Научная статья на тему 'Проблемы оценки качества жизни населения муниципального образования'

Проблемы оценки качества жизни населения муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1486
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ОЦЕНКА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ / ИНФОРМАЦИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКА / РЕЙТИНГ / СТАНДАРТ / МОНИТОРИНГ / МЕТОДОЛОГИЯ / КРИТЕРИИ / QUALITY OF LIFE ASSESSMENT / MUNICIPAL / FIGURES / INFORMATION / FEATURES / RATING / STANDARDS / MONITORING / METHODOLOGY AND CRITERIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кулькова Инна Анатольевна, Рагозина Анастасия Юрьевна

В статье описаны основные проблемы оценки качества жизни населения муниципального образования. Выявлено, что имеющаяся в настоящее время статистическая база показателей качества жизни на муниципальном уровне практически не позволяет провести анализ социально-экономических процессов. Так же выявлено, что основными проблемами в развитии оценки качества жизни населения муниципального образования, являются: отсутствие методик для оценки качества жизни на уровне муниципального образования, применяемые показатели оценки качества жизни населения муниципального образования, весьма ограничены и их количество гораздо меньше, чем на уровне региона и страны. Методики необходимы для того, чтобы провести методологически грамотные исследования и сопоставимые в динамике и с другими территориями. Обоснована необходимость использования рейтинговой методики для анализа и оценки качества жизни населения муниципального образования. Предложено дополнить существующие показатели следующими показателями: индекс благоустройства жилищного фонда; объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников на единицу площади с учетом плотности населения; индекс политических свобод населения. В рамках апробации авторами статьи предложены основные требования, которым должна отвечать методика анализа качества жизни муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кулькова Инна Анатольевна, Рагозина Анастасия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of assessing the quality of life of the population of the municipality

The article describes the main problems of assessing the quality of life of the population of the municipality. It was revealed that the currently available statistical base of quality of life at the municipal level practically does not allow an analysis of the socio-economic processes. Just found out that the main problems in the development of assessing the quality of life of the population of the municipality are: the lack of methods for evaluating the quality of life at the level of the municipality used indicators to measure the quality of life of the population of the municipality is very limited and their number is much smaller than at the regional level and the country. The techniques needed to conduct methodologically competent research and comparable over time and with other territories. The necessity of using the rating methodology for the analysis and evaluation of the quality of life of the population of the municipality. It is proposed to complement existing performance indicators: an index improvement of the housing stock; pollutant emissions from stationary sources per unit area, taking into account population density; the index of political freedoms of the population. As part of testing the authors offered the basic requirements to be met by method for analyzing the quality of life of the municipality.

Текст научной работы на тему «Проблемы оценки качества жизни населения муниципального образования»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №4 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-4 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/61EVN415.pdf DOI: 10.15862/61EVN415 (http://dx.doi.org/10.15862/61EVN415)

УДК 332.14

Кулькова Инна Анатольевна

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Россия, г. Екатеринбург1 Профессор кафедры «Экономики труда и управления персоналом»

Доцент

Рагозина Анастасия Юрьевна

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Россия, г. Екатеринбург Ассистент кафедры «Экономики труда и управления персоналом»

Соискатель E-mail: Anastasia453@yandex.ru

Проблемы оценки качества жизни населения муниципального образования

1 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45

Аннотация. В статье описаны основные проблемы оценки качества жизни населения муниципального образования. Выявлено, что имеющаяся в настоящее время статистическая база показателей качества жизни на муниципальном уровне практически не позволяет провести анализ социально-экономических процессов. Так же выявлено, что основными проблемами в развитии оценки качества жизни населения муниципального образования, являются: отсутствие методик для оценки качества жизни на уровне муниципального образования, применяемые показатели оценки качества жизни населения муниципального образования, весьма ограничены и их количество гораздо меньше, чем на уровне региона и страны. Методики необходимы для того, чтобы провести методологически грамотные исследования и сопоставимые в динамике и с другими территориями. Обоснована необходимость использования рейтинговой методики для анализа и оценки качества жизни населения муниципального образования. Предложено дополнить существующие показатели следующими показателями: индекс благоустройства жилищного фонда; объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников на единицу площади с учетом плотности населения; индекс политических свобод населения. В рамках апробации авторами статьи предложены основные требования, которым должна отвечать методика анализа качества жизни муниципального образования.

Ключевые слова: качество жизни; оценка; муниципальное образование; показатели; информация; характеристика; рейтинг; стандарт; мониторинг; методология; критерии.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Кулькова И.А., Рагозина А.Ю. Проблемы оценки качества жизни населения муниципального образования // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/61EVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/6Ш'УШ15

Уровень качества жизни является конечным критерием оценки эффективности экономических преобразований на любом уровне хозяйствования. Для поддержания приемлемого качества жизни населения, необходимо своевременно осуществлять его оценку и принимать меры по повышению. Определение уровня жизни - сложный и неоднозначный процесс. Так как он, с одной стороны, зависит от состава и величины потребностей общества, а с другой, ограничивается возможностями по их удовлетворению, опять же исходя из различных факторов, обуславливающих экономическое, политическое и социальное положение в стране. К факторам относятся эффективность производства и сферы услуг, состояние научно-технического прогресса, культурно-образовательный уровень населения, национальные особенности и др. Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека. Существует классификация показателей по отдельным признакам: общие и частные; экономические и социально-демографические; объективные и субъективные; стоимостные и натуральные; количественные и качественные; показатели пропорций и структуры потребления; статистические показатели и др. Достойный уровень качества жизни - не всегда осознаваемая, часто неверно понимаемая, но всегда объективно главная, характеристика жизни человека.

В экономической науке массовое распространение получают не столько методики оценки качества товаров и услуг, сколько концепции и методические подходы к оценке качества жизни населения. Качество жизни как факторная категория, имеет огромный потенциал, позволяющий по-новому, с позиций целостности, подойти к осмыслению проблем жизнедеятельности человека, и осуществлять механизмы, воспроизводства рабочей силы. Одним из показателей качества жизни населения является обеспеченность рабочими местами. Рынок сам по себе не способен вывести экономику из кризиса. Для этого необходимо на базе глубокого анализа реальной экономической ситуации заложить основы подъема производства и качества жизни населения. Аналогично тому, как категория всеобщего управления качеством признана ведущим стимулом развития промышленности, категория «управление качеством жизни» является основой развития и совершенствования социально-экономической политики, что подтверждается опытом промышленно развитых стран в решении проблем экономического развития.

Качество жизни является сложной социально-экономической категорией, следовательно, её изучение в условиях развития рыночной экономики остается одной из актуальных задач экономического, социального, политического, духовного развития. О качестве жизни населения можно судить всесторонне, оценив уровень жизни, материальное положение населения, а также социально-экономические аспекты развития общества за исследуемый промежуток времени.

Анализ имеющейся теоретической базы, связанной с оценкой качества жизни населения, показал, что за последние годы, когда происходили наиболее значительные изменения, как в социальной, так и в экономической сферах нашего общества. Несмотря на наличие методик оценки качества жизни на макро-уровне не было выработано единой методики оценки качества жизни в муниципальном образовании, содержащей в себе взаимосвязанную систему показателей, отражающих уровень качества жизни данного муниципального образования.

Муниципальные образования являются главным звеном управления качеством жизни, так как в них проживает большинство населения страны, то есть это первичное звено социальной политики.

Имеющаяся в настоящее время статистическая база показателей качества жизни на муниципальном уровне практически не позволяет провести анализ социально-экономических процессов. Так же нет методик, которые бы позволили провести методологически грамотные исследования и сопоставимые в динамике и с другими территориями. Не говоря уже о том, что в сфере интересов статистических органов отсутствует проведение работ по определению уровня удовлетворенности населения качеством предоставленных ему услуг, который является одним из важнейших элементов оценки качества жизни населения города.

Основными проблемами в развитии оценки качества жизни населения муниципального образования, являются: отсутствие методик для оценки качества жизни на уровне муниципального образования, применяемые показатели оценки качества жизни населения муниципального образования, весьма ограничены и их количество гораздо меньше, чем на уровне региона и страны.

Существующие систематические показатели оценки качества жизни населения муниципального образования, могут быть классифицированы по следующим группам, которые требуют расширения: показатели качества жизни, показатели потребительского рынка, жилищные показатели, показатели в области образования, показатели культуры, демографические характеристики населения, показатели рынка труда [1, с. 90]. Мы предлагаем добавить следующие показатели:

• индекс благоустройства жилищного фонда, который определяется как среднее значение удельного веса общей площади, оборудованной: а) водоснабжением; б) канализацией; в) отоплением; г) газом; д) горячей водой.

Индекс благоустройства жилищного фонда в динамике позволяет контролировать процесс обслуживания, эксплуатации и ремонта жилых домов, и качество и объем предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

• объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников на единицу площади с учетом плотности населения. Анализ динамики выбросов загрязняющих веществ на единицу площади с учетом плотности населения позволит выявить источники загрязнения воздуха. Это лежит в основе работы по оптимизации затрат на природоохранные мероприятия, выявлению основных источников загрязнения атмосферного воздуха, разработке перечня первоочередных мероприятий по сокращению выбросов вредных веществ, созданию более совершенных систем мониторинга окружающей среды;

• использование индекса политических свобод населения, который предлагаем рассчитывать, как долю проголосовавших на последних местных выборах среди населения города.

Индекс политических свобод населения (доля проголосовавших на последних местных выборах среди населения города) показывает уровень политической информированности и активности населения муниципального образования. Политическая пассивность населения ведет к социальному регрессу и экономической деградации, к разложению государственных институтов.

Отсутствие политической свободы формирует непреодолимый барьер для экономического роста, социального развития, безопасности человека, страны, государства.

Отсутствие эффективной методики оценки качества жизни населения, на уровне муниципального образования стимулирует разработку новой методики, основанной на определении рейтинга муниципального образования среди других муниципальных образований. Эта техника позволит оценить качество жизни не только на уровне государства

или региона, но и на уровне муниципального образования с учетом тех данных, которые определены в муниципалитете. При составлении рейтинговой оценки качества жизни населения муниципальных образований, должны быть использованы те параметры, которые по максимуму охватывают все сферы человеческой деятельности и факторы, влияющие на них. Эта специфика объясняется не только различиями в качественном составе населения, уровне экономического развития муниципалитетов и др., но и в этнокультурными особенностями, географическими и климатическими условиями. «Интегральные показатели качества жизни могут быть представлены в свернутом виде. В данном случае, значения сложных индикаторов, встроенных в его структуры заменяются одним показателем, значение которого коррелирует с ним» [3, с. 155].

Под рейтингом понимается обобщенная количественная характеристика муниципального образования, которая определяет его место среди других муниципалитетов. Рейтинг муниципалитета можно считать мерой его количественных и качественных характеристик. Рейтинг муниципального образования является инструментом как внутримуниципального, так и в основном, межмуниципального сравнительного анализа, оценкой его привлекательности с точки зрения качества жизни населения.

Рейтинг может базироваться на системе абсолютных и относительных показателей либо на сочетании их обоих. Однако, как показывает практика, в большинстве случаев применяются относительные показатели. При ранжировании основой является объективность и точность выбора показателей, положенных в основу расчета рейтинга, методики расчета, качество информационной базы расчета и алгоритмы определения собственно рейтинга как количественной оценки, позволяющей ранжировать муниципалитеты.

Можно выделить три основных этапа разработки систем рейтинговой оценки:

1. Выбор и обоснование системы показателей, используемых для расчета рейтинга.

2. Установление нормативно базы по каждому показателю.

3. Алгоритм подведения итогов рейтинговой оценки муниципального образования.

В качестве показателей, используемых для расчета рейтинга, отбираются наиболее значимые с точки зрения оценки различных аспектов качества жизни населения муниципального образования. Выбранные для этой рейтинговой оценки, показатели не должны быть функционально зависимыми не должны дублировать друг друга.

Для решения выявленных проблем в процессе оценки качества жизни на уровне муниципального образования, предлагаем ранжировать муниципальные образования по основным показателям, характеризующим уровень удовлетворенности жителей данной территории качеством жизни. «К основным показателям относятся показатели жилищно-коммунального хозяйства, образования и здравоохранения, уровень демографической ситуации» [6, с. 157].

Образование является одним из ведущих факторов в формировании потребностей и интересов человека, реализация которых во многом определяет его качество жизни. В современных условиях, когда объем знаний увеличивается фактически каждые 5-8 лет, значимость образования растет особенно быстро. Экономический рост и рост потребления сегодня возможны, главным образом за счет развития инновационного, творческого труда. Уровень развития системы образования и эффективного использования образовательного потенциала населения обеспечивает до 40% роста валового внутреннего продукта.

Формирование соответствующей системы показателей, направленной на выявление степени соответствия основных параметров и условий человеческой жизни, ее потребностей и

интересов, основывается на том, что практические результаты оценки качества жизни, полученные с ее помощью, не должны противоречить качественному уровню результатов расчетов.

Концепция определения качества жизни населения в муниципальных образованиях должна включать в себя следующие основные принципы [5, с. 255]:

• растущая продолжительность жизни;

• снижение заболеваемости наряду с адекватным и доступным медицинским обслуживанием;

• личная безопасность в плане предоставления жилищно-коммунальных услуг;

• растущие возможности получения образования и уровень образования населения;

• доступ к социальным благам;

• благоприятная демографическая ситуация.

Необходимо разработать методику для анализа качества жизни населения каждого муниципального образования.

Основные возможности программы (концепции) заключаются в том, что первичные социальные показатели, лежащие в основе мониторинга качества жизни населения муниципального образования, должны быть ориентированы на выполнение нескольких одновременных миссий. С одной стороны, они должны предоставить достаточный материал для оценки качества жизни в муниципалитете, а с другой, сформировать информационный каркас для последующих интегративных оценок качества жизни более высокого иерархического уровня - области, различных региональных объединений страны в целом. В этом смысле показатели должны быть классифицированы в две большие группы:

• стандартизированные показатели оценки качества жизни населения независимо от территории компактного проживания людей («универсальные»);

• конкретные показатели, отражающие региональные различия и «проблемность» территорий («региональные показатели»).

Среди специфических особенностей муниципальных образований, расположенных в Северном административном округе Свердловско области и влияющих на качество жизни, можно выделить следующие проблемные аспекты:

• многие населенные пункты находятся в статусе «моногородов». Более того, градообразующие предприятия, которые определяют жизнеобеспеченность местных территориальных образований, часто являются предприятиями металлургического комплекса;

• отсутствие развитой социальной инфраструктуры;

• сырьевая ориентированность экономики, которая определяет тяжесть, жесткость, высокую инертность отраслевых производственных структур;

• большинство территорий Северного административного округа относятся к регионам с наиболее низким уровнем жизни, которые относятся или приближаются к критической черте, когда отсутствуют внутренние источники развития и воспроизводства жизненно важных социальных и экономических структур;

• оторванность территорий Северного административного округа от европейской части страны, формируя в сознании населения «периферийные» психологии, отраженные в общественном сознании недовольством политикой, проводимой «центром» по отношению к населению Северного Урала, которая воспринимается как протекционистская;

• нестабильность работы и жизни, настроение мимолетности, большее число факторов нестабильности.

В разрабатываемой программе отмеченные условия должны быть полностью отражены в мониторинге индикаторов качества жизни.

Второй момент, который, на наш взгляд, необходимо учитывать в практической реализации этой программы (концепции) мониторинга качества жизни, состоит в оценке ресурсных затрат. Проектирование и особенности реализации такого масштабного проекта, например, разработка, внедрение и эксплуатация, поддержка мониторинга качества жизни требуют значительных финансовых ресурсов, которые в настоящее время муниципалитеты просто не имеют. Следовательно, мы должны говорить прежде всего о приоритетных направлениях внедрения информационных блоков в соответствии с их степенью важности.

На основе проведенного анализа мы считаем, что приоритетом блоков мониторинга качества жизни населения муниципального образования должна быть система показателей, комплексно оценивающих:

• природно-географические, социально-экономические условия и степень удовлетворенности их состоянием;

• биосоциальный уровень здоровья населения и его оценка в общественном сознании;

• степень удовлетворенности потребности в безопасности;

• эффективность и направленность изменения репродуктивных функций региональных субъектов социализации.

Однако, учитывая особенности поведения социальных систем в условиях кризиса необходимо обратить особое внимание на субъективную составляющую качества жизни: благосостояние населения, его мотивы, ценности и потребности.

И, наконец, важным принципом проектирования мониторинга качества жизни должен быть принцип «непрерывности», суть которого состоит в последовательном наращивании «этажности» информационной системы, не отбрасывая уже апробированные информационные блоки, так, чтобы глубже и полнее исследовать качество жизни населения, процесс измерения которого бесконечный [6, с. 158].

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации. // Социологические исследования, №1, 2009. С. 33-42.

2. Бобков В.М., Масловский - Мстиславский П.С. Качество жизни: концепция и измерение / Всероссийский центр уровня жизни.-М., 1998.

3. Валентей С., Несторов Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики. - 2014. - №2. - С. 90-93.

4. Давыдова Е.В., Давыдов А.А. Измерения качества жизни. - М., 2009.

5. Мирзабалаева Ф.И., Алиева П.Р. Развитие рабочего трудового потенциала // Теория и практика общественного развития (электронный журнал). - 2013. -№3. - С. 55.

6. Моделирование социо-эколого-экономической системы региона / под ред. Гурмана В.И., Рюминой Е.В. - М.: Наука, 2011. - 175 с.

7. Моргунов В.П. Факторы, определяющие развитие человеческого капитала в экономике, основанной на знаниях // Экономические науки. - 2014. - №6. - С. 123.

8. Римашевская Н.М., Бочкарева В.К., Волкова Г.Н., Мигранова Л.А., Ольшанская Е.А. Региональные проблемы занятости и уровня жизни // Россия в глобализирующемся мире. Стратегия конкурентоспособности. - М.: Наука, 2015. - 306 с.

9. Соболева И.В. Проблемы воспроизводства человеческого потенциала в трансформационной экономике. - М.: ИЭ РАН, 2013. - С. 157-160.

10. Шкуркин А.М., Шкуркин А.А. Мониторинг качества жизни населения муниципального образования: проблемы, принципы и перспективы построения. Хабаровск, 2010. - 269 с.

Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.

Kul'kova Inna Anatol'evna

Urals State University of Economics Russia, g. Ekaterinburg

Ragozina Anastasiya Yur'evna

Urals State University of Economics Russia, g.Ekaterinburg E-mail: Anastasia453@yandex.ru

Problems of assessing the quality of life of the population

of the municipality

Abstract. The article describes the main problems of assessing the quality of life of the population of the municipality. It was revealed that the currently available statistical base of quality of life at the municipal level practically does not allow an analysis of the socio-economic processes. Just found out that the main problems in the development of assessing the quality of life of the population of the municipality are: the lack of methods for evaluating the quality of life at the level of the municipality used indicators to measure the quality of life of the population of the municipality is very limited and their number is much smaller than at the regional level and the country. The techniques needed to conduct methodologically competent research and comparable over time and with other territories. The necessity of using the rating methodology for the analysis and evaluation of the quality of life of the population of the municipality. It is proposed to complement existing performance indicators: an index improvement of the housing stock; pollutant emissions from stationary sources per unit area, taking into account population density; the index of political freedoms of the population. As part of testing the authors offered the basic requirements to be met by method for analyzing the quality of life of the municipality.

Keywords: quality of life assessment; municipal; figures; information; features; rating; standards; monitoring; methodology and criteria.

REFERENCES

1. Belyaeva L.A. Uroven' i kachestvo zhizni. Problemy izmereniya i interpretatsii. // Sotsiologicheskie issledovaniya, №1, 2009. S. 33-42.

2. Bobkov V.M., Maslovskiy - Mstislavskiy P.S. Kachestvo zhizni: kontseptsiya i izmerenie / Vserossiyskiy tsentr urovnya zhizni.-M., 1998.

3. Valentey S., Nestorov L. Chelovecheskiy potentsial: novye izmeriteli i novye orientiry // Voprosy ekonomiki. - 2014. - №2. - S. 90-93.

4. Davydova E.V., Davydov A.A. Izmereniya kachestva zhizni. - M., 2009.

5. Mirzabalaeva F.I., Alieva P.R. Razvitie rabochego trudovogo potentsiala // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya (elektronnyy zhurnal). - 2013. - №3. - S. 55.

6. Modelirovanie sotsio-ekologo-ekonomicheskoy sistemy regiona / pod red. Gurmana V.I., Ryuminoy E.V. - M.: Nauka, 2011. - 175 s.

7. Morgunov V.P. Faktory, opredelyayushchie razvitie chelovecheskogo kapitala v ekonomike, osnovannoy na znaniyakh // Ekonomicheskie nauki. - 2014. - №6. - S. 123.

8. Rimashevskaya N.M., Bochkareva V.K., Volkova G.N., Migranova L.A., Ol'shanskaya E.A. Regional'nye problemy zanyatosti i urovnya zhizni // Rossiya v globaliziruyushchemsya mire. Strategiya konkurentosposobnosti. - M.: Nauka, 2015. - 306 s.

9. Soboleva I.V. Problemy vosproizvodstva chelovecheskogo potentsiala v transformatsionnoy ekonomike. - M.: IE RAN, 2013. - S. 157-160.

10. Shkurkin A.M., Shkurkin A.A. Monitoring kachestva zhizni naseleniya munitsipal'nogo obrazovaniya: problemy, printsipy i perspektivy postroeniya. Khabarovsk, 2010. - 269 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.