4
ARCHITECTURE / «еЮУУШШУМ-ЛШШаИ» #22(И©9)), 2021
ARCHITECTURE
Жерносекова Екатерина Александровна Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
DOI: 10.24412/2520-6990-2021-22109-4-5 ПРОБЛЕМЫ ОЗЕЛЕНЕНИЯ КРЫМА. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Zhernosekova Ekaterina Alexandrovna
Petersburg State Transport University of Emperor Alexander I
PROBLEMS OF GREENING CRIMEA. HISTORICAL ASPECT
Аннотация
Крымская природа сама по себе делает полуостров территорией, где все зеленеет и цветет. Однако еще лучше, когда она ухожена и выглядит аккуратной. Именно тогда необходимо озеленение, то есть комплекс работ, которые направлены на то, чтобы любой человек ощущал себя в Крыму максимально комфортно. В статье указано, что проводятся мероприятия по проектированию и подбору, а также установке нужных коммуникаций, позволяющих наилучшее озеленение территории в Крыму.
Abstract
The Crimean nature itself makes the peninsula a territory where everything turns green and blooms. However, it is even better when she is well-groomed and looks neat. It is then that landscaping is necessary, that is, a set of works that are aimed at making any person feel as comfortable as possible in Crimea. The article indicates that measures are being taken to design and select, as well as to install the necessary communications, allowing the best landscaping of the territory in Crimea.
Ключевые слова: озеленение, Крым, насаждение растений, субтропический сад.
Key words: landscaping, Crimea, planting of plants, subtropical garden.
Актуальность исследования обусловлена тем, что озеленение республики Крым имеет большую историю и продолжается до сих пор. Попробуем проанализировать проблемы озеленения Крыма в диахроническом аспекте. В 1920-е и 1930-е годы, несмотря на активное развитие курортов на Южном берегу Крыма, дорогами не занимались. Первые упоминания об озеленении дорог относятся к 1949 году, когда заговорили о наказе «великого вождя» по превращению Крыма в субтропический сад. Решающим фактором в этом деле сыграла личная встреча И.В. Сталина с секретарем Ялтинского горкома партии Булаевым, произошедшая 13 сентября 1948 года в Ливадии во время пребывания вождя на отдыхе. Тогда-то и было предложено превратить Южный берег Крыма в субтропический рай. Немедленно была развернута государственная кампания по претворению в жизнь этой идеи. К выполнению «величественного плана преобразования природы» были подключены комсомол, профсоюзы, общества охраны природы и друзей зеленых насаждений, все общественные организации [1, с. 95].
Согласно плану, предполагалось превратить Крым в подобие Кавказа, где должны расти лимоны, апельсины, мандарины, эвкалипты, а также субтропические плодовые культуры - инжир, миндаль, хурма, фейхоа, а также грецкие орехи. Поскольку ни питомников, ни семян в первые послевоенные годы не было, власти активно призывали молодежь и жителей Ялты к сбору лесных семян, в частности, шишек крымской сосны, чтобы в последующем их можно было высадить вдоль дорог.
Уже 11 февраля 1949 года ялтинская газета «Сталинское Знамя» рапортовала об успехах комсомольцев, собравших 250 килограммов семян северного и атласского кедра, 1750 килограммов крымской сосны. Как сообщалось, «особенно отличились в этом деле первичные комсомольские организации санатория им. Куйбышева, Курортного управления Минздрава, конторы связи, Ливадий-ской и Никитской семилетних школ» [2, с. 79].
Таким образом, одной из важнейших хозяйственных задач, вытекающих из указания Сталина о преобразовании природы Южного берега Крыма, являлось озеленение южнобережного шоссе Алушта - Ялта - Алупка - Симеиз. Придавая должное значение этому мероприятию, Крымский облисполком еще в октябре 1948 года вынес решение, в котором указано, что озеленительную работу вдоль шоссе совхозы, колхозы, санатории и дома отдыха всех систем и ведомств, чьи земли расположены вокруг этой важнейшей магистрали, обязаны провести осенью и закончить не позднее ранней весны нынешнего года. Но давно прошла осень, однако, до сих пор ряд хозяйств и учреждений, получивших плановые задания по озеленению шоссе, вместо выполнения задания занимаются изысканием причин к его невыполнению. Именно поэтому на 10 февраля из плана 11 тысяч деревьев посажено только 330, что составляет всего лишь 3 процента плана. Выкопано 3400 ямок или 31 процент плана [3, с. 24].
Итак, упор делался на самосознание населения, а работы включались в список общественных, то есть не оплачиваемых. Через партийные и проф-
«етуушшим-лшшаи» 2©21 / лясШТЕСШКЕ
5
союзные организации спускались планы, а руководители предприятий убеждали своих сотрудников выходить по воскресеньям на копку ям. Отныне трассу в Ялту, а также все ответвления к здравницам и к морю, с легкой руки журналистов, окрестили «аллей зеленых насаждений». Позднее, когда стали высаживать эвкалипты, привезенные с Кавказа, заговорили о «Сталинской эвкалиптовой аллее».
Сортовой подбор деревьев и кустарников поручили Курзеленстрою и Никитскому ботаническому саду. Специалисты этих учреждений также обязаны были осуществлять контроль за качеством посадки, планировки и копки ям. Больше всех досталось Ошосдору - дорожникам Ялты. На работах по озеленению «должна быть развернута широкая массовая политическая работа, организовано социалистическое соревнование».
В 1962-63 годах вошли в строй павильоны для пассажиров на остановках троллейбусов Никита, Пионерское, Доброе, Краснокаменка и Кипарисное. Такие же павильоны построены на остановках Лозовое, Малый Маяк, Верхняя Кутузовка и Перевальное.
Осенью 1963 и весной 1964 года продолжались работы по озеленению трассы.
Вдоль трассы посадили до 14 тысяч кустов роз, 10 тысяч кипарисов, 3 тысячи сосен и 5 тысяч кедров. У поворота объездной дороги, откуда открывается вид на водопад, уже сделана горка кактусов, занимающая полгектара. На склоне возле Медведь-горы посадили первую тысячу кипарисов. Сажать деревья будем целыми массивами. Пройдет время, и зашумят на ветру новые рощи: кипарисовые, кедровые и из листопадных деревьев с платанами, лен-коранской акацией, багряником [4, с. 18].
Длина розовой аллеи составляла 16 километров. В 1966 году «Курортная газета» сообщала, что розы стали предметом охоты для водителей и курортников, проезжающих в Ялту. Тысячи сломанных веток и кустов представляли неприглядный вид.
Одновременно озеленяли и железнодорожное полотно на территории Крыма. За три года (196568) на вокзалах и станциях Крымского отделения Приднепровской железной дороги было посажено более 20 тысяч фруктовых деревьев, 30 тысяч декоративных, свыше 5 тысяч вечнозеленых и более 20 тысяч кустов роз. В последующие два года на участке Симферопольской дистанции пути было высажено 1100 саженцев яблони, груши, вишни, абрикосов, черешни, персиков.
Еще больший размах озеленение дорог приобрело в 1970-е годы. В 1972 году вступила в строй новая трасса мыс Сарыч - Ялта. Коллектив севастопольского ДЭУ N° 591 высадил сотни вечнозеленых пирамидальных и аризонских кипарисов, сосны,
туи, розмарина и других растений. На огромных 3050-метровых насыпях-откосах новой дороги были посеяны семена рябины, яблони, груши, сливы, абрикосов.
На трассе Симферополь - Евпатория высадили десятки тысяч саженцев грецкого ореха. Поставку посадочного материала осуществлял Джанкойский питомник.
В середине 1970-х годов впервые заговорили о нерентабельности посадки орехоплодных и плодо-ягодных культурах вдоль дорог. Дорожники сетовали, что трудно организовать охрану, деревья обезображиваются. А появление возле них сборщиков и непредвиденные остановки частных машин вызывали опасные дорожные ситуации. Практика создания в придорожных посадках черешни, вишни, сливы, абрикоса и тем более персика совершенно не оправдана. Здесь необходимо проводить защитные мероприятия от вредителей и болезней. Кроме того, во время урожая, который собирали транзитные съемщики, деревья часто оставались с поломанными кронами.
Озеленение весьма важно в благоустройстве территории и является неотъемлемой частью ландшафтного дизайна. Ведь это не одно лишь эстетическое наслаждение, но еще и прагматизм. Территория защищается от ветра, от пыли, поскольку деревья изолируют от них, а заодно от шума и дополнительно выделяют воздух, столь важный для поддержания экологической чистоты. Озеленение в Севастополе особенно актуально. Это большой город, нуждающийся в грамотном планировании, чтобы пространство оставалось привлекательным.
Таким образом, при помощи озеленения можно создавать своеобразные стены, ширмы, таким способом разделять пространство на зоны, затененные участки. Широко также применяют вертикальное озеленение для декорирования фасадов и стен. Это дарит зданию дополнительную защиту от нагрева. Вот почему озеленение участка в Симферополе и других крымских городах столь важно.
Список литературы
1. Багрова Л.А., Боков В.А., Гаркуша Л.Я., Драган Н.А. Крымское Субсредиземноморье // Экосистемы Крыма, их оптимизация и охрана: Тематический сб. науч. тр. — Симферополь: ТНУ, 2003. — Вып. 13. — С. 95—105.
2. Владимиров Е.И., Костенко Н.С. Парки // Курорт Коктебель. — К.: Наук. думка, 1997. — С. 79—82.
3. Воинов Г.В. Деревья и кустарники Судака // Бюл. ГБС. — М.: Наука, 1967. — Вып. 64. — С. 24— 26.
4. Захаренко Г.С., Галушко Р.В., Шкарлет О.Д. Деревья и кустарники в озеленении Судака // Бюл. Никит. ботан. сада. — Ялта, 1985. — Вып. 56. — С. 18—21.