Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА'

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА СТОИМОСТИ / ОЦЕНКА БИЗНЕСА / БИЗНЕС / ИНФОРМАЦИЯ / СТАВКА ДИСКОНТА / УРОВЕНЬ ИНФЛЯЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахматнурова З.С., Рафиков Р.И.

В данной необходимо работе рассматриваются основные проблемы оценки стоимости бизнеса их воздействие на оценочную деятельность. Рассмотрены работы экспертов-оценщиков на практике. Исследованы направления совершенствования оценки бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF ASSESSING THE VALUE OF A BUSINESS

This should work the basic problems of the business value assessment of their impact on assessment activities. Examine the work of assessors in practice. Investigated areas of improvement in business valuation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА»

Уровень цен на отдельные товары и услуги оказывает решающее влияние на социальное положение различных слоев людей, в особенности малообеспеченных граждан.

Ценовая политика государства нацелена на улучшение материального благосостояния, обеспечение социальной защиты отдельных групп населения.

Все перечисленные функции цены тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Так, на базе распределительной функции решаются социальные задачи. Стимулирующая функция цены служит регулятором рыночных отношений, объема потребления товаров и услуг.

Цена - сложная экономическая категория. Функции цены не всегда действуют в одном направлении. Так, рыночная цена отклоняется от стоимости: она бывает выше или ниже фактических общественных затрат. Функции цены проявляются в механизме ценообразования.

Таким образом, цены играют важную роль в экономической жизни страны, в социально-экономическом развитии регионов, отдельных хозяйствующих субъектов, оказывают влияние на уровень жизни народа.

Использованные источники:

1. Фридман, А.М. Финансы организации (предприятия) / А.М. Фридман. -Дашков и К°, 2016. - 488 с.

2. Галиахметова, А.М. Корпоративные финансы / А.М. Галиахметова. -Познание, 2014. - 140 с.

3. Ермолина, О.Н., Калашникова, Н.Ю., Кашенцева, Н.П. Управление корпоративными финансами / Н.О Ермолина, Н.Ю. Калашникова, Н.П. Кашенцева. - Директ-Медиа, 2016. - 531 с.

4. Паршин, В.И. Особенности ценообразования в условиях рыночной экономики / В.И. Паршин [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru. - Научно электронная библиотека. - Электрон. дан. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tsenoobrazovaniya-v-usloviyah-rynochnoy-ekonomiki (дата обращения: 14.04.2017).

УДК 330

Ахматнурова З. С. студент 3 курса факультет «Экономико-математический»

Рафиков Р.И. старший преподаватель Нефтекамский филиал БашГУ Россия, г. Нефтекамск ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА Аннотация: в данной необходимо работе рассматриваются основные проблемы оценки стоимости бизнеса их воздействие на оценочную деятельность. Рассмотрены работы экспертов-оценщиков на практике. Исследованы направления совершенствования оценки бизнеса.

Ключевые слова: оценка стоимости, оценка бизнеса, бизнес, информация, ставка дисконта, уровень инфляции.

Ahmatnurova Z.S.

student

3 course, Faculty of «Economics and Mathematics»

Neftekamsk branch of BashGU Russia, Neftekamsk Rafkov R. I.

Senior teacher Neftekamsk branch of BashGU Russia, Neftekamsk THE PROBLEMS OF ASSESSING THE VALUE OF A BUSINESS

Abstract: this should work the basic problems of the business value assessment of their impact on assessment activities. Examine the work of assessors in practice. Investigated areas of improvement in business valuation.

Keywords: valuation, business valuation, business, information, the discount rate, the rate of inflation.

Для России сегодня характерно множество экономических проблем, свойственных для стран с рыночной экономикой. В первую очередь это относится к проблеме оценки бизнеса, потребность в которой постоянно возрастает. Все чаще отмечается необходимость использовать оценку стоимости для принятия оптимальных управленческих решений. Оценка собственности является обязательной при приватизации, передаче в доверительное управление или в аренду, передаче в качестве вклада в уставные капиталы объектов государственного имущества. Возрастает потребность в оценке бизнеса при кредитовании, инвестировании, страховании, исчислении налоговой базы28.

Рассматриваемая проблема хорошо разработана западными авторами применительно к деловой практике западных стран. Но перенос данных методик на российскую почву не приведет к адекватным результатам анализа российских компаний.

Одной из основных проблем оценки стоимости бизнеса в нашей стране является недостаточно точная и непрозрачная информация относительно денежных потоков, имеющих место в течение прогнозного периода, которые обуславливают получение не вполне достоверных итоговых оценок стоимости бизнеса. На сегодняшний день отклонения в планируемых денежных потоках, установленных по опыту и рассчитанных с помощью современных методов прогнозирования, отличаются на 30-40%. Между тем допустимая ошибка прогноза не должна превышать 20%.

Практика оценки стоимости бизнеса в современной российской

28 Витчукова Е.А. Оценка стоимости бизнеса. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2015. - С. 6.

действительности базируется не на основе использования в расчетах необходимой объективной информации, а преимущественно на субъективных оценках экспертов. Недостаток своевременной и достоверной информации вынуждает оценщика проводить соответствующие исследования и тратить дополнительные денежные ресурсы с тем, чтобы минимизировать ошибки при устранении окончательной оценки стоимости бизнеса.

Следующая проблема, имеющая место при оценке стоимости бизнеса, связана с определением достоверной величины ставки (нормы) дисконта. Применяемая в оценочных расчетах ставка дисконта в большинстве случаев устанавливается не на научной основе, а преимущественно субъективно. Субъективизм наблюдается, в частности, при определении безрисковой ставки, риска вложений в разрезе отраслей промышленности и риска ликвидности. Перечисленные виды рисков целесообразно определять с учетом накопленной статистической информации и последующей ее актуализации. Для повышения достоверности, учитываемые в расчетах рисков они должны устанавливаться с учетом особенностей регионов России.

В практической работе экспертов-оценщиков типичной является ситуация, когда они для выполнения расчетов используют два или три различных метода оценки стоимости бизнеса. В результате получается несколько разных метода оценки стоимости бизнеса. В результате получается несколько разных по величине итоговых результатов расчетов. Для получения окончательного результата оценщик вводит коэффициенты взвешивания (важности). Как показывает практика, от уровня обоснованности установления этих коэффициентов во многом зависит окончательная и вместе с тем единственная числовая оценка стоимости бизнеса. Современная практика отечественной деятельности показывает, что коэффициенты важности основываются не на достаточно представительной ретроспективной информации, а устанавливаются преимущественно субъективно, исходя из приобретенных экспертом-оценщиком на данный момент профессиональных знаний и накопленного опыта29.

Серьезной проблемой для российской оценочной практики является необходимость достаточно достоверного учета влияния уровня инфляции. Это обусловлено тем обстоятельством, что в нашей стране ежегодные темпы инфляции в 5-7 раз выше, чем в развитых странах. Различают два направления, по которым происходит воздействие инфляции:

1. Прямое влияние на экономические и финансовые условия функционирования и конечные результаты деятельности предприятия.

2. Искажающие влияние на показатели (параметры), которые используются в процессе проведения оценки стоимости бизнеса30.

29 Ахмадеева О.А., Кошкина И.А. Проблемы оценки стоимости бизнеса // Современные исследования социальных проблем. - 2014. - №2. - C. 3.

30 Царев В.В., Кантарович А.А. Оценка стоимости бизнеса. - М.: Юнити-Дана, 2015. - С. 24.

Важной проблемой в реализации сформированной системы оценки стоимости бизнеса, требующей квалифицированного решения, является также разработка достаточно эффективной методики мотивации персонала на всех уровнях управления компанией за достижение плановых (нормативных) оценок ключевых показателей стоимости бизнеса. Основная цель подобных мотивационных методик состоит в том, чтобы оказывать реальное и достаточно существенное влияние на формирование стоимости предприятия.

Остается нерешенной проблема, связанная с разработкой системы кризис-прогнозных показателей, на основе которых можно было бы контролировать и своевременно предупреждать наступление критической ситуации, которая характеризовала бы наступление неблагоприятных условий для дальнейшего присутствия на рынке или катастрофических последствий для существования бизнеса.

Также прямое отношение к оценке стоимости бизнеса имеет проблема, связанная с обеспечением оптимального распределения активов компании между денежной и неденежной формами. На сегодняшний день она остается не решенной до конца31.

Изучив проблемы оценки стоимости бизнеса можно выделить следующие пути их решения:

1. К оценке стоимости бизнеса должны привлекаться профессиональные оценщики.

2. Для планирования в компаниях денежных потоков в течение прогнозного и постпрогнозного периодов целесообразно применять современные методы прогнозирования, а также соответствующие программные продукты.

3. Используемые в расчетах различные виды рисков должны устанавливаться дифференцированно по видам бизнеса, регионам и отраслям.

4. Коэффициенты взвешивания необходимо определять на основе представительной статистической ретроспективной информации.

5. Средневзвешенная стоимость капитала должна устанавливаться на научной, расчетной основе.

6. Воздействие темпов инфляции на все основные показатели, участвующие в расчетах оценки стоимости бизнеса, должно быть утрачено в максимально возможной мере.

7. Для действенного управления стоимостью бизнеса необходимо разработать эффективные мотивационные методики для персонала компании, который оказывали бы наибольшее влияние на величину этой стоимости.

8. Для предупреждения наступления катастрофических последствий

31 Щепотьев А.В., Вязьмов А.А., Карпова Т.Е. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). - Директ-Медиа, 2014. - С. 4.

для существования бизнеса необходимо разрабатывать научно обоснованную систему кризис-прогнозных показателей.

9. Обеспечение достоверного учета влияния нематериальных активов, в частности, интеллектуального капитала на стоимость бизнеса обуславливает необходимость разработки научных методик, которые в последующем должны быть оформлены в виде стандартов, нормативных и методических документов по оценке этого вида активов.

Таким образом, оценочная деятельность в современных условиях выступает важнейшим фактором успешного управления собственностью. Многие проблемы пока не могут быть решены по объективным причинам, но тем не менее их тоже нельзя оставлять без внимания.

Использованные источники:

1. Витчукова, Е.А. Оценка стоимости бизнеса / Е.А. Витчукова. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2015. - 104 с.

2. Царев, В.В., Кантарович, А.А. Оценка стоимости бизнеса / В.В. Царев, А.А. Кантарович - М.: Юнити-Дана, 2015. - 569 с.

3. Щепотьев, А.В., Вязьмов, А.А., Карпова, Т.Е. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / А.В. Щепотьев, А.А. Вязьмов, Т.Е. Карпова. -Директ-Медиа, 2014. - 183 с.

4. Ахмадеева, О.А., Кошкина, И.А. Проблемы оценки стоимости бизнеса / О.А. Ахмадеева, И.А. Кошкина [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru. -Научно электронная библиотека. - Электрон. дан. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-otsenki-stoimosti-biznesa (дата обращения: 29.03.2017).

УДК 336.71

Ахматнурова З. С. студент 3 курса факультет «Экономико-математический»

Исламов Ф.Ф., к. э. н.

доцент

Нефтекамский филиал БашГУ ФУНКЦИИ БАНКОВ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ Аннотация: в данной работе исследована роль банков и их функции в современной экономике. Рассмотрены признаки и значение коммерческих банков.

Ключевые слова: участники финансового рынка, потребители, финансовые посредники, депозитные финансовые институты, недепозитные финансовые институты, коммерческий банк, функции коммерческого банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.