Научная статья на тему 'Проблемы оценки финансовых результатов деятельности промышленных предприятий в условиях инфляции'

Проблемы оценки финансовых результатов деятельности промышленных предприятий в условиях инфляции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова Л.В.

При измерении влияния инфляционных процессов на финансовые результаты производственной деятельности нефинансовых предприятий необходимо исходить в первую очередь из объема и структуры их доходов и расходов. Доходы производственных предприятий связаны со следующими показателями: выручка от реализации продукции (работ, услуг); выручка от реализации выбывшего имущества; амортизационные исчисления; внереализационные и другие доходы (от экономических санкций, операций с тарой и др.); поступления средств из централизованного фонда и резервов; поступления средств в порядке долгосрочного кредитования; ассигнования из бюджета; другие поступления. Расходы предприятий включают: покупку средств производства и производственных услуг; оплату труда наемным работникам; отчисления на социальное страхование; платежи в бюджет (налоги на производство, плата за производственные фонды, трудовые ресурсы, воду, отчисление от прибыли и другие; отчисления на образование разных резервных фондов; проценты за краткосрочный кредит и др.). Кроме того, для проведения расчетов по измерению влияния инфляционных процессов на финансовое положение предприятий необходима дополнительная информация: валовый выпуск произведенной продукции, работ и услуг; себестоимость реализованной продукции по основным ее элементам (промежуточные затраты (потребление), зарплата с начислениями, амортизационные отчисления, прочие материальные затраты); стоимость основных производственных средств на начало и конец года; стоимость активов предприятий на конец года (нематериальные активы, материальные запасы и затраты, денежные и прочие средства); капитальные вложения, авансы и другие. Все эти показатели в обычном порядке определяются на всех предприятиях в фактически действующих ценах в отчетный период. На основе указанных показателей рассчитываются показатели прибыли, рентабельности и эффективности производства, а также факторы, влияющие на их изменение также в фактических ценах. Изложенный в статье метод анализа инфляционных процессов на финансовые результаты деятельности предприятий имеет широкий круг применения. Его можно использовать в проведении подобного анализа на всех предприятиях и в организациях, включенных по международной концепции СНС ООН в секторе Нефинансовые предприятия. Разработанная автором методика комплексного анализа и оценки совокупного влияния инфляции на финансовые результаты деятельности предприятия позволяет определить механизм действия инфляции и методы его измерения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Давыдова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы оценки финансовых результатов деятельности промышленных предприятий в условиях инфляции»

фиЯаНсо&осй

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ

Л.В.ДАВЫДОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры Орловского государственного технического университета

При измерении влияния инфляционных процессов на финансовые результаты производственной деятельности нефинансовых предприятий необходимо исходить в первую очередь из объема и структуры их доходов и расходов.

Доходы производственных предприятий связаны со следующими показателями: выручка от реализации продукции (работ, услуг); выручка от реализации выбывшего имущества; амортизационные исчисления; внереализационные и другие доходы (от экономических санкций, операций с тарой и др.); поступления средств из централизованного фонда и резервов; поступления средств в порядке долгосрочного кредитования; ассигнования из бюджета; другие поступления.

Расходы предприятий включают: покупку средств производства и производственных услуг; оплату труда наемным работникам; отчисления на социальное страхование; платежи в бюджет (налоги на производство, плата за производственные фонды, трудовые ресурсы, воду, отчисление от прибыли и др.; отчисления на образование разных резервных фондов; проценты за краткосрочный кредит и др.).

Кроме того, для проведения расчетов по измерению влияния инфляционных процессов на финансовое положение предприятий необходима дополнительная информация:

— валовый выпуск произведенной продукции, работ и услуг;

— себестоимость реализованной продукции по основным ее элементам (промежуточные затраты (потребление), зарплата с начислениями, амортизационные отчисления, прочие материальные затраты);

— стоимость основных производственных средств на начало и конец года;

— стоимость активов предприятий на конец года (нематериальные активы, материальные запасы и затраты, денежные и прочие средства);

— капитальные вложения, авансы и др.

Все эти показатели в обычном порядке определяются на всех предприятиях в фактически действующих ценах в отчетный период.

На основе указанных выше показателей рассчитываются показатели прибыли, рентабельности и эффективности производства, а также факторы, влияющие на их изменение, также в фактических ценах.

Задача состоит в переоценке всех этих показателей в постоянные цены в целях измерения и устранения влияния повышения цен (инфляции) на их рост.

Для определения изменения цен в производственной сфере и в сфере конечного потребления используются:

— индексы цен на капитальные вложения;

— индексы цен производителей (оптовых цен) на промышленную продукцию;

— индексы средних цен на сельскохозяйственную продукцию;

— индексы потребительских цен;

— индексы средней номинальной заработной платы;

— индексы цен внешней торговли (импорт-экспорт).

Для переоценки амортизационных отчислений в постоянных ценах следует использовать индекс цен основных средств и капитальных вложений. Необходимо выбирать соответствующие индексы

22

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВОРШ к КРЛКШсМ

для пересчета в постоянные цены и других элементов доходов и расходов предприятий: поступления из госбюджета и платежи в бюджет; поступления в порядке долгосрочного кредитования; выплаты за кредит и т.д.

Следовательно, для измерения размеров влияния инфляции на показатели, отражающие объем производства и доходов, а также на структуру производственных затрат нефинансовых предприятий необходимо применять всю систему индексов цен, использованную при переоценке производственного и использованного валового внутреннего продукта (ВВП) страны в постоянные цены.

Техника проведения расчетов состоит в делении величины каждого показателя в фактических ценах отчетного периода на соответствующий индекс цен. Таким образом определяется величина данного показателя в постоянных ценах. Результат вычитания из стоимостного объема данных показателей, оцененных в фактически действующих ценах, стоимости и объема, определенных в постоянных ценах (то есть объема показателей, рассчитанного без влияния роста цен), показывает объем роста каждого показателя под влиянием инфляции.

Расчеты следует проводить как в целом по показателям выручки от реализации и прибыли, так и по каждому фактору, влияющему на прибыльность и рентабельность предприятия. Проведение этой операции требует строгого разграничения базовых показателей, отражающих финансовые результаты производственной деятельности нефинансовых предприятий в фактически действующих ценах, показателей прибыльности и рентабельности и факторов, влияющих на финансовое положение данных предприятий.

Инфляция неоднозначно влияет на показатели, отражающие разные аспекты формирования финансовых результатов предприятий. В одних случаях инфляция отрицательно влияет на данные результаты, в других — положительно. Так, например, при повышении продажных цен на произведенные этими предприятиями товары и рыночные услуги общий объем выручки от их реализации повышается, создавая, таким образом, предпосылки для повышения объема прибыли. В случае повышения цен на закупки (приобретение) средств, включаемых в материальные производственные затраты, себестоимость продукции и услуг растет, а объем прибыли уменьшается. То же самое следует сказать и о повышении уровня заработной платы.

Поэтому расчет влияния инфляционных процессов на прибыльность и рентабельность пред-

приятий должен осуществляться балансовым методом, т.е. путем расчета арифметической разницы положительного и отрицательного влияний разных факторов на данные показатели. При расчетах методом дефляции используется указанная выше система индексов цен.

В ряде случаев для переоценки стоимостных показателей в постоянные цены используется метод прямого счета или метод экстраполяции.

Накопленный опыт в расчетах на макроуровне можно применять в проведении расчетов на уровне предприятий. Переход предприятий и организаций, производящих товары и услуги, к рыночной системе ведения хозяйства требует измерения применяемого до сих пор метода прямого счета доходности (прибыльности), когда прибыль определялась как производный показатель в виде разности между стоимостью объема реализованной продукции (услуг), оцененной в оптовых ценах предприятий, и ее себестоимостью.

В современных условиях необходима разработка других адекватных рыночной экономике методов оценки анализа степени влияния инфляции на результативность производственной деятельности предприятий. Перспективным является факторный метод анализа.

Принципиальные установки применения факторного метода в данной области таковы:

1) выбор системы исходных (базовых) показателей, отражающих все элементы, определяющие прибыльность и рентабельность производственных предприятий, вокруг которых разворачивается весь процесс проведения расчетов и анализ изучаемого процесса. Эта система должна быть полная и гибкая;

2) полный учет инфляционных процессов, имеющих место в сфере производства товаров и рыночных услуг, в области затрат и доходов на их производство, реализацию и потребление;

3) четкая система факторов, влияющих на формирование финансовых результатов производственной деятельности предприятий;

4) выбор методов и приемов измерения влияния инфляции на каждый фактор измерения прибыльности и рентабельности и на общую результативность предприятий. Это предполагает составление адекватной преграммы проведения расчетов и анализ результатов (табл. 1). В методологической схеме измерения и анализа влияния инфляционных процессов на результаты финансовой деятельности предприятий прибыль и рентабельность являются результативными

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ШВбРШ -к ЪР^ХШтпы

23

Таблица 1

Исходные данные для расчета прибыли и рентабельности предприятий* (в текущих ценах)

Базовый показатель Величина показателя

Выручка от реализации продукции, работ, услуг, тыс. руб. 130 000

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 102 500

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг, тыс. руб. 27 500

Прочая прибыль, тыс. руб. 2 000

Балансовая прибыль (валовая прибыль), включая амортизацию, тыс. руб. 29 500

Структура себестоимости реализованной продукции, % 100

Промежуточное потребление (материальные затраты) 80

Зарплата с начислением 15

Амортизационные отчисления 5

Прочие затраты -

Средняя стоимость производственных фондов, тыс. руб. 62 500

Средняя стоимость основных производственных средств и нематериальных активов, тыс. руб. 39 000

Средняя стоимость материальных оборотных средств, тыс. руб. 16 000

Денежные и прочие средства, тыс. руб. 7 500

Отношение стоимости всех активов предприятий к собственному капиталу, разы 1,5

Рентабельность всего капитала, % 29 500/62 500 = 47,2

Рентабельность собственного капитала, % 29 500/62 500 х 1,5=70,8

* Источник: Форма № 1-ф.

показателями, а показатели, определяющие их поведение (изменение «продажных цен» продуктов и услуг; изменение «покупных цен» на средства производства; изменение заработной платы под влиянием инфляции и др.), — факторными показателями.

Задача факторного анализа в данном случае заключается, с одной стороны, в определении (выявлении) основных факторов, влияющих на изменение результативных показателей в фактических (текущих) ценах, а с другой — в измерении влияния инфляции на каждый фактор изменения результативных показателей в отдельности и на общую финансовую результативность предприятия в целом.

Применение факторного метода в данном случае предполагает выделение следующих основных этапов проведения данного анализа: выбор базовых показателей за установленный период времени, охваченный анализом; расчет относительных показателей прибыли и рентабельности и факторов, влияющих на их величину в фактически действующих ценах; расчет индексов инфляции (цен и дефляторов), измерение влияния инфляционных процессов на каждый фактор изменения прибыли и рентабельности предприятия в отдельности и на общее финансовое положение предприятия в целом.

Выделим и определим значимость основных факторов, воздействующих на прибыль и рентабельность предприятия. Они могут быть сгруппированы таким образом:

1) рост (снижение) выручки от реализации сравнимой продукции в сопоставимых ценах;

2) изменение себестоимости сравнимой продукции;

3) выпуск новой несравнимой продукции;

4) изменение цен на товары и услуги предприятия;

5) изменение цен на покупные товарно-материальные ценности;

6) изменение оценки основных средств и капиталовложений предприятия;

7) изменение оплаты труда в связи с инфляцией;

8) изменение прибыли от прочей реализации и внереализационных операций;

9) изменение стоимости активов предприятия;

10) рост (снижение) собственного капитала предприятия.

Эти факторы при необходимости могут быть дополнены, детализированы или сгруппированы. Например, в первом факторе можно выделить изменение объема выпуска продукции и остатков нереализованной продукции, во втором — изменение материалоемкости, зарплатоемкости и фондоемкости продукции. Как самостоятельный фактор могут выступать ассортиментные сдвиги в выпуске и реализации продукции и т.д.

Для применения факторного метода в анализе влияния инфляции на прибыль и рентабельность предприятий в нашем условном примере необходимо выделить хотя бы четыре группы условных индексов (инфляции), которые используются в расчетах: 1) индекс изменения «продажных цен» для продукции (товаров и услуг), производимых предприятием, /, = 2,31;

24

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖЕОРШ и -ПР*ХЖъ,ъ<1

¿föuHaftco&uu лЯлли^

18 (33)-2004

2) индекс изменения «покупных цен» для сырья, топлива, материалов, услуг и т.д., приобретаемых предприятием, /2 = 2,21;

3) индекс изменения стоимости основных средств и капиталовложений по балансовой оценке, /3 = 1,82;

4) индекс изменения средней заработной платы в связи с инфляцией, /4 = 1,96. Указанные выше индексы инфляции определяются на основе имеющейся на предприятии информации о движении цен при неизменной структуре продукции и затрат. Методика наблюдения за индексом цен общеизвестна. Важно лишь постоянство наблюдения и выделение для этого достаточно представительной группы товаров и затрат на обследуемых предприятиях.

Располагая подготовленной информацией о значимости каждого фактора, воздействующего на величины прибыли и рентабельности предприятий, а также данными об индексах инфляции на соответствующие факторы, можно переходить к измерению влияния инфляции на каждый фактор изменения прибыльности и рентабельности.

Влияние изменения цен на стоимость продукции, товаров и услуг предприятий определяется следующим образом. Пересчитывается в постоян-

Показатели, отражающие финансовое состояние г

ные цены объем выручки от реализации путем деления данного показателя в фактически действующих ценах в отчетном периоде на индекс цен предприятий. Разница между стоимостью выручки в фактических и постоянных ценах будет определять размер влияния инфляции на данный показатель.

Для определения изменения себестоимости продукции под влиянием инфляции используется стоимостная структура себестоимости продукции (работ и услуг): материальные затраты, оплата труда, амортизационные отчисления и прочие затраты. Все эти элементы переоцениваются в постоянные цены, используя соответствующие индексы цен.

Определяется разница между объемом данных затрат в фактических и постоянных ценах, которая характеризует влияние инфляции на данные показатели.

Таким же образом определяется влияние инфляции в других отраслях и на другие показатели: стоимость производственных средств и активов, платежи в госбюджет и т.д.

В табл. 2 на условных данных показана методика расчета влияния инфляции на разные показатели.

Таблица 2

дприятий с учетом и без учета инфляции, тыс. руб.

Показатель Код Отчетная величина (с учетом инфляции) Метод пересчета Пересчитанная величина (без учета инфляции)

Выручка от реализации продукции, работ, услуг 01 130 000 130 000/2,31 56 277

Материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции 02 82 000 82 000/2,21 37 104

Амортизационные отчисления 03 5 125 5 125/1,82 2815

Зарплата с начислениями, включаемая в себестоимость 04 15 375 15 375/1,96 7 844

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прочие затраты, включаемые в себестоимость 05

Себестоимость реализованной продукции, всего (02+03+04+05) 06 102 500 37 104+2 815+7 844 47 763

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг 07 130 000-102 500 = 27 500 8514

Прибыль от прочей реализации и внереализационных операций 08 2 000 Не пересчитывается 2 000

Балансовая (валовая) прибыль (07+08) 09 29 500 10514

Немобильные активы предприятия 10 39 000 39 000/1,82 21 429

Материальные активы (запасы и затраты) 11 16 000 16 000/2,21 7 240

Денежные средства и дебиторская задолженность 12 7 500 7 500/2,31 3 247

Общая стоимость активов предприятия (10+11 + 12) 13 62 500 21 429+7 240+3 246 3 1916

Рентабельность к общей стоимости активов, % 14 47,2 10 514/31 916x100 32,9

Рентабельность к стоимости собственного капитала, % 15 70,8 32,9x1,5 49,4

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя те ЪРЖЖКХА

25

Таблица 3

Факторы изменения прибыли и рентабельности предприятий под воздействием инфляции, тыс. руб.

Наименование фактора Код Отчетная величина Пересчитанная величина Величина фактора (гр. 04-гр. 05) Доля инфляции, в % (гр. 06: гр. 04)

Изменение иен на продукцию предприятия 01 130 000 56 277 73 723 56,7

Изменение цен на материальные затраты 02 82 000 37 104 44 894 54,8

Изменение оценки основных фондов и капиталовложений 03 5 125 2815 2310 45,1

Изменение средней заработной платы в связи с инфляцией 04 15 375 7 844 7 531 49,0

Себестоимость, всего 05 102 500 47 763 54 737 53,4

Прибыль от реализации продукции 06 27 500 8 514 18 986 69,0

Доля прибыли в себестоимости продукции, % (стр. 06: стр. 05) 07 26,8 17,8 — —

В результате воздействия инфляционных факторов рентабельность предприятия увеличилась по отношению к общей стоимости активов на 14,3 пункта (табл. 2, стр. 14,47,2 — 32,9), коэффициент инфляционного роста составил 1,96 (табл. 2, стр. 13,62500:31916). Особенно существенно инфляционные факторы повлияли на валовую прибыль — коэффициент инфляционного роста достиг 2,8 (табл. 2, стр. 09, 29500:10514).

На основе данных табл. 3 можно определить влияние инфляции на каждый фактор изменений прибыли и рентабельности предприятий.

Из табл. 3 вытекает, что в отчетном периоде под влиянием инфляции прибыльность предприятий повысилась на 9 пунктов (табл. 3, стр. 07,26,8,17,8). Отрицательное влияние инфляции на себестоимость реализованной продукции в размере 54 737 тыс. руб. было меньше, чем положительное влияние инфляции на изменение цен на продукцию предприятий в размере 73 723 тыс. руб., т.е. на 34,7%.

В конкретных условиях предприятия можно продолжить анализ влияния инфляционных процессов на общую рентабельность и рентабельность собственного капитала, материалоемкость и фондоемкость продукции, производительность труда и эффективность производства.

Изложенный метод анализа инфляционных процессов на финансовые результаты деятельности предприятий имеет широкий круг применения. Его можно использовать в проведении подобного анализа на всех предприятиях и в организациях,

включенных по международной концепции СНС ООН в секторе «Нефинансовые предприятия».

По этой концепции в группу нефинансовых предприятий включаются государственные и муниципальные промышленные предприятия, строительные и торговые организации, предприятия общественных объединений (организаций), предприятия потребительской кооперации, индивидуальные (семейные) частные предприятия (с применением наемного труда), акционерные общества и товарищества, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы, совхозы, межхозяйственные предприятия (организации), арендные предприятия и другие предприятия, атакже объединения предприятий всех форм. Таким образом, в эту категорию входят все производственные организации независимо от специфики их деятельности и оттого, являются ли они государственными или частными.

Обычно при проведении статистических работ нефинансовые предприятия группируются по отраслям экономики, что расширяет возможности их исследования: промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт, отрасли, производящие непроизводственные рыночные услуги, и т.д.

Разработанная автором методика комплексного анализа и оценки совокупного влияния инфляции на финансовые результаты деятельности предприятия позволяет определить механизм действия инфляции и методы его измерения.

26

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВОРШ -и ър^-кж-иъ*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.