходит благодаря режиму реэкспорта - организации поставок через третьи страны. В 2022 г. российский объем импорта машиностроительной продукции из стран ЕАЭС и Турции составил 8,6 млрд долл. США, что на 23% больше, чем годом ранее.

Таблица 2

Импорт машиностроительной продукции в Россию из стран ЕАЭС

2018 2019 2020 2021 2022

Стоимостной объем импорта РФ, в млрд долл. США

Армения 0,03 0,02 0,03 0,04 0,55

Беларусь 3,67 3,88 3,63 4,55 4,17

Казахстан 0,31 0,44 0,36 0,46 1,32

Кыргызстан 0,03 0,04 0,02 0,03 0,08

Турция 1,03 1,28 1,39 1,93 2,49

Рост импорта РФ, % к предыдущ ему году

Армения 13,45 -15,56 25,44 28,32 1395,10

Беларусь -13,10 5,65 -6,46 25,55 -8,49

Казахстан 9,97 40,95 -17,01 26,87 186,45

Кыргызстан -7,10 30,90 -39,26 40,61 139,13

Турция 4,94 24,48 8,31 39,39 29,05

Экспорт стран ЦВЕ в Ар- Импорт РФ из Арме-

мению нии

Приемники для радиовеща- 695,0 12500,0

ния

Транспортные средства 973,4 4836,5

Машины для автоматической 782,5 2433,5

обработки данных

Другое оборудование для кон- 970,8 1044,9

кретных отраслей промыш-

ленности

Звукозаписывающие устрой- 1314,3 869,2

ства

Экспорт стран ЦВЕ в Бе- Импорт РФ из Бела-

ларусь руси

Прицепы, вагоны и полупри- 23,0 41,5

цепы

Экспорт стран ЦВЕ в Ка- Импорт РФ из Казах-

захстан стана

Телевизоры 481,9 31738,3

Источник: данные иЫСТЛОвШ.

https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx (дата обращения: 17.04.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В таблице 2 наглядно представлена положительная динамика российских импортных поставок из стран ЕАЭС и Турции в 20182022 гг. Объем импорта продукции машиностроительной отрасли РФ из Турции в 2022 г. составил почти 2,5 млрд долл. США, что на 29,1% больше, чем в 2021 г. Наибольший рост импорта машиностроительной продукции в Россию среди пяти рассматриваемых стран в 2022 г. (практически в 14 раз к уровню 2021 г.) произошел из Армении. Несмотря на давление со стороны недружественных стран и риски вторичных санкций, Армения при импорте и экспорте продукции машиностроительного сектора в Россию пока придерживается правилам ЕАЭС, иных ограничений по совершению таких операций не предусмотрено [1]. Поскольку Западные страны стремятся запретить параллельный импорт в Россию, решающее значение начинает иметь позиция официальных лиц стран ЕАЭС и Турции в данном вопросе [9].

В товарной структуре параллельного импорта машиностроительной продукции России (табл. 3) можно выделить несколько товарных позиций, объем импорта которых в 2022 г. резко увеличился. Данные по импорту основных товарных позиций машиностроительной продукции ^1ТС) РФ из стран ЕАЭС и Турции за 2021-2022 гг., свидетельствуют об увеличении поставок электротехники.

Таблица 3

Рост основных товарных позиций экспорта машиностроительной продукции стран ЦВЕ и импорта РФ из стран ЕАЭС и Турции в 2022 гг., % к 2021 г.

Приемники для радиовеща- 501,5 25713,3

ния

Печатное и переплетное обо- 817,2 5004,3

рудование

Корабли, катера и плавучие 1476,4 4435,8

сооружения

Телекоммуникационное обо- 245,5 3719,1

рудование

Тракторы 548,1 791,0

Прочее запчасти и оборудова- 399,7 501,6

ние для производства элек-

троэнергии

Звукозаписывающие устрой- 268,6 496,3

ства

Неэлектрические машины, ин- 375,2 457,2

струменты

Экспорт стран ЦВЕ в Кыргызстан Импорт РФ из Кыргызстана

Телевизоры 16669,5 780,9

Машины для автоматической 3535,2 450,8

обработки данных

Парогенерирующие котлы 38366,7 389,6

Приспособления для труб 5167,6 287,0

Неэлектрические детали и за- 3368,1 280,3

пчасти для станков

Катодные клапаны и трубки 18024,3 266,8

Экспорт стран ЦВЕ в Турцию Импорт РФ из Турции

Телевизоры 99,9 2212,0

Звукозаписывающие устрой- 67,9 1530,9

ства

Двигатели и запчасти 197,4 321,6

Тракторы 32514,2 290,3

Детали станков 83,8 123,8

Насосы, газовые компрессоры 76,8 93,5

Источник: данные UNCTADStat.

https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx (дата обращения: 17.04.2024).

Данные таблицы 3 подтверждают выдвинутую ранее гипотезу о потоках параллельного импорта продукции машиностроительной отрасли из стран Центрально-Восточной Европы в Россию через страны ЕАЭС и Турцию. Несмотря на то, что частично динамику роста экспорта машиностроительной продукции из ЦВЕ в рассматриваемые страны можно объяснить за счет переключения части товарных потоков из европейских стран на страны ЕАЭС взамен российского рынка, данные из правого столбца таблицы 3 свидетельствуют о кратном росте поставок продукции данной товарной группы в Россию.

Наибольший рост импорта машиностроительной продукции из Армении в Россию в 2022 г. показали приемники для радиовещания (практически в 125 раз к уровню 2021 г.), а также транспортные средства (в 48 раз к уровню 2021 г.). Можно сделать предположение, что данные группы товаров импортируются по параллельному импорту в Россию преимущественно через Армению.

Что касается Казахстана, стоит отметить кратный рост поставок телевизоров (в 320 раз к 2021 г.) и приемников для радиовещания (в 257 раз к 2021 г.). Импорт прочих товаров машиностроительной продукции, представленных в таблице 3, также показал значительный рост.

В условиях санкций по параллельному импорту в Россию через страны ЕАЭС и Турцию в числе продукции машиностроительной отрасли преимущественно ввозились товары для различных отраслей промышленности, что было необходимо для поддержания отечественной экономики. Однако для российских производителей электроники «серый» импорт несет серьезные риски, поэтому в текущих условиях список разрешенных к параллельному импорту товаров постоянно пересматривается Минпромторгом [7].

Несмотря на то, что происходит переориентация на поставщиков из «дружественных» стран, потребность в машиностроительной продукции из ряда недружественных стран все еще сохраняется. Механизм параллельного импорта вероятнее всего продолжит функцио-

X X О го А С.

X

го m

о

ю

2 О

м ■р»

нировать в 2025 г. по тем товарным позициям машиностроения, в которых сохранится потребность российского рынка [11]. Сокращение числа брендов, которые разрешены к ввозу в Российскую Федерацию по параллельному импорту свидетельствует о положительных тенденциях в российской экономике и сокращении зависимости от западных производителей.

11. Шарифулин В. Механизм параллельного импорта планируется продлить на 2025 год // ТАСС. 05.06.2024 г. https://tass.ru/ekonomika/20999521 (дата обращения: 27.06.2024);

12. Economic repercussions of Russia's war on Ukraine — Weekly Digest // Economic Governance Support Unit (EGOV), European Parliament. PE 699.539, 2022. — 11 p.

cs о

CS

О Ш

m

X

<

m о x

X

Выводы

С целью противостояния уходу многочисленных западноевропейских компаний с российского рынка машиностроительной продукции, а также избежать перебоев в логистике Правительство Российской Федерации частично легализовало параллельный импорт. Компенсировать сокращение объемов импортируемой из региона ЦВЕ продукции машиностроительного сектора России в некоторой степени удалось благодаря наращиванию импортных товаропотоков из стран ЕАЭС и Турции, которые выступают посредниками в рассмотренной логистической схеме. При этом, анализ статистических данных показал, что в товарной структуре российского импорта машиностроительной продукции из стран-посредников наибольший рост пришелся на поставки электротехники.

Литература

1. Армения ответила на данные об ужесточении контроля санкций против России // РБК. 26.04.2023 https://www.rbc.ru/politics/26/04/2023/644954679a7947a01ef7c1c8 (дата обращения: 28.06.2024);

2. Гайва Е. Страны ЕАЭС увеличили ввоз товаров в Россию на 30 процентов // RG.ru. 22.11.2022. https://rg.ru/2022/11/22/tovar-ishchi.html (дата обращения: 27.06.2024);

3. Голубкин А.В., Князев Ю.К. Торговые связи стран Центрально-Восточной Европы с Россией на перепутье // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023. № 2. С. 149166;

4. Голубкин А.В., Малютина О.М., Чернецкий Ф.М. Влияние санкций Евросоюза на торговлю машиностроительной продукцией между Россией и странами Центрально-Восточной Европы: прикладной эконометрический подход // Экономика и управление. 2023. Т. 29. № 10. С. 1190-1197;

5. Голубкин А.В., Малютина О.М., Чернецкий Ф.М. Современные особенности торговли машиностроительной продукцией между Россией и странами Центрально-Восточной Европы // Экономика и управление. - 2023. - Т. 29. - № 4. - С. 372-380;

6. Голубкин А.В., Малютина О.М., Чернецкий Ф.М. Современные проблемы торговли машиностроительной продукцией между Россией и странами «пояса соседства» (на примере стран Центрально-Восточной Европы и Восточной Азии): Научный доклад. -М.: Институт экономики РАН, 2023. - 38 с;

7. Ермакова С. Белоусов оценил объем параллельного импорта за два года в $70 млрд // Ведомости. 21.12.2023 https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/12/21/1012361-obem-parallelnogo-importa (дата обращения: 27.06.2024);

8. Крыгина И.Е. Логистические маршруты параллельного импорта // Вектор экономики. 2023. № 1 (79);

9. Сенотрусова С.В., Сибирякова Я.В. Параллельный импорт и другие экономические меры как ответ на санкции в отношении российского импорта // Государственное управление. Электронный вестник. 2023. № 96. С. 64-73;

10. Ушкалова Д.И. Внешняя торговля России в условиях санкци-онного давления // Журнал Новой экономической ассоциации. № 3 (55). 2022. С. 218-226;

Problems of parallel import of machine-building products in Russia's trade with the

countries of Central and Eastern Europe Golubkin A.V., Malyutina O.M.

Institute of Economics Russian Academy of Sciences

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

The study aimed to determine through which intermediary countries supplies of engineering products from the countries of Central and Eastern Europe (CEECs) to Russia are carried out in the new geopolitical reality. The study was performed to analyze the dynamics of the main indicators of trade in engineering products between CEE countries and Russia; consider the export supplies of the countries of Central-Eastern Europe and Russian import flows of engineering industry products from the intermediary countries; determine the main product positions of the engineering industry in Russian imports from the intermediary countries. The results obtained during the analysis indicate that in the context of geopolitical tensions in 2023, there were trends in reducing the volume of trade in Russian engineering products with the majority of CEE countries. Most of the machine-building industry products from the region under consideration in the Russian Federation are imported through parallel imports through the territories of neighboring countries - Kazakhstan, Armenia, Kyrgyzstan, Belarus - members of the EAEU and Turkey. Statistical data on Russian imports of the main commodity items of machinebuilding products from the EAEU countries and Turkey for 2021-2022 indicate an increase in the volume of supplies of electrical equipment. As a result of the sanctions pressure from the EU countries, there was a sharp decrease in the volume of trade cooperation in the engineering sector between the Russian Federation and the CEE region. The Government of the Russian Federation partially legalized parallel imports in order to counter the withdrawal of Western European companies from the Russian market of machine-building products, as well as to avoid disruptions in logistics. Russia managed to compensate for the decrease in imports of machine-building products from the CEE countries due to an increase in imports from intermediary countries, namely the EAEU and Turkey.

Keywords: Russia, CEE countries, international trade, exchange of machinery products, parallel imports.

References

1. Armenia responds to data on tightening control of sanctions against Russia //

RosBusinessConsulting. 26.04.2023

https://www.rbc.ru/politics/26/04/2023/644954679a7947a01ef7c1c8 (дата обращения: 28.06.2024);

2. Gaiva E. The EAEU countries increased the import of goods to Russia by 30 percent //

RG.ru. 22.11.2022. https://rg.ru/2022/11/22/tovar-ishchi.html (дата обращения: 27.06.2024);

3. Golubkin A.V., Knyazev Yu.K. Foreign trade ties of the CEE countries with Russia on cross-

roads // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2023. No. 2. pp. 149-166;

4. Golubkin A.V., Malyutina O.M., Chernetsky F.M. The impact of EU sanctions on trade in

machine-building products between Russia and the countries of Central and Eastern Europe: an applied econometric approach // Economics and Management. 2023. Vol. 29. № 10. P. 1190-1197;

5. Golubkin A.V., Malyutina O.M., Chernetsky F.M. Modern features of trade in machine-

building products between Russia and the countries of Central and Eastern Europe // Economics and Management. 2023. Vol. 29. № 4. P. 372-380;

6. Golubkin A.V., Malyutina O.M., Chernetsii F.M. Modern problems of trade in machine-

building products between Russia and the countries of the «neighborhood belt» (Case of the countries of Central-Eastern Europe and East Asia): Scientific Report. Moscow. Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, 2023. - 38 p.;

7. Ermakova S. Belousov estimated the volume of parallel imports in two years at $ 70 billion

// Statements. 21.12.2023

https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/12/21/1012361-obem-parallelnogo-importa (дата обращения: 27.06.2024);

8. Krygina I.Y. Parallel import logistics routes // Vector of Economy. 2023. № 1 (79);

9. Cenotrusova S.V., Sibiryakova Ya.V. Parallel imports and other economic measures as a

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

response to sanctions against Russian imports // Public administration. Electronic Bulletin. 2023. № 96. P. 64-73;

10. Ushkalova D.I. Russia's foreign trade under sanctions pressure // Journal of the New

Economic Association. № 3 (55). 2022. P. 218-226;

11. Sharifullin V. Parallel import mechanism is planned to be extended for 2025 // TASS.

05.06.2024 г. https://tass.ru/ekonomika/20999521 (дата обращения: 27.06.2024);

12. Economic repercussions of Russia's war on Ukraine — Weekly Digest // Economic

Governance Support Unit (EGOV), European Parliament. PE 699.539, 2022. — 11 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.