Научная статья на тему 'Проблемы оценки эффективности деятельности предприятия гостиничного комплекса'

Проблемы оценки эффективности деятельности предприятия гостиничного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
658
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПРЕДПРИЯТИЯ ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА / ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЗАНЯТОГО В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антипенко Алена Александровна, Козлова Елена Ивановна

Данная статья посвящена актуальному вопросу оценки эффективности деятельности предприятия, которое занято в гостиничном бизнесе. В ней анализируются задачи, которые решает комплексный анализ хозяйственной деятельности, а также проблемы, которые возникают в связи с таким исследованием. Кроме того, изучаются направления оценки и системы показателей, по которым на сегодняшний день проводится финансовый анализ. В заключении делается вывод о системе мер, которые будут способствовать устранению сложившихся противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы оценки эффективности деятельности предприятия гостиничного комплекса»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х

персонала.

Исследования показывают, что среди сотрудников предприятия значительная часть стремится к карьерному продвижению. Многие молодые люди именно это определяют как одну из личных целей. Поэтому, по нашему мнению, руководству необходимо больше внимания обратить на карьерный рост как один из существенных мотиваторов персонала.

Менеджеоу следует обратить внимание на то, что на карьерный успех подчинных влияет ряд факторов:

- образованность;

- системность и аналитичность мышления, умение прогнозировать, мыслить масштабно и реалистически;

- коммуникативные умения, навыки эффективного межличностного общения и взаимодействия, что очень актуально для работников сферы торговли и обслуживания;

- високий уровень саморегуляции: умение управлять своим состоянием, развитость самоконтроля, стрессоустойчивость;

- деловая направленность: активность, настойчивость и целеустремленность, умение решать нестандартне проблемы и задачи, творческий поход к работе, стремление к постоянному повышению профессионализма;

- реалистичное восприятие своих способностей и возможностей, адекватное самоуважение [3, с.62]. Знание этих факторов позволит правильно организовать работу по служебному продвижению на

предприятии. Учитывая не только потребности в карьерном росте персонала, но и их возможности и мотивировать тех, кто реально может достичь успехов в профессиональной деятельности. Список использованной литературы:

1. Зайцева, Т.В. Управление персоналом: Учебник / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 с.

2. Кибанов А.Я. Управление персоналом в России: теория, отечественная и зарубежная практика. Кн. 2: Моногр./ А.Я. Кибанов и др.; Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 283 с.

3. Кирилюк В.Д. Развитие кадрового потенциала предприятия. / «Финансы, Экономика, Стратегия» №5, 2014, с. 58-70

© Абдулхаирова Э.М., Тит Т.В., 2017

УДК 33

Антипенко Алена Александровна

студентка 3 курса ДГТУ, г. Ростов-на-Дону, РФ Козлова Елена Ивановна канд. экон. наук, доцент ДГТУ, г. Ростов-на-Дону, РФ Е-mail: rudenk-alj ona@rambler.ru

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация

Данная статья посвящена актуальному вопросу оценки эффективности деятельности предприятия, которое занято в гостиничном бизнесе. В ней анализируются задачи, которые решает комплексный анализ хозяйственной деятельности, а также проблемы, которые возникают в связи с таким исследованием. Кроме

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

того, изучаются направления оценки и системы показателей, по которым на сегодняшний день проводится финансовый анализ. В заключении делается вывод о системе мер, которые будут способствовать устранению сложившихся противоречий.

Ключевые слова

Оценка эффективности, предприятия гостиничного комплекса, оценка эффективности гостиничного бизнеса, показатели оценки эффективности деятельности предприятия, занятого в гостиничном бизнесе.

Рыночные условия хозяйствования требуют от предприятий любой организационной формы постоянного повышения эффективности, а также конкурентоспособности продукции или предоставляемых услуг. Для поиска путей повышения эффективности, прежде всего, необходимо проанализировать текущую ситуацию - определить ресурсный потенциал. В этой связи особую значимость приобретает анализ хозяйственной деятельности организации. Следует отметить, что в отношении предприятий гостиничного комплекса этот инструмент - анализ является сферой применения высшего звена принятия управленческих решений, которые определяют цены услуги, масштабы и направления деятельности.

К ключевым задачам, которые решает анализ эффективности деятельности гостиничного предприятия, следует отнести:

- оперативную оценку хозяйственной ситуации предприятия;

- определение факторов, которые стали причиной текущего положения предприятия;

- подготовку и обоснование принимаемых управленческих решений;

- определение и мобилизацию свободных резервов, способствующих повышению эффективности хозяйственной деятельности.[1,с.115-118]

Предприятия гостиничного комплекса производят расчет своей экономической эффективности при помощи сравнения понесенных затрат с полученным экономическим эффектом. Кроме того, можно выделить целый ряд иных способов определения эффективности деятельности гостиничного предприятия: составление и контроль выполнения смет, метод калькулирования себестоимости гостиничных расходов, определение порога рентабельности и реализации гостиничных услуг.

Следует отметить, что проблемы оценки эффективности деятельности предприятий гостиничного бизнеса заключаются в поиске комплексной системы измерений качества предоставленной услуги. Так, на практике становится очевидным тот факт, что оценка непроизводственной сферы при помощи показателей результатно-затратного подхода не является полноценной. Она не способствует достижению высоких конечных результатов деятельности, а также не позволяет проводить изыскания внутренних резервов. Таким образом, измерение эффективности только посредством расчета экономических показателей и коэффициентов не способствует общему повышению качества предоставляемых услуг.[5,с.65]

На сегодняшний день принято выделять несколько обобщенных систем целей организаций гостиничного комплекса, которые характеризуют ее экономическую деятельность. К таковым можно отнести: выживание в условиях конкурентной борьбы; избежание банкротства и крупных финансовых неудач; лидерство в борьбе с конкурентами; рост экономического потенциала; рост объемов оказания услуг; максимизация прибыли; минимизация расходов; рентабельность и т. д.

В отношении предприятий гостиничного комплекса различают следующие виды эффективности ее работы:

- потребностную - она отражает отношение целей организации к потребностям, идеалам и нормам;

- результативную - соотношение полученного результата с поставленными ранее целями преследуемым целям;

- затратную - это анализ понесенных затрат и достигнутого результата.[4,с.68]

Определение эффективности системы управления гостиничным предприятием осуществляется при помощи сопоставления эффекта - то есть полученного результата в соотношении с затратами, которые связаны с его достижением. Кроме того, следует отметить, что эффективность управления в сфере гостиничного бизнеса определяется рядом понятийных схем:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

- схема определения эффективности труда управленческого работника;

- схема определения эффективности труда аппарата управления, его отдельных, органов и подразделений;

- схема определения эффективности процесса управления;

На сегодняшний день оценка эффективности предприятия гостиничного бизнеса проводится по нескольким ключевым направлениям:

1. Проводится комплексный анализ организационно-технических мероприятий, направленных на усовершенствование процесса управления;

2. Определяется общий эффект, созданный работниками организации;

3. Рассчитывается результативность системы управления в общем эффекте организации гостиничного комплекса;

Система показателей, которая характеризует эффективность предприятия гостиничного бизнеса, должна быть объективной и соответствовать реальным природно-производственным и социально-экономическим условиям функционирования. Так, на этапе становления она должна обеспечить быструю приспособляемость предприятий к изменениям, высокую гибкость и адаптивность всех элементов системы, автономность и экономичность функционирования предприятий в целом и их структурных подразделений. Главными принципами организации и управления деятельностью предприятий гостиничного бизнеса в условиях рыночной экономики являются: адаптивность, гибкость, синхронизация, автономизация, коммерциализация, интеграция, автоматизация.

Для реализации обозначенных принципов необходимо:

- обеспечить организацию гостиничных услуг при помощи формирования адаптивной системы скидок, введения элементов, которые обеспечивают взаимодействие непосредственно с внешней средой. На сегодняшний день существенное значение имеет процесс совершенствования организацией системы предоставления услуги в функциональном аспекте;

- развивать систему управления при помощи стратегического планирования, внедрения интегрированных систем оперативного управления, формирования пакета услуг, формирования планов деятельности на основе комплексного изучения рынка, учета стратегических и тактических целей, компьютеризации и новейших систем бронирования;

- совершенствовать организацию труда и обучения персонала в области профессиональной и общеэкономической подготовки (отношения собственности, организационно-правовые основы, финансы, производительность, ценообразование и т. п.).

На основании перечисленных факторов можно сделать вывод о том, что в настоящее время эффективность работы гостиничных предприятий во многом зависит от:

- качества целеполагания. Оно заключается в соотношении планируемых целей с требованиями, которые выдвигает внешняя среда функционирования;

- силы и направленности мотиваций, которые направляют сотрудников гостиничного предприятия;

- адекватности выбранных моделей и стратегий развития поставленным ранее целям;

- объема и качества вовлекаемых в разработку услуги финансовых ресурсов. [1,c.115-118]

Таким образом, понятие «эффективность гостиничного комплекса» связано с отражением следующих ее свойств:

1. Целеполагание - это способность сформировать цели в рамках системы общественных ценностей с учетом объективных общественных потребностей. В этой связи выбор показателей и критериев осуществляется с учетом того в какой степени организация ориентируется на внешнюю среду;

2. Целеобеспечение означает то, что средства достижения поставленной цели должны быть одобрены общественной средой. Данное свойство обеспечивает чувство безопасности, уверенности, удовлетворенности работникам предприятия.

3. Экономичность, как свойство эффективности предприятия гостиничного бизнеса, раскрывается посредством соотношения признанных обществом результатов и потребленных ресурсов. На сегодняшний

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х

день экономичность оценивается при помощи комплекса критериев и показателей производительности труда, материальных ресурсов, капитала, прибыльности и рентабельности, выполнения норм расхода ресурсов;

4. Адаптивность заключается в соответствии особым потребительским требованиям, которые могут быть выражены при помощи сложной системы потребительских оценок и конкуренции. Свойство адаптивности основано на выработанных в ходе анализа возможностях приспособления отдельных структурных параметров и элементов системы к новым условиям среды и задачам гостиничного бизнеса. [3,c.89]

Таким образом, эффективность деятельности в условиях формирования рынка услуг и его насыщения в разрезе и в совокупности указанных выше свойств должна раскрываться через критерии и показатели, специфичные для каждого гостиничного предприятия. Данное обстоятельство обусловило проблематичность формирования универсального перечня критериев, которые могут оценить эффективность.

Список использованной литературы:

1. Ильясова М.К., Ибраимова С.И. Проблемы оценки эффективности деятельности предприятий гостиничного бизнеса // Инновационная наука. 2015. №5-1 С.115-118.

2. Лазарев А.Н. Экономика гостиничного предприятия: учебное пособие / А.Н. Лазарев, Н.А. Зайцева, С.В. Огнева, Е.Н. Егорова ; под ред. А.Н. Лазарева. — М. : КНОРУС, 2016. — 304 с.

3. Медлик С., Инграм Х. Гостиничный бизнес : учебник. М. : ЮНИТИ, 2013. - 290 с.

4. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия : учеб. пособие; 2-е изд. М. : ИНФРА-М, 2013. - 360 с.

5. Турманидзе Т.У. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий : учебник. М. : Экономика, 2015. - 305 с.

© Антипенко А.А., Козлова Е.И., 2017

УДК 336

Бексултанов Азисбек Абдилкариевич

к.э.н., доцент ИЭФ КГТУ им. И. Раззакова г. Бишкек, Кыргызская Республика

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация

В данной статье рассматривалась деятельность Счетной Палаты по выявлению финансовых нарушений и недостатков для определения состояния экономики, при котором обеспечивается формирование положительных финансовых потоков государства в бюджет.

Ключевые слова

Счетная плата, деятельность, бюджет, контроль, финансовые нарушения.

В первую очередь нас интересует, конечно, структура и динамика финансовых нарушений и недостатков, которые были выявлены в процессе осуществления контрольных мероприятий внешнего и внутреннего порядка, процент возмещения обнаруженных нарушений, а также вскрываемые недостатки правового и организационного характера. При этом, рассматриваются отчеты как служб внутреннего аудита

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.