Научная статья на тему 'Проблемы отцовства в молодой семье'

Проблемы отцовства в молодой семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1495
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ СЕМЬИ / МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / ОТЦОВСТВО / FAMILY INSTITUTE / YOUNG FAMILY / PATERNITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Любовь Михайловна

В статье обсуждаются вопросы, связанные с актуализацией роли отцовства в российском обществе. Проблема отцовства в молодой семье не стала предметом специальных научных исследований, однако острота данной темы говорит о необходимости ее детальной проработки в целях улучшения функционирования института современной молодой семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Paternity Problems in the Young Family

The article is concerned with the issues of paternity in modern Russian society. The paternity problem in a young family has not been under study before, though it is an urgent one and needs a detailed research with a view to improve functioning of the institute of modern young family.

Текст научной работы на тему «Проблемы отцовства в молодой семье»

УДК 316.334 + 316.356.2

Л. М. Кузьмина

ПРОБЛЕМЫ ОТЦОВСТВА В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ

В статье обсуждаются вопросы, связанные с актуализацией роли отцовства в российском обществе. Проблема отцовства в молодой семье не стала предметом специальных научных исследований, однако острота данной темы говорит о необходимости ее детальной проработки в целях улучшения функционирования института современной молодой семьи.

The article is concerned with the issues of paternity in modern Russian society. The paternity problem in a young family has not been under study before, though it is an urgent one and needs a detailed research with a view to improve functioning of the institute of modern young family.

Ключевые слова: институт семьи, молодая семья, отцовство.

Keywords, family institute, young family, paternity.

С развитием рыночных отношений институт семьи существенно трансформировался, внутрисемейные отношения видоизменились, в семьях произошло значительное ролевое перераспределение. Родители стали уделять меньше внимания воспитанию детей, по разным причинам все чаще приходится наблюдать такое явление, как «мерцающие» папы. Тем самым в качестве тенденции проявляется снижение эффективности репродуктивной и воспитательной функций института семьи. Вот почему важным аспектом развития и жизнедеятельности молодых семей, повышения эффективности выполнения их функций являются формирование осознанного подхода к рождению и воспитанию детей, поднятие роли отцовства в обществе.

Организуя процесс социально-экономических преобразований в России, органы государственной власти и управления особое внимание обращают на изучение проблем, связанных с жизнедеятельностью семей, в Москве, Краснодарском и Красноярском краях, Тюменской области, Ямало-Ненецком автономном округе и других субъектах Российской Федерации. Первостепенными вопросами, нуждающимися в детальном исследовании, являются ролевые функции, которые выполняют отдельные члены семьи. От эффективного выполнения ими принятых на себя ролей во многом зависят прочность и перспективы развития семейного союза.

Целесообразно отметить, что когда в семье рождается ребенок, то она принципиально меняет образ своей жизнедеятельности и жизнен-

© Кузьмина Л. М., 2010 114

ные ориентиры. Рождение детей в семье символизирует ее переход в другую стадию жизненного цикла. Семья как бы моментально «взрослеет», получая испытательный срок на прочность, на проявление доброжелательности супругов друг к другу и к новорожденному. Период деторождения объективно способствует созданию стрессовой ситуации, которой необходимо научиться управлять, повышая роль каждого супруга в создании условий для благополучного взросления ребенка.

Таким образом, исследование темы отцовства является актуальным. Это необходимо как для науки, так и для практики - укрепления института семьи в Российской Федерации и в ее субъектах, уменьшения количества разводов в период реализации семьей детородной и воспитательной функций, наиболее полного осознания мужчинами их роли в формировании личности ребенка.

Важность исследования проблем отцовства объясняется также необходимостью выработки рекомендаций для органов государственной власти и управления по организации работы с членами семей - отцами и матерями. Рекомендации необходимы также в целях систематизации работы, направленной на подготовку молодежи к семейной жизни. Нужно также научно-методическое обеспечение процесса укрепления института отцовства в России, повышение «квалификации» мужчин - будущих или настоящих отцов. Все это может благотворно влиять на дальнейшее улучшение демографической ситуации в России.

Государственные органы, население, молодежь нуждаются в достоверной информации о состоянии отцовства, тенденциях его развития в целях принятия мер для укрепления института семьи. Получение разного рода научных данных будет способствовать дальнейшему усилению государственной семейной политики, ее воплощению в муниципальных образованиях и в конкретных семьях. Именно поэтому важно проводить любые исследования, направленные на изучение проблем отцовства.

Сегодня в Российской Федерации не ведутся основательные научные исследования по вопросам отцовства. Данная статья может послужить импульсом для осознания остроты проблем отцовства и принятия мер по организации системы научных и научно-методических разработок по вопросам указанной сферы жизнедеятельности.

Все это лишний раз подтверждает не только актуальность проблемы отцовства, но и новизну ее изучения.

Занимаясь изучением истории развития общества, человеческих цивилизаций, надо особо подчеркнуть, что вопросы отцовства имеют свои мифологические корни. Отцовство в далекие вре-

мена зачастую трактовали как своеобразную вертикаль власти, на вершине которой всегда стоял Небесный Отец. Отчасти в современной России данная мифология глубоко засела в умах определенной части граждан, которые порою персонифицируют государственную власть как отцовское начало: «царь-батюшка», «отец народов», «вождь и учитель», «незаменимый и безальтернативный лидер».

В этом смысле граждане демократических стран - «своеобразные сироты». Они ведь не считают глав своих государств отцами и, как бы это ни было трудно, берут ответственность за свою жизнь на себя, становятся «кузнецами собственного счастья», главными субъектами семейной политики. Здесь нам необходимо подчеркнуть, что та самая потребность в Отце как Вожде и Учителе - свидетельство прежде всего социально-политической незрелости, которая в наше время несовместима с наличием развитых демократических институтов. Именно исходя из этих позиций и отвержения принципа прежних мифов в современной жизни, важно констатировать: ответственное отцовство - потенциально антитоталитарная и антиавторитарная стратегия, но учитывающая в то же время историю, культуру и традиции народов.

Вопросы отцовства связаны с демографическими проблемами. На этот счет следует особо сказать, что не только Россия, а современный мир в целом переживают глубокие демографические перемены, характеризующиеся значительным снижением рождаемости. И здесь специалисты-демографы приходят порою к парадоксальным выводам. Например, «чем лучше живут люди, тем в среднем меньше детей они хотят». Или другой вывод ученых: чем выше образовательный уровень супругов, тем меньшее количество детей в их семье. Зарубежные и отечественные исследователи отмечают тенденцию изменения ценностных ориентаций в обществе - снижение в представлениях людей, в том числе молодежи, роли и значения материнства и отцовства.

Рождение ребёнка не просто символизирует, а конкретно обозначает переход семьи от одной стадии жизненного цикла к другой. И именно появление в семейном союзе «первенца», а не просто вступление в брак можно считать началом взрослости как женщины, так и мужчины. В этот период проявляется специфическая особенность мужчины-отца: в связи с рождением ребенка происходят значительные изменения в настроении, характере, темпераменте и личностных особенностях. Подобного рода перемены у отцов гораздо значительнее, чем у матери.

Надо подчеркнуть, что данный вывод противоречит общепринятому мнению о том, что рождение ребёнка - менее важное событие для муж-

чины, чем для женщины. Мужчина-отец глубоко сопереживает весь процесс младенческого состояния сына или дочери. Достаточно сказать, что в период от начала беременности до исполнения ребёнку одного года у молодого папы заметно увеличивается частота простудных и разного рода аллергических заболеваний. В этот же период мужчины могут совершать больше уголовных преступлений. И именно в это время у мужей могут происходить измены.

Молодые мамы просто обязаны знать, что состояние мужчины в период становления отцовства - особый кризисный момент жизни, сравнимый с кризисом подростковых лет. Период становления отцовства, всех противоречивых переживаний, происходящих в это время, является фундаментальной основой для перехода на новый, более высокий уровень личностного развития. Именно поэтому молодая супруга должна внимательно относиться к формирующемуся новому состоянию своего мужа, переходящего в новый семейный ранг - ранг отца.

Сущностное восприятие ребенка, а также субъективное переживание в рамках отцовства остаются далеко неизученными и даже внутренне противоречивыми. Многие мужчины оценивают и воспринимают отцовство как своеобразное «пакетное соглашение», которое вбирает в себя, с одной стороны, необходимость проявления эмоциональной близости, с другой - социальную защиту и материальное обеспечение семьи. Вот именно в этом случае желание эмоциональной близости с детьми приходит порою в конфликт с теми заботами, которые отец проявляет в процессе жизнеобеспечения семьи.

Можно привести много примеров из жизни немецких или американских отцов, которые абсолютно искренне хотят проводить со своими детьми больше времени, быть с ним эмоционально более близкими. Однако современный опыт жизни молодых семей как в странах Европы, США, так и России показывает своеобразное факультативное участие многих отцов в жизни своих детей. В этих условиях психологическую близость отца с детьми можно назвать в ряде случаев символической, общение отца и ребенка по времени - «мерцающим», а субъектные отношения осуществляются путем посредничества с матерью.

Среди проблем отцовства одной из главных является судьба детей после развода супругов. По данным Росстата за 2009 г., в России зарегистрировано 921,898 браков в возрасте до 35 лет, а разводов 699,400. По данным столичного управления загс, в 2009 г. только в Москве подали на развод более 64 тыс. супружеских пар, по сравнению с 2008 г. этот показатель вырос почти на 4%. Данная статистика удручающая - в Рос-

сии ежегодно 75% из зарегистрированных браков заканчиваются разводом. Из них 70% - в первые пять лет совместной жизни, т. е. фактически в молодых семьях.

Если взять макросоциальный уровень, то отцовское влияние, которое крайне необходимо детям, сводится на нет во многом из-за увеличения числа внебрачных детей и тех самых разводов. В Российской Федерации большинство детей после развода супругов остаются с матерью. К великому сожалению, зачастую общение детей с отцами ограничивается, а иногда и вовсе прекращается.

Причин такого положения много. Во-первых, как ни странно, но иногда мужчины сами теряют интерес к детям. Во-вторых, бывшие жены в силу недопонимания важности общения ребенка с отцом препятствуют таким контактам. В-третьих, отцовско-ребячьему общению препятствует наличие низкой супружеской и родительской культуры. Все это и способствует тому, что на мак-росоциальном уровне реальная безотцовщина не уменьшается.

А вот здесь следует опровергнуть существующую точку зрения относительно того, что в результате безотцовщины страдают только дети и женщины. Очень ущербными чувствуют себя и отцы. Ведь в подобном случае мужчиной переживается еще больший стресс, нежели стресс, испытанный им в период рождения ребенка. Роль отца становится неопределенной и почти утраченной, проявления заботы и ответственности -минимизированными, жизненные устои - подорванными. В этот период мужчина может попасть в полную дезадаптацию и подвергнуться испытанию на здоровье и девиантность в поведении.

И все же потеря или отсутствие отца особенно остро переживаются ребенком. Детям наносится серьезная психическая травма, которая может отрицательно сказаться у мальчика на желании стать хорошим отцом, дать своим детям то, чего он сам не получил. Кроме того, отсутствие отца способствует возникновению у ребенка дополнительного количества детских страхов, что еще больше усугубляет его психическое состояние.

Одной из проблем современного российского отцовства является то, что общество и его «женская половина» считают мужчин главными «донорами» материального обеспечения семьи. Одновременно от отцов ждут активного участия в решении бытовых вопросов и воспитании детей. Такое противоречивое сочетание традиционалистских и более современных установок приводит чаще всего к спорам, ссорам, взаимным обвинениям между мужчинами и женщинами, а иногда - к домашнему насилию.

Одной из проблем отцовства являются социально-психологические последствия отделения

сексуальности от реальной репродукции. Надо подчеркнуть, что именно такая сложившаяся ситуация создала основу для того, чтобы продолжение рода как социальное предназначение человека сделать необязательным. На самом деле исторически и психологически это произошло уже давно. И сексуальность (потенция, число женщин и умение их покорить) стала рассматриваться преимущественно как самооценка. В повседневной жизни мужчина заботился о том, чтобы удовлетворить свои сексуальные потребности, не становясь при этом отцом. Появление разных видов женской гормональной контрацепции позволило переложить «мужские заботы» на плечи самих женщин. Это дало им также дополнительные возможности того, что сексуально образованная женщина может принять важнейшее репродуктивное решение самостоятельно, без согласия и даже без ведома своего партнера.

Мужчины должны знать, что вышеописанные обстоятельства способствуют возникновению ряда сложных моральных и юридических проблем, связанных с реализацией функции отцовства. Скажем, одним из источников неопределенности и неуверенности мужчины является возможность генетического определения отцовства. Существует практика, когда мужчины обнаруживали, что воспитываемые дети зачаты не ими. И значит следует подчеркнуть, что отцовство в современных условиях, как бы это ни парадоксально звучало, может стать для мужчины фактором риска. Абсолютно не сгущая красок, важно заострить внимание на том, что реальная жизнь семьи, реализация отцовства в наше время могут иметь много проблем: семьи могут по разным причинам оказаться бездетными, рожденные дети могут быть материально не обеспеченными, оказаться без одного из родителей, а могут быть или стать чужими. И здесь многое зависит от формирования культуры родительских и супружеских отношений, специальной подготовки молодежи к семейной жизни, сознательному роди-тельству и отцовству.

С начала 1990-х традиционная семья в Российской Федерации претерпела коренные изменения. Это и явилось причиной существенных преобразований в семейной жизнедеятельности. Скажем, если раньше материальное и финансовое состояние семей, как правило, зависело от мужчины, то современные семьи все чаще становятся «двудоходными» (оба супруга одновременно вносят вклад в общую «семейную копилку»). Данное умозаключение подтверждается проведенным в 2008 г. Международным центром семьи, молодежи и детей социологическим исследованием по вопросам семьи в Российской Федерации (табл. 1):

Таблица 1

Кто в основном зарабатывает деньги в Вашей семье? %

1 - муж 35,4

2 - жена 18,9

3 - в равной мере 45,0

4-дети 0,7

Всего 100,0

Именно изменения в экономической сфере жизнедеятельности семьи прежде всего способствовали ролевому перераспределению. Такие внутрисемейные преобразования сказались и на степени отцовского влияния на социализацию детей.

Среди современных проблем, связанных с отцовством, появились такие, как усложнение структуры и усиление текучести брачно-семей-ных отношений. Они вызвали к жизни новые отцовские роли и идентичности, которые раньше столь отчетливо не выделялись: родные (биологические) отцы, приемные отцы, разведенные отцы, одинокие отцы, несовершеннолетние отцы и т. д. Конечно, такие категории отцов существовали и в прежнее время, однако они встречались гораздо реже, нежели сейчас. А ведь каждая из них имеет свою специфику, собственные социальные и психологические характеристики.

Наиболее сложными являются проблемы, возникающие в случаях, когда имеет место так называемое символическое отцовство - воспитание заведомо «чужих» детей. Этот институт существует уже давно. При символическом отцовстве диапазон возможных эмоциональных отношений между мужчинами и детьми разнообразен. Для многих мужчин (символических отцов) общение и работа с детьми психологически компенсаторны. Достаточно вспомнить нашу историю и известные факты, которые свидетельствуют о том, что среди великих мужчин-педагогов прошлого было много холостяков и людей с несложившейся семейной жизнью.

Однако неподдельная любовь к детям была способна удовлетворять многообразные потребности, даже если выразить их в заведомо сниженных, эгоистических терминах. Скажем, кто-то их мужчин бессознательно или осознанно искал и находил среди тех самых детей, кого воспитывал, необходимое ему эмоциональное тепло. Кто-то мог просто реализовывать свои властные амбиции, становясь безраздельным вождем, звездой и кумиром детей и подростков. Ведь среди них стать величиной проще, чем среди взрослых. Ну а кто-то просто хотел сам быть вечным подростком: в мальчишеской среде уютнее и комфортнее.

И вообще часто бывает так, что многие мужчины чужих детей воспитывают (в смысле - оказывают на них сильное влияние) успешнее, чем

своих собственных. Может быть, это происходит потому, что наставничество настолько увлекательная вещь, что в нем представляется реализация настоящего чувства отцовства.

Анализ научной литературы показывает, что символическое отцовство (наставничество) мужчины оптимально реализуется именно с мальчиками. Происходит это, скорее всего, потому, что в мальчике мужчина видит собственное подобие и, может быть, продолжателя своего дела. С другой стороны, мальчики тянутся к мужчинам потому, что видят в них прообраз собственного будущего и определяют свои ориентиры, пример для подражания. Между тем и процесс общения между ними происходит на фоне реализации общих интересов и деятельностных подходов к решению определенных ими задач. Это способствует их сплочению. А вот реальные отцовские практики (с собственными детьми) оказываются, как ни странно, более удачными с дочерьми. При этом отношения отцов с дочерьми являются более гармоничными и нежными.

Дело в том, что дочь напоминает мужчине любимую жену. При этом он не предъявляет к дочери каких-либо завышенных социальных требований и не воспринимает ее как соперницу. А вот в отношениях отца и сына эмоциональная близость несколько блокируется, гасится наличием властных отношений. Многое не обсуждается искренне. В этом специфика отношений отцов и сыновей.

Конечно, становясь отцом, не задумываешься об истории отцовства. Вроде бы это ни к чему, да и не до этого сейчас. Однако желательно знать о том, что самым распространенным транскультурным образом отцовства был образ отсутствующего отца. В мифологии отец осознавался и воспринимался в качестве персонификации власти, прародителя, высшего духовного авторитета. Надо отметить, что такого рода представления прочно закрепились в образах массового сознания. Исторически сложилось так, что с учетом некоторых особенностей того или иного отрезка времени, для нормативного образа отца были характерны: персонификация власти, восприятие кормильца, присутствие блюстителя порядка, примера для подражания сыну. И надо особо подчеркнуть, что по таким критериям как общество в целом, так и любой человек в частности оценивали уровень отцовской успешности. Раньше считалось, что физическое отсутствие отца в семье - это следствие выполнения им социальных обязанностей. И вместе с тем это средство создания дистанции между отцом и ребенком, необходимой для поддержания авторитета отцовской власти.

Новое время внесло существенные коррективы в содержание процесса реализации отцовства. Тот самый абсолютный монарх, который раньше был волен как карать, так и миловать, уступил

место «отцу-кормильцу». Вот уж у этого типа отца стало гораздо меньше власти и больше действительно семейных обязанностей. Надо сказать, что именно в это время существенным образом поменялся стиль отцовства. В адрес отцов в XVII и XVIII вв. резко увеличилось количество наставлений относительно воспитания детей. Делалось это не случайно. Стиль отцовского воспитания передавался от поколения к поколению. Отец должен был становиться реальным положительным примером для своих детей.

Специальные научные исследования показывают, что индивидуальный стиль отцовства зависит от собственного прошлого опыта мужчины, от того, каким был его собственный отец. Именно этот опыт передается из поколения в поколение, от отца к сыну и дальше. Здесь следует особо подчеркнуть, что ответственное и богатое по содержанию отцовство, с одной стороны, благотворно влияет на сыновей, с другой стороны, и на отцов.

Анализируя важность восприятия отцовского опыта, важно заметить, что в этом процессе присутствует прежде всего, подражание (то есть отец или дед являются своеобразными ролевыми моделями). Однако здесь возможно и отвержение отрицательного опыта (сын может не повторять то, что ему не нравилось в собственном отце).

Конечно, процесс положительного воздействия отца на своих детей во многом зависит от времени, проведенного вместе. Многие научные исследования делают вывод о том, что дети, имеющие более вовлеченных в процесс воспитания отцов, в сравнении с детьми, имеющими менее вовлеченных в такой процесс отцов, более познавательны и социально компетентны, менее склонны к половым стереотипам и более стабильны в психологическом отношении.

Подготовка отца к рождению ребенка является крайне необходимой, ведь в это время отец находится в настоящей кризисной ситуации. В данный период существует две альтернативные тенденции развития отцовства. Одна из них связана с успешным преодолением этого своеобразного кризиса, когда мужчина выходит на новый, более высокий уровень личностного развития. Другая из-за отсутствия должной силы воли, неумения справиться с трудностями и со стрессовой ситуацией, возникшей в результате деторождения в семье, может «загнать» процесс осознания роли отца в тупик.

Для оказания помощи отцам создаются специальные школы молодых отцов. Скажем, подобная школа открыта в Благовещенске. Она организована при Центре социальной помощи семье и детям управления социальной защиты населения и была создана в целях первоначальной подготовки юношей к ответственному отцовству и семейной жизни, пропаганды и популяризации среди насе-

ления и молодежи здорового образа жизни, а также содействия отцам в преодолении трудных жизненных ситуаций и семейных конфликтов. Проект успешно действует в городе уже продолжительное время. В «Школу отцовства» принимаются мужчины, имеющие детей, а также все желающие юноши. Работа проводится по плану, разработанному и утвержденному председателем «Школы отцовства» и директором Центра социальной помощи семье и детям. В рамках обучения проводятся встречи с отцами, информационные беседы и лекции, обучающие семинары, а также организуется работа фокус-групп «О роли отца в семейном воспитании» с учащимися школ и профессионально-технических училищ. В данной школе молодые папы получают профессиональную помощь врачей и юристов.

Конечно, подобные школы должны работать в каждом городе и районе. Органы социальной защиты, по делам молодежи должны обеспечивать материальной базой, квалифицированными кадрами деятельность школ по подготовке молодежи к семейной жизни. Только в этом случае молодые люди смогут осознанно готовиться к ро-дительству, становиться грамотными, высококультурными отцами.

История развития отцовства в ранние периоды существования человечества свидетельствует о том, что традиционная отцовская роль предполагала, как правило, защиту и материальное обеспечение детей. А вот обязанности по непосредственному выхаживанию и воспитанию детей на отцов не возлагались. Почему-то эти функции считались сугубо женскими, не свойственными и не совсем нужными мужчинам. У многих народов (например, у народов Кавказа) существовали строгого характера правила избегания общения отца с сыном, запрета проявления ласки и нежности в отношении него. Бесспорно, это ограничивало время нахождения с сыном, сужало диапазон допустимых вербальных и эмоциональных контактов между отцом и детьми.

А вот в некоторых культурах и сословиях было принято правило: отдавать детей на воспитание в чужие семьи. С этим было связано также и распространенное представление о том, что мужчина вообще «по природе» не способен ухаживать за детьми.

Однако следует сразу подчеркнуть, что проблема влияния мужчины-отца на развитие, социализацию и воспитание детей является важным вопросом отцовства, хотя в России все еще превалирует исторически «вредная» установка на то, что мужчина по своей природе вообще не предназначен, а следовательно, и не приспособлен к воспитанию детей. Такого рода постулаты, очевидно, сформулированы из традиционного разделения ролей между мужчиной и женщиной,

вытекающих из учета конкретного жизнеобита-ния и отношений целого рода биологических и природных факторов.

Всегда считалось, например, что женский организм более специфично, чутко реагирует на конкретное состояние и переживания детей, их плач, действия, реакции, исходящие из каких-либо болезненных состояний.

Однако эксперименты, в которых были задействованы одновременно мужчины и женщины, наблюдавшие за ребёнком, находившемся в болезненном состоянии, показали, что особых различий в реакциях физиологического характера (частоте пульса, потоотделении) не было. Единственное отличие, которое удалось зафиксировать, заключалось в поведении: женщина в присутствии других людей действовала более активно, нежели мужчина.

Думается, что будет неправильным, если мужчинам станет отводиться второстепенная роль и в отношении воспитания детей. Во всяком случае, такой точки зрения придерживаются многие ученые, специалисты в сфере семейных отношений, а также молодые папы. Эту же позицию разделяет, скажем, американский психолог Д. П. Росс, который в книге «Отцовство: мифы и реальность» утверждает: несмотря на то что биология может приводить к различиям в стиле или манере, в которой реализуются родительские роли, вывод о том, что мужчина биологически не подготовлен к родительству, не подтверждается.

Таким образом, будет нелишним напоминание о том, что довод о биологической или социальной неподготовленности мужчины к выполнению отцовских обязанностей не может оправдывать ограниченную роль отцов в проявлении заботы о детях и их воспитании. Словом, следует подчеркнуть, что вряд ли могут быть жизнеспособными теоретические обоснования, согласно которым отец должен занимать второстепенные позиции по вопросам воспитания ребенка.

Однако необходимо заострить внимание и на том, что влияние отца и матери на развитие и воспитание детей оказывается разным по формам, манерам, содержанию.

Анализ историко-этнографических данных показывает, что отцовство, т. е. наличие детей, с давних времен считалось обязательным показателем «мужской силы» и компонентом мужской идентичности. Но уровень мужской культуры оценивался не простой сексуальной активностью, а именно появлением потомства.

Сегодня понятие «отцовская культура» вбирает в себя целый комплекс характеристик, раскрывающих отношение мужчины к своим детям. Важным моментом является восприятие им вести о беременности супруги. Исследование, проведенное в 2007 г. в России Международным центром

семьи, молодежи и детей, показало, что такой беременности открыто порадовались лишь 72,8% мужчин. Часть мужчин (3%) отнеслись к этому без эмоций или были огорчены беременностью «второй половины». А вот 12% будущих отцов вообще были огорошены таким событием (Табл. 2). Все это свидетельствует о том, что подготовка к родительству, отцовству еще не стала для мужчин обязательным атрибутом формирования их отцовской культуры. Ниже приводятся данные о восприятии мужчинами факта беременности супруги.

Таблица 2

Как воспринимается весть о беременности супруги?

Как Вы восприняли весть о беременности Вашей супруги? %

1. Очень обрадовался 72,8

2. Был огорошен этим событием 12,0

3. Воспринял с настороженностью 1,4

4. Задумался об ответственности отца за воспитание ребенка 10,7

5. Отнесся к этому спокойно, без эмоций 2,7

6. Был огорчен 0,3

7. Другое од

Всего 100,0

Для выяснения роли отца в реализации воспитательной функции необходимо знать, сколько времени он уделяет воспитанию детей. При изучении данной проблемы респондентам из числа отцов был задан соответствующий вопрос. Как видим, не все отцы осознают и правильно воспринимают роль отцовства. В этом смысле необходимо расширять сеть школы молодых отцов, где можно было бы получить знания по вопросам отцовства и жизнедеятельности молодой семьи.

Таблица 3

Сколько времени в сутки отец уделяет внимание воспитанию ребенка?

Сколько времени в сутки Вы уделяете воспитанию Вашего ребенка (Ваших детей)? %

1. От 5 до 15 минут 2,2

2. От 15 до 30 минут 4,2

3. От 30 минут до 1 часа 9,5

4. От 1 до 2 часов 46,1

5. Более 2 часов 37,3

6. Не вижу ребенка целыми днями (особая работа, командировки и т. п.) 7,3

7. Не занимаюсь воспитанием, считаю, что это обязанность жены 12,4

8. Другое (напишите) 1,7

Всего 100,0

Таким образом, вопросы, связанные с отцовством, крайне актуальны. О проблемах отцовства должна знать российская молодежь. Стать отцом - не простой формальный акт, а целая жизненная школа, которая должна включать в себя специальную подготовку, процесс обучения, формирование отцовской культуры, приобретение знаний в сфере детско-родительских отношений, принципов, форм и методов воспитания ребенка, создание условий для самовоспитания ответственности отцов за будущее своих детей.

УДК 316.354

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О. А. Рожнов

О ПОВЫШЕНИИ РОЛИ МОЛОДЕЖИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И ИНФРАСТРУКТУРЫ

В статье обсуждаются вопросы, связанные с совершенствованием инфраструктуры молодежной политики и управлением ею. Автор указывает на необходимость принятия специальных мер, ориентированных на повышение роли молодежи как базового элемента обеспечения общественно-государственного характера реализации молодежной политики.

The article is focused on the problems connected with developing and managing of youth policy infrastructure. The author points out the necessity of taking special measures aimed at increasing the role of youth, as the base element of maintenance of the socially-state character of youth policy.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, молодежное сообщество, инфраструктура молодежной политики.

Keywords: youth, youth policy, youth community, infrastructure of youth policy.

Сегодня ни государство, ни взрослая часть общества в должной мере не демонстрируют практической готовности делиться с молодежью соизмеримой частью контролируемого ими ресурса. Нет действенных механизмов вовлечения молодых людей в процесс выработки государственных решений, в совместное формирование общественно значимых социальных действий и разделения ответственности за их результаты. Это ведет к нарастанию апатии у молодых людей, они не стремятся участвовать в политике, не верят в возможность справедливых выборов, не считают сегодняшнюю власть своей властью.

Недостаточная вовлеченность молодежи в процесс социальных и политических действий способствует размыванию российской самоиден-

© Рожнов О. А., 2010

тификации молодежи. Сегодня для 31% (11,8 млн человек) молодых людей (прежде всего успешных и конкурентоспособных) идентификация себя в качестве граждан Российской Федерацией затруднена. К моменту достижения возраста максимальной трудовой активности они не считают себя связанными со своей страной обязательствами по личному участию в решении ее проблем, не связывают эти проблемы с собой, часто ищут возможности для самореализации вне России, не имеют со своей страной социального контракта и не считают себя ей чем-то обязанными.

Молодые люди, которые в процессе социализации не были допущены до участия в принятии общественно значимых решений, не имеют социального контракта со страной, который бы закреплял их обязательства решать проблемы этой страны и ее населения. Только признание политической элитой, а за ней и всей взрослой частью общества полисубъектности и общественно-государственного характера молодежной политики и, как следствие, практическое выстраивание соответствующей системы ее управления может обеспечить объективную основу для достижения в процессе реализации молодежной политики требуемой сегодня результативности и эффективности. При этом современная система управления молодежной политикой должна включать не только органы государственного управления, но и структуры, практически обеспечивающие взаимодействие и процесс совместной выработки решений основных субъектов молодежной политики, и прежде всего молодежных организаций, бизнес-сообщества, а также церкви и семьи.

Возможности молодежного сообщества продуктивно действовать в качестве субъекта молодежной политики остаются на низком уровне. Это требует от государства принятия специальных мер, ориентированных на повышение роли молодежи как базового элемента обеспечения общественно-государственного характера реализации молодежной политики.

Основное звено молодежного сообщества -молодежные объединения и их ассоциации сегодня практически полностью финансово и ресурсно зависят от государства и местного самоуправления, не имеют достаточного опыта в формулировании и отстаивании своих интересов, а также должного представительства в органах власти всех уровней, не имеют экспертной, методической и научной поддержки, слабо взаимодействуют со «взрослыми» организациями некоммерческого сектора, часто вынуждены конкурировать с ними за ресурсы. Примеры конструктивных взаимоотношений с бизнесом, который является основным потребителем результатов молодежной политики, единичны и малорезуль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.