Научная статья на тему 'Проблемы освоения Арктических регионов России'

Проблемы освоения Арктических регионов России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
304
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / РОССИЯ / РЕГИОН / ОСВОЕНИЕ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ / THE ARCTIC / RUSSIA / REGION / DEVELOPMENT OF THE ARCTIC REGION / RUSSIAN NATIONAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сухарева Елена Олеговна

В статье описываются геополитические, транспортные, экологические и кадровые проблемы, с которыми сталкивается Российская Федерация при освоении Арктических регионов. Статья показывает, что Россия является одним из центральных игроков на мировой арене в борьбе за Арктику. В статье сделан акцент на том, что проблемы носят долговременный характер, что, в свою очередь, требует постоянного внимания со стороны государства и общества. Сделан вывод, что международное сотрудничество в данном регионе предпочтительней конфронтации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы освоения Арктических регионов России»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ

РОССИИ

Сухарева Е.О. Email: Sukhareva661@scientifictext.ru

Сухарева Елена Олеговна - студент магистратуры, кафедра международных отношений, экономики и управления,

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова,

г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье описываются геополитические, транспортные, экологические и кадровые проблемы, с которыми сталкивается Российская Федерация при освоении Арктических регионов. Статья показывает, что Россия является одним из центральных игроков на мировой арене в борьбе за Арктику. В статье сделан акцент на том, что проблемы носят долговременный характер, что, в свою очередь, требует постоянного внимания со стороны государства и общества. Сделан вывод, что международное сотрудничество в данном регионе предпочтительней конфронтации.

Ключевые слова: Арктика, Россия, регион, освоение Арктического региона, национальные интересы России

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE ARCTIC REGIONS

OF RUSSIA Sukhareva E.O.

Sukhareva Elena Olegovna - Master's Student, DEPARTMENT OF INTERNATIONAL RELATIONS, ECONOMICS AND MANAGEMENT, NIZHNY NOVGOROD STATE LINGUISTIC UNIVERSITY OFN.A. DOBROLYUBOV,

NIZHNY NOVGOROD

Abstract: the article describes the geopolitical, transport, environmental and personnel problems faced by the Russian Federation during the development of the Arctic regions. The article shows that Russia is one of the central players on the world stage in the struggle for the Arctic. The article focuses on the fact that problems are of a long-term nature, which, in turn, requires constant attention from the state and society. It was concluded that international cooperation in this region is preferable to confrontation. Keywords: the Arctic, Russia, region, development of the Arctic region, Russian national interests

УДК 327

Долгое время арктические территории были непригодны для жизни, а уж тем более для проведения там каких либо работ по освоению месторождений полезных ископаемых. Но на сегодняшний день Арктика приковывает внимание все большего количества государств. Почему же это происходит? Можно назвать множество причин, начиная с природных и заканчивая экономическими и военными. Активность стран в данном регионе больше выражается в соперничестве друг с другом, и результатом данной гонки является полный контроль Арктического региона и эксплуатация ресурсов региона. Напрямую можно проследить, почему же Россия оказалась одной из центральных стран, кто претендует на владение Арктическим регионом [1, с. 18]. Россия обладает самым длинным арктическим побережьем в Арктике. Россия вынуждена совершать огромные усилия для освоения и развития полярных регионов, чтобы отстаивать свои национальные интересы в Арктике.

Данная статья посвящена проблемам, с которыми Россия столкнулась на пути к освоению и развитию Арктического региона.

Геополитические проблемы освоения Арктики

До сих пор остался нерешенным вопрос по разграничению территорий арктического шельфа. По нормам международного права континентальный шельф государств, имеющих морские границы, составляет 200 морских миль от побережья (т. н. экономическая зона). Конвенция ООН по морскому праву учитывает факт того, что, если какая-либо страна сможет доказать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением ее континентальной платформы, то данная часть шельфа будет признана ее собственностью [5]. Россия проводила различные экспедиции для сбора материалов, чтобы обосновать свои права на расширение экономической зоны в Северном Ледовитом океане. В заявке в Комиссию ООН по внешним границам континентального шельфа предложено считать подводный хребет Менделеева и хребет Ломоносова продолжением Сибирской континентальной платформы. Заявка до сих пор находится на рассмотрении в Комиссии ООН, и решение по ней будет принято лишь в августе 2019 г.

Также на сегодняшний день существует проблема развития Северного морского пути (СМП). СМП - кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. СМП - это главная транспортная артерия России [2, с. 78]. Для успешного развития данного направления необходимо создать новую, современную инфраструктуру, гидрометеорологическое и навигационное обеспечение. Для грамотного развития СМП следует наладить процесс выдачи разрешений на проход судов по данному маршруту, а также привлечь крупных мировых перевозчиков, которые смогут участвовать в контроле движения судов по данному маршруту и, в свою очередь, приведут новых партнеров. Но прежде всего, стоит уделить внимание развитию береговой инфраструктуры от Байкаловска до Чукотки, что позволит СМП стать перспективным международным маршрутом.

Транспортные проблемы освоения Арктики

В настоящее время морской и речной - единственные хорошо развитие виды транспорта в Арктическом регионе. Фактически, мы можем говорить о полном отсутствии транспортной инфраструктуры в Арктике. Протяженность дорог на территории Арктики составляет всего 730 км. Все это связано со сложностью и дороговизной транспортировки ресурсов для освоения региона [3].

Но, тем не менее, обновление и развитие транспортной системы должно стать стратегическим приоритетом политики России. Модернизация данной инфраструктуры позволит активнее осваивать ресурсы и развивать арктический регион.

Экологические проблемы освоения Арктики

Гонка за нефтью среди государств мира, которую мы можем наблюдать в Арктике, ведет к гибели флоры и фауны Арктического региона [4]. На месте новых пастбищ находятся площадки нефтяных скважин. Нефтяники оставляют свалки мусора, которые убивают оленей. Разливы нефти отравляют реки и озера, а нефтепроводы, которые строят через реки, создают преграду для миграции рыб, вследствие чего рыбы исчезают, погибают. И в этих ужасных условиях процветает браконьерство -китобойный промысел, убийство белых медведей, моржей и др.

Кроме этого, стоить уделить внимание проблеме глобального потепления. Мы можем наблюдать тот факт, что с каждым годом температура воздуха все выше и выше. Это ведет к тому, что ледники Арктики начинают таять, уровень воды в акваториях увеличивается и из-за отсутствия льдов, моря начнут нагреваться быстрее. Животные, которые привыкли к климату Арктики, просто не смогут выжить в новых погодных условиях.

Экосистемы в Арктике очень хрупкие, и каждое новое «вторжение» способно их разрушить.

Кадровая проблема Арктики

В настоящее время мы можем наблюдать острую нехватку квалифицированных кадров во всех Арктических регионах. Суровые климатические условия, труднодоступность региона и сложность выполняемой работы отталкивают потенциальных работников. Кроме этого, в стране достаточно мало учебных учреждений, готовящих специалистов к непростой работе на Севере.

В заключении следует отметить, что Россия имеет разнообразные национальные интересы в Арктическом регионе, и эти интересы носят долгосрочный характер. Поэтому, несмотря на все проблемы, с которыми страна уже столкнулась на своем пути, и те, с которыми ей еще только предстоит столкнуться, России необходимо отстаивать свои национальные интересы в данном регионе, причем усилия должны исходить не только со стороны государства, но и общества. И при этом России стоит попытаться найти баланс с другими участниками арктической «гонки».

Список литературы /References

1. Павленко В.И. Арктическая зона Российской Федерации в системе обеспечения национальных интересов страны // Арктика: экология и экономика, 2013. № 4. С. 18.

2. Рукша В., Смирнов А., Головинский С. Атомный ледокольный флот России и перспективы развития Северного морского пути // Арктика: экология и экономика, 2013. № 1 (9). С. 78.

3. Чирикова А.М. Состояние и перспективы логистического развития Арктического региона, 2016. № 56-3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://novainfo.ru/article/9288/ (дата обращения: 14.04.2019).

4. Освоение ресурсного потенциала и обеспечение экологической безопасности Арктики: доклад министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донского на III Международном арктическом форуме «Арктика - территория диалога» (25.09.2013, г. Салехард) // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации: интернет-сайт. 2013. 25 сентября. С. 2. Режим доступа: http://www. mnr.gov.ru/upload/iblock/0bd/doklad_forum.doc./ (дата обращения: 19.04.2019).

5. Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // Президент России: офиц. интернет-сайт. 24 с. Режим доступа: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1647260. ./ (дата обращения: 19.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.