УДК 159.9.072 М. М. Абдуллаева
канд. психол. наук, доц. каф. психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-mail: mehirban@rambler.ru
ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА АКТЕРОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
Статья посвящена поиску параметров оценивания и созданию модели описания вокальной составляющей профессионального мастерства актеров музыкального театра. Всего в исследовании приняли участие 47 человек, из них 32 актера и 15 экспертов. Основная идея исследования заключалась в возможности сопоставления оценок вокального образа, полученных из трех источников - самих исполнителей, специалистов, участвующих в создании театральной постановки, и объективных показателей вокала, снимаемых при помощи звукозаписывающих технических средств. Полученные данные позволяют утверждать, что обеспечение комплексности описания результатов творческого труда по определенным параметрам решает проблему его оценивания и позволяет выделять основные направления совершенствования профессионального мастерства представителей творческих специальностей.
Ключевые слова: самооценка; экспертная оценка; творчество; профессионалы; вокальные характеристики; актеры; музыкальный театр; профессиональные особенности.
Abdullaeva M. M.
Ph. D., associate professor of Psychology and Pedagogic Antropology Department, MSLU; e-mail: mehirban@rambler.ru
PROBLEMS WITH PROFESSIONAL SKILL EVALUATION OF MUSICAL THEATRE ACTORS
This article is devoted to a research of estimation parameters and to creation of vocal component description model of professional skill of musical theater actors. 32 actors and 15 experts, in total 47 people, took part in the research. The key idea of the research was to compare vocal image ratings received from three sources -the performers themselves, the professionals involved in the creation of a theatrical production, and objective rates of vocal with the help of recording technology. The obtained data showed that multidimensional approach to the description of the results of creative activity in certain parameters solves a problem of its estimation and allows allocating the main directions of professional skill improvement in representatives of creative professions.
Key words: self-assessment; expert assessment; creativity; professionals; vocal characteristics; actors; musical theater; professional features.
«Вечно актуальной» проблемой для практиков из корпоративного мира и исследователей из разных областей является необходимость обеспечения адекватной оценки уровня профессионализма современных специалистов. Эта проблема воплощается в формировании целевой установки профессиональной подготовки в системе образования, в задачах оценки человеческого потенциала, в определении критериев отбора персонала, в сложности «поиска талантов». Один из путей решения проблемы оценивания специалистов традиционно лежит в изучении структуры и содержания их профессионального опыта, обеспечивающего эффективность адаптации к постоянно изменяющимся условиям и требованиям среды. Но «парадокс заключается в том, что чем конкретнее и точнее мы стремимся описать реальную деятельность того или иного специалиста тем быстрее наше знание становится не интересным и даже не нужным» [9, с 6]. И связано это, прежде всего, с изменчивостью мира труда и самого работника, с разнообразием ситуаций, в которых он осуществляет свою деятельность, с большим диапазоном характеристик, позволяющих добиться высот профессионального мастерства за счет уникальных, индивидуальных «склеек» этих качеств, часто «компенсирующих» недоразвитость и даже отсутствие выделенных в модели «идеального» специалиста профессионально важных качеств.
Сложность оценивания специалистов связана не только с трудностью определения, что именно оценивать, но и с вопросом как оценивать и выбором того, кто будет оценивать. Продуктивным принято считать проведение комплексной оценки как по перечню важных качеств и показателей деятельности (например, технология ассессмент-центра), так и целым списком людей, взаимодействующих с оцениваемым специалистом, например по методу 360° [10].
Когда объектом психологического изучения становятся представители материального производства, использующие вещественные орудия труда (по Е. А. Климову, 1998), а их успешность может быть измерена количественными и качественными показателями, проблема их оценивания имеет очевидные решения. Но в контексте творческих профессий, к которым относятся актерское и певческое искусство, где
в качестве основных средств труда используются функциональные и психофизические особенности (внешние данные, голос, тело), а результат деятельности носит «диалогический» характер - актера со зрителем, певца со слушателем и т. п., и может быть описан в разных ракурсах, проблема оценки профессионального мастерства осложняется [2]. Эти трудности описания «продуктов» творческого труда, процесса их создания, измерения «успешности» деятельности профессионалов в этой области носят методологический характер. Во-первых, сложность выделения и воссоздания объекта оценивания -вокального образа сценической роли, создаваемого богатым интонационным спектром [3]. Во-вторых, большой перечень требований к вокальной составляющей профессионального мастерства актера - правильное дыхание, артикуляция, дикция, тембральная насыщенность, чистота и сила звучания, широта диапазона и др. [4]. В-третьих, участие в создании роли разных по степени значимости в общей структуре работы над спектаклем профессионалов - концертмейстера, дирижера, педагога по вокалу, режиссера, костюмера, гримера. Так, в работе Н. А. Маркарьян (2006) обсуждается ярко проявившаяся в ХХ в. проблема двойного лидерства - режиссера и дирижера оперного театра, приводящая к нарушению закона «единства» постановки. И, как следствие, не только субъективность оценки создаваемой роли, ее вокальной партии как исполнителями, так и участниками театрального процесса, но и серьезные нарушения коммуникаций внутри творческой группы.
В связи с этим нами было проведено исследование (начатое совместно с Д. Е. Силантьевым в 2009 г.), посвященное изучению профессионального мастерства актеров музыкального театра, находящихся в ситуации жесткой конкурен-ции1, и необходимости владения системой гибкой адаптации к различному прочтению роли с учетом собственных функциональных возможностей и требований со стороны организаторов постановки.
Целью этого исследования стала разработка модели оценивания вокальной составляющей профессионального мастерства
1 В 2013 г. в РФ было 600 государственных и около 300 негосударственных театров (fedstat.ru).
актеров музыкальных театров для определения направления дальнейшего совершенствования певческого голоса и повышения объективности оценки результатов труда вокалистов, например в ситуации творческого конкурса.
Единодушное признание существования проблемы оценки вокального мастерства при отсутствии общепринятых жестких критериев оценки в условиях проводимых в настоящее время творческих отборов приводит к созданию конкурсного жюри, включающего экспертов с разной специализацией, которые должны обеспечить объективность и справедливость принимаемых решений. Например, проект «Большая опера», организованный российским телеканалом «Культура», привлекает в качестве экспертов прославленных мастеров оперной сцены и менеджеров музыкального бизнеса - режиссеров и директоров знаменитых оперных театров, знающих на собственном опыте все нюансы создания вокального образа и хранящих в своей памяти лучшие, ставшие классическими, образцы исполнения (http://tvkultura.ru/). Мы предположили, что параметры оценивания вокальной составляющей, субъективно выделяемые экспертами и исполнителями, можно количественно оценить при помощи специальных компьютерных программ (типа «Sony Sound Forge», версия 9,0). Вокальная техника оперного пения включает возможность управления актером пятью параметрами своего голоса - громкостью, высотой звука, тембром, дикцией и интонационной выразительностью [12; 14]. При наличии современных звукозаписывающих средств мы можем измерить силу голоса в децибелах, высоту - в герцах, отклонение в чистоте интонации - в центах, вибрато1 - в соотношении децибелов и герц, дикцию - в процентах. Следует отметить, что объективная диагностика эмоциональности певческого голоса, интонационной выразительности находится на стадии активной разработки [8].
1 Показатель эмоциональности и звучности голоса. Голос профессионала-вокалиста колеблется с частотой примерно 5-7 пульсаций в секунду, в результате периодических изменений высоты и силы голоса. Такая частота вибрато оптимальна. Более редкие колебания дадут эффект «качки» звука, а более частые - дрожание голоса. Полное отсутствие вибрато делает голос невыразительным (см. подробнее [13]).
Программа исследования включала два этапа. Первый этап был связан с организацией записи вокалистов в профессиональной студии (выбор арии, в которой проявляется весь динамический диапазон исследуемых типов голосов - лирико-колоратурное сопрано (12 чел.), меццо-сопрано (11 чел.), баритон (9 чел.); подготовка аккомпанемента, который подавался в наушники; определение актерской задачи, а также оценка дикции участников по результатам распознаваемости пропетых ими одинакового для всех списка бессмысленных слогов семью экспертами.
Выборка. Всего в исследовании приняли участие 32 актера музыкальных театров и студентов выпускных курсов музыкальных вузов, 23 женщин и 9 мужчин, в возрасте от 22 до 33 лет, имеющих опыт сценической работы и «живых» выступлений.
Второй этап включал собственно моделирование объективной (при помощи компьютерных программ «Sonar-8», «Adobe Audition», версия 3.0) и субъективной (самоотчеты участников о качестве собственного исполнения сразу после записи и без дополнительного ее прослушивания; оценки экспертов по 7-балльной шкале выраженности выделенных параметров - вибрато, дикция, сила голоса, чистота музыкальной интонации, динамический диапазон) оценок вокальных составляющих. В качестве экспертов были приглашены восемь специалистов, с которыми актер работает над созданием вокального образа роли: два дирижера, два педагога по вокалу, два концертмейстера и два режиссера музыкального театра.
Таким образом, комплексность оценки вокальной составляющей актерского мастерства обеспечивалась выделением объективно фиксируемых параметров звучания голоса (сила голоса, чистота музыкальной интонации, динамический диапазон и вибрато), субъективной оценкой собственного пения исполнителем и экспертной оценкой создателей театральной постановки вокальной составляющей мастерства актеров.
Профессиографический анализ деятельности актера. В качестве ключевой составляющей функционирования театра, которому подчинены все организационные процессы, -это подготовка спектакля. Процесс его создания включает
множество различных этапов: выбор произведения, дирижерский анализ партитуры; рождение режиссерского замысла; сценические решения, созданные художником; разучивание партий; проведение рояльных и оркестровых репетиций; работа с балетмейстером, встречи с гримером. И самое главное в процессе создания спектакля - это репетиции режиссера и дирижера с актерами, итогом которых является воспроизведение участниками постановки наработанного в ходе репетиций материала на высоком профессиональном уровне. Однако проблема оценивания уровня профессионализма исполнения связана с выделением содержательных критериев оценки. «Углы зрения режиссера, ориентированного на поиск "внешних" характеристик оперного действия, и дирижера, ориентированного на создание глубинного внутреннего мира постановки, не совпадают не только сами по себе, но и в связи с разными возможностями постижения текста оперной партитуры - значительно более высокими у дирижера, значительно более скромными, особенно в случаях драматической режиссуры на оперной сцене, у режиссеров» [7, с. 3].
Кроме того, положение усугубляется разной системой подготовки актеров музыкального театра. В разных музыкальных вузах, каждой составляющей профессионализма (вокалу, пластике, актерскому мастерству и сценической выразительности) уделяется различное время, поэтому критерии оценки и присвоения профессиональной квалификации также различны. Так, например, на вокальных факультетах консерваторий, музыкальных институтов не уделяется должного внимания развитию сценической памяти и актерского мастерства, молодые специалисты, получившие образование на факультетах актеров музыкального театра в театральных вузах, имеют меньше учебных часов для работы с дирижером, занятий по сольфеджио, ансамблевому пению, разучиванию оперных партий и гораздо реже выступают с оркестром, а иногда практически лишены такой возможности. Проведенный анализ особенностей деятельности актеров в ходе создания музыкального спектакля позволил нам сформулировать следующие гипотезы.
Основные гипотезы исследования: 1) при субъективной оценке составляющих вокального мастерства эксперты
руководствуются критериями, обусловленными спецификой их профессиональной деятельности в музыкальном театре; 2) самооценка собственного исполнения арии искажена в силу неточности воспоминаний о процессе и характеризуется выпадением некоторых моментов, восполнить которые можно при последующем обсуждении полученной записи; 3) сравнительный анализ результатов объективной и субъективной оценки вокального мастерства респондентов позволит выявить особенности оценивания отдельных компонентов и создать адекватную модель опосредованной диагностики профессионального мастерства актеров музыкального театра. Результаты качественной и количественной оценки записи были обработаны с использованием статистической программы «SPSS», версия 13.0.
Полученные результаты и их обсуждение. Самоотчеты давались в свободной форме, а затем исполнители оценивали качество своего пения по 7-балльной шкале. Анализ субъективных отчетов носил общий характер, например после исполнения арии Царевны Лебедь из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» певица (лирико-колоратурное сопрано) отметила: «Я пела уверенно. Старалась передать красоту характера Царевны Лебедь, сказочность, так сказать, "не бытовить". При этом держала высокую позицию, старалась исполнить все украшения». Или после исполнения песенки Томского из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» актер (баритон) сказал: «Хотел настроиться на образ, выразить свою, так сказать, суть, высокую ноту взял, но не очень хорошо, неуверенно атаковал». По данным самооценок, было выделено 3 категории исполнителей: в первую вошли 10 человек (31,3 % от всей выборки), оставшихся недовольными своим выступлением и выставившим себе низкие оценки; вторую составили 6 человек (18,8 %) со средними оценками, указывавшими и достоинства, и недостатки своего пения; третью образовали 16 человек (50 %), посчитавшие свое выступление удачным. Надо отметить, что несмотря на то, что самоотчеты носили общий эмоционально-оценочный характер, в описаниях собственного пения актеры опирались на принятую
в профессиональной среде систему оценок, например «завысила тембр, надо бы погуще», «тихо спел», «звук был блеклым», «не выразил интонаций» и т. п.
Эксперты оценивали вибрато, дикцию, силу голоса, чистоту интонации, динамический диапазон по 7-балльной шкале, на которой для обеспечения сопоставимости объективных и субъективных оценок были выделены следующие градации выраженности: высокая группа - от 7 до 6 баллов, средняя - от 6 до 4, низкая группа - от 4 до 1 балла. Эти градации выраженности соответствовали объективным показателям технической оценки звука (см. табл. 1).
Таблица 1
Сопоставление шкал объективных и субъективных оценок
выделенных параметров вокального мастерства
Основные Группы
составляющие Единицы
оценки вокально- измерения Высокая Средняя Низкая
го мастерства
1 вибрато колебаний в сек. от 5до 7 от 4 до 5 и от 7 до 8 от 0 до 3 и от 8 до 12
2 дикция % распознанных слогов более 75 % от 50 до 75 % менее 50 %
3 сила голоса дб (децибел) 105-120 90-105 85-90
4 чистота интонации отклонения от основного тона в центах1 от 3 до 14 от 15 до 30 от 30 до 50 и выше
5 динамический диапазон2 дб (децибел) от 10 до 20 от 20 до 25 от 25 до 30
Общий анализ полученных данных подтвердил информативность выделенных параметров описания особенностей певческого голоса. Отметим, что оценки экспертов в целом
1 Один цент равен одной сотой темперированного полутона.
2 Важен для описания многообразия палитры голоса, измеряется как максимальная разница между форте и пиано. У певцов с богатой интонационной выразительностью динамический диапазон достигает 35 дб.
соответствовали выраженности объективно фиксируемых показателей (положительная корреляция по Пирсону на статистически значимом уровне 0,001). Следует подчеркнуть, что эксперты были очень строги в своих оценках, в некоторых случаях они относили актера в более слабую группу, несмотря на то, что объективные измерения и самооценка соответствовали более высокой группе.
Хотя статистически значимых различий в оценках экспертов, относящихся к разным профессиональным сферам, получено не было, можно отметить, что каждый специалист отдает ведущее место в оценках параметру, который отражает специфику его участия в создании роли. По мнению искусствоведов, «оперный театр объединяет в себе музыкальное и драматическое начала. Их взаимодействие определяет эстетику этого вида театрального искусства. Именно через соотношение драмы и музыки в оперном спектакле может быть описана четырехсотлетняя история развития dramma per música» [1, с. 5]. Так, режиссеры ставили самые высокие баллы исполнителям при оценке динамического диапазона и силы голоса, тогда как педагоги по вокалу по этим параметрам ставили низкие оценки. Самыми строгими экспертами при оценке уровня чистоты интонации были дирижеры и концертмейстеры. Поддержка экспертных оценок компьютерными данными свидетельствует не только о профессиональном уровне приглашенных специалистов, но и дает серьезное «покомпонентное» объяснение самого процесса оценивания.
Важным, на наш взгляд, психологическим результатом данного исследования являются проявившиеся особенности самооценок актеров. Субъективная оценка качества исполнения самими актерами в целом не подкреплялась ни оценками экспертов, ни объективными показателями. Самооценки только трех человек из всей выборки, участвовавшей в исследовании, соответствовали оценкам, выставленным им экспертами, и объективные показатели которых попали в соответствующий диапазон по всем выделенным параметрам. Меццо-сопрано 1 так описала свое выступление: «Не думаю, что получилось хорошо. Как-то зажалась, не успела сконцентрироваться». Экспертные оценки ее пения по выделенным
параметрам, как и объективные показатели звукозаписи попали в диапазон выраженности показателей, характерный для низкой группы. Баритон 2 и лирическое сопрано 1, попавшие в высокую группу, по оценкам экспертов и компьютерным данным, продемонстрировали свою «объективность» в оценке собственного пения (см. рис. 1).
3,5
Рис. 1. Диаграмма усредненных оценок вокального мастерства актеров, принимавших участие в исследовании
Особого обсуждения требуют участники, оценка пения которых оказалась разнородной. Например, баритон 4 и баритон 5 оценили свое исполнение высоко, машинная обработка показала средние результаты, а эксперты отнесли их к низкой группе. Или баритон 6, самооценка и оценка по объективным показателям которого практически совпала, а экспертам не понравилось. Лирическое сопрано 4 поставила себе низкие баллы, эксперты оценили высоко, а компьютер - на среднем уровне. Или баритон 8 и меццо-сопрано 2, получившие высокие оценки экспертов и соответствующую самооценку, но компьютерная программа оценила данные этих исполнителей ниже среднего (рис. 1). Фактор влияния внешних данных актера, манеры исполнения был исключен, эксперты оценивали голос в записи одинаковой длительности. Все исполнители
имели возможность распеться, записывались в одной студии на одинаковом расстоянии от микрофона у одного звукорежиссера, для каждого голоса была своя ария.
Следовательно, говорить о ведущей роли какого-либо из типов оценок вокального мастерства в предлагаемой модели оценивания нельзя. Возможно, для экспертов сочетание разных параметров голоса дает разные по привлекательности «эффекты», тогда как технические средства оценивают каждый параметр по отдельности. Тем не менее обнаруженная общая связанность оценок экспертов и данных компьютерной программы по обработке записи дает основание утверждать, что в процессе работы над ролью и совершенствованием исполнения опора на записи и внешнюю оценку обязательна. Кроме того, для обеспечения развития вокального мастерства на разных этапах профессионального становления актерам следует очень осторожно относиться к собственным оценкам и опираться в работе на анализ и обсуждение объективных данных в сочетании с субъективным мнением экспертов. Причем моделирование различного сочетания объективно и субъективно оцениваемых составляющих вокального мастерства позволяет обосновать последовательность содержательных этапов подготовки актеров музыкального театра - сначала овладение голосовым инструментом, затем работа над пластикой образа. Искусствовед Н. И. Кузнецов [6, с. 4] подчеркивает: «Известное заявление К. С. Станиславского: «Я свою "систему"списал с Шаляпина» в научно-теоретическом аспекте выявляет интереснейший парадокс: «система» для актера драматического театра пишется с оперного артиста, с успехом применяется, прежде всего, в драматическом театре и только затем, опосредованно, возвращается в музыкально-театральное искусство, в сферу сценического творчества оперных артистов».
Выводы и заключение. Проведенное исследование, посвященное проблеме оценивания профессионального мастерства актеров музыкальных театров, а конкретно - его вокальной составляющей, продемонстрировало сложность оценки результатов творческого труда, вклад в который вносит не
только исполнитель, но и постановщики спектакля. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. Одним из путей возможного решения проблемы оценивания результатов творческого труда, показанного на примере описания вокального образа театральной роли актера, является соблюдение принципа комплексности оценки, предполагающей выделение конкретных параметров оценки и группы экспертов, специализирующихся на отдельных аспектах продукта творчества.
2. Выделение основных параметров оценки вокала -вибрато, дикция, сила голоса, чистота интонации, динамический диапазон - и трех типов оценок - самооценка, экспертные оценки и объективные показатели - позволяют получить целостное и обоснованное описание складывающегося вокального образа и определить основные «погрешности» голоса актера для доработки. Разнородность полученных оценок также является серьезным основанием для разработки индивидуальной программы подготовки, предназначенной для конкретного исполнителя, учитывающей его неповторимость и уникальность.
3. Специалисты, участвующие в создании спектакля, выстраивают собственную иерархию критериев оценки, что приводит к разногласиям в общем описании результатов труда актеров музыкального театра. Неслучайно известный итальянский театральный режиссер Дж. Стрелер пишет: «Музыкальное образование чрезвычайно помогает мне в понимании оперы, но оно же часто приводит меня к разногласиям с теми, кто дирижирует. Это всегдашняя моя проблема» [11, с. 156]. Поэтому в музыкальной среде считается, что для целостности и самодостаточности театральной постановки режиссер и дирижер в идеале должны быть одним лицом. Но «эта модель показала свою утопичность: ни Густав Малер, ни Герберт фон Караян, ни Юрий Темирканов в своих режиссерских решениях не поднялись на тот уровень, где они находились в решениях дирижерских» [7, с. 1]. Поэтому в работе с актерами над ролью надо иметь ввиду профессионально специфический аспект оценок экспертов.
4. Неадекватность самооценки как в сторону завышения, так и в сторону занижения, которая может быть связана с искаженным восприятием своего голоса, переключением во время исполнения на актерскую задачу, особенностями предыдущего опыта, личностными качествами и др., должна обсуждаться в каждом конкретном случае. Продуктивным это обсуждение сделает опора на объективные показатели вокала, зафиксированные современными техническими и программными средствами, лишенными основного недостатка «живых» экспертов - их пристрастности и субъективности.
Таким образом, обеспечение комплексности описания результатов творческого труда по определенным параметрам решает проблему его оценивания и позволяет выделять направления совершенствования профессионального мастерства актеров музыкального театра.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богатырёв В. Ю. Взаимодействие драмы и музыки: вокальная эстетика оперного спектакля: автореф. дис. ... канд. искусствовед. - СПб., 2004 - 24 с.
2. Богатырёв В. Ю. Оперное творчество певца-актера: историко-теоретические и практические аспекты: автореф. дис. ... д-ра искусствовед. - СПб., 2011. - 34 с.
3. Дашкевич В. С. Теория интонации. - М. : Вест-Консалтинг, 2012.186 с.
4. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. - М. : Музыка, 2007.368 с.
5. Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М. : Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 350 с.
6. Кузнецов Н. И. Сценическое мастерство оперного артиста в контексте актерской школы Ф. И. Шаляпина: автореф. дис. ... д-ра искусствовед. - М., 2005. - 44 с.
7. Маркарьян Н. А. Режиссура и дирижирование: проблемы взаимодействия в оперном спектакле XX - начала XXI веков: автореф. дис. ... д-ра искусствовед. - СПб., 2006. - 44 с.
8. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. - М. : Изд-во МГК, ИП РАН, 2002. - 496 с.
9. Нечаев Н. Н. Профессионализм как основа профессиональной мобильности. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 92 с.
10. Организационная психология / под ред. А. Б. Леоновой. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 429 с.
11. Стрелер Д. Театр для людей. Мысли записанные, высказанные и осуществленные. - М. : Радуга, 1984. - 312 с.
12. Юссон Р. Певческий голос. - М. : Музыка, 1974. - 264 с.
13. Юшманов В. И. Певческий инструмент и вокальная техника оперных певцов: автореф. дис. ... д-ра искусствовед. - СПб., 2004. -38 с.
14. Юшманов В. И. Вокальная техника и ее парадоксы. - М. : ДЕАН, 2007. - 128 с.