Научная статья на тему 'Проблемы организации труда осужденных в следственном изоляторе'

Проблемы организации труда осужденных в следственном изоляторе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1551
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ / ИСПРАВЛЕНИЕ / ЦЕЛЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ / ECONOMIC NEEDS / CORRECTION / TARGET / ORGANIZATION OF LABOR / CRIMINAL-EXECUTIVE PRACTICE / PRE-TRIAL PRISON / EDUCATIVE SIGNIFICANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нечаева Е. В., Баранов Ю. В.

Труд осужденных в следственных изоляторах имеет весьма специфический характер: с одной стороны он определяется экономическими потребностями, с другой служит цели исправления. Соответственно, имеются довольно большие проблемы в организации труда в изоляторах. В статье предлагаются новые пути для решения сложнейших проблем в данной сфере, в том числе и нетрадиционные для российской уголовно-исполнительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нечаева Е. В., Баранов Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF WORK ORGANIZATION CONVICTED IN INVESTIGATORY ISOLATOR

Work convicted in investigatory isolators has rather particular character: on the one hand, it is defined by economic requirements; on the other hand, it serves the purpose of amending. Accordingly, there are rather big problems in work organization in isolators. New roads for the decision of difficult problems in this sphere, including no conventional for the Russian criminal executive practice are offered in the article.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации труда осужденных в следственном изоляторе»

УДК 343.82

Е.В. НЕЧАЕВА, старший преподаватель,

Чебоксарский кооперативный институт,

Ю.В. БАРАНОВ,

кандидат юридических наук, доцент

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ В СЛЕДСТВЕННОМ ИЗОЛЯТОРЕ

Труд осужденных в следственных изоляторах имеет весьма специфический характер: с одной стороны он определяется экономическими потребностями, с другой - служит цели исправления. Соответственно, имеются довольно большие проблемы в организации труда в изоляторах. В статье предлагаются новые пути для решения сложнейших проблем в данной сфере, в том числе и нетрадиционные для российской уголовно-исполнительной практики.

Общественно-полезный труд признан средством исправления осужденного, и труд по хозяйственному обслуживанию не является исключением. Под трудом понимают процесс взаимодействия природы и общества, способ существования общества, "процесс потребления рабочей силы, то есть физических и духовных способностей, которыми обладает организм ... и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительские стоимости" [1]. В результате хозяйственного обслуживания "потребительские стоимости" не производятся, но от этого такой труд не перестает быть полезным. Труд по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов несет в себе большую воспитательную нагрузку и, при надлежащей его организации, может быть положен в основу исправительного процесса. Именно с этих позиций авторы и рассматривают труд по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов.

Специфика труда в условиях исправительных учреждений заключается в том, что такой труд обусловлен режимными требованиями. Вопрос о праве государства использовать труд осужденных, рассматривать его в качестве их обязанности вызывает постоянные дискуссии.

Большой вклад в разработку правового регулирования труда внесли такие ученые, как А.И. Зубков, К.А. Стручков, Л.П. Рассказов, И.В. Упоров, Л.П. Дубровицкий и другие [2-7].

В процессе работы над уголовно-исполнительным кодексом предлагалось рассматривать труд осужденных как их право, то есть привлекать к труду всех осужденных по их желанию. В России принудительный труд запрещен Конституцией, и некоторые юристы считают неконституционным положение ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ о том, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться [8].

Авторы полагают, "что нельзя ставить знак равенства между обязательностью труда и эксплуатацией этого труда государством ., поскольку здесь все зависит, во-первых, от провозглашенных целей привлечения осужденных к труду и, во-вторых, и это главное, от практического воплощения государственной пенитенциарной политики, что хорошо видно в истории деятельности исправительных учреждений нашей страны" [7, с. 159].

УИК РФ обязывает администрацию исправительных учреждений "привлекать осужден-

ных к общественно-полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности" (ч. 1. ст. 103 УИК РФ). Обязанность учреждений, исполняющих наказания, обеспечивать привлечение осужденных к труду закреплена в п. 3 ст. 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" [9]. Это положение является фундаментальным в пенитенциарной политике нашего государства, поскольку "привлечение осужденных к общественно-полезному труду в значительной мере способствует их исправлению" [7, с. 148].

Согласно положениям указанного Закона РФ от 21 июля 1993 года, одной из форм организации трудовой деятельности осужденных является привлечение осужденных к выполнению работ по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов. Количество осужденных, занятых данной трудовой деятельностью, зависит от численности осужденных, содержащихся в конкретном исправительном учреждении (лимита наполнения), и средств, выделяемых из бюджета Российской Федерации1.

Выполнение работ по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов является наиболее устойчивой во всех отношениях формой привлечения осужденных к труду на протяжении всего существования уголовно-исполнительной системы и практически не изменялась по своей сути.

Удельный вес осужденных, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию, увеличился. Если в 1994 году такие лица составляли 19,6% от общего числа осужденных, то сейчас на этот вид деятельности приходится около 30-35%. С одной стороны, это отражает объективные процессы. Даже при сохранении абсолютного числа осужденных, занятых хозяйственным обслуживанием, их доля растет по мере сокращения основного производства. С другой стороны, администрация исправитель-

1 Нормативы утверждаются центральными органами управления уголовно-исполнительной системы.

ных учреждений, стараясь хоть чем-то занять отбывающих наказание, направляет их на работы по хозяйственному обслуживанию [10].

Особенность труда осужденных в следственном изоляторе заключается в том, что здесь работы по хозяйственному обслуживанию являются не вспомогательными (как в колонии), а основными - ими заняты 100% осужденных.

При анализе цели привлечения осужденных к хозяйственному обслуживанию следственного изолятора наблюдается примат экономической цели, которая выражается, главным образом, в возможности обеспечения нормального функционирования учреждения, точнее, в возмещении затрат на его содержание. Поэтому администрации исправительных учреждений, "выполняя поставленные перед ними задачи по обеспечению изоляции и исправлению осужденных, не собираются отступать от действовавшего десятилетиями принципа самоокупаемости" [11].

Таким образом, в одном учреждении, в данном случае в следственном изоляторе, проявляется симбиоз правоохранительной (а именно такую функцию наряду с другими выполняют исправительные учреждения) и экономической функций. В прошлом такое сочетание могло быть реализовано и реализовывалось на основе строго централизованной плановой экономики. Однако в новых условиях, когда исправительные учреждения вынуждены действовать совершенно самостоятельно в качестве субъекта рыночных отношений, оно неизбежно приведет и уже приводит к перекосам в пенитенциарной деятельности. Если раньше с исправительных учреждений жестко спрашивали валовой показатель, не особо обращая внимание на рентабельность и прибыль, то теперь, при отсутствии экономического давления "сверху", учреждения сами вынуждены ставить на первый план цель получения прибыли, поскольку при хроническом недофинансировании в большинстве случаев она является единственным источником жизнеобеспечения учреждений.

Однако не экономический фактор в деятельности исправительных учреждений должен быть доминирующим. На современном этапе разви-

тия уголовно-исполнительной системы России законодательное закрепление обязанности труда осужденных в местах лишения свободы должно быть определено только целью исправления преступников и необходимостью функционирования исправительных учреждений.

Следственный изолятор представляет собой достаточно сложный комплекс, выполняющий двойственную функцию (содержание лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу и исполнение наказания в виде лишения свободы) и включающий в себя разнообразные системы жизнеобеспечения, обслуживание которых лежит в основном на осужденных. Это связано в первую очередь с трудностями привлечения вольнонаемных работников [12], поскольку сложно найти людей, согласных работать со спецконтигентом, да еще и за низкую заработную плату при отсутствии всяческих льгот, побуждающих людей идти на такую работу. Поэтому достаточно трудно себе представить функционирование следственного изолятора без услуг осужденных. Следует отметить, что на эти причины в качестве главных указывают почти все сотрудники следственных изоляторов. Кроме того, нельзя не учитывать и факт непрестижности работы в местах заключения. Понятно, что при таких условиях и без действенных мер со стороны государства практически невозможно заменить осужденных, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию СИЗО, вольнонаемными работниками.

Учитывая то, что в подразделения по хозяйственному обслуживанию лица отбираются с учетом профессиональных требований, то можно предположить, что все осужденные отряда хозобслуги имеют ту или иную профессию. Однако, как показывают исследования, это далеко не так. Всего 19,8% осужденных ответили, что работают по той же специальности, что и на свободе, 12,3% - по специальности, близкой к гражданской. Эти показатели даже меньше, чем в исправительной колонии, где такой ответ дали 26,7 и 32,4% осужденных соответственно.

Проанализируем штатную расстановку 300 осужденных, работающих в отряде по хозяй-

ственному обслуживанию СИЗО (данные приведены по всем исследованным СИЗО). На момент исследования осужденные работали по следующим специальностям: повара и пекари -23 чел., работники пищеблока (чистка овощей, кухонные работники: мойщики посуды, уборщики кухни) - 59 чел., раздатчики пищи - 14 чел., подсобные рабочие - 35 чел., заведующие хозяйством - 3 чел., кладовщики - 4 чел., грузчики - 5 чел., слесари-сантехники - 3 чел., электрики - 7 чел., слесари-ремонтники - 7 чел., строители - 8 чел., механики - 5 чел., работники котельной - 7 чел., санитары - 20 чел., банщики - 6 чел., парикмахеры - 6 чел., художники-оформители - 2 чел., переплетчики - 4 чел., автослесари (работники гаража) - 4 чел., электросварщики - 3 чел., плотники - 9 чел., бытовые работники (прачечная, гладильная, пошив одежды, ремонт обуви) - 14 чел., чистильщики канализаций - 4 чел., уборщики административного корпуса - 10 чел., мусоросборщики - 2 чел., дневальные - 13 чел., нарядчики - 4 чел., разнорабочие - 17 чел., лифтер - 2 чел.

Как видим, перечень должностей стандартный. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что значительная часть специальностей не требует определенной профессиональной подготовки (мойщики посуды, резчики хлеба, уборщики кухни, рабочие прачечной). Этим и объясняется тот факт, что профессиональный признак отбора в отряд по хозяйственному обслуживанию перестает быть главным, хотя определенные специальности требуют наличия соответствующей квалификации (повара, парикмахеры, столяры и др.). Поэтому целесообразно было бы организовать соответствующее обучение с присвоением определенной квалификации, чтобы после освобождения осужденный мог без труда реализовать себя в трудовой деятельности.

Значительная часть работ по хозяйственному обслуживанию СИЗО является малопривлекательной и непрестижной. Это дневальные, уборщики, мусоросборщики, дезинфекторы, чистильщики канализаций, разнорабочие и др. Воспитательное значение такого труда отличается от других специальностей не в лучшую сто-

рону. Во-первых, поскольку это неквалифицированные виды труда, осужденные теряют профессиональные навыки, которыми они овладели до осуждения. Во-вторых, систематическая, неинтересная, малооплачиваемая работа может привести к снижению заинтересованности в добросовестном труде и к потере его воспитательного значения. По мнению авторов, оптимальным решением было бы совмещение, например, труда дневального с трудом рабочего кухни, столовой, хлеборезчика или гладильщика и т.п. Также целесообразно будет предусмотреть такое совмещение в порядке очередности между одинаковыми в этом отношении категориями осужденных.

Одним из важных критериев отбора кандидатов в отряд хозобслуги выступают анти-криминогенность и надежность осужденных с точки зрения оперативных работников. Понятно, что не все осужденные легко идут на сотрудничество с администрацией. Кроме того, обладая недостаточными сведениями о характеристике потенциальных кандидатов в хозоб-слугу, достаточно сложно спрогнозировать хорошее поведение осужденного, даже если, находясь под следствием, он характеризуется с положительной стороны. Поэтому первостепенным критерием здесь выступает надежность указанной категории лиц, хоть и в ущерб квалификации.

Решением данной проблемы может стать отбор осужденных с необходимой специальностью из числа лиц, отбывающих лишение свободы в исправительных колониях, когда уже сложилась определенная характеристика осужденного. Можно прогнозировать ситуацию, когда достаточно большая часть осужденных колонии давала бы согласие на их перевод в следственный изолятор, и это решение было бы более осознанным. Находясь под предварительным заключением, подследственные и подсудимые практически не представляют себе колонию и имеют о ней минимум информации. Давая согласие на оставление осужденного в следственном изоляторе, важно учитывать, чьи доводы окажутся убедительными - администрации следственного изолятора или сокамерни-

ков. Либо заключенный под стражу, оценив условия следственного изолятора, преувеличивает в своем сознании страх перед колонией, либо получает убедительный совет сокамерников. Если же осужденный, уже отбывая наказание в колонии, получает предложение перевестись в следственный изолятор для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, то можно ожидать принятия осознанного решения, принятого на основе реального сравнения обоих учреждений.

Более того, будет сохраняться постоянный резерв рабочей силы, которую можно при необходимости привлекать к работе по хозяйственному обслуживанию следственного изолятора, что в свою очередь уменьшит нагрузку на осужденных отряда хозобслуги СИЗО.

Анализируя мнение осужденных об условиях отбывания лишения свободы в следственном изоляторе, можно сделать вывод о том, что преобладающая их часть удовлетворена своими условиями жизни, в отличие от осужденных, находящихся в колонии. Доля осужденных, оценивших условия отбывания наказания в следственном изоляторе положительно, составляет свыше 90% опрошенных, чего нельзя сказать об исправительной колонии общего режима, здесь таковых - 41,3%. Среди положительных моментов условий отбывания наказания в следственном изоляторе реальными являются шансы на условно-досрочное освобождение, на особом счету - наличие работы.

Изучение трудовой практики в следственных изоляторах выявило характерную особенность в оплате труда осужденных, занятых хозяйственным обслуживанием СИЗО, по сравнению с исправительными колониями. Зарплата в следственном изоляторе значительно ниже зарплаты осужденных, занятых на основном производстве в колониях общего режима. По мнению авторов, зарплату осужденных, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов, необходимо приравнять к заработной плате, предусмотренной для колоний общего режима и СИЗО, поскольку уголовно-исполнительный кодекс указывает на одинаковые условия отбывания наказания в

этих учреждениях (ч. 3 ст. 77 УИК РФ). Более того, учитывая особые условия отбывания лишения свободы, целесообразно установить более высокие оклады для осужденных отряда хо-зобслуги либо установить единый повышающий зарплату коэффициент.

При таком кардинальном изменении в оплате труда осужденных резко повысилась бы их материальная заинтересованность. Повышение роли материального стимулирования в условиях следственного изолятора, по мнению авторов, полностью исключит карательный характер оплаты труда и усилит его воспитательное воздействие, выработает у осужденных стремление к достижению определенных перспектив, связанных с условно-досрочным освобождением и др.

Учитывая ограниченную возможность государства финансировать уголовно-исполнительную систему в полном объеме, считаем целесообразным рассмотреть альтернативу материального стимула, а именно увеличение осужденным, занятым хозяйственным обслуживанием СИЗО, продолжительности отпуска на четыре дня, а осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания на тяжелых или вредных работах, - на 6 дней. В этой связи в ст. 104 УИК РФ "Условия труда осужденных к лишению свободы" предлагается внести дополнения следующего содержания:

а) пункт четвертый, после слов: "для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях" дополнить словами: "16 рабочих дней -для осужденных, оставленных в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию";

б) пункт пятый, после слов: "на тяжелых работах" дополнить словами: "на работах, связанных с хозяйственным обслуживанием следственных изоляторов и тюрем".

Труд осужденных организуется с соблюдением определенных требований, обеспечивающих раздельное содержание, изоляцию и охрану и т.д. Так, установлен запрет на привлечение осужденных "в специальных отделах следственных изоляторов, фотолабораториях, радио-

трансляционных узлах и др." [13]. Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (Приложение № 9 к Правилам) определен следующий перечень работ и должностей, на которых запрещается использовать осужденных: а) на всех работах и должностях в управлениях, отделах (службах) территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы; б) других структурных подразделениях министерств и управлений внутренних дел субъектов РФ; в) в помещениях штабов и других структурных подразделений (служб), в которых размещается личный состав, осуществляющий охрану учреждений, находится (хранится) оружие, служебная документация, специальные технические средства.

Кроме того, не допускается труд осужденных по обслуживанию и ремонту технических средств охраны, а также размещенных во внутренней запретной зоне инженерных средств охраны; с множительной, радиотелеграфной, телефонной, телефаксной техникой; труд, связанный с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ; с подчинением им вольнонаемных работников; в качестве водителей оперативных машин; в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием, кладовщиков.

Данный перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных, авторы считают необходимым дополнить пунктом следующего содержания:

" - не допускается использование труда осужденных в личных интересах сотрудников".

Данное ограничение предусматривалось в практике организации труда в исправительных учреждениях дореволюционной России2. Это позволило бы исключить возможность произвола со стороны администрации.

2 Главное тюремное управление запрещало начальникам, в ведении которых находились арестанты, использование их на работах для собственной пользы.

Продолжительность рабочего времени осужденных, правила охраны труда, техники безопасности и санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, что также можно расценивать как шаг к соблюдению соответствующих международных норм и принципов3.

Однако следственные изоляторы переполнены, и это основной недостаток отбывания наказания в СИЗО [14]. Данный факт ведет к появлению сверхурочных работ, поскольку штат отряда по хозяйственному обслуживанию следственного изолятора должен определяться исходя из его реальной наполняемости (не более 10% от общего количества содержащихся в учреждении). Переполненность следственных изоляторов ведет к невозможности содержать большое количество осужденных по хозяйственному обслуживанию. Следовательно, нагрузка на каждого осужденного возрастает, отсюда и сверхурочные работы, которые, как правило, осужденным не оплачиваются, что, в свою очередь, является нарушением прав осужденных. Решением данной проблемы будет установление коэффициента, повышающего заработную плату в зависимости от объема выполненных сверхурочных работ, или, как предлагалось выше, увеличение продолжительности отпуска.

Нельзя не отметить и то, что работа с заключенными является небезопасной. Реформа предприятий уголовно-исполнительной системы должна преследовать новые цели: от использования труда осужденных в интересах государства, в качестве средства экономической выгоды - к приоритету создания центров трудовой адаптации для обучения отбывающих наказание и привития им необходимых трудовых навыков [15], востребованных на рынке труда. Возможность привлечения вольнонаемных рабочих в СИЗО существует, но при соответствующей зарплате и социальных гарантиях. Кроме того, лица, принимаемые на работу

3

См.: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (ст. 71. - 71.4); Европейские пенитенциарные правила (п.п.71.1 - 71.4, 73,1).

в СИЗО, должны пройти специальную подготовку. По мнению авторов, заслуживает внимания предложение о привлечении к таким работам граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу. Тем более что перечень видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 марта 2005 г. № 231) [16], по многим позициям совпадает с перечнем должностей в СИЗО, а в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" к местам прохождения альтернативной гражданской службы относятся организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации, то есть к ним можно отнести исправительные учреждения. В этой связи предлагается дополнить ст. 77 УИК РФ пунктом в следующей редакции:

"К работам по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов и тюрем могут привлекаться граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу в порядке, установленном Федеральным законом".

Решение вопроса об отказе использования труда осужденных на хозяйственных работах в следственных изоляторах зависит от экономических возможностей государства. Россия пока решить эту задачу не в состоянии. Средства, выделяемые на содержание исправительных учреждений, не покрывают заявленных требований по обеспечению нормального функционирования СИЗО. Таким образом, как считают авторы, рассмотрение возможности поэтапного отказа от института исполнения наказания следственными изоляторами является наиболее приемлемым в существующих условиях функционирования уголовно-исполнительной системы решением данного вопроса.

Список литературы

1. Маркс К., Энгельс Ф. Критика политической экономии. Собр. соч. - 2-е изд. - Т. 4. - М.: Изд-во полит. экономии, 1955. - С. 109.

2. Зубков А.И. Социально-правовые и организационные проблемы к лишению свободы: учеб. пособие. -Рязань: РВШ МВД СССР, 1980.

3. Зубков А.И. Теоретические вопросы правового регулирования труда осужденных в советских исправительно-трудовых учреждениях. - Томск, 1974.

4. Зубков А.И. Трудовое перевоспитание заключенных в советских исправительно-трудовых учреждениях и его правовое регулирование. - Томск, 1970.

5. Стручков H.A. Курс исправительно-трудового права: проблемы особенной части. - М., 1985.

6. Дубровицкий Л.П. Социально-правовые и организационные вопросы труда осужденных к лишению свободы в условиях развития рыночных отношений: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1997.

7. Рассказов Л.П., Упоров И.В. Использование и правовое регулирование труда осужденных в Российской империи. - Краснодар, 1998.

8. Минязева Т.Ф. Правовое положение осужденных. -М.: Права человека, 2000. - С. 103.

9. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - 19 августа. -№ 33. - Ст. 1316.

10. Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 г.; под ред.

д-ра юрид. наук, проф. А.С. Михлина. - М.: Юриспруденция, 2001. - С. 83-84.

11. Бычков Г. Нужна поддержка государства // Преступление и наказания. - 1997. - № 11. - С. 6.

12. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации; под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.И. Зубкова. - 3-е изд., перераб. - М.: Норма, 2007. - С. 195.

13. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации; под общ. ред. О.О. Миронова. - М.: ИД. Юриспруденция, 2003. - С. 191.

14. Семенюк В. Ситуация в следственных изоляторах улучшается, но проблемы остаются // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2004. - № 3. - С. 32.

15. Сизая Е.А. Принцип гуманизма при исполнении

наказания в виде лишения свободы: автореф. дис____канд.

юрид. наук. - Казань, 2004. - С. 11.

16. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 марта 2005 г. № 231 "Об утверждении перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы" // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. - 2005. - № 4.

В редакцию материал поступил 01.08.07.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.