Научная статья на тему 'Проблемы осанки у детей, поступающих на подготовительное отделение'

Проблемы осанки у детей, поступающих на подготовительное отделение Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
404
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ / СКОЛИОЗ / УСТОЙЧИВОСТЬ / APLOMB / DISTURBANCE OF POSTURE / SCOLIOSIS / STABILITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ким Боа

В данной статье рассматриваются педагогические проблемы, связанные с нарушением осанки у детей, поступающих на подготовительное отделение хореографического училища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ким Боа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bearing problems at children

This article discusses the pedagogical issues related to the violation of posture in children entering the preliminary Ballet School.

Текст научной работы на тему «Проблемы осанки у детей, поступающих на подготовительное отделение»

Ким Боа

ПРОБЛЕМЫ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ, ПОСТУПАЮЩИХ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

В данной статье рассматриваются педагогические проблемы, связанные с нарушением осанки у детей, поступающих на подготовительное отделение хореографического училища.

Ключевые слова: нарушение осанки, сколиоз, устойчивость, aplomb.

Наука и искусство балета неразделимы, поскольку искусство балета выражается через тело человека, то оно не может существовать без знаний физического развития, включающего в себя, в том числе, и знание анатомии человека. Особое внимание следует уделить анатомическим возможностям и особенностям телосложения человека, а также его индивидуальность. Все это служит тому, чтобы хореографическая деятельность была выразительной, безопасной и максимально продуктивной.

Среди задач физического воспитания современная педагогика в союзе с другими социальными и медицинскими отраслями ставит на первое место вопрос о здоровье людей. Поскольку современные психолого-педагогические и медико-биологические исследования убедительно доказывают единство физического, умственного и эмоционального развития человека, то обучение искусству танца ставит своей задачей не только развитие профессиональных качеств, но и обеспечение физического развития, укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни.

Существует большое количество научных работ, доказывающих, что среди детей школьного возраста нарушения осанки и заболевания опорно-двигательного аппарата занимают одно из первых мест (Н.Г. Белякова, В.А. Кашуба, А.А. Потапчук, Д.В. Эрденко, Л.Н. Эйдельман, т.д.). В настоящее время формирование правильной осанки у детей является одной из основных педагогических проблем школьного физического воспитания (А.Н. Ла-путин, 1999; А.П. Потапчук, М.Д. Дидур, 2001). Но, несмотря на

это, количество детей с нарушением осанки не перестает уменьшаться. «За последние десятилетия в соответствии со статическими данными в Российской Федерации существенно увеличивается число детей имеющих те или иные нарушения осанки» [I, с. 4].

Исследователи считают, что процесс физического воспитания должен обеспечиваться объективным контролем формирования правильной осанки школьников (А.Ф. Каптелин, 1995; Бен-сабаа Абделькрим, 2001; А.И. Бычук, 2001; А.Ю. Бубела, E.H. Приступа, 2002). «Чем раньше будут выявлены дефекты опорно-двигательного аппарата и чем быстрее будет оказана профилактическая и лечебная помощь, тем меньше будет дефектов осанки и деформаций позвоночника у детей школьного возраста» [2, с. 3].

При обучении искусству танца особенно важно иметь здоровую спину.

Чтобы поступить в хореографическое училище детям нужно пройти конкурс, который состоит из трех туров. Рекомендации по приему разработаны кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры балетмейстерского образования П.А. Силки-ным. Задача первого тура - определение внешних сценических данных, общей эстетики телосложения, второй тур - медицинский осмотр. Третий тур это повторение первого тура конкурсных испытаний. П.А. Силкин в этой рекомендации написал, что «при приеме в хореографические учебные заведения должны приниматься только здоровые дети с правильным сложением и хорошим физическим развитием,..» [3, с.5].

Балет требует высокого уровня владения телом, особенно это касается равновесия, то есть владения устойчивостью (aplomb), который вырабатывается в течение всего периода обучения в хореографическом училище.

Выдающийся педагог, создатель системы преподавания классического танца А.Я. Ваганова писала «правильно поставленный корпус - основа для всякого pas» [4, с. 36], и она оценивала, что основа устойчивости является спина, «Стержень устойчивости - позвоночник» [4, с. 37]. А также педагог-хорео-

граф Т.И. Васильева писала: «Стержень апломба - позвоночник» [5, с. 27], Педагог хореографии и балетмейстер Ю.Н. Мячин отмечал, что функцией мышц спины является управлением центром тяжести (равновесием).

Кроме того, установлено, что при нарушениях осанки снижается ретардация физического развития и нарушается рессорная функция позвоночного столба, из-за этого может появляться повышенная утомляемость и снижение работоспособности [6, с. 23], что важно учитывать при обучении искусству танца.

Однако педагоги классического танца очень часто сталкиваются с детьми, у которых присутствует нарушение осанки. П.А. Силкин считает, что «в процессе обучения детей основам классической хореографии балетные педагоги имеют все больше и больше проблем, связанных ослабленным физическим здоровьем, в качестве следствия, ухудшенной осанкой наших маленьких воспитанников» [3, с. 3], А.И. Борисов-Дрондин писал: «Во время приёма учащихся в балетную школу часто приходится сталкиваться с таким распространённым явлением среди детей, как нарушение осанки» [7, с. 5]. Также Т.И. Васильева отметила, что «наш многолетний опыт по отбору детей для обучения классическому танцу свидетельствует, что абсолютно идеальные кандидаты на приемных экзаменах почти не встречаются» [5, с. 8].

Несмотря на активное внимание науки к выявленной проблеме, изучение состояния осанки у обучающихся искусству танца в достаточной мере не проводилось.

Автором было исследовано, состояние осанки у детей, поступающих в Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой. Были изучены медицинских карты (результаты осмотра ортопеда при поступлении) учащихся 1-х классов в 2002/3 г. и 2003/4 г., а также в 2009/10г и 2010/11г. всего было исследовано 130 медицинских карт.

Результаты проведенных исследований показали, что большое количество детей имеет (69 %) нарушения осанки уже при поступлении, это подтверждают мнения педагогов (Т.И. Васильева,

П.А. Силкин, А.И. Борисов-Дрондин). Таким образом, при отборе достаточно большое количество детей уже имеют нарушение осанки, и сложно провести отбор в хореографическое училище абсолютно здоровых детей.

Кроме этого было установлено, что за последние семь лет количество нарушение осанки у поступающих в Академию увеличилось на 29 % (с 40.5 % в 2002-2004 г. до 69,4 % в 2009-2011 г.).

В связи с этим был сделан вывод, что проводить целенаправленное формирование правильной осанки у детей, необходимо уже на подготовительном отделении. Поскольку нами было предложно начать формировать осанку с этапа подготовительного отделения, сначала было необходимо изучить состояния осанки у детей, поступивших на подготовительное отделение.

Были обследовано 34 ребёнка в возрасте от 8 до 10 лет. Для определения состояния осанки у детей в сагиттальной плоскости использовался гониометрический метод по В.А. Гамбурце-ву, а во фронтальной плоскости - измерение ромба Машкова.

Данные состояния осанки у детей представлены на рис. 1.x

Состояния осанки

Наруш.

Норма

только во

фронт. , плоек.

Наруш. только в сагитт.

плоек.

6%

Рис. I. Показатели состояния осанки во фронтальной и в сагиттальной плоскости у учащихся на подготовительном отделении.

Результаты исследования осанки показали, что детей без нарушения осанки в возрасте 8-10 лет остается всего 3 %. Чаше всего дети имели комбинированное нарушение осанки (во фронтальной и в сагиттальной плоскостях) - 73 %, далее нарушения только во фронтальной плоскости - 18 %, и наконец, нарушения только в сагиттальной плоскости - 6 %.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%

0% -^-

Все

■ Есть нарушения (во фронт, плоскости)

■ Нет нарушений (во фронт, плоскости)

Рис. 2. Наличие сколиотической осанки у детей

Анализ полученных результатов показывает (рис. 2), что 91 % детей имеют сколиотическую осанку, а 9 % детей не имеют.

Причиной этого, как показывают многочисленные исследования, является тот факт, что «на протяжении последних десятилетий наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа детей, имеющими нарушения осанки» [8, с. 3], в связи с общим экологическим состоянием и ухудшением здоровья детей Северо-западного региона [9, 10, 11, 12].

Кроме того, многие исследователи считают одой из причин нарушения осанки детей школьного возраста то, что дети значительное время проводят за партой или столом (A.A. Потачук, М.Д. Дидур, 2001; А.Г. Сухарев, 2007; Д.В. Эрденко, 2009).

Исследования автора показали, что дети еще до поступления на подготовительное отделение Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой получали разного рода физическую нагрузку от 1 до 6 лет. Так 65 % детей занимались хореографией, 26 % - гимнастикой, а 9 % детей ничем не занимались. Тем не менее, они в 97 % имели тот или, иной вид нарушения осанки (рис. 1).

Этот факт свидетельствует о том, что несмотря на дополнительные физические нагрузки, осанке детей не уделялось дол-женого внимания. Профессор А.Б. Ситель отмечал в своей книге «Соло для позвоночника», что занятья любым видом спорта и физкультурой, даже водшедшая в привычку утренняя зарядка и бег не исключают развитие заболеваний и деформаций позвоночника. Формирование правильной осанки требует особого внимания, т.е. специальных упражнений, направленах на укрепление мышц спины и брюшного пресса.

Так как дети приходят на подготовительное отделение уже с нарушенной осанкой, задача балетных педагогов усложняется, они должны не только развивать профессиональные данные, но и обращать особое внимание на формирование правильной осанки будущего танцовщика.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Сухарев А.Г., Цыбикжапова М.В. Осанка детей и профилактика ее нарушений. Методическое пособие. - М.; МИОО, 2007.

2. Шарипова Д.Д. Семенова Л.М. Воспитание правильной осанки. Ташкент: Медицина, 1985.

3. Силкин П.А. Рекомендации по проведению приема детей в профессиональные хореографические учебные заведения для подготовки по направления «хореографическое искусство», образовательная программа «артист балета»; изд. 2-е исп. СПб.: АРБ им. А.Я. Вагановой, 2010.

4. Ваганова А.Я. Основы классического танца: Учеб. для высш. и сред. учеб. заведений искусства и культуры. - б-е изд. - СПб.: Лань, POOO.

5. Васильева Т.И. Тем, кто хочет учиться балету. Правила приема детей выше школы и методика обучения классическому танцу: Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «ГИТИС», l994.

6. Потачук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. - СПб.: Речь, POOl.

7. Борисов-Дрондин А.И. ^ррекционная гимнастика для учащихся хореографических школ. Учебно-методическое пособие.- Самара: Изд. «НТЦ», POO3.

8. Эйдельман Л.Н. Методика применения танцевально-хореографических упражнений для формирования осанки детей дошкольного возраста: автореф. Дис. Соиск. Учен. Степ. K. п. н.: G Эйдельман Любовь Николаевна; [Место защиты: Рос. Гос. Пед. Ун-т им. Герцена]. - Спб. POO9.

9. Нормализация опорно-двигательного аппарата студенток подготовительной группы средствами гимнастики на занятиях по физической культуре : автореферат дис. ... канд. пед. наук : G Брусник Татьяна Александровна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. СПб. POOl.

10. Попкова Н. В. Индивидуализация процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста: автореф. Дис. ^н. Пед. наук l3.OO.O4 G Попкова Наталья Владимировна; [Место защиты: Ур. гос. ун-т физкультуры]. Челябинск. POlO.

11. Сажнева Е.В. Методика комплексного педагогического контроля в процессе физического воспитания младших школьников специальной медицинской группы : автореферат дис. ... канд. пед. наук : G Сажнева Елена Викторовна; [Место защиты: Волгогр. гос. акад. физ. культуры] Волгоград. POIO.

IP. ^данева Л. Н. Программно-методическое обеспечение физического воспитания учащихся младших классов специальной медицинской группы : автореферат дис. ... кан. пед. наук : G ^данева Любовь Николаевна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т]. М.: POll.

Abstract

This article discusses the pedagogical issues related to the violation of posture in children entering the preliminary Ballet School.

Keywords: disturbance of posture, scoliosis, stability, aplomb.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.