Научная статья на тему 'Проблемы организации учебной деятельности при изучении иностранного языка в неязыковом вузе'

Проблемы организации учебной деятельности при изучении иностранного языка в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКТИВНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ / САМООБРАЗОВАНИЕ / РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / PRODUCTIVE EDUCATIONAL ACTIVITY / EFFICIENCY OF STUDIES / THE INCREASE OF MOTIVATION / SELF-EDUCATION / SPEECH-COGITATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мкртичиан Тамара Рафаэловна

В статье раскрываются основные критерии продуктивной учебной деятельности по иностранному языку в современном вузе. Определяется совокупность факторов и условий, влияющих на эффективность продуктивной учебной деятельности студентов. Рассматривается специфика продуктивной учебной деятельности по иностранному языку в неязыковом вузе.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the main criteria of productive educational activity of learning English in modern not language higher schools are revealed. The set of factors and conditions, which influence on the efficiency of studies are defined. The specificity of productive educational activity of not language students is considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации учебной деятельности при изучении иностранного языка в неязыковом вузе»

Применение тестового контроля знаний можно проводить после того, как эти тесты пройдут через серьезный анализ и коллективные обсуждения в рамках профильной кафедры и будут ею допущены к использованию в учебном процессе.

Литература:

1. Кучеренко Е.А. Критерии оценки уровня обученности и качества // Директор школы.— 2004.— № 7.— С. 41.

2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учеб. пособие / Под ред. С.А. Смирнова.- М., 1998.

3. Шишов С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С.Е. Шишов, В.А. Кальней.- М., 2000.

4. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника.- М., 2000.

5. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов / М.Б. Челышкова.- М., 2002

6. Щербаков В.С., Левина Е.Ю. Диагностика качества в современном вузе на основе информационно-экспертной системы // Казанский педагогический журнал.- 2008.- № 3.— С. 43-51.

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Т. Р. Мкртичиан

В статье раскрываются основные критерии продуктивной учебной деятельности по иностранному языку в современном вузе. Определяется совокупность факторов и условий, влияющих на эффективность продуктивной учебной деятельности студентов. Рассматривается специфика продуктивной учебной деятельности по иностранному языку в неязыковом вузе.

Ключевые слова: продуктивная учебная деятельность, эффективность обучения, повышение мотивации, самообразование, речемыслительная активность.

In the article the main criteria of productive educational activity of learning English in modern not language higher schools are revealed. The set of factors and conditions, which influence on the efficiency of studies are defined. The specificity of productive educational activity of not language students is considered.

Keywords: productive educational activity, efficiency of studies, the increase of motivation, self-education, speech-cogitative activity.

В современном обществе высшее образование особо значимо, оно построено на основе фундаментальных достижений науки и требует от будущих специалистов высокого уров-

ня профессионализма и личностной культуры. Парадигмой современного образования выступает ориентация на личность, на его способность самовыражения, самореализации, соци-

альной адаптивности в современных условиях технологически развитого, постоянно совершенствующегося общества.

Инновационный подход в образовании, в отличие от предшествующего традиционного подхода, признает ценностью динамику позитивных изменений в личностном развитии студента, с нацеленностью не на конечный образовательный процесс своей деятельности, а на осознанное участие в постановке конечных целей и реализации данной деятельности.

В русле этих изменений концепция перспективного развития высшей школы ориентируется на переход от образования как передачи студенту определенной суммы знаний к продуктивному образованию. Продуктивное образование направлено на развитие познавательных способностей личности, позволяющих ему осваивать и овладевать стратегиями образовательной деятельности, конструировать личностные знания в рамках личностно ориентированного подхода. При организации продуктивной учебной деятельности по иностранному языку в современном вузе личностно ориентированный подход в обучении требует более детального рассмотрения. Процесс обучения в соответствии с этим подходом предполагает:

• самостоятельную познавательную деятельность обучаемых;

• учет их индивидуальных способностей и возможностей;

• ограничение ведущей роли преподавателя.

В учебной деятельности по овладению иностранным языком учитывается реализация социального заказа в об-

ласти обучения иностранным языкам, которая реализуется через концепцию непрерывного лингвистического образования. Исходя из современной направленности продуктивного языкового образования на формирование коммуникативной компетентности студентов, можно предположить, что социальным заказом общества применительно к иностранному языку является подготовка в определенный срок специалиста, владеющего иноязычной лексикой. Однако в нынешней ситуации наблюдается несоответствие конечной цели языкового образования с требованиями учебной программы неязыкового вуза, а также с минимальным количеством часов в действующем учебном плане. На наш взгляд, наиболее эффективным в решении данной проблемы является: 1) увеличение коммуникативной компоненты в обучении, основанной на большей ответственности обучающихся за достижение конечных результатов; 2) оптимизация количества учебных часов, предоставляемых для изучения иностранного языка.

В рамках современной парадигмы личностно ориентированного обучения достижение конечных целей обучения языку (активизация речемыслитель-ной и социокультурной активности личности, формирование иноязычной коммуникативной компетенции и др.) становится возможным посредством организации продуктивной учебной деятельности, требующей от преподавателя создания четкой программы действий по активизации учебной деятельности студентов. Данное положение обусловлено следующими факторами:

• центрированной направленностью обучения. Обучение ориентировано на каждого студента, с учетом его интересов и отражает уважительное отношение к его языку, культуре, самобытности;

• аутентичностью изучаемого языка и речевой деятельности в соответствии с интересами студентов, их жизнью в обществе;

• ориентацией обучения на продуктивный (творческий) характер учебной деятельности студентов, в отличие от репродукции «готовых знаний»;

• ориентацией на личностное саморазвитие, саморегуляцию и самореализацию;

• приоритетом самостоятельной учебной деятельности студентов с принятием на себя ответственности за ее процесс и результат.

Предполагается, что формирование коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку требует не систематизации изучаемых языковых явлений, а создания условий, в которые вовлекаются обучаемые с целью решения коммуникативных задач. Реализация целей обучающей деятельности обеспечивается системой учебных действий, способами ее представления, требуемым уровнем усвоения и т.д.

Кардинальной задачей в области обучения иностранному языку в неязыковом вузе является задача максимального приближения программных целей содержания обучения иностранному языку к профессионально-ориентированным результатам овладения иностранным языком студентами, их умению воспринимать, интерпретировать коммуникативные иноязыч-

ные тексты и адекватно вступать в различные формы речевого взаимодействия.

Однако сейчас следует рассмотреть, какими являются критерии продуктивной учебной деятельности по овладению иностранным языком в неязыковом вузе, так как именно критерии, являясь мерилом оценки или суждения, помогают определить (оценить) продуктивность учебной деятельности по овладению иностранным языком.

В связи с этим отметим, что основные факторы успешного овладения иностранным языком в неязыковом вузе включают следующие особенности: должный уровень развития коммуникативной компетенции, овладение стратегиями обучающей деятельности, развитость творческого мышления и др. Кроме того, при организации учебного процесса по овладению иностранным языком должна учитываться проблемность, профессиональная направленность данной деятельности, фактор целеполагания. Формирование умений целеполага-ния в соответствии с внутренними интенциями развивающейся личности обусловливает развитие учебной компетенции в области изучения иностранного языка, что проявляется в осознании своих коммуникативных потребностей в изучаемом языке; в осознании механизма и критериев владения языком. Здесь важно стремление преподавателя выдвинуть задачу не только овладения студентами соответствующей иноязычной «техникой», но и усвоения колоссальной внеязыковой информации, необходимой для адекватного общения и взаи-

мопонимания. Для этого необходимо создать условия, при которых студент сможет развить свои интеллектуальные, речемыслительные способности, собственную универсальную сущность.

Обобщая основную мысль данной статьи о необходимости выделить основные критерии продуктивной учебной деятельности по овладению иностранным языком в неязыковом вузе, обозначим следующие положения:

1. В учебной деятельности возможности, условия направленности на результаты или способы познания и уровень развития (является ли он ситуационным или устойчивым, личностным) определяются актуализацией познавательного интереса. Предполагается, что познавательный интерес, внутренний мотив учебной деятельности определяется своей направленностью и уровнем личностного развития субъекта. Между тем современные психологи, педагоги и социологи отмечают мотивационный кризис в обучении. Поэтому следует активизировать способности к самостоятельному обучению (подразумевается осознанная и самостоятельная постановка цели, рефлексивная самооценка, выбор адекватных способов и саморегуляция в своей учебной деятельности).

2. Основываясь на принципах гуманизации образования, процесс формирования профессиональной культуры личности создает возможности для развития творчески активного мышления будущего специалиста (инженера, технолога и др.). В процессе овладения иностранным языком сформиро-

ванность речемыслительных способностей выражается в речемыслитель-ной активности студентов. В данном аспекте необходимо поддержание преподавателем активности студентов в стремлении к самовыражению, к иноязычному общению не с точки зрения лингвистической значимости, а в соответствии с коммуникативной целесообразностью, предполагающей построение собственных высказываний [3, с. 11].

По мнению М.А. Ариян, одним из наиболее важных способов активизации речемыслительной активности обучаемых, включения их в речемыс-лительную деятельность является «использование в учебном процессе заданий открытого типа, то есть заданий, которые не имеют единственно правильного ответа, а позволяют решить задачу путем творческого поиска» [1, с. 9]. Примером того могут служить задания, требующие, к примеру, соотнести две части различных предложений, чтобы сочинить рассказ, описать в нескольких предложениях суть предложенного текста, составить вопросы по предложенной теме и т.д.

3. Коммуникативно-ориентированный характер обучающей деятельности по иностранному языку предполагает формирование у студентов коммуникативной компетентности. В исследовании В. М. Селезневой начала 80-х годов в обучении устной иноязычной речи как средству профессионального общения предлагалась организация на занятиях речевого общения не только на основе учебной, но и на основе профессионально направленной и игровой деятельности, чтобы иноязычная

речь, формируемая у студентов, отражала специфические черты их будущей специальности.[2]. В процессе исследования были выдвинуты следующие основные принципы, которые отражают особенности обучения устной иноязычной профессиональной речи в условиях неязыкового вуза, а именно: принцип единства общей и речевой деятельности, принцип использования иностранного языка как средства общей подготовки специалиста; принцип моделирования; принцип стимулирования познавательной деятельности обучаемых. Данные положения не теряют своей актуальности и научно-методической ценности. Однако необходимо добавить, что на современном этапе обучения приоритетным является перемещение акцента на развитие навыков речевого общения на профессиональные темы и ведения научных дискуссий, тем более что работа над ними не мешает развитию навыков, умений и знаний, так как на них базируется.

Умения иноязычной коммуникации могут плодотворно развиваться у студентов при условии создания совокупности психолого-педагогических условий, актуализирующих процесс саморазвития студента, наиболее важными из которых являются следующие:

— реализация личностно-творческой основы учебной деятельности;

— индивидуализация в процессе обучения;

— целостность учебной деятельности, сочетающей воспитание, учение и личностное развитие;

— становление субъектной позиции студента на рефлексивной основе.

4. Самообразование при овладении иностранным языком определяется как активная самостоятельная деятельность самообучения, связанная с накоплением собственного опыта учебного самоопределения (самостоятельного выбора учебных целей и задач, средств и способов их решения), самореализации (реализации учебных целей, самостоятельного решения учебных задач с помощью выбранных способов и средств) и саморазвития (преобразования своей деятельности, направленного на самосовершенствование).

Важным достоинством самостоятельной учебной деятельности студентов является ее индивидуализированный характер. Повышение ответственности каждого студента в отдельности ведет к улучшению его успеваемости, что впоследствии способствует созданию предпосылок для дальнейшего непрерывного образования.

Подводя итоги, отметим еще раз, что повышение эффективности обучения иностранному языку в неязыковом вузе является наиболее важной проблемой, так как рассматривается как главный путь повышения качества языковой подготовки специалистов, окончивших неязыковой вуз. Основным принципом обучения иностранному языку является личност-но ориентированная направленность этого обучения, направленность на (языковую) личность обучаемого. Более того, специфика языковой подготовки студентов неязыковых вузов обусловлена многими факторами: содержанием и целями профессионального образования, уровнем владения иностранным языком

к моменту поступления в вуз, уровнем познавательного интереса к изучению иностранного языка, коммуникативной компетенцией, уровень которой на определенных этапах языковой подготовки позволяет использовать иностранный язык практически как в профессиональной деятельности, так и для целей дальнейшего самообразования. Такое построение образовательных целей в учебном процессе ведет к сохранению прагматической и общеобразовательной ценности иностранного языка, результатом которого является умение не только общаться на общегуманитарные темы, изучать культуру страны изучаемого

языка, но и осваивать язык делового профессионального общения на иностранном языке.

Литература:

1. Ариян М.А. Личностно ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых / М.А. Ариян // Иностранные языки в школе.— 2007.— № 1.— С. 3—11.

2. Селезнева В.М. Обучение устной иноязычной речи как средству профессионального общения (неязыковой вуз): Дис. ... канд. пед. наук.— М., 1982.

3. Трифанова В.Н. Современная методика обучения иностранному языку / В.Н. Трифанова.— Ульяновск, 2002.— 95 с.

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ПЕРИОД МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

И.В. Дмитриева

В статье приводится обоснование необходимости применения новых технологий в обучении математике в высшей школе: методики педагогики сотрудничества и укрупнения дидактических знаний. Приводится описание указанных технологий, их практическое применение. Значительное место отведено профессиональной направленности математической подготовки будущих специалистов. Статья может быть рекомендована учителям и преподавателям математики, аспирантам.

Ключевые слова: технология педагогики сотрудничества, укрупнение дидактических единиц, профессиональная подготовка студентов.

«Innovative methods of training mathematics during the modernization period of higher professional school». The article gives the substantiation of the necessity of using new techniques in mathematics training in higher school: methods of collaboration pedagogic and the extension of didactic knowledge. There is a description of mentioned techniques and their application in practice. A considerable part of the article is devoted to the professional trend of mathematical training of future specialists. This article could be recommended to math teachers, lecturers and postgraduates.

Keywords: methods of collaboration pedagogic, extension of didactic knowledge, professional training of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.