Научная статья на тему 'Проблемы организации учета на предприятиях малого бизнеса'

Проблемы организации учета на предприятиях малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
700
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / ЗАКОН № 402-ФЗ / ARRANGEMENTS FOR ACCOUNTING / THE FEDERAL LAW "ON ACCOUNTING" № 402-FL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потехина Елена Николаевна

Статья посвящена вопросам организации бухгалтерского учета в субъектах малого предпринимательства, до 1 января 2013 г. имевших возможность вести бухгалтерский учет не в полном объеме или не вести его вовсе и утративших такую возможность после вступления в силу Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Потехина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arrangements for Accounting in Small Businesses

The article deals with the arrangements for accounting in small businesses being allowed till January 1, 2013 to keep books not in full volume or not to keep them at all, but after the entry of the Federal law “On Accounting” № 402-FL into legal force they were deprived of this right.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации учета на предприятиях малого бизнеса»

УДК 657.1:346.26

Е. Н. Потехина

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Проблемы организации учета на предприятиях малого бизнеса

Статья посвящена вопросам организации бухгалтерского учета в субъектах малого предпринимательства, до 1 января 2013 г. имевших возможность вести бухгалтерский учет не в полном объеме или не вести его вовсе и утративших такую возможность после вступления в силу Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ.

Ключевые слова: учет, малый бизнес, закон № 402-ФЗ.

Развитие российской экономики наряду с другими факторами неразрывно связано с развитием малого предпринимательства.

В условиях кризиса малые предприятия функционируют в условиях жесткой конкуренции, испытывая трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и кредитовании, испытывая низкий профессионализм кадров, повышение налоговой нагрузки. При этом, несмотря на возможность быстро реагировать на внешние изменения, малому бизнесу часто сложнее оценить адекватность происходящих процессов.

Для развития и устойчивого функционирования малого бизнеса необходимы четкие и простые в использовании и понимании схемы учета, которые станут для руководства основой стабильного функционирования. При этом необходимо сформировать единую учетно-информационную систему, включающую в себя сегменты бухгалтерского, налогового учета, оперативно-технического учета, а также оперативную информацию.

Также необходимо отметить, что для малого бизнеса характерна минимизация издержек на управление и возможность ведения упрощенной системы налогового, финансового и статистического учета.

На практике в развитых странах малые предприятия имеют целый ряд преимущества:

1) при изменении конъюнктуры рынка быстро и гибко реагировать и принимать управленческие решения;

2) учитывать местную специфику ведения бизнеса в конкретном регионе;

3) льготное налогообложение, различные программы государственной поддержки;

4) способность гибко маневрировать при сезонных колебаниях и различных изменениях условий;

5) возможность быстро внедрения инновационных идей и применение передового опыта.

Критерии отнесения предприятий к среднему, малому бизнесу или микропредприятиям установлены Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно действующему законодательству, средние, малые и микропредприятия различают по численности работников и предельному значению годовой выручки. По численности работников субъекты малого и среднего предпринимательства различаются следующим образом: до 15 человек включительно — микропредприятия; до 100 человек включительно — малые; от 101 до 250 человек включительно — средние предприятия. По предельным значениям годовой выручки от реализации товаров и услуг: [4] до 60 млн рублей — микропредприятия; до 400 млн рублей — малые; до 1 млрд рублей — средние предприятия.

Для поддержки малого бизнеса в России существуют программы поддержки малого и среднего предпринимательства различных уровней и организации, формирующие инфраструктуру поддержки малого предпринимательства. При этом наиболее распространенным является финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства: кредитование, субсидирование и выделение грантов. В Республики Марий Эл, например, действовала республиканская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Марий, основной целью которой являлось оказание содействия в создании новых субъектов малого предпринимательства». А с 13 января 2014 г. в Общественно-политическом центре Республики Марий Эл начинает функционировать общественная приемная упол-

Е. Н. Потехина

81

номоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, которая создана в целях защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, повышения правовой грамотности и расширения информирования бизнеса о возможностях государственной поддержки.

Несмотря на имеющуюся положительную тен -денцию развития малого предпринимательства, существуют законодательные барьеры, так, по данным «Опоры России», в результате повышения отчислений в пенсионные фонды за 2012— 2013 гг. прекратили свою деятельность 874300 индивидуальных предпринимателей, а зарегистрировалось 305500 [6].

Неоспоримо и закономерно развитие малого предпринимательства в России, но и здесь возникают определенные трудности. С 1 января 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который несколько усложняет жизнь ма -лым предприятиям. Помимо организаций, филиалов и представительств иностранных организаций к экономическим субъектам, на которые распространяется действие закона, отнесены: индивидуальные предприниматели; адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты; нотариусы; иные лица, занимающиеся частной практикой [3].

Согласно п. 2 ст. 6 нового закона «О бухгалтерском учете» не вести бухгалтерский учет вправе лишь индивидуальные предприниматели в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством [3]. Связано это с тем, что, согласно статье 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации, данные субъекты экономической деятельности обязаны вести учет доходов или доходов и расходов и(или) иных объектов налогообложения в соответствии с налоговым законодательством, причем независимо от применяемой системы налогообложения [4].

Для снижения административной нагрузки на субъекты малого предпринимательства в связи с исполнением обязанности ведения бухгалтерского предусмотрены следующие направления:

1) разрешено вести бухгалтерский учет по простой системе (без применения двойной записи) (Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержден-

ное Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н);

2) разрешено самостоятельно определять состав регистров бухгалтерского учета и утверждать их формы (Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н);

3) составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность (Федеральный закон «О бухгалтерском учете»). Состав и содержание упрощенной бухгалтерской отчетности определены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

4) предоставляется право руководителям субъектов малого предпринимательства принимать на себя ведение бухгалтерского учета (Федеральный закон «О бухгалтерском учете»).

Значительные резервы повышения оптимизации и эффективности малого бизнеса могут быть связаны с использованием консалтинга для совершенствования технологий бизнеса и учета.

Несмотря на все вышесказанное, предприятия малого бизнеса динамично развиваются, адаптируясь к внешним условиям и нововведениям.

-ча—-

1. Федеральный закон от 29 июля 2007 г. № 95 «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской Федерации».

2. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

3. Федеральный закон от 6 декабря 2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (в редакции от 3 декабря 2012 г.).

5. Информация Минфина Российской Федерации №ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства».

6. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101.

7. Тезисы из выступления Председателя Попечительского совета «Опоры России» С. Р. Борисова на заседании Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развитию МСП [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://opora.ru/news/events/tribune/68587/ (дата обращения: 26.02.14).

8. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://smb.gov.ru/ (дата обращения: 26.02.14).

1. Federalnyy 7акоп ot 29 iyulya 2007 g. № 95 «О razvitii та^о i srednego predprinimatelstva V rossiyskoy Federatsii».

2. Federalnyy zakon ot 21 noyabrya 1996 g. № 129-FZ «O bukhgalterskom uchete».

3. Federalnyy zakon ot 6 dekabrya 2011g. № 402-FZ «O bukhgalterskom uchete».

4. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (v redaktsii ot 3 dekabrya 2012 g.).

5. Informatsiya Minfina Rossiyskoy Federatsii №PZ-3/2012 «Ob uproshchennoy sisteme bukhgalterskogo ucheta i bukhgal-terskoy otchetnosti dlya subyektov malogo predprinimatelstva».

6. O predelnykh znacheniyakh vyruchki ot realizatsii tova-rov (rabot, uslug) dlya kazhdoy kategorii subyektov malogo i

srednego predprinimatelstva: postanovlenie Pravitelstva RF ot 9 fevralya 2013 g. № 101.

7. Tezisy iz vystupleniya Predsedatelya Popechitelskogo soveta «Opory Rossii» S. R. Borisova na zasedanii Pravitelstvennoy komissii po voprosam konkurentsii i razvitiyu MSP [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://opora.ru/news/events/tribune/68587/ (data obrashcheniya: 26.02.14).

8. Federalnyy portal malogo i srednego predprinimatelstva [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://smb.gov.ru/ (data obrashcheniya: 26.02.14).

E. N. Potekhina

Mari State University, Yoshkar-Ola Arrangements for Accounting in Small Businesses

The article deals with the arrangements for accounting in small businesses being allowed till January 1, 2013 to keep books not in full volume or not to keep them at all, but after the entry of the Federal law "On Accounting" № 402-FL into legal force they were deprived of this right.

Key words: arrangements for accounting, small business, the Federal law "On Accounting" № 402-FL.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.