2017
12. Тюменцев, В.Д. Преподавание физкультуры в сельской малокомплектной школе [Электронный ресурс] / В.Д. Тюменцев // МКОУ «Бестужевская ООШ». - Режим доступа: http://boosch65.ucoz.ru/publ/prepodavanie_f_ry_v_selskoj. - 19.02.17.
УДК 37.037.1
И.С. Осипова, г. Шадринск
Проблемы организации занятий физической культурой в сельской
школе
В статье определяются особенности сельской образовательной среды; обозначаются проблемы организации занятий физической культурой в сельской школе, раскрываются некоторые способы решения данных проблем.
Физическая культура, сельская образовательная среда.
I.S. Osipova, Shadrinsk
Problems of organization of physical culture lessons in a rural school
The article defines the features of the rural educational environment; define the problems of organization of physical culture lessons in a rural school, describes some of the ways to solve these problems.
Keywords: Physical education, rural educational environment.
Образование сельских школьников протекает под влиянием специфических факторов, обусловленных особенностями сельской школы и сельского социума. Главные особенности сельской школы связаны с её значительной территориальной и информационной изолированностью, а также сравнительной малочисленностью учащихся и педагогов. Основные особенности сельского социума детерминированы его замкнутостью, ограниченностью: малым, по сравнению с городом, количеством жителей, их «привязанностью к земле» и компактным проживанием, однообразием социальных и производственных отношений, ограниченностью коммуникаций, недостаточным финансированием.
Так, в 2015 году проведен мониторинг технического состояния объектов физической культуры и спорта в 339 общеобразовательных организациях Курганской области. Было выявлено следующее:
- 65% спортивных залов требуют проведения капитального ремонта;
- 49% общеобразовательных организаций имеют потребность в строительстве и ремонте открытых плоскостных сооружений;
- 12% общеобразовательных организаций имеет потребность в строительстве спортивных залов;
- 75% общеобразовательных организаций имеют потребность в оснащении современным инвентарем и оборудованием.
Сельская школа играет более значимую роль в жизни индивида, семьи, социума, чем школа в крупном и среднем городе, что определяется следующими факторами:
- социально-экономическими (сельская школа - чаще всего единственное на селе учреждение, в котором готовятся кадры для сельскохозяйственного производства);
- культурно-образовательными (в школе сосредоточена основная часть сельской интеллигенции, причём интеллигенции, профессионально осуществляющей образовательную и просветительскую деятельность и наиболее активной в общественной жизни села).
К позитивным особенностям сельской образовательной среды относятся: большая доверительность в сфере личностных отношений; близость природной среды, многогранность общения с ней; сохранение гуманистических традиций народной педагогики, народной культуры; менее криминогенная обстановка в сельском социуме; близость семьи и школы, обусловленная тем, что педагоги хорошо знакомы с семьями учащихся; получение образования - «ведущий мотив для учащихся и родителей»; упорядоченность, неспешность сельской жизни, способствующие самоорганизации; ориентация на социально значимые мотивы (польза для семьи и школы); тесная связь трудового воспитания с экологическим (как правило, труд сельских школьников - это труд, связанный с преобразованием и приумножением природных богатств).
К негативным особенностям сельской образовательной среды относятся: большая загруженность сельских жителей домашней работой, не способствующей личностному развитию (уход за животными, работа в огороде и проч.); меньший, по сравнению с городом, доступ информации в сельскую местность (скудость библиотечных фондов, удалённость от МОУО, ГлавУО, научных центров региона, несовершенство транспортного сообщения и систем коммуникации и т. п.); низкий общекультурный уровень сельских жителей, по сравнению с городскими; ограниченность, замкнутость межличностного пространства, бедность впечатлений; низкий уровень семейного воспитания; низкая информированность сельских жителей; нехватка квалифицированных педагогических кадров.
Профессиональная деятельность сельского педагога специфична, что связано с более высоким социальным статусом педагога на селе (как следствие, с завышенными к нему требованиями); с малой наполняемостью классов, отсутствием или малым количеством параллельных классов в большинстве сельских школ; малочисленность и непостоянство педагогических коллективов; несовершенством системы повышения квалификации сельских педагогов; большим объёмом выполняемой учителем работы, связанной с ведением домашнего хозяйства и получением дополнительных доходов и др.
Учитывая проблемы и достоинства сельской школы, можно определить специфические идеи, реализация которых может обеспечить результативность образовательной работы:
• организация сотворчества участников воспитательного процесса: педагогов, учащихся и родителей;
• идея расширения связей учащихся с окружающим миром;
• идея педагогизации социального окружения;
• идея взаимодействия детей разного возраста.
Насущная задача сегодняшнего дня для сельского учительства — найти новые пути интенсификации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе, новые более эффективные формы, методы, приемы обучения и воспитания, оптимально используя для этого средства, связанные со спецификой работы педагога в малокомплектной школе.
Рассматривая некоторые особенности организации педагогического процесса по физическому воспитанию в малокомплектной школе, мы хотели выделить возможные подходы к интенсификации учебно-воспитательной работы.
При организации урока физической культуры выделяются свои особенности:
- при подборе упражнений во вводной части урока необходимо учитывать их доступность для разновозрастных и разноподготовленных учеников;
- в основной части урока чаще осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход к обучению и развитию физических качеств;
- малочисленность учеников, широкое применение индивидуальных методов требуют от учителя учета генетических факторов при обучении и развитии физических качеств;
- целесообразно объединение близких по возрасту учащихся смежных классов (Г-ГГ, ГГГ-ГУ, V-VI классов и т.д.) на уроках физической культуры, а в школах, где число учеников совсем невелико (до 50), возможно объединение 4-5 классов. В этом случае структура урока имеет два четко выделяемых звена: работа учащихся под руководством учителя и их самостоятельная деятельность.
Отсутствие спортивного зала в малочисленных школах компенсируется наличием спортивной пришкольной площадки или специально оборудованного места для занятий физическими упражнениями.
Учитель хорошо знает каждого ученика, и есть возможность продуктивно вести индивидуальное обучение, увеличивается плотность урока, возможна взаимопомощь старших и младших школьников, все учащиеся находятся в поле зрения учителя. Но в тоже время малочисленность класса затрудняет реализацию некоторых форм спортивных занятий, например, соревнований.
Однако такая ситуация давно перестала быть проблемой. В частности, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1597 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" Правительство Курганской области утверждает Перечень мероприятий Курганской области по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом на год [2].
Создание в школе кружков, секций из разновозрастных групп, проведение внутришкольных соревнований по различным видам спорта позволяют учащимся совершенствовать спортивное мастерство, дают возможность организовать свой досуг согласно интересам и желаниям и, конечно же, расширяют круг общения.
Способствует этому систематическая работа по организации и проведению мероприятий оборонно-массового и спортивного профиля. Так, в январе и феврале 2017 года запланированы автопробег по семи районам области, трековые гонки, открытое первенство Курганской области по картингу, массовая лыжная гонка, лично-командные соревнования по пулевой стрельбе из малокалиберного оружия среди организаций ДОСААФ и ветеранов стрелкового спорта, областные соревнования по авиамодельному спорту среди учащихся, конкурс военно-технических моделей оборонной направленности и др. [1].
В организации физкультурно-оздоровительной работы в школе участвует весь педагогический коллектив, привлекаются родители, учащиеся, бывшие ученики, проживающие на территории села, которые могут быть не только зрителями, но и участниками, и даже спортивными судьями.
ЛИТЕРАТУРА
1. В Курганской области пройдут мероприятия, посвященные месячнику оборонно-массовой и спортивной работы [Электронный ресурс] // Правительство Курганской области : офиц. сайт. - Режим доступа: http://kurganobl.ru/content/v-kurganskoy-oblasti-proydut-meropriyatiya-posvyashchennye-mesyachniku-oboronno-massovoy-i. - 19.02.2017.
2. Курганская область. Правительство. Об утверждении перечня мероприятий Курганской области по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом на 2016 год (с изменениями на: 14.06.2016) [Электронный ресурс] // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/432979321. - 19.02.2017.