Научная статья на тему 'Проблемы отечественной географии транспорта'

Проблемы отечественной географии транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
575
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИИ ТРАНСПОРТА / ПЕРСПЕКТИВЫ ГЕОГРАФИИ ТРАНСПОРТА / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / МЕТОДЫ ТРАНСПОРТНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ТРАНСПОРТНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / METHODS OF ТРАНСПОРТНО-GEOGRAPHICAL RESEARCHES / A ТРАНСПОРТНО-GEOGRAPHICAL POSITION / TRANSPORT / PROBLEMS OF GEOGRAPHY OF TRANSPORT / PROSPECT OF GEOGRAPHY OF TRANSPORT / GEOGRAPHICAL SYSTEM / TERRITORIAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидоров Валерий Петрович

Приводится общее описание методологических и методических проблем современной отечественной географии транспорта, а также предложения, реализация которых могла бы способствовать активизации отечественных научных и прикладных транспортно-географические исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of domestic geography of transport

The article contains the general description of methodological and methodical problems of modern domestic geography of transport, and the propositions to be realized to promote the activization of domestic scientific and applied researches in transport geography.

Текст научной работы на тему «Проблемы отечественной географии транспорта»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

УДК 911.3 В.П. Сидоров

ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГЕОГРАФИИ ТРАНСПОРТА

Приводится общее описание методологических и методических проблем современной отечественной географии транспорта, а также предложения, реализация которых могла бы способствовать активизации отечественных научных и прикладных транспортно-географические исследований.

Ключевые слова: транспорт, проблемы географии транспорта, перспективы географии транспорта, географическая система, территориальная структура, методы транспортно-географических исследований, транспортногеографическое положение.

Транспортная система - один из важнейших элементов хозяйственного комплекса любой страны, территории, любого крупного населенного пункта. Транспортная сеть в значительной степени определяет конфигурацию систем хозяйства и расселения, то есть всей территориальной общественной системы. Рационально организованная транспортная система позволяет реализовать все выгоды географического разделения труда, гарантировать мобильность рабочей силы, обеспечить коммуникативные потребности населения.

География транспорта - одна из важнейших дисциплин блока отраслевых наук в составе экономической, социальной, политической и рекреационной географии. А сама транспортная система -одна из самых «географичных» среди других геосистем, поскольку она не только имеет четко выраженную территориальную структуру, но и присутствует в территориальной структуре многих других социально-экономических систем. Все связи в территориальной структуре подразумевают преодоление пространства, которое технически и обеспечивает транспорт, гарантируя, таким образом, сохранение не только территориальной структуры, но и самих социально-экономических систем. Поэтому транспорт был и должен быть для экономико-географов постоянным и важным объектом исследования. Автор предлагаемой статьи в свое время отдал (причем не без удовольствия) много сил и внимания начно-практической деятельности в сфере географии транспорта. И поэтому его беспокоит современное состояние отечественной географии транспорта. Имеется в виду география транспорта не как учебная дисциплина в образовательных учреждениях, а как отраслевое направление экономической и социальной географии.

Информация, полученная из каталога Российской государственной библиотеки и присылаемых авторефератов диссертаций, показывает, что за последние примерно двадцать - двадцать пять лет из нескольких сотен экономико-географических кандидатских и докторских диссертаций транспортной тематике были посвящены около двух десятков. Даже если автор статьи и пропустил какие-то диссертации, то все равно - таких работ очень мало. Причем пик интереса к транспортным системам как объекту географических диссертационных исследований пришелся на середину 90-х гг. прошлого века, когда в некоторые годы защищались по 4-5 работ. В 2000-х гг. диссертации по транспортной тематике стали буквально «штучным» товаром. В настоящее время таких диссертаций не бывает годами.

Можно определить несколько причин уменьшения научного интереса к географии транспорта:

1) ослаб практический интерес к транспортной тематике, который «подогревается»: возможностью защиты диссертации; выгодностью проведения хоздоговорных работ; возможностью выигрывать гранты;

2) подзабыты старые и (или) не удается создать новые методы транспортно-географических исследований;

3) происходит замена самостоятельной дисциплины география транспорта разделом в ныне модной логистике. Например, разделом наподобие «Управления и оптимизации перевозки людей и физических грузов» или чем другим подобного рода.

Теперь подробнее о каждой из причин.

1. Ослабление практического интереса к транспортной тематике. У географов всех специальностей и направлений подготовки нет необходимости долго искать объект диссертационного исследования. Им может стать все, что каким-либо образом располагается на поверхности Земли. Но почти всегда существует проблема с выбором предмета исследования. И возникают извечные для любого -

В.П. Сидоров

БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

и особенно молодого - ученого вопросы: «О чем писать? Что вынести на защиту?». Все это относится и к географии транспорта. Содержание авторефератов диссертаций многих из тех редких молодых географов, писавших или пишущих работы по транспортной тематике, не дает повода для радости. В лучшем случае в качестве предмета работы представляется то, над чем старшее поколение экономи-ко-географов уже успешно работало в 80-90-х гг. прошлого века. Причем автор статьи ни в коем случае не обвиняет молодых ученых в плагиате. Скорее всего, они и не знают об этих работах, поскольку обошлись просмотром работ признанных в отечественной географии транспорта корифеев, которых не более 5-6. Но, тем не менее, были не только докторские диссертации на данную тему. Было и немало успешных в научно-методическом отношении соответствующих прикладных работ. В худшем случае «свежие» диссертации транспортно-географической тематики напоминают рекламные буклеты какой-либо крупной транспортной корпорации (например, авиакомпании с мировым именем). Поэтому, по мнению автора, эти новые диссертации добавили в географию транспорта как науку не очень много нового. Одной из косвенных причин подобной ситуации является структура самой транспортной системы.

Транспортная система в упрощенном виде представляет собой органическое единство трех компонентов:

1) транспортной сети (транспортных пунктов, узлов, перегонов), то есть объектов географич-ных, каким-то образом пространственно расположенных;

2) подвижного состава - то есть объектов нелинейных, перемещающихся и поэтому географически непостоянных;

3) организации перевозочного процесса, то есть категории экономической, нетерриториальной (в географическом понимании).

Транспортная сеть всегда и в первую очередь интересует географию транспорта как науку. И здесь экономико-географам следует сосредоточить усилия на совершенствовании: методики оценки конфигурации транспортной сети - ее оптимальности для обеспечения перевозочного процесса, а также методики оценки транспортно-географического положения (ТГП) объектов. Если к транспортной сети (ее морфологии, типологии, этапам развития и т.п.) интерес у географов относительно стабилен, то про совершенствование методики оценки ТГП стали понемногу забывать. А ведь оценка ТГП - это именно та географическая работа, на которую пока не очень претендуют экономисты-транспортники или технари-транспортники и которая может быть востребована при выполнении не только практических работ по оптимизации городского и междугороднего транспорта, но и в работах, нацеленных на поиск мест размещения других социально-экономических объектов.

В то же время следует заметить, что в наши дни одного объектного поля в виде транспортной сети для развития географии транспорта недостаточно. Чтобы география транспорта была конкурентоспособной и востребованной на рынке грантов и хоздоговоров, ей необходимо «работать» с подвижным составом и процессами экономической организации транспортной системы.

2. И вот тут возникает вторая причина торможения развития отечественной географии транспорта - слабость собственного методического аппарата, его неспособность оценивать состояние транспортных систем на том уровне, который требует, например, заказчик. Но это не повод обходить транспортно-географическую тематику. И экономическая и социальная география в целом и география транспорта, в частности, никогда не отличались богатым арсеналом собственных методов исследований (по мнению автора). И ничего страшного в этом нет. Методическая сила экономикогеографических дисциплин в другом - в способности найти, понять, овладеть методами других наук, умело адаптировав их для решения собственных исследовательских задач. В конкретном случае надо восстанавливать навыки работы с методами теории графов, задачами линейного программирования транспортного типа, возрождать среди географов уже забытую моду на овладение математическими и математико-статистическими методами, активно осваивать методы экономических наук. Только лишь на своих методах география транспорта далеко не уедет. Более того, она будет вытеснена с поля прикладных (имеется в виду - отдельно оплачиваемых) транспортных исследований в форме хоздоговоров, грантов и т.п. Что, в общем-то, и происходит. В первом десятилетии 2000-х гг. на одну географическую «транспортную» диссертацию приходилось примерно по три-четыре негеографических диссертаций, посвященных пространственному анализу (а это, подчеркну, предметное поле географии транспорта) организации и функционирования транспортных систем. С той лишь разницей, что в области исследования междугороднего транспорта доминируют диссертации по экономическим нау-

Проблемы отечественной географии транспорта. БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

кам (в подавляющем большинстве случаев - по экономике и управлению народным хозяйством), а в области внутригородского транспорта - диссертации по техническим наукам.

3. Теперь немного о соотношении географии транспорта и логистики. Логистика - это наука об управлении и оптимизации материальных, финансовых, информационных потоков, потоков услуг на основе применения современных технологий, более обоснованных и совершенных экономических решений, которая должна с учётом реальных возможностей связать внутренние и внешние связи (потоки) для получения конечных (оптимальных) результатов. Цель логистики - обеспечение потребителя продукцией или услугами в нужное время и в нужном месте при минимальных временных и финансоворесурсных затратах на осуществление логистических операций и имеющихся возможностях. Логистический характер транспортной системы можно подтвердить логистическими по форме и сути основными потоками (связями) в ней. Свойства транспортной системы (совместимость элементов; существование определенным образом упорядоченных и организованных устойчивых связей между элементами; необходимость преодоления пространства; способность к пространственной и непространственной организации своих компонентов) вполне соответствуют свойствам систем логистических.

Всё вышесказанное подтверждает возможность и указывает на необходимость применения методического аппарата логистики при исследовании параметров транспортных объектов, при оценке эффективности и в поиске путей оптимизации функционирования транспортных систем любого уровня сложности. География транспорта не должна быть заменена логистикой, но должна заставить методику последней работать на себя.

Подводя итог, можно напомнить, что если не для быстрого развития, то хотя бы просто для оживления отечественной географии транспорта необходимо: совершенствовать и развивать традиционно-географические методы оценки конфигурации транспортной сети и транспортно-географического положения; обогащать арсенал методов транспортно-географических исследований, возвращая в него математические и графоаналитические и осваивая параллельно экономические методы; не «бояться» логистики и тем более не растворяться в ней, а, используя ее понятия, подходы и методы, защищать и расширять свое место в пространстве исследований транспортных систем разного уровня.

Поступила в редакцию 08.04.12

V.P. Sidorov

The problems of domestic geography of transport

The article contains the general description of methodological and methodical problems of modern domestic geography of transport, and the propositions to be realized to promote the activization of domestic scientific and applied researches in transport geography.

Keywords: transport, problems of geography of transport, prospect of geography of transport, geographical system, territorial structure, methods of транспортно-geographical researches, a транспортно-geographical position.

Сидоров Валерий Петрович, кандидат географических наук Sidorov V.P., candidate of geography

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskya st., 1

E-mail: sidorov@udm.ru E-mail: sidorov@udm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.