Научная статья на тему 'Проблемы отработки программного обеспечения бортовой радиоэлектронной аппаратуры'

Проблемы отработки программного обеспечения бортовой радиоэлектронной аппаратуры Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Пичкалев А.В.

Современная бортовая аппаратура (БА), использующая программируемую логическую интегральную схему (ПЛИС), микроконтроллеры, встроенные вычислительные модули и т. д., требует специальных методов отладки, поскольку в ее состав введена дополнительная нематериальная составляющая программное обеспечение (ПО). Отработка ПО имеет свою специфику: некоторые ошибки в его разработке, приводящие к сбоям, проявляются только в процессе длительного функционирования БА. Для выявления этих сбоев необходима специальная аппаратура по обеспечению долговременного прогона ПО, имитирующая условия функционирования БА во время длительной эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ORIGRAMM SOFTWARE OF ON-BOARD RADIOELECTRONIC DEVICES

The modern on-board radio-electronic equipment, using FPGA, the microcontrollers, computing modules etc., demands special methods of debugging since its structure icontains the entered additional non-material making the software. Debugging off the software has the specificity since some errors of working out lead to failures, being revealed only in the long functioning. The special equipment of maintenance of long-term run is necessary for revealing of these software failures, simulating operating conditions during long functioning.

Текст научной работы на тему «Проблемы отработки программного обеспечения бортовой радиоэлектронной аппаратуры»

Информационно-управляющие системы

Для максимального разрешения при съемке основной круг светодиодов должен быть размещен по внешнему контуру спутника. Однако на малых дистанциях и при больших размерах полезной нагрузки основной круг светодиодов в область видимости не попадет. Поэтому необходимо дополнительно установить малый круг светодиодов. Так, для расстояний порядка 3 м необходимо установить дополнительный круг светодиодов радиусом примерно 1,5 м, в зависимости от угла обзора выбранного объектива.

Библиографические ссылки

1. Медведев М. В., Корнилин Д. В. Система визуального контроля процесса отделения полезной на -грузки от третьей ступени ракеты-носителя // Научные и технологические эксперименты на автоматических космических аппаратах и малых спутниках : тез. докл. Второй междунар. конф. Самара : Изд-во Самар. науч. центра Рос. акад. наук, 2011. С. 386.

2. Яштолд-Говорко В. А. Фотосъемка и обработка. Съемка, формулы, термины, рецепты. 4-е изд., сокр. М. : Искусство, 1977.

M. V. Medvedev, D. V. Kornilin

Samara State Aerospace University named after academician S. P. Korolev (National Research University), Russia, Samara

REQUIREMENTS TO THE LENS OF VISUAL CONTROL OF PAYLOAD SEPARATION FROM THE THIRD STAGE LAUNCHER

This paper examines the requirements to the lens of the visual recording of the spacecraft after its separation _ from the launcher. Retrieved analytical expression and the graphs showing the relationship between the choice of lens and solution of the problem of recognizing objects in low light conditions.

© Медведев М. В., Корнилин Д. В., 2011

УДК 629.78.054:621.396.018

А. В. Пичкалев

ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева», Россия, Железногорск

ПРОБЛЕМЫ ОТРАБОТКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОРТОВОЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ

Современная бортовая аппаратура (БА), использующая программируемую логическую интегральную схему (ПЛИС), микроконтроллеры, встроенные вычислительные модули и т. д., требует специальных методов отладки, поскольку в ее состав введена дополнительная нематериальная составляющая - программное обеспечение (ПО). Отработка ПО имеет свою специфику: некоторые ошибки в его разработке, приводящие к сбоям, проявляются только в процессе длительного функционирования БА. Для выявления этих сбоев необходима специальная аппаратура по обеспечению долговременного прогона ПО, имитирующая условия функционирования БА во время длительной эксплуатации.

Требования по непрерывному бессбойному функционированию космических аппаратов (КА) в течение 90 сут поставили разработчиков программно-управляемой бортовой аппаратуры (БА) перед необходимостью осуществлять процесс отработки жизнедеятельности бортового программного обеспечения (ПО) в составе БА как минимум соответствующей длительности. Однако цеховые испытательные комплексы, как правило, имеют статичную структуру, ориентированную на серийное производство продукции, и отвлекать на такое продолжительное время штатное испытательное оборудование невозможно ни технически, ни организационно [1].

Модульная программно-управляемая радиоэлектронная аппаратура РЭА имеет в своем составе как серийные неизменяемые компоненты, так и гибкие переменные составляющие. Их отработка в цехе затруднена негибкостью типового оборудования, его

загруженностью испытаниями другой аппаратуры и иными причинами, приведшими к созданию лабораторного отработочного комплекса (ЛОК) для испытаний программно-управляемых устройств БА, оснащенного гибко организованным оборудованием, дающим возможность в любой момент времени проводить необходимые эксперименты с помощью быстрой перекомпоновки испытательной аппаратуры, что резко повышает эффективность работ по отладке БА [2].

На базе ЛОК создан наземный отладочный комплекс (НОК), предназначенный для отработки ПО БА без использования технических средств бортовых приборов с помощью реальных вычислителей и виртуальных моделей компонентов БА [3]. НОК не только ускоряет процесс отработочных испытаний ПО, но и позволяет имитировать различные нештатные ситуации работы БА, в том числе при исследовании всевозможных отказов.

Решетневскце чтения

Наземный отладочный комплекс стал основой для специальных рабочих мест долговременного прогона (РМ ДП) БА. Принцип построения РМ ДП состоит в использовании реальных вычислителей, для которых имитируются условия функционирования БА на орбите. При невозможности запуска реального бортового ПО на одном вычислителе используется реальный бортовой отработочный прибор (целиком или частично).

Программное обеспечение функционирует на реальном вычислителе в течение длительного времени в условиях, имитирующих эксплуатационные. В результате программные ошибки, не обнаруженные на отработочных испытаниях бортовой аппаратуры из-за их относительной кратковременности, постепенно начинают вызывать сбои в ее работе. Анализ состояния телеметрии БА и технологический контроль аппаратных средств и ПО позволяют выявить причины сбоев и определить пути их устранения. Доработка бортового ПО в соответствии с отмеченным замеча -нием и его повторный запуск на долговременный прогон проверяют обоснованность внесенных изменений на практике.

Отработка БА на РМ ДП также может выявить скрытое влияние некоторых особенностей функционирования технических средств бортовых приборов на работоспособность ПО БА при длительной эксплуатации. Такая технология отработки дает возможность корректировать ПО уже запущенной в полет БА (конечно, если ее можно перепрограммировать

в процессе эксплуатации), что увеличивает срок активного существования КА, а иногда вообще восстанавливает утраченную ими работоспособность.

Информация, полученная при долговременном прогоне ПО БА, может быть использована не только для корректировки бортового ПО, но и в новых разработках аппаратных средств. Обнаруженный эффект влияния на ПО особенностей функционирования аппаратных средств позволяет говорить о необходимости создания специальных рабочих мест долговременного прогона любых программно-управляемых устройств БА, предназначенных для длительной эксплуатации.

Библиографические ссылки

1. Пичкалев А. В. Создание автоматизированного мобильного испытательного комплекса для цеховых испытаний программно-управляемой радиоэлектронной аппаратуры // Решетневские чтения : материалы XIII Междунар. науч. конф. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2009. Ч. 2. С. 528-529.

2. Пичкалев А. В. Создание лабораторного отработочного комплекса для программно-управляемой РЭА // Соврем. электроника. 2008. № 4. С. 31-35.

3. Пичкалев А. В. Наземный отладочный комплекс бортовой радиоэлектронной аппаратуры // Ре-шетневские чтения : материалы XIV Междунар. науч. конф. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2010. Ч. 2. С. 515-516.

A. V. Pichkalev

JSC «Academician M. F. Reshetnev «Information Satellite Systems», Russia, Zheleznogorsk PROBLEMS OF ORIGRAMM SOFTWARE OF ON-BOARD RADIOELECTRONIC DEVICES

The modern on-board radio-electronic equipment, using FPGA, the microcontrollers, computing modules etc., demands special methods of debugging since its structure icontains the entered additional non-material making - the software. Debugging off the software has the specificity since some errors of working out lead to failures, being revealed only in the long functioning. The special equipment of maintenance of long-term run is necessary for revealing of these software failures, simulating operating conditions during long functioning.

© nmKajieB A. B., 2011

УДК 658.511

Т. В. Пучкова

Новокузнецкий институт-филиал Кемеровского государственного университета, Россия, Новокузнецк

МНОГОВАРИАНТНЫЙ НЕЧЕТКИЙ СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИЧЕСКИХ РЯДОВ ДАННЫХ В СИСТЕМЕ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Представлен многовариантный алгоритм определения структурных свойств временного ряда с использованием теории нечетких множеств, обеспечивающий более обоснованное и своевременное принятие управленческих решений для объектов различной природы.

Структурный анализ временных рядов данных направлен на вскрытие внутреннего строения сигнала путем его разделения на простые структурно-однородные составляющие и опирается на динамическое оценивание разнообразных трендов. Методы структурного анализа

позволяют определить момент изменения тенденции [1], что немаловажно при принятии управленческих решений в организационных системах.

В [2] предложен многовариантный алгоритм определения координат особых точек (ОТ), соотносимых с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.