Научная статья на тему 'Проблемы отсутствия специальной правовой регламентации сегмента натуральной косметики'

Проблемы отсутствия специальной правовой регламентации сегмента натуральной косметики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1888
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
законодательное регулирование / мировая индустрия косметики / натуральная косметическая продукция / органическая косметическая продукция / legislative regulation / global cosmetics industry / natural cosmetic products / organic cosmetic products

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жукова Анастасия Владимировна, Макаревич Марина Леонидовна

В данной статье рассматривается проблема отсутствия специальной правовой регламентации сегмента натуральной косметики. Рассмотрены существующие законодательные акты стран, регулирующие рынок косметической продукции. Приведены понятия «натуральной косметики», разработанные сертификационными компаниями и Министерствами. Перечислены последствия отсутствия надлежащего законодательного регулирования сегмента натуральной косметики. Предложены мероприятия по выведению сегмента натуральной косметики из «серой» зоны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жукова Анастасия Владимировна, Макаревич Марина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE ABSENCE OF SPECIAL LEGAL REGULATION OF THE SEGMENT OF NATURAL COSMETICS

this article addresses the problem of the lack of special legal regulation of the natural cosmetics segment. Existing legislative acts of countries regulating the market of cosmetic products are considered. The concepts of “natural cosmetics”, developed by certification companies and Ministries, are given. The consequences of the lack of proper legislative regulation of the segment of natural cosmetics are listed. The proposed measures for the removal of the segment of natural cosmetics from the "gray" zone.

Текст научной работы на тему «Проблемы отсутствия специальной правовой регламентации сегмента натуральной косметики»

ПРОБЛЕМЫ ОТСУТСТВИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ СЕГМЕНТА НАТУРАЛЬНОЙ КОСМЕТИКИ Жукова Анастасия Владимировна, студент

(e-mail: zhuckova.nastia2013@yandex.ru) Макаревич Марина Леонидовна, к.и.н., доцент Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

г.Санкт-Петербург, Россия (e-mail: makarevichm@mail.ru)

В данной статье рассматривается проблема отсутствия специальной правовой регламентации сегмента натуральной косметики. Рассмотрены существующие законодательные акты стран, регулирующие рынок косметической продукции. Приведены понятия «натуральной косметики», разработанные сертификационными компаниями и Министерствами. Перечислены последствия отсутствия надлежащего законодательного регулирования сегмента натуральной косметики. Предложены мероприятия по выведению сегмента натуральной косметики из «серой» зоны.

Ключевые слова: законодательное регулирование, мировая индустрия косметики, натуральная косметическая продукция, органическая косметическая продукция.

Мировая индустрия косметики на 2017 год достигла $532 млрд. [1, с. 90], а количество beauty продукции, которой обладает среднестатистическая женщина, равняется порядка 40 предметам [2]. При этом, наблюдается ежегодный рост оборота косметической продукции (около 8%) и количества косметики, приходящейся на 1 человека вне зависимости от его тендерной принадлежности.

Положительной динамике beauty рынка способствует стабильный спрос, а также увеличение запросов потребителей, что мотивирует компании на расширение ассортимента продукции, добавляя антивозрастную, «этичную» и инновационную продукцию. Одним из популярных направлений в данной индустрии в последнее время является «органическая» или «натуральная» косметика, мировой оборот которой в 2017 году оценивался в $12,2 млрд. (2,3% от общего оборота индустрии) [3] . При этом, экспертами прогнозируется рост данного сегмента до $16 млрд. в 2020 году и до $22 млрд. к 2024 году [4].

Однако благоприятному прогнозу роста "organic" и "natural" косметики может помешать практическое отсутствие законодательного регулирования данной категории товаров. И хотя в России существуют Закон "О защите прав потребителей" [5] и Постановление Правительства «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров...» [6], которые регулируют продажу парфюмерно-косметической продукции и защищают права покупателей в целом, специальное законодательное регулирование сегмента натуральной косметики пока не разработано.

Актуальность работы заключается в том, что отсутствие регулирования сегмента натуральной косметики приводит к осознанному введению в заблуждение покупателей производителями косметической продукции [7] и понимание опасностей и негативных последствий, к которым может привести отсутствие регулирования, может ускорить процесс принятия соответствующих законодательных актов. Поэтому целью работы является выявление негативных последствий отсутствия надлежащего законодательного регулирования сегмента натуральной косметики и предложение способов решения проблемы. Данная цель будет достигнута при помощи следующих методов: анализ научной и научно-публицистической литературы, отчетов сертификационных организаций, интернет-источников и синтеза полученной информации.

Невозможность регулирования сегмента натуральной косметики и сложность привлечения производителей к необоснованному использованию в названии, маркировке или маркетинговой кампании слов, указывающих на натуральность и органичность продукции, объясняется отсутствием законодательно закрепленного понятия «натуральная» или «органическая» косметика. Например, законодательства США, Европейского Союза и Российской Федерации не дают трактовки понятия «органическая косметическая продукция», не приводят критерии отличия ее от «неорганической продукции», и не объясняют какие органы дают право использовать в названии или маркировке слова, указывающие на натуральность состава.

Единственным ориентиром для производителей косметической продукции является список компонентов, которые либо запрещены к использованию в косметической продукции, либо использование которых ограничено. Так, Регламент №1223/2009 Европейского парламента и Совета ЕС «О косметической продукции» устанавливает 1379 веществ, которые запрещено применять при производстве косметической продукции, и 297 веществ, применение которых ограничено [8]. Странами Таможенного Союза, куда входит Российская федерация, в соответствии с Техническим регламентом 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» запрещено использовать 1328 веществ и ограничено использование -106 [9]. В США законодательно запрещено применение лишь 11 химических веществ [10]. Однако, безопасность косметической продукции не подразумевает автоматически ее экологичность и натуральность.

Понятия «натуральная косметическая продукция» или «органическая косметическая продукция» приводятся в стандартах сертификационных компаний и инструкциях Министерств. Согласно определению Министерства Сельского хозяйства США (иББЛ), косметическая продукция для того, чтобы считаться органической, должна содержать не менее 95% натуральных компонентов, не считая воду и соль [11]. Также Министерством выделяется второй вид косметической продукции - это косметическая продукция, сделанная с использованием натуральных компонентов, в ее

составе должно находится не менее 70% натуральных ингридиентов [11]. Продукция, не отвечающая приведенным требованиям, не может считаться органической и не имеет права использовать в названии, на упаковке или в маркировке слова, указывающие на натуральность продукции. Такие же определения приводят сертификационные компании COSMOS и Cosmebio, которые также указывают, что оставшиеся 5% (если это органическая продукция) или 30% (если продукция сделана с использованием натуральных компонентов) в продукции не могут состоять из запрещенных веществ или веществ, которые могут привести к побочным эффектам [12, с. 17].

Однако, данные требования к составу косметической продукции относятся только к тем компаниям, которые желают получить сертификат соответствия [13]. На деятельность других компаний эти требования не оказывают большого воздействия в силу их необязательности. В результате, производители косметической продукции могут использовать в названии и маркировке слова, указывающие на натуральность продукции, вне зависимости от наличия в составе природных ингридиентов и их соотношения с синтетическими.

Набирающее популярность движение за экологичность и натуральность в совокупности с отсутствием законодательного регулирования сегмента натуральной косметической продукции приводит к тому, что женщины, использующие в среднем 12 косметических продуктов ежедневно [14], подвергается воздействию десятков химических компонентов, даже если производитель утверждает, что продукция натуральна и не содержит химикатов. Более того, регламентами стран запрещены или ограничены в использовании не все потенциально опасные химические элементы. Поэтому, «натуральная» или «органическая» косметическая продукция, которая обычно стоит дороже, может оказаться такой же или даже хуже по качеству, чем обычная косметическая продукция.

В результате, сегмент «натуральной» косметической продукции может попасть под угрозу в силу потери доверия покупателей к производителям. Что, в свою очередь, может привести к уходу с рынка компаний, выпускающих действительно натуральную косметику, из-за отсутствия законодательно признанных инструментов доказательства натуральности своей продукции.

Изменить ситуацию может специальное законодательное регулирование данного сегмента. А для эффективного процесса регулирования рынка натуральной косметики, законодательная база должна быть комплексной, охватывающей спектр проблем и нацеленной на будущее [15].

В первую очередь, для регулирования сегмента натуральной косметической продукции законодательно должно быть закреплено понятие «натуральная косметика» и «косметика с использованием натуральных компонентов». Должно быть описано из каких составляющих должна состоять данная продукция и в каком соотношении, а также перечислены требования к компонентам относительно природы их произрастания или происхо-

ждения, а также их влияния на экологию и человека. Во-вторых, для натуральной косметической продукции должен быть расширен список компонентов, которые не могут быть в ее составе или содержание которых ограничено. В-третьих, должен быть определен контрольно-надзорный орган, наделенный полномочиями по проверке продукции, название или маркировка которой указывает на ее натуральность. И, в-четвертых, должна быть установлена ответственность за безосновательное использование в названии, маркировке или маркетинговой кампании слов или изображений, указывающих на натуральность косметической продукции.

Благодаря данным мероприятиям, сегмент «натуральной косметики» выйдет из «серой» зоны и станет регулироваться и защищаться государством. В результате чего, производители перестанут осознанно вводить в заблуждение покупателей, а покупатели будут покупать и потреблять продукцию, уверенными в ее составе и натуральности.

Список литературы

1. Нина Блейман. Стратегия для красоты // РБК+ Индустрия красоты. - 2017. - №2. - С. 89-97.

2. The Number of Makeup Products the Average Woman Owns Is Just Plain Shocking [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.goodhousekeeping.com/ beau-ty/makeup/a34976/average-makeup-products-owned/.

3. Global Organic Personal Care Market Size, Industry Report, 2018-2025 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.grandviewresearch.com/industry-analysis/organic-personal-care-market.

4. Natural and Organic Beauty Market [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://formulabotanica.com/global-organic-beauty-market-22bn-2024/.

5. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.06.2018) "О защите прав потребителей" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_305/.

6. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 30.05.2018)

«Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=LAW&n= 299335&fld=134&dst= 1000000001,0&rnd= 0.069622 4169889 4966#06168431227429323.

7. Щадрина А.А., Макаревич МЛ. Способы борьбы с контрафактной продукцией // Сборник научных статей 7-й Международной научно-практической конференции «Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты». - 2017. - С. 341-343.

8. Regulation (EC) No 1223/2009 of the European Parliament and of the Council of 30 November 2009 on cosmetic products [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://data.europa.eu/eli/reg/2009/1223/2016-08-12.

9. Технический регламент Таможенного союза 009/2011 «О безопасности

парфюмерно-косметической продукции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.tsouz.ru/KTS/KTS31/Documents/P_799_3.pdf.

10. U.S. Food and Drug Administration. Prohibited & Restricted Ingredients [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fda.gov/ cosmetics/guidanceregulation/ lawsregulations/ ucm127406.htm#prohibited

11. United States Department of Agriculture. National Organic Program. Cosmetics, Body

Care Products, and Personal Care Products [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.ams.usda.gov/sites/default/files/media/Cosmetics-Body%20Care%20Products.pdf

12. COSMOS-standard. Cosmetics Organic and Natural Standard / Бельгия. - 2018. - С.

47.

13. Макаревич МЛ. К вопросу о правой регламентации качества и безопасности пищевых продуктов // Всероссийская научная конференция «Восемнадцатые Петровские чтения». - 2017. - С. 357-363.

14. The "natural" beauty industry is on the rise because we're scared of chemicals [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vox.com/the-goods/2018/9/18/ 17866150/ natural-clean-beauty-products-feinstein-cosmetics-bill-fda

15. Макаревич М Л. Ответственность предприятий за нарушения экологического законодательства в современной России // Материалы научной конференции «Неделя науки СПбПУ». - 2017. - С. 36-39.

16. Особенности трудовых отношений с работниками, имеющими допуск к государственной тайне/ Другакова Ю.С., Дьячкова В.А., Макаревич М.Л.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 2 (20). С. 115-119.

17. Международная торговая палата и её роль в международной торговой системе/ Таранова Е.В., Макаревич М.Л.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 340-351.

18. Особенности правого статуса государства, как субъекта внешней экономической деятельности/ Макаревич М.Л., Малышева Н.Н.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 205-210.

19. Роль оффшорных юрисдикций в деятельности торговых предприятий России/ Дегтерева А.А., Цыганов Д.А., Макаревич М.Л.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 3 (21). С. 23-28.

20. Из опыта правового регулирования торговой деятельности в период петровских преобразований/ Макаревич М.Л., Богатырева О.Н.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 3 (21). С. 54-62.

21. Отдельные проблемы защиты прав потребителей в сфере оказания медицинских услуг/ Макаревич М.Л., Думкина А.А., Химичева А.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 6 (24). С. 62-66.

22. Правовой статус офшорных компаний/ Макаревич М.Л., Саранчина С. А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 194-198.

23. Блокчейн-технологии: перспективы развития и проблемы правового регулирования/ Хачатурова Э.А., Макаревич М.Л.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 2 (28). С. 105-114.

24. Проблема правовой защиты персональных данных работника торгового предприятия/ Макаревич М.Л., Бутырская К.Е., Наумова С.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 3 (21). С. 62-68.

Zhukova Anastasia Vladimirovna, student

(e-mail: zhuckova.nastia2013@yandex.ru)

St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great, Almaty, st. Saint-Petersburg, Russia

Marina Makarevich, Cand. Hist. Sci., Associate Professor

(e-mail: makarevichm@mail.ru)

St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great, Almaty, st. Saint-Petersburg, Russia

PROBLEMS OF THE ABSENCE OF SPECIAL LEGAL REGULATION OF THE SEGMENT OF NATURAL COSMETICS

Annotation: this article addresses the problem of the lack of special legal regulation of the natural cosmetics segment. Existing legislative acts of countries regulating the market of cosmetic products are considered. The concepts of "natural cosmetics", developed by certification companies and Ministries, are given. The consequences of the lack of proper legislative regulation of the segment of natural cosmetics are listed. The proposed measures for the removal of the segment of natural cosmetics from the "gray" zone. Key words: legislative regulation, global cosmetics industry, natural cosmetic products, organic cosmetic products.

УДК 331.103

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ И ЗАДАЧ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Киселева Анна Юрьевна, студент (e-mail:kiseleva.anna.95@mail.ru) Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент (e-mail: tatyana.lebedeva@bk.ru) Шкунова Анжелика Аркадьевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: losalgiris@mail.ru)

В статье анализируется вопрос о неэффективности управлением временем. Современному студенту необходимо научиться грамотно использовать технологию тайм-менеджмента, чтобы качественно распределять свой временной ресурс, который оказывает решающее влияние на усвоение знаний, успеваемость, трудоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.