Научная статья на тему 'Проблемы организационного обеспечения деятельности мирового судьи'

Проблемы организационного обеспечения деятельности мирового судьи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4874
516
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы организационного обеспечения деятельности мирового судьи»

жание излишней бюрократизации следствия представляется целесообразным ограничиться устным разрешением с внесением сведений о соответствующем разрешении в протокол следственного действия.

Также целесообразно предусмотреть на уровне кодифицированного правового акта недопустимость присутствия в месте проведения следственного действия лиц, не занятых непосредственно в осуществлении следственного действия. Тем не менее, данная норма не должна распространяться на прокурора, права и обязанности которого регулируются законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Для сокращения негативного воздействия существующих проблемных аспектов в сфере взаимодействия следственных органов и органов дознания необходима реализация комплекса мероприятий, основная направленность которых заключается в детальном регулировании порядка межведомственного взаимодействия, а также в проведении разъяснительной работы с личным составом.

Анализ научной литературы, а также теории и практики применения положений уголовно-процессуального законодательства, позволяет выбрать в качестве наилучшего варианта документирования решения о содействии подразделениями и службами ОВД следователю при производстве следственных действий письменный запрос и письменное требование, подготовленное на имя начальника ОВД. Данный документ может быть обозначен как «Запрос на оказание содействия следователю в производстве следственных действий» или же «Требование по содействию следователю в производстве следственных действий».

Т. Г. Киселева

Проблемы организационного обеспечения деятельности мирового судьи

Вопросам становления и развития мировой юстиции в России уделяется большое внимание, в том числе к организационному обеспечению деятельности мировых судей.

Судопроизводство заключается не только в правильном применении мировым судьей норм материального права с соблюдением процессуальных норм. Но и имеет при этом еще одну существенную часть - организационное и техническое обеспечение процесса пра -восудия и исполнения судебных актов, принимаемых по результатам судебного разбирательства. Обеспечение деятельности мирового судьи осуществляет его аппарат. От эффективности рабо-

64

ты аппарата во многом зависит степень выполнения мировым судьей возложенных на него задач, качество судебной деятельности. Бесспорно, что отлично поставленное делопроизводство в суде имеет важное значение, так как делопроизводство показывает «лицо» судебной власти. Делопроизводство в суде имеет существенное отличие от организации работы с официальными документами в целом. Это обусловлено тем, что делопроизводство в суде самым непосредственным образом связано с обеспечением основной и исключительной функции суда - отправлением правосудия. Поэтому немаловажно, чтобы работники аппарата мирового судьи имели четкое представление о месте мировой юстиции в судебной систе -ме России, соотношении судов в судебной системе, порядке работы юридических учреждений. Без профессионально грамотной работы аппарата судов осуществление успешной и полноценной правоприменительной деятельности в стране практически невозможно.

При обсуждении вопросов организационного характера у мирового судьи не освещаются совсем или редко освещаются проблемы правовой природы и организационной работы аппарата мирового судьи, чему и посвящена данная работа.

Правовое регулирование организации и деятельности аппарата мирового судьи определено положениями ст. 9 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», где указано, что «аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государствен -ными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации». Финансирование деятельности аппарата мирового судьи, мероприятий организационно-обеспечительного характера, в том числе разработка делопроизводственных инструкций, правил за счет федерального бюджета не предусмотрено.

Для федеральных судов в соответствии с приказом Генераль -ного директора Судебного департамента при Верховном суде РФ утверждается инструкция по делопроизводству в районном суде, разрабатываемая в соответствии с действующими нормами уголовного, гражданского, административного судопроизводства. Разработка инструкций для аппарата мирового судьи не возложена на Судебный департамент при Верховном суде РФ, а также на его управления в субъектах Российской Федерации. Функции по организационному обеспечению деятельности мирового судьи законода -тельно не закреплены. Кроме того, в упомянутом ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» понятие организационного обеспечения деятельности мировых судей отсутствует. Здесь идет речь (ст. 10) лишь о материально-техническом обеспечении. Отражается

65

ли все это на становлении мировой юстиции, деятельности мировых судей?

С введением мировой юстиции существуют различные подходы регионального законодательства к определению статуса аппарата мирового судьи и его финансирования. В настоящее время обеспечением деятельности мировых судей занимаются различные органы с различными названиями. Во многих субъектах Российской Федерации, в том числе в Санкт-Петербурге, были созданы отделы или управления по обеспечению деятельности мировых судей. В Санкт-Петербурге - это Управление по обеспечению деятельности мировых судей Санкт-Петербурга при комитете по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга. Оно было сформировано далеко не одновременно с началом дея -тельности мировых судей в Санкт-Петербурге (2004-2005 гг.), а Инструкция по судебному делопроизводству у мировых судей Санкт-Петербурга была разработана в данном Управлении только к концу 2007 г., при этом она утверждена почему-то Председателем Санкт-Петербургского городского суда.

В разных регионах применяются различные формы и методы осуществления организационного обеспечения мировых судей. Поэтому законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации устанавливается различный правовой статус работников аппаратов мировых судей. По-разному определялись нормы обеспеченности служебной площадью, оснащенности материально-техническими средствами, решались вопросы охраны помещений, оплаты труда работников аппарата мировых судей, их штатной численности, обучения и повышения квалификации и др. Многие субъекты Российской Федерации включили аппараты мировых судей в штат созданных органов (управлений), сотрудники назначаются и освобождаются от должности руководителем данного органа. До сих пор задается вопрос, кто должен заниматься архивом на судебном участке мирового судьи. И он фактически не решен. С возрастанием объема архивной документации специалист, отвечающий за канцелярию (в Санкт-Петербурге это должность секретаря суда), уже не может справляться с объемом этой работы, так как она требует кропотливости и, главное, правильного ведения с учетом существующих государственных стандартов. Сдача дел в архив, хранение архивных документов являются составной частью судопроизводства и важным направлением в работе аппарата судебного участка мирового судьи. Каждый субъект РФ в зависимости от своих возможностей решает этот вопрос по-своему. Штатная должность архивариуса в настоящее время не предусмотрена.

За время становления мировой юстиции находили применение разные формы материально-технического и организационного

66

обеспечения деятельности мировых судей. Например, территориальные органы Судебного департамента принимали на себя определенные обязанности по организационному и материальнотехническому обеспечению мировых судей на основе соглашений, подписываемых на основании доверенности, выдаваемой генеральным директором Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации. В других ситуациях внутри Судебного департамента предлагалось создать подразделение, в котором работали бы и государственные служащие соответствующего субъекта Российской Федерации, содержащиеся за счет средств бюджета субъекта.

Вопросы расширения полномочий созданных органов местным нормотворчеством в нарушение федерального законодательства, другие вопросы организационного характера, приведшие к разногласиям в практике применения федерального законодательства о мировых судьях, являлись предметом рассмотрения Верховного суда, Президиума Верховного суда Российской Федерации1.

К примеру, наметились разные подходы к решению вопроса о порядке приема и увольнения сотрудников аппарата мирового судьи. Лишь некоторые субъекты пошли по пути наделения мировых судей правом приема и увольнения работников аппарата, аналогично праву председателей районных судов. Вместе с тем имеются регионы, которые разрешают данные вопросы без учета мнения мировых судей. Такую позицию отразили в своем законодательстве 10,5 % субъектов Российской Федерации1 2. Большинство регионов выбрали некий смешанный подход, указав, что прием и увольнение осуществляется органом (управлением) по согласованию с мировым судьей. Законодатель Санкт-Петербурга не предпринимал никаких попыток определения организационных полномочий мирового судьи в отношении его аппарата, не наделял мирового судью по отношению к работникам аппарата полномочиями руководителя. Видно, что вопрос приема на государственную службу и увольнения решен, как в большинстве регионов, учитывая, что в п. 5 ст. 7 закона «О мировых судьях Санкт-Петербурга» указано, что «полномочия представителя нанимателя от имени Санкт-Петербурга в отношении работников аппарата мирового судьи осуществляет руководитель уполномоченного органа по согласованию с мировым судьей».

1 См.: 1)Абдулин Р. Проблемы становления мировой юстиции в Российской Федерации; 2) Определение Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2004г. Дело № 3-пв04-пр // Мировой судья. 2008. № 8. - С. 2-6.

2 Цит. по: Александров С. В. Аппарат мирового судьи // Рос. юстиция. -2009. - №5. - С. 70-72.

67

Однако вопросы порядка назначения на должность и освобождения от должности работников аппарата мирового судьи, присвоения им классных чинов, наложения дисциплинарных взысканий и поощрений - не просто вопросы трудовых отношений государственных служащих с работодателем, это вопросы статуса мирового судьи, реализации его самостоятельности как органа судебной власти. Поэтому нельзя не согласиться с высказываемыми на стра -ницах юридической литературы мнениями о том, что обеспечение деятельности мировых судей органами исполнительной власти противоречит принципу независимости судебной власти.

Так как отсутствует четкость в правовом регулировании правового статуса аппарата мирового судьи, возникает необходимость в анализе правовой природы данного аппарата.

Вопросы создания, структуры, штатной численности аппарата судов общей юрисдикции урегулированы Федеральным конституци -онным законом от 30.12.1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», т. е. на высоком законодательном уровне - уровне федерального конституционного закона. Из данного закона следует понимание аппарата суда как неотъемлемой его части структурного подразделения. Аппарат суда представляет собой механизм для обеспечения непрерывной и бесперебойной деятельности по отправлению правосудия, является гарантией независимости суда и самостоятельности судебной власти. Данное представление об аппарате суда и его правовой природе как подразделении суда и структуры, входящей в судебную систему, не может истолковываться иным образом применительно к тем или другим аппаратам судов, составляющих единую судебную систему Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи, являясь судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, входят в единую судебную систему Российской Федерации. Порядок деятельности мировых судей устанавливается Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», настоящим Федеральным законом. Также Федеральным законодательством закреплено требование о финансировании из федерального бюджета мирового судьи, т. е. его содержание. Отсюда следует, что аппарат мирового судьи есть его структурное подразделение, так как мировой суд - нижестоящее звено судов общей юрисдикции," и аппарат, обеспечивающий его работу, принадлежит к структуре судебной власти. Этот аппарат не может относиться к исполнительной власти.

Можно сделать вывод, что правовая природа аппарата мирового судьи предопределена федеральным законодательством и не

68

может быть иной по сравнению с той сутью, что отражена в Федеральном конституционном законе. Аппарат мирового судьи есть структурное подразделение суда и не может входить в структуру органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, что предопределено независимостью и самостоятельностью судебной власти. Высказывались предложения о передаче мероприятий кадрового, организационного, материально-технического характера мировых судей Судебному департаменту при Верховном суде Российской Федерации. Эту идею поддерживал Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в выступлении на седьмом съезде судей России 04.12.2008 г., на котором было принято Постановление «О разработке проекта федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2012-2016 гг.».

Итак, указанные вопросы обойдены вниманием федерального законодательства, а субъекты Российской Федерации при установ -лении разных схем взаимоотношений аппарата с мировым судьей основываются на иных подходах к пониманию сути правовой приро -ды аппарата мирового судьи. В данных вопросах следует разграничивать полномочия мирового судьи в качестве судьи и полномочия мирового судьи как руководителя суда. Последний круг полномочий, как уже было отмечено, законодательно не закреплен. Думается, является ошибочным толкование мирового судьи лишь в качестве должностного лица судов общей юрисдикции субъектов РФ. Необходимо понятие формы местного суда. Видим, что законодательно закреплено понятие «мировой судья», но отсутствует и не применяется понятие «мировой суд». А вместе с тем на судебном участке необходима организация ежедневной надлежащей работы. Данная функция имеет оперативный характер, призвана обеспечивать слаженную работу мирового судьи как судебного учреждения, что фактически так или иначе мировыми судьями осуществляется. Эта функция включает в себя создание условий для прохождения судебных дел в установленные сроки и с соблюдением надлежащей процедуры. Она включает мероприятия по проведению оперативных совещаний, контролю за делопроизводством и ведением стати -стики, архива, оперативный контроль за соблюдением рассылки судебных документов, установление взаимозаменяемости между сотрудниками, установление режима труда и др. А при существующем положении дел могут возникать коллизии, когда, например, запланированная ежедневная работа не согласовывается с конкретными мероприятиями или действиями специалистов отделов (управлений) исполнительного органа субъекта РФ по осуществлению ими своих функций организационного характера на данном судебном участке в соответствии с их планам или представлениям о

69

том или ином вопросе. Или еще хуже, когда происходит вмешательство в эту работу.

Следует вывод, что вопросы организационного обеспечения деятельности мировых судей оказывают непосредственное влияние на качество судебных решений и психофизическое состояние мирового судьи.

Таким образом, основываясь на понимании правовой природы и организации работы аппарата мирового судьи, в целях создания более действенной и совершенной модели суда наиболее близкий к населению, можно сделать вывод, что характер и объем организационных полномочий мирового судьи в отношении его аппарата предопределены правовой природой аппарата судов и должны быть определены федеральным законодательством.

А. В. Колобов

Пробелы в правовом регулировании социально-правовой защиты вынужденных мигрантов

Проблема беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации с конца 80-х годов приняла крайне болезненный характер. В Российскую Федерацию хлынул неконтролируемый поток беженцев и вынужденных переселенцев из бывших республик СССР и различных регионов страны, в связи с множащимся числом локальных конфликтов по периметру границ России. При всех видах миграции на территории бывшего СССР более широкое распространение получила вынужденная миграция, имеющая ярко выраженную этническую, национальную окраску. Россия, оставаясь по существу, единственной из союзных республик, которая не закрыла свои границы для бывших своих граждан разных национальностей, оказалась в самом центре миграционных потоков. Помимо этого, более высокий уровень социально-экономического развития России по сравнению с другими республиками бывшего СССР, обеспечили ей устойчивое положение региона притяжения мигрантов.

Вынужденная миграция - перемещение людей, происходящее по независимым от них причинам. При вынужденной миграции серьезно нарушаются социальные права человека, происходит его отрыв от привычных условий, из одной среды он перемещается в другую, болезненно разрывая социальные связи и длительно соз -давая такие связи на новом месте. В этой ситуации актуальной про -блемой стала выработка действенного законодательства,

обеспечивающего социально-правовую защиту беженцев и вынужденных переселенцев. Поскольку ситуация, в которой оказалась

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.