Ким Боа
ПРОБЛЕМЫ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ, ПОСТУПАЮЩИХ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
В данной статье рассматриваются педагогические проблемы, связанные с нарушением осанки у детей, поступающих на подготовительное отделение хореографического училища.
Ключевые слова: нарушение осанки, сколиоз, устойчивость, aplomb.
Наука и искусство балета неразделимы, поскольку искусство балета выражается через тело человека, то оно не может существовать без знаний физического развития, включающего в себя, в том числе, и знание анатомии человека. Особое внимание следует уделить анатомическим возможностям и особенностям телосложения человека, а также его индивидуальность. Все это служит тому, чтобы хореографическая деятельность была выразительной, безопасной и максимально продуктивной.
Среди задач физического воспитания современная педагогика в союзе с другими социальными и медицинскими отраслями ставит на первое место вопрос о здоровье людей. Поскольку современные психолого-педагогические и медико-биологические исследования убедительно доказывают единство физического, умственного и эмоционального развития человека, то обучение искусству танца ставит своей задачей не только развитие профессиональных качеств, но и обеспечение физического развития, укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни.
Существует большое количество научных работ, доказывающих, что среди детей школьного возраста нарушения осанки и заболевания опорно-двигательного аппарата занимают одно из первых мест (Н.Г. Белякова, В.А. Кашуба, А.А. Потапчук, Д.В. Эрденко, Л.Н. Эйдельман, т.д.). В настоящее время формирование правильной осанки у детей является одной из основных педагогических проблем школьного физического воспитания (А.Н. Ла-путин, 1999; А.П. Потапчук, М.Д. Дидур, 2001). Но, несмотря на
это, количество детей с нарушением осанки не перестает уменьшаться. «За последние десятилетия в соответствии со статическими данными в Российской Федерации существенно увеличивается число детей имеющих те или иные нарушения осанки» [I, с. 4].
Исследователи считают, что процесс физического воспитания должен обеспечиваться объективным контролем формирования правильной осанки школьников (А.Ф. Каптелин, 1995; Бен-сабаа Абделькрим, 2001; А.И. Бычук, 2001; А.Ю. Бубела, E.H. Приступа, 2002). «Чем раньше будут выявлены дефекты опорно-двигательного аппарата и чем быстрее будет оказана профилактическая и лечебная помощь, тем меньше будет дефектов осанки и деформаций позвоночника у детей школьного возраста» [2, с. 3].
При обучении искусству танца особенно важно иметь здоровую спину.
Чтобы поступить в хореографическое училище детям нужно пройти конкурс, который состоит из трех туров. Рекомендации по приему разработаны кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры балетмейстерского образования П.А. Силки-ным. Задача первого тура - определение внешних сценических данных, общей эстетики телосложения, второй тур - медицинский осмотр. Третий тур это повторение первого тура конкурсных испытаний. П.А. Силкин в этой рекомендации написал, что «при приеме в хореографические учебные заведения должны приниматься только здоровые дети с правильным сложением и хорошим физическим развитием,..» [3, с.5].
Балет требует высокого уровня владения телом, особенно это касается равновесия, то есть владения устойчивостью (aplomb), который вырабатывается в течение всего периода обучения в хореографическом училище.
Выдающийся педагог, создатель системы преподавания классического танца А.Я. Ваганова писала «правильно поставленный корпус - основа для всякого pas» [4, с. 36], и она оценивала, что основа устойчивости является спина, «Стержень устойчивости - позвоночник» [4, с. 37]. А также педагог-хорео-
граф Т.И. Васильева писала: «Стержень апломба - позвоночник» [5, с. 27], Педагог хореографии и балетмейстер Ю.Н. Мячин отмечал, что функцией мышц спины является управлением центром тяжести (равновесием).
Кроме того, установлено, что при нарушениях осанки снижается ретардация физического развития и нарушается рессорная функция позвоночного столба, из-за этого может появляться повышенная утомляемость и снижение работоспособности [6, с. 23], что важно учитывать при обучении искусству танца.
Однако педагоги классического танца очень часто сталкиваются с детьми, у которых присутствует нарушение осанки. П.А. Силкин считает, что «в процессе обучения детей основам классической хореографии балетные педагоги имеют все больше и больше проблем, связанных ослабленным физическим здоровьем, в качестве следствия, ухудшенной осанкой наших маленьких воспитанников» [3, с. 3], А.И. Борисов-Дрондин писал: «Во время приёма учащихся в балетную школу часто приходится сталкиваться с таким распространённым явлением среди детей, как нарушение осанки» [7, с. 5]. Также Т.И. Васильева отметила, что «наш многолетний опыт по отбору детей для обучения классическому танцу свидетельствует, что абсолютно идеальные кандидаты на приемных экзаменах почти не встречаются» [5, с. 8].
Несмотря на активное внимание науки к выявленной проблеме, изучение состояния осанки у обучающихся искусству танца в достаточной мере не проводилось.
Автором было исследовано, состояние осанки у детей, поступающих в Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой. Были изучены медицинских карты (результаты осмотра ортопеда при поступлении) учащихся 1-х классов в 2002/3 г. и 2003/4 г., а также в 2009/10г и 2010/11г. всего было исследовано 130 медицинских карт.
Результаты проведенных исследований показали, что большое количество детей имеет (69 %) нарушения осанки уже при поступлении, это подтверждают мнения педагогов (Т.И. Васильева,
П.А. Силкин, А.И. Борисов-Дрондин). Таким образом, при отборе достаточно большое количество детей уже имеют нарушение осанки, и сложно провести отбор в хореографическое училище абсолютно здоровых детей.
Кроме этого было установлено, что за последние семь лет количество нарушение осанки у поступающих в Академию увеличилось на 29 % (с 40.5 % в 2002-2004 г. до 69,4 % в 2009-2011 г.).
В связи с этим был сделан вывод, что проводить целенаправленное формирование правильной осанки у детей, необходимо уже на подготовительном отделении. Поскольку нами было предложно начать формировать осанку с этапа подготовительного отделения, сначала было необходимо изучить состояния осанки у детей, поступивших на подготовительное отделение.
Были обследовано 34 ребёнка в возрасте от 8 до 10 лет. Для определения состояния осанки у детей в сагиттальной плоскости использовался гониометрический метод по В.А. Гамбурце-ву, а во фронтальной плоскости - измерение ромба Машкова.
Данные состояния осанки у детей представлены на рис. 1.x
Состояния осанки
Наруш.
Норма
только во
фронт. , плоек.
Наруш. только в сагитт.
плоек.
6%
Рис. I. Показатели состояния осанки во фронтальной и в сагиттальной плоскости у учащихся на подготовительном отделении.
Результаты исследования осанки показали, что детей без нарушения осанки в возрасте 8-10 лет остается всего 3 %. Чаше всего дети имели комбинированное нарушение осанки (во фронтальной и в сагиттальной плоскостях) - 73 %, далее нарушения только во фронтальной плоскости - 18 %, и наконец, нарушения только в сагиттальной плоскости - 6 %.
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%
0% -^-
Все
■ Есть нарушения (во фронт, плоскости)
■ Нет нарушений (во фронт, плоскости)
Рис. 2. Наличие сколиотической осанки у детей
Анализ полученных результатов показывает (рис. 2), что 91 % детей имеют сколиотическую осанку, а 9 % детей не имеют.
Причиной этого, как показывают многочисленные исследования, является тот факт, что «на протяжении последних десятилетий наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа детей, имеющими нарушения осанки» [8, с. 3], в связи с общим экологическим состоянием и ухудшением здоровья детей Северо-западного региона [9, 10, 11, 12].
Кроме того, многие исследователи считают одой из причин нарушения осанки детей школьного возраста то, что дети значительное время проводят за партой или столом (A.A. Потачук, М.Д. Дидур, 2001; А.Г. Сухарев, 2007; Д.В. Эрденко, 2009).
Исследования автора показали, что дети еще до поступления на подготовительное отделение Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой получали разного рода физическую нагрузку от 1 до 6 лет. Так 65 % детей занимались хореографией, 26 % - гимнастикой, а 9 % детей ничем не занимались. Тем не менее, они в 97 % имели тот или, иной вид нарушения осанки (рис. 1).
Этот факт свидетельствует о том, что несмотря на дополнительные физические нагрузки, осанке детей не уделялось дол-женого внимания. Профессор А.Б. Ситель отмечал в своей книге «Соло для позвоночника», что занятья любым видом спорта и физкультурой, даже водшедшая в привычку утренняя зарядка и бег не исключают развитие заболеваний и деформаций позвоночника. Формирование правильной осанки требует особого внимания, т.е. специальных упражнений, направленах на укрепление мышц спины и брюшного пресса.
Так как дети приходят на подготовительное отделение уже с нарушенной осанкой, задача балетных педагогов усложняется, они должны не только развивать профессиональные данные, но и обращать особое внимание на формирование правильной осанки будущего танцовщика.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Сухарев А.Г., Цыбикжапова М.В. Осанка детей и профилактика ее нарушений. Методическое пособие. - М.; МИОО, 2007.
2. Шарипова Д.Д. Семенова Л.М. Воспитание правильной осанки. Ташкент: Медицина, 1985.
3. Силкин П.А. Рекомендации по проведению приема детей в профессиональные хореографические учебные заведения для подготовки по направления «хореографическое искусство», образовательная программа «артист балета»; изд. 2-е исп. СПб.: АРБ им. А.Я. Вагановой, 2010.
4. Ваганова А.Я. Основы классического танца: Учеб. для высш. и сред. учеб. заведений искусства и культуры. - б-е изд. - СПб.: Лань, POOO.
5. Васильева Т.И. Тем, кто хочет учиться балету. Правила приема детей выше школы и методика обучения классическому танцу: Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «ГИТИС», l994.
6. Потачук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. - СПб.: Речь, POOl.
7. Борисов-Дрондин А.И. ^ррекционная гимнастика для учащихся хореографических школ. Учебно-методическое пособие.- Самара: Изд. «НТЦ», POO3.
8. Эйдельман Л.Н. Методика применения танцевально-хореографических упражнений для формирования осанки детей дошкольного возраста: автореф. Дис. Соиск. Учен. Степ. K. п. н.: G Эйдельман Любовь Николаевна; [Место защиты: Рос. Гос. Пед. Ун-т им. Герцена]. - Спб. POO9.
9. Нормализация опорно-двигательного аппарата студенток подготовительной группы средствами гимнастики на занятиях по физической культуре : автореферат дис. ... канд. пед. наук : G Брусник Татьяна Александровна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. СПб. POOl.
10. Попкова Н. В. Индивидуализация процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста: автореф. Дис. ^н. Пед. наук l3.OO.O4 G Попкова Наталья Владимировна; [Место защиты: Ур. гос. ун-т физкультуры]. Челябинск. POlO.
11. Сажнева Е.В. Методика комплексного педагогического контроля в процессе физического воспитания младших школьников специальной медицинской группы : автореферат дис. ... канд. пед. наук : G Сажнева Елена Викторовна; [Место защиты: Волгогр. гос. акад. физ. культуры] Волгоград. POIO.
IP. ^данева Л. Н. Программно-методическое обеспечение физического воспитания учащихся младших классов специальной медицинской группы : автореферат дис. ... кан. пед. наук : G ^данева Любовь Николаевна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т]. М.: POll.
Abstract
This article discusses the pedagogical issues related to the violation of posture in children entering the preliminary Ballet School.
Keywords: disturbance of posture, scoliosis, stability, aplomb.