Научная статья на тему 'Проблемы оценки системы развития туризма в туристской дестинации'

Проблемы оценки системы развития туризма в туристской дестинации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
730
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / ТУРИСТСКИЕ ДЕСТИНАЦИИ / ГЛОБАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ УСТОЙЧИВОГО ТУРИЗМА / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ / УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Рассохина Татьяна Васильевна, Сесёлкин Алексей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы оценки системы развития туризма в туристской дестинации»

Литература

1. Закон об участии в проектах ГЧП Принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 30 сентября 2011 г. N 205

2. Иванова В.Н., Иванов В.С. Государственно-частное партнерство в инновационном развитии региона и предприятий. М.: Финансы и статистика, 2010

3. Кельбах С.В. Региональная инфраструктура как база модернизации экономики// Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. 2010. Вып. 5(40)

4. Климкин Ю.Н. Проблемы развития института сотрудничества власти и бизнеса в России. Статья. (Журнал «Трубопроводный транспорт №2(18), 2010

5. Савельев А.А. Модель управления проектами государственно-частного партнерства в инновационной сфере экономики. Вестник университета №18/ ГУУ/2010

6. Савельева В.М. Правовая характеристика и требования к сторонам концессионного соглашения // Юридические науки, 2009 г., № 3

7. Солдатенков В.Ю. Государственно-частное партнерство как инструмент социального развития инфраструктурных отраслей народного хозяйства // Труды Вольного экономического общества России, 2010, № 3

8. Филиппов А.П. Основные формы взаимодействия государства и частного бизнеса при реализации государственных заказов для региональных нужд (на примере г. Москвы) / Институты и механизмы функционирования государственно-частного партнерства. Науч. сборник под ред. Сильвестрова С.Н., Зельднера А.Г., Козловой С.В. М.: ИЭ РАН. 2010

9. Фирсова А.А. Теория и методология инвестирования инновационной деятельности на основе государственно-частного партнерства. Саратов: Изд-во СГУ, 2012

10. Хлебников К.В. Государственно-частное партнерство как инструмент инновационной модернизации российской экономики. в сб. «Формирование инновационной экономики: проблемы и перспективы». СПб., НОЦ «Перспектива», 2011

Т.В. Рассохина А.И. Сесёлкин

проблемы оценки системы развития туризма в туристской дестинации

Ключевые слова: система устойчивого развития туризма, туристские дестинации, глобальные критерии устойчивого туризма, критерии оценки устойчивого развития туристских дестинаций, управление устойчивым развитием.

Понятие устойчивого развития является ключевым в глобальной политике современности. С 1993 года в мире активно обсуждаются проблемы устойчивого туризма [1]. Но что действительно означает «устойчивый туризм»? Как это может быть измерено и достоверно продемонстрировано, чтобы завоевать потребительское доверие, способствовать деловому процветанию, обеспечить выгоды сообщества и бороться с

© Т.В. Рассохина, А.И. Сесёлкин, 2013.

ложными требованиями? Эти вопросы весьма дискуссионны и активно обсуждаются международным сообществом. В Российской Федерации принципы устойчивого развития заложены в основу Стратегии развития РФ до 2020 года [6]. В системе управления туризмом пока четкой связи еще не проведено, но в проект Стратегии развития туризма они заложены [3]. В современных условиях реализации Федеральной целевой программы развития въездного и внутреннего туризма в РФ на 2011-2018 гг. (ФЦП) [5], когда все регионы России стоят перед необходимостью максимально эффективно использовать те возможности, которая дает Программа, особую актуальность приобретает проблема оценки тех мероприятий, которые закладываются в региональные программы развития туризма и особенно в проекты создания туристско-рекреационных и автомобильных туристских кластеров, которые могут и должны стать туристскими дестинациями, востребованными на рынке туристских услуг.

Управление устойчивым развитием туризма необходимо рассматривать как динамический процесс изменений туристских дестинаций [11], оцениваемых в соответствии с принятыми критериями. Не существует универсальной модели системы устойчивого развития туризма, подходящей для всех и во всех случаях. Однако существуют многочисленные важные факторы, которые могут способствовать реализации успешной жизнеспособной политики туризма во всех регионах независимо от их формы или величины. Нужно также помнить, что различные регионы располагают различной политической компетенцией и разными финансовыми возможностями [10].

В мире формируется несколько подходов к оценке устойчивости развития туризма. Они отличаются прежде всего направленностью реализации их результатов. Нами проанализированы и оценены с целью перспективы их внедрения в регионах Российской Федерации подходы крупнейших мировых экспертов - Ассамблеи регионов Европы и Центра устойчивости дестинаций, который действует при Глобальном Совете по устойчивому туризму ООН (GSTC), служит в качестве международного органа для содействия расширению знаний, понимания и принятия практики устойчивого туризма [12].

В системе Ассамблеи регионов Европы процесс оценки основан на применении контрольного списка по устойчивому туризму [9]. Контрольный список содержит перечень тех мер, которые идеальная региональная власть должна предпринять для поддержки политики туризма. Он даёт возможность измерить степень продвижения к целям устойчивого туризма.

Система GSTC учитывает принципы Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО) и базируется на четырех основных процессах и 75 критериях, которые в идеале должны быть удовлетворены и представляют собой попытку прийти к общему пониманию устойчивых дестинаций и являются тем минимумом, которого любая управленческая организация туризма, если хочет быть устойчивой, должна стремиться достигнуть [12]. Чтобы развиваться по пути устойчивого туризма, дестинации должны проявить междисциплинарный, целостный и интегральный подход, который включает четыре главных цели, в соответствии с которыми сгруппированы критерии GSTC:

1. Продемонстрировать устойчивое управление дестинацией;

2. Максимизировать социально-экономические льготы для местного сообщества и минимизировать негативные воздействия от туристской деятельности;

3. Максимизировать льготы для местных сообществ, посетителей и культурного наследия и минимизировать негативные воздействия;

4. Максимизировать выгоду для окружающей среды и минимизировать негативные воздействия.

Критерии GSTC разработаны для использования дестинациями всех типов и масштабов и учитывают глобальные проблемы, сформулированные в документе ООН «Цели развития Тысячелетия» [7]: снижение уровня бедности, равенство полов и экологическая устойчивость, включая изменение климата. Область ожидаемого использования критериев организациями управления туризмом включает следующее:

• служить основными ориентирами для дестинаций, которые хотят стать более жизнеспособными и устойчивыми;

• помочь потребителям идентифицировать дестинации устойчивого туризма;

• служить общим знаменателем для средств массовой информации, чтобы различать дестинации и сообщать общественности сведения относительно их устойчивости;

• помогать сертификационным и другим добровольным программам оценки уровня дестинации в гарантиях того, что их стандарты соответствуют широко принятой основе;

• предлагать правительственным, неправительственным программам и программам частного сектора отправную точку для разработки требований устойчивого туризма;

• служить основными руководящими принципами для профессиональных образовательных учреждений всех уровней образования.

Критерии указывают на то, что должно быть сделано, но не то, как сделать это или была ли цель достигнута. Эта роль выполняется исполнительными индикаторами, связанными образовательными материалами и доступом к инструментам для применения от общественных и неправительственных организаций и поставщиков частного сектора, которые являются обязательным дополнением к Глобальным критериям устойчивого туризма на уровне дестинации [10]. Поскольку дестинации формируются многими различными предприятиями, организациями и людьми, применение этих критериев должно включать полное рассмотрение совокупных эффектов всех видов деятельности. Измерение в масштабе дестинации будет охватывать конечный результат совокупных эффектов в данных пределах и должно рассматриваться в качестве инструмента для повышения устойчивости дестинации.

Критерии дестинаций были разработаны в качестве базовых критериев с учетом того, что они будут приспособлены к естественным, культурным, и экономическим условиям каждой территории. И задача органов управления туризмом регионов и всего туристского сообщества дестинации - максимально учесть их при разработке программ развития и проектов кластеров, входящих в дестинацию, а также при конструировании циклов рекреационной деятельности [2].

Нами проведен сравнительный анализ (см. Табл.) критериев GSTC и Ассамблеи регионов Европы в области организации системы устойчивого управления и индикаторов эффективности Федеральной целевой программы развития въездного и внутреннего туризма в РФ на 2011-2018 гг. [5]. В ФЦП указано, что в результате выполнения мероприятий Программы туристско-рекреационный комплекс Российской Федерации получит существенное развитие, повысится качество туристских услуг, а также будет решена задача продвижения туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем рынках. Совокупный эффект от реализации мероприятий Программы можно рассматривать как сочетание имиджевого, экономического, бюджетного, социального и экологического эффектов.

Таблица

Сравнительный анализ международных критериев устойчивого развития туризма и индикаторов эффективности Федеральной целевой программы «Развитие въездного и внутреннего туризма в РФ (2011-2018 годы)»

Критерии устойчивого туризма на уровне дестинации Глобального Совета по устойчивому туризму ^ТС) Критерии оценки устойчивого туризма Ассамблеи регионов Европы (AER) Федеральная целевая программа развития въездного и внутреннего туризма РФ в 2011-2018 гг. (индикаторы эффективности)

А. ДЕМОНСТРАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕСТИНАЦИЕЙ (СИСТЕМА УСТОЙЧИВОГО УПРАВЛЕНИЯ) Регион должен стремиться к тому, чтобы выработать глобальную стратегию для туризма, которая охватывает многие аспекты его жизнеспособности (например, окружающая среда, культурное наследие, энергетика, самобытность и т.д.) и отражает специфику образа жизни местного населения. Устойчивый туризм вовлекает в русло этой политики. Стратегические принципы реализации Программы: - консолидация средств для реализации приоритетных направлений; - комплексный подход с использованием кластерного подхода при отборе проектов; - привлечение частных инвестиций для реализации проектов на основе государственно-частного партнерства; - эффективное целевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных источников

А1. Стратегия устойчивого туризма Дестинация определила и осуществляет многолетнюю стратегию устойчивого туризма, которая публично доступна, подходит для ее масштаба, и учитывает экологические, социокультурные проблемы, качество жизни населения, проблемы здоровья и безопасности, включая совокупные воздействия. Имеется ясная долгосрочная перспектива для туризма и чёткое понимание задач. Цель стратегии состоит в том, чтобы интегрировать туризм в образ жизни местного сообщества. Другая ключевая роль стратегии состоит в том, чтобы чётко определить целевые группы; посетители могут быть классифицированы по определенным группам, что облегчает адаптацию действий по обслуживанию к их потребностям. Создание условий для улучшения качества жизни российских граждан за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма; создание дополнительных рабочих мест; решение ряда важных социальных задач, связанных с удовлетворением потребностей различных категорий российских граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья и приобщении к культурным ценностям, а также с патриотическим воспитанием молодого поколения страны.

1

2

3

A2. Управленческая организация туризма У дестинации есть функционирующая организация, ответственная за скоординированный подход к устойчивому туризму с участием туристского сектора, местного органа власти и заинтересованных лиц сообщества с возложенными обязанностями на ответственные структуры для того, чтобы управлять экологическими, социокультурными преобразованиями и другими параметрами устойчивого туризма.

1.1 Создание прочных и эффективных альянсов со всеми секторами регионального сообщества, государственными органами, частным сектором и движением добровольцев, университетами и т.д.

1.2 Объединение местных заинтересованных сторон в рамках проектов и реализации туристских акций

1.3 Оказание поддержки туристским партнерствам, включающим операторов из всех секторов сообщества и осуществление

_планирования туризма

Функции Государственного заказчика возложены на Федеральное агентство по туризму.

A3. Контроль устойчивого туризма

У дестинации есть программа, чтобы контролировать, публично информировать и корректировать совокупные экологические, социокультурные проблемы, и проблемы формирования устойчивого туризма на уровне дестинации.

При проведении туристской политики принимаются во внимание экологические, социальные, культурные аспекты и проблемы энергосбережения

Экологический эффект объясняется тем, что в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Указанная отрасль в значительной степени ориентирована на использование возобновляемых ресурсов. Кроме того, развитие многих видов туризма прививает бережное отношение к природным ресурсам страны

А4. Управление сезонностью туризма Дестинации

проектировали программы, чтобы уменьшить эффекты сезонной изменчивости туризма по мере возможности, признавая экологические и культурные воздействия таких программ.

1.1 Стратегия активно

нацелена на устранение сезонности в туризме

Индикатор отсутствует

1 2 3

А5. Адаптация к изменениям климата У дестинации есть программа, чтобы идентифицировать риски, связанные с изменением климата и поощрить адаптацию в развитии, расположении, дизайне и управлении, которое будет способствовать устойчивости и надежности дестинации перед лицом потенциальных изменений 1.2 Требование отсутствует Контроль соблюдения действующего законодательства в части защиты окружающей среды, обязательность прохождения экологической экспертизы проектов обеспечивают высокую экологическую эффективность каждого проекта и Программы в целом.

А6. Инвентаризация (самоанализ) мест привлекательности У дестинации есть продолжающийся процесс, чтобы идентифицировать ее ключевые активы туризма и достопримечательности, так же как и ключевые потенциальные воздействия (положительный и отрицательный) на них. 1.3 Идентифицированы четкие и разнообразные целевые группы 1.4 Стратегии и структуры адаптированы к каждой целевой группе Необходимо провести мониторинг наличия, уровня развития и доступности региональных туристско-рекреационных ресурсов, определить состав и структуру необходимых коллективных средств размещения, а также объектов обеспечивающей инфраструктуры, строительство и развитие которых целесообразно будет осуществлять в рамках мероприятий следующего этапа Программы.

А7. Проектирование и строительство У дестинации есть требования планирования объектов инфраструктуры и законы, связанные с планированием, расположением, дизайном, строительством, материалами, реконструкцией, разрушением и оценкой воздействия, чтобы защитить природное и культурное наследие. Территориальное планирование должно учитывать необходимость сохранения природных ландшафтов и отслеживать воздействие человеческой деятельности на окружающую экосистему. Некоторые достопримечательности, возможно, нуждаются в охране, чтобы ограничить число посетителей и снизить воздействие на окружающую среду. Индикатор отсутствует

1 2 3

A8. Доступность дестинации (Доступная среда) Ключевые достопримечательности с инфраструктурой и средствами размещения, включая предприятия питания, так же как и средства транспортировки к месту, доступны для людей со специальными потребностями. В дестинации соблюдены все соответствующие нормативы для людей с ограниченными возможностями. 1.1 Проводимые мероприятия и инфраструктура адаптированы для приема инвалидов Индикатор отсутствует

A9. Локальные права собственности Затраты на приобретение активов являются законными, соблюдаются местные нормативные акты и права коренных народов, в том числе с их свободного, предварительного и осознанного согласия, и не требует принудительного переселения Требование отсутствует Индикатор отсутствует

A10. Контроль удовлетворенности туриста У дестинации есть программа и политика мониторинга относительно удовлетворения потребительских ожиданий туристов, восприятия, поведения и проблем туристов. 1.5 Регулярно производится оценка продвижения к поставленным целям и достигнутых результатов 1.6 Идентифицированы четкие и разнообразные целевые группы 1.7 Стратегии и структуры адаптированы к каждой целевой группе Целевые индикаторы Программы отражают экономическое значение реализации Программы, за счет: обеспечения доступности отдыха и рекреации для широких слоев населения и привлекательности путешествий по Российской Федерации для иностранных граждан

1 2 3

A11. Устойчивость частного сектора Сектор туризма в дестинации осуществляет конкретную политику устойчивого развития туризма и надежную программу сертификации и программы обеспечения качества. 1.4 Частный сектор туризма осознаёт необходимость привести свои приоритеты в соответствие с задачами региональной власти 1.5 Обе спечивает стимулы для подключения местного бизнеса к сектору туризма Облегчает бюрократические процедуры при создании средних и мелких предприятий Экономический эффект Программы будет достигнут путем привлечения дополнительных инвестиций в сферу туризма при реализации механизмов государственно-частного партнерства и обеспечении экономически привлекательных условий для бизнеса.

A12. Безопасность туриста У дестинации есть программа борьбы с преступлениями, связанными с туризмом, обеспечения безопасности и здоровья туристов. Требование отсутствует Признание Российской Федерации благоприятной для посещения страной повысит ее место во многих международных рейтингах, включая рейтинги, связанные с различными параметрами туристской конкурентоспособности, и рейтинг уровня безопасности.

A13. Антикризисная готовность Дестинация установила и обеспечила ресурсы антикризисной программы готовности, который доступен туристам и предприятиям туризма и организациям, и местным сообществам. Требование отсутствует Индикатор отсутствует

A14. Маркетинг устойчивого туризма У дестинация есть программа, чтобы развить и продвинуть жизнеспособные продукты и услуги, совместимые с ее экологическими, социальными и культурными обязательствами. 1.1 Положительный маркетинговый имидж региона 1.2 Широкое информирование партнеров о туристских услугах региона 1.3 Использование международных связей для продвижения своего регионального туризма Имиджевый эффект предусматривает формирование образа Российской Федерации как страны, благоприятной для туризма. Программа не только создает условия для продвижения российского туристского продукта на мировом и внутреннем рынках, но также способствует развитию экономических и культурных связей России с другими странами, улучшает мнение мировой общественности о стране в целом.

Т

А15. Рекламные материалы Рекламные материалы точны и полны относительно дестинации и ее продуктов и услуг, включая требования устойчивости. Они правдивы и не обещают больше, чем предоставляется.

Т4 Информирование

посетителей о политике устойчивого туризма через путеводители, гидов или другие рекламные материалы 1.5 Предоставление

информации о местной природной среде обитания, о местных продуктах, ремеслах, ресурсах и услугах.

Планируется развертывание информационно-пропагандистских кампаний, создание сетей информационных центров и пунктов, организация и проведение межрегиональных, общероссийских и международных выставок, форумов и иных мероприятий, направленных на создание положительного имиджа Российской Федерации как привлекательного направления для туристов.

В результате проведенного анализа было выявлено, что международные подходы различных организаций в целом совпадают. Однако требования Ассоциации регионов Европы в большей степени направлены на решение локальных проблем и не отражают всего разнообразия факторов устойчивого туризма. Все они соответствуют только первому разделу GSTC - А: демонстрация устойчивого управления, но мало затрагивают вопросы безопасности, антикризисного управления, интересов местных сообществ и другие. Таким образом, согласно нашему анализу критерии GSTC являются более полными и в большей мере отражают все аспекты устойчивого туризма в дестинации.

Все индикаторы эффективности ФЦП, в целом, соответствуют тому или иному критерию GSTC. Вместе с тем выявлено, что в ФЦП не учтены требования к таким важным принципам устойчивого развития туризма как:

1. Доступность дестинации (Доступная среда) для людей со специальными потребностями и ограниченными возможностями;

2. Локальные права собственности, т.е. затраты на приобретение активов являются законными, соблюдаются местные нормативные акты и права коренных народов, в том числе с их свободного, предварительного и осознанного согласия, и не требуют принудительного переселения;

3. Управление сезонностью - дестинации спроектировали программы, чтобы уменьшить эффекты сезонной изменчивости туризма по мере возможности, признавая экологические и культурные воздействия таких программ;

4. Антикризисная готовность - дестинация установила и обеспечила ресурсы антикризисной программы готовности, которые доступны туристам и предприятиям туризма, организациям и местным сообществам;

5. Осведомленность о туризме - программы пропаганды туризма и развития осведомленности о туризме регулярно предлагаются для жителей дестинации;

6. Сокращение загрязнения - дестинация осуществляет систему мер по минимизации загрязнения воздуха, воды и почвы от сточных вод, эрозии, шума, света, вредоносных веществ, разрушающих озон составов и требует, чтобы предприятия туризма придерживались этих методов.

Все системы оценки развития устойчивого туризма и ФЦП декларируют особое внимание формированию кадрового потенциала туристской дестинации. Однако системные критерии оценки туристских дестинаций в данной области пока находятся в стадии разработки. Например, в Глобальных критериях GSTC единственным критерием из таковых можно считать «обеспечение справедливых и равных возможностей трудоустройства и профессиональной подготовки в сфере туризма женщин, молодежи, меньшинств и других уязвимых групп населения, в том числе выплату справедливой заработной платы и обучение на руководящих должностях». Между тем, в ряде ведущих университетов мира (Университет Сорбонна Париж 1 Пантеон, Франция; Университет Дж.Вашингтона, США; Университет Суррей, Великобритания и др.) реализуются образовательные программы различных уровней по подготовке менеджеров по устойчивому развитию туризма. В Российской международной академии туризма с 2010 г. реализуется инновационная магистерская программа «Менеджмент туристских дестинаций» [8], с 2011 г. - в сотрудничестве с Миланским университетом Бикокка, Италия.

Выводы и рекомендации

В дальнейшей работе над нормативными документами по оценке туристских дестинаций рассмотренные выше аспекты должны быть учтены. В региональных и муниципальных программах развития туризма их необходимо учитывать уже сейчас, так как они соответствуют требованиям ФЦП РФ «Доступная среда» [4] и другим. Кроме того, принципы устойчивого развития заложены в корпоративную политику всех международных инвестиционных организаций. Внятная туристская политика региона, базирующаяся на тех же принципах, очень важна для них.

Научным коллективом РМАТ в рамках проекта «Устойчивое развитие туристских дестинаций» кафедры UNWTO по устойчивому развитию туризма подготовлен адаптированный российский вариант Глобальных критериев устойчивости туристских дестинаций. В настоящее время идет работа по обсуждению критериев и их редакции. Приглашаем все заинтересованные стороны ознакомиться с критериями и высказать свое мнение на специальном сайте www.gstcouncil.org/uploads/files/russian-criteria [12].

Литература

1. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. Учебное пособие. М.: Приор, 2003.- 94-108с.;

2. Зорин А.И., Зорин И.В. Дестинация в контексте ЮНЕСКО. - М., РМАТ, 2011.

3. Писаревский Е.Л. Стратегия развития туризма как ключевое направление государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации // Квартальновские научные чтения/ Российская международная академия туризма. М.: Логос, 2012 - с. 35-45.

4. Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы"

5. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 N 644 "О Федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 34.

6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации

на период до 2020 года" (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N 47.

7. Резолюция № A/RES/52/2 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 года «Декларация тысячелетия Организации Объединённых Наций»

8. Сесёлкин А.И., Лагусева Н.Н., Диниц Г.Н. Основная образовательная программа ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент «Менеджмент туристских дестинаций». - Химки : РМАТ, 2010. - 31с.

9. Экспертиза устойчивости туризма (по материалам Ассамблеи регионов Европы) : руководство по проведению / Российская международная академия туризма. -Химки : РМАТ, 2010. - 22с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Gössling, S., Hall,M.C., Page, S. and Weaver, D., Sustainable Tourism Futures: Perspectives on Systems, Restructuring and Innovations, London, Routledge, 2009.

11. Libud J.J., Edwards D. Understanding the Sustainable Development of Tourism, Goodfellow Publishers Ltd, Oxford (2010). 247 pp.

12. http://www.new.gstcouncil.org/uploads/files/russian-criteria.pdf

Е.Н. Смирнов

трансформация внешнеэкономических связей европейского союза в условиях инновационного развития его экономической системы

Ключевые слова: Европейский Союз, внешнеэкономические связи, инновационная система.

Блок различных направлений экономической политики ЕС претерпел кардинальные изменения. В структуре разнообразных политик стран Союза — согласуемых, координируемых, гармонизируемых и унифицируемых — такие важные направления политики, как политика обеспечения конкуренции на едином внутреннем рынке, денежно-кредитная и валютная, перешли в разряд единых наднациональных политик ЕС. На многих направлениях наднациональные компоненты развивались и укреплялись. Создание механизма собственных средств выделило ЕС из ряда остальных международных организаций, деятельность которых зависит от отчислений стран-членов. Бюджет ЕС приобрел наднациональные (автономно-независимые) черты не только по методам формирования доходной его части, но и по способам и целям его расходования. Наднациональность системы (преимущественно экономического) права была достаточной для придания необходимых импульсов развитию экономической интеграции. На главных направлениях экономической политики наднациональная составляющая существенно укрепилась. Вместе с тем, важным фактором инновационного развития ЕС являются его внешнеэкономические связи.

Международная торговля является важнейшей составляющей международных экономических отношений ЕС. Вместе с тем, как было указано выше, постепенно торговые отношения данного объединения все более ориентируются на внутрирегиональную

© Е.Н. Смирнов, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.