Научная статья на тему 'Проблемы оценки конкурентоспособности региона'

Проблемы оценки конкурентоспособности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕГИОН / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ОЦЕНКА / ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камалова Аида Омариевна, Таибова Разият Ахмедовна

В статье анализируются проблемы оценки конкурентоспособности регионов. Рассматриваются различные подходы к определению понятия «конкурентоспособность региона», а также рейтинг регионов по конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ASSESSING THE REGION’S COMPETITIVENESS

The article considers different approaches to the definition of the region’s competitiveness, as well as rating of regions competitiveness.

Текст научной работы на тему «Проблемы оценки конкурентоспособности региона»

УДК 33

А.О. Камалова

Р.А. Таибова

Aida Kamalova

Raziyat Taibova

Вопросы оценки конкурентоспособности страны в целом и региона в отдельности актуальны и решаются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Причем, речь идет не только и не столько об оценке конкурентоспособности того или иного региона, сколько о том, из чего она складывается, как можно оценить конкурентоспособность региона на развитие. Без знания способностей региона на развитие невозможно выстроить эффективную инвестиционную политику.

Существует множество подходов к определению понятия «конкурентоспособность региона». Не существует общепринятого определения конкурентоспособности, так как ее нельзя выразить через один конкретный экономический показатель. Так, А.З. Селезнев, дает следующее определение. Конкурентоспособность региона - это положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, обусловленное социально- экономическими и политическими факторами [3]. Опираясь на концепцию конкурентоспособности страны, предложенную М. Портером, конкурентоспособность региона можно сформулировать как эффективность использования региональных ресурсов по сравнению с другими регионами, которая реализуется через увеличение валового регионального продукта на душу населения [1]. Таким образом, можно вывести следующее обобщенное понятие конкурентоспособности. Региональная конкурентоспособность представляется совокупностью факторов, которые влияют на уровень производительности экономики стран и регионов, обеспечивающий стабильное экономические развитие. Более детально, конкурентоспособность - это наличие условий для развития бизнеса в стране или регионе, привлечения инвесторов, в том числе и иностранных. В этой связи, ряд исследователей под конкурентоспособностью региона понимают лишь его инвестиционную привлекательность. На наш взгляд, такое определение представляется недостаточно исчерпывающим. Конкурентоспособность региональной экономики - это способность к устойчивому социально-экономическому развитию региона с обеспечением стабильно высокого качества жизни его населения.

Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которые сгруппированы в базовые и обеспечивающие признаки конкурентоспособности региона. К базовым относятся природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный, управленческий потенциал, производственная база; к обеспечивающим - предпринимательский климат, качество управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура. Конкурентные преимущества региона определяются следующими группами факторов [2]: территориальные и социально-экономические параметры региона; конкурентоспособность страны; предпринимательская и иннова-

© Камалова А.О., Таибова Р.А., 2016

ционная активность в регионе; развитость инфраструктуры региона и ее соответствие международным и федеральным нормативам; уровнем международной интеграции и кооперирования региона. Опираясь на перечисленные группы факторов каждый регион формирует конкурентные преимущества для привлечения инвестиций в регион.

В соответствии с ресурсной концепцией Ж.-Б. Сэя, конкурентоспособность территории основывается на сравнительных преимуществах и обеспечивается за счет таких источников, как трудовые ресурсы, природное сырье и капитал [4]. М. Портер рассматривает конкурентоспособность главным образом с позиций промышленного окружения. Согласно Портеру, наличие рабочей силы, капитала или сырья не определяет успех компании, поскольку указанные ресурсы стали общедоступными. Конкурентоспособность обусловлена эффективностью, с которой организации на местах используют возможности для производства продукции. Производительность и преуспевание в конкретной местности, определяется не тем, в каких отраслях конкурируют участники, а тем, каким образом они ведут эту борьбу. Согласно теории М. Портера конкурентные преимущества достигаются с помощью определенного сочетания пяти конкурентных факторов в своей отрасли (конкуренция между действующими на рынке участниками, угрозы появления новых конкурентов и товаров-заменителей, рыночного положения поставщиков и покупателей) [1]. Л.С. Шеховцева предлагает использовать программно-целевой подход при формировании конкурентоспособности региона на основе имеющихся конкурентных преимуществ. В данной концепции главной целью выступает формирование конкурентоспособности региона через следующие мероприятия: формирование факторов производства (подготовка квалифицированных кадров, обеспечение ресурсами, привлечение инвестиций); стимулирование спроса (повышение доходов, повышение конкурентоспособности отечественной продукции); развитие конкурентоспособности приоритетных отраслей; планирование стратегий предприятия (реструктуризация предприятий, повышение уровня менеджмента предприятий); формирования соответствующего инновационного потенциала [5].

Определившись с понятием «конкурентоспособность региона» и условиями (преимуществами) ее формирующими, постараемся ответить на вопрос: как же оценить конкурентоспособность региона. Существуют различные методы оценки конкурентоспособности, построенные на основе экспертных оценок, статистических показателей, индикаторов и индексов. Исходя из методики Всемирного Банка, конкурентоспособность региона может быть оценена по следующим основным показателям в расчете на душу населения: по размеру валового регионального продукта (ВРП), по величине производственных ресурсов, по величине природных ресурсов, по величине человеческих ресурсов. Кроме того, необходимо учитывать объем прямых инвестиций в экономику региона, так необходимых для воспроизводства.

Всемирный экономический форум для оценки конкурентоспособности страны использует индекс конкурентоспособности. Индекс конкурентоспособности характеризует микроэкономические факторы, определяющие уровень производительности и благосостояния в национальной экономике в средне- и долгосрочной перспективе. На основе индекса конкурентоспособности Всемирный экономический форум ежегодно публикует рейтинги стран в отчетах по глобальной конкурентоспособности. По аналогии может рассчитываться и индекс региональной конкурентоспособности.

Учитывая, что региональное развитие носит нелинейный характер, необходимо использовать комплексный подход. Ряд исследователей предлагает использовать рейтинг конкурентоспособности, состоящий из трех групп оценок. Первая группа оценивает качество и стабильность развития региона или положительную динамику в будущем. Здесь выделяют четыре группы регионов: регионы со стабильным развитием, с преимущественно стабильным развитием, с преимущественно нестабильным развитием и нестабильным развитием. Вторая группа оценок направлена на выявление непосредственно уровня конкурентоспособности региона. Соответственно, регионы по этим критериям делятся

на регионы с высоким, средним и низким уровнем конкурентоспособности. Далее выделяется тип конкурентных позиций, которые обеспечивают текущее место в рейтинге - это экономические, финансовые, социальные и территориальные факторы в комплексе. И, наконец, оцениваются ресурсы, привязанные к территории (минерально-сырьевые ресурсы, имидж территории, управленческий ресурс). Такого рода исследования позволяют расширить информационную базу при принятии решения не только для федеральных, но и для региональных органов государственной власти и бизнеса.

Оценка конкурентоспособности по совокупности таких параметров - это попытка комплексно представить уровень развития региона, причем не социального развития, а уровень его конкурентоспособности, под которым понимается способность региона создавать условия для устойчивого развития. В результате исследований были выявлены регионы, наиболее конкурентоспособные, и регионы-аутсайдеры. К регионам, которые показывают наиболее устойчивую динамику развития, относятся Краснодарский край, Ростовская, Волгоградская, Самарская и Саратовская область. Среди этой пятерки Краснодарский край занимает лидирующие позиции. Среди регионов-аутсайдеров традиционно республики Северного Кавказа, а именно Чеченская Республика, Кабардино-Балкария и Ингушетия. Более того, к регионам с абсолютно нестабильным развитием, с низким уровнем конкурентоспособности относятся все приграничные зоны Российской Федерации.

Таким образом, рейтинг регионов по конкурентоспособности позволяет выделить как минимум две группы регионов. Первая группа характеризует тот конкурентный потенциал, которым сегодня обладает страна. Это финансовые центры страны - Москва и Санкт-Петербург, а также регионы, где доминирует территориальный тип конкурентных позиций. Во многом это ресурсные регионы. Вторая группа - это регионы, которые могут улучшить в перспективы позиции страны, при грамотной региональной политике и управленческих решениях.

Конкурентоспособность страны непосредственно зависит от конкурентоспособности составляющих страну регионов, а конкурентоспособность региона напрямую связана с конкурентоспособностью местных компаний. Всемирный экономический форум и Международный институт менеджмента, который оценивает конкурентоспособность стран, под этим понятием понимают в большей степени качество бизнес-климата и наличие институтов в стране (регионе). У большинства российских предпринимателей, прежде всего малых и средних, отсутствуют навыки подготовки и работы с инвестиционными проектами (поиск партнеров и инвесторов) и предложениями делового сотрудничества, что сказывается на количестве и качестве проектов, предлагаемых российскими компаниями потенциальным европейским партнерам. Особенно остро данная проблема стоит в тех регионах России, где инвестиционный и предпринимательский климат остается на неудовлетворительном уровне и где не создана благоприятная конкурентная среда для ведения бизнеса. Компании из таких регионов не имеют возможности повышать свою конкурентоспособность, в том числе за счет сотрудничества с другими компаниями на региональном, межрегиональным и международном уровне, что сдерживает их собственное развитие и развитие предпринимательства в регионе в целом.

Плохой инвестиционный и предпринимательский климат и отсутствие конкуренции не способствуют повышению инвестиционной и предпринимательской активности у местных компаний, не стимулируют внедрение ими инноваций и модернизации и, соответственно, повышение их конкурентоспособности, что отрицательно сказывается на прибыльности самих компаний и, как следствие этого, на наполняемости региональных бюджетов, призванных в том числе поддерживать местное предпринимательство и повышать благосостояние местных граждан. Низкая инвестиционная привлекательность большинства российских регионов на фоне отсутствия у европейских потенциальных партнеров достаточной информации об экономическом потенциале российских регионов тормозит не только процесс интернационализации российских компаний, но и приток прямых иностранных инвестиций малых и средних европейских компаний в российские регионы.

К аналогичным выводам приходят и последние исследования, проведенные Всемирным экономическим форумом (Швейцария), Сбербанком России и российскими общественными организациями - «Деловой Россией» и «Опорой России» - в 2010-2012 гг.: конкурентоспособность подавляющего большинства регионов страны (71 из 83) находится на низком уровне, а конкурентоспособность России за последние годы постоянно снижалась. В 2013 г. страна заняла всего лишь 67 строчку из 144 в списке конкурентоспособных государств (на 66 позиции находится Иран, а на 68 - Шри Ланка). Хотя по данным 2014 г. Россия поднялась на 53-е место в рейтинге глобальной конкурентоспособности, страна по-прежнему далека от 10 ведущих стран (Швейцария, Сингапур, США, Финляндия, Германия, Нидерланды, Великобритания, Швеция, Япония и Гонконг) и отстает от таких соседей, как Китай (28 место), Эстония (29 место), Литва (41 место), Польша (43 место), Турция (45 место), Казахстан (50 место). В этой связи возникает настоятельная необходимость рассмотрения вопросов повышения конкурентоспособности российских регионов и принятия мер по созданию в них таких условий для ведения бизнеса, благодаря которым повышалась бы эффективность и продуктивность деятельности российских предприятий на внутреннем и международном рынках, а также существенно увеличился бы приток прямых иностранных инвестиций в реальных сектор российской экономики.

Улучшение делового климата зависит от властей регионов: именно регионы осуществляют инвестиционные проекты, они внедряют инновационную политику. Такой же вывод сделан в докладе «Российские регионы: драйверы роста», представленном на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2014 г., где рассматривались рецепты роста для российских регионов. В докладе выделены четыре рекомендации: борьба с коррупцией, упрощение доступа к финансированию, устранение бюрократии, повышение квалификацию рабочей силы. Эксперты пришли к заключению, что главным механизмом роста будет улучшение институтов, что основу для институциональных реформ способны заложить регионы, что улучшение инвестиционного климата уже позволило ускорить рост в отдельных регионах, но нужны всеобъемлющие, а не выборочные реформы. Уже наработанные «лучшие практики» должны стать образцом для улучшения бизнес-климата по всей стране.

Библиографический список

1. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер // Международные отношения - М.- 1993. - 206 с.

2. Региональная экономика / Под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. - М. : Инфра-М, 2007. - 666 с.

3. Селезнев, А. З. Фактор времени в стратегии ускорения / А. З. Селезнев. - М. : Мысль, 1989. - 448 с.

4. Сэй, Ж.-Б. Трактат по политической экономии / Ж.-Б. Сэй // Бастиа, Ф. Экономические софизмы. Экономические гармонии. - М., 2000. - С. 55-57.

5. Шеховцева, Л. С. Методология разработки стратегии развития окраинного региона страны в условиях ОЭЗ / Шеховцева Л. С. // Прогнозирование и стратегии развития Особой экономической зоны России : межвузов. сб. науч. труд. - Калининград, 2000. - С. 20-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.