Научная статья на тему 'Проблемы организации системы дистанционного обучения и ее эффективности'

Проблемы организации системы дистанционного обучения и ее эффективности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2352
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / INFORMATION TECHNOLOGIES / INTERNET-TECHNOLOGIES / DISTANCE STUDYING / PENETRATION PROBLEMS / EFFECTIVENESS OF DISTANCE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазутин Сергей Борисович

Рассмотрены вопросы перспектив внедрения систем дистанционного образования в современных условиях и преимущества дистанционного обучения по сравнению с традиционной системой образования, определены основные проблемы внедрения систем дистанционного обучения и их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION PROBLEMS OF DISTANCE TEACHING SYSTEM AND ITS EFFECTIVENESS

The questions of perspectives of system penetration of distance education in modern conditions and advantages of distance education comparing with traditional system of education are considered, the main problems of penetration of distance education systems and its effectiveness are determined.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации системы дистанционного обучения и ее эффективности»

УДК 378+62-505

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

© С.Б. Лазутин

Ключевые слова: информационные технологии; интернет-технологии; дистанционное обучение; проблемы внедрения; эффективность дистанционного обучения.

Рассмотрены вопросы перспектив внедрения систем дистанционного образования в современных условиях и преимущества дистанционного обучения по сравнению с традиционной системой образования, определены основные проблемы внедрения систем дистанционного обучения и их эффективности.

Мы живем на пороге информационного общества, в котором информация, ее постоянно обновляющиеся ресурсы играют главную роль в развитии наукоемких производств, высокоэффективных технологий, культуры их эксплуатации и воспроизводства. Устойчивое развитие страны требует не только перевооружения промышленности, перехода на новые высокоэффективные технологии, но и существенного повышения интеллектуального потенциала нации - способности людей производить и усваивать новые знания, создавать и поддерживать высокую техническую культуру сложного наукоемкого производства, повышать свою квалификацию и приобретать новую специальность, если в этом есть необходимость. Обучение и работа сегодня - синонимы: профессиональные знания стареют очень быстро! Мировая телекоммуникационная инфраструктура дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Дистанционное обучение становится самой эффективной системой подготовки специалистов.

Дистанционное обучение стало уже свершившимся фактом не только за рубежом, но и в нашей стране. С этой целью разработан и внедрен комплекс нормативно-технических документов для обеспечения качества и сертификации информационно-программных средств учебного назначения. Разработан проект стандарта качества дистанционного образования «Дистанционное образование. Контроль и оценка качества дистанционного образования». Вместе с тем внедрение новой формы обучения у нас в России идет чрезвычайно медленно, существенно отставая от развитых стран [1].

Дистанционное обучение - новая форма обучения, именно новая форма, а не модификация заочной формы. Для того чтобы дистанционная форма обучения в любых типах образовательных учреждений могла успешно развиваться, необходимы значительные усилия не только программистов, специалистов в области компьютерных коммуникаций, интернет-технологий, но и специалистов в предметных областях, методистов, хорошо знакомых со спецификой интернет и коммуникационных технологий, знакомых с современными

тенденциями в системе образования, современными концепциями, теориями, педагогическими технологиями, психологическими особенностями взаимодействия в сети. Учебный процесс в дистанционной форме более трудоемкий и многоаспектный, чем в очной форме. Все эти проблемы пока решаются в каждом отдельно взятом университете самостоятельно

Технологические особенности дистанционной формы обучения, которая основывается на интернет-технологиях, оказывают существенное влияние если не на отбор содержания (хотя в ряде случаев это вполне возможно), то на его структурирование. Линейная подача материала (как в печатных изданиях) не годится для электронной формы. Технология гиперссылок диктует свои требования к структурированию и распределению учебного материала. Многостраничные главы традиционных учебников в электронных изданиях абсолютно не приемлемы. Следует иметь в виду и современные концепции образования. В качестве приоритетной во многих странах мира признан личностно ориентированный подход, конструктивизм, что предполагает интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование, развитие критического и творческого мышления, умения работать с информацией [2].

Личностно ориентированный подход предполагает в большом объеме самостоятельную познавательную деятельность учашцхся. В центре внимания находится деятельность познания, учения, а не преподавания, как организуется процесс обучения до сих пор, особенно в вузах. Многие проблемы даже более успешно решаются именно в дистанционной форме, например, дифференциация, индивидуализация обучения. Поэтому содержание обучения структурируется, организуется в соответствии с основными принципами этих концепций. Основным же принципом этих концепций является проблемная направленность. Проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, изучение, исследование возможных способов ее решения, рассмотрение альтернативных точек зрения, размышления, дискуссии, обобщения, оценка полученных результатов - все это нацелено на создание собственного знания, его конструирование [1]. В такой ситуации невозможно ограни-

читься одним учебником, даже самым толстым, готовыми лекциями. Необходимо значительное количество дополнительной литературы, нужна справочная литература, словари, энциклопедии, нужна дополнительная информация на любых носителях, печатных, электронных. В очном обучении здесь возникают определенные трудности, поскольку далеко не в каждом даже небольшом городе учащиеся могут иметь свободный доступ к нужным источникам. Большую, просто уникальную помощь в таком обучении могут оказать интернет-ресурсы.

В дистанционном обучении создается соответствующая инфрмационно-образовательная среда, в которой доступ к нужным источникам информации наиболее удобно организуется для учащегося. Все это требует знаний, квалификации специалиста, разрабатывающего курс обучения.

По мере выполнения всех учебных заданий слушатель продвигается по курсу и, изучив всю программу и пройдя выходное тестирование, получает право на получение сертификата об окончании избранного высшего учебного заведения. При такой ситуации, с одной стороны, резко возрастают требования к качеству учебно-методических материалов, а с другой - особенно остро встает вопрос о стимуле к образованию. Стимулом для дистанционного образования должна быть осознанная потребность к получению недостающих знаний, а не желание получить документ о высшем образовании. В современных российских условиях такой стимул может быть у сформировавшихся специалистов с высшим образованием, имеющих опыт работы и желающих получить дополнительные знания, необходимые ему для более эффективной либо более высокооплачиваемой работы. Или, исходя из его личной оценки спроса и предложения на рынке труда, получить новую специальность, т. е. сейчас дистанционное образование наиболее применимо как постобразование.

Необходимо разрабатывать специально соответствующие электронные учебники, курсы дистанционного обучения, которые существенно отличаются от традиционных, печатных пособий. Необходимо размещать их в соответствующих оболочках, предусматривая все необходимые ссылки на другие сайты, на дополнительные информационные ресурсы. Структурирование лекций, организация практических занятий, лабораторных работ сопровождаются мультимедийными средствами, что позволяет значительно расширить область познания, размышления, сопоставления фактов, наблюдений. Сами лекции могут быть представлены не только в печатном (электронном) виде, но и аудиовизуальном с демонстрацией слайдов, видеоклипов. Задания для студентов также могут быть нацелены на самостоятельную исследовательскую, поисковую, творческую деятельность, требующую создания самостоятельного решения проблемы. При этом в самом тексте лекции, автономном или сопровождающем, уточняющем звуковой ряд преподавателя, предусматриваются отдельные термины, понятия, персоналии, пр., требующие пояснений. Они активизируются и в гиперссылке или в сплывающей строке даются необходимые пояснения, что значительно облегчает работу с текстом, совершенствует культуру умственного труда. Но все это следует готовить специально, используя уникальные возмож-

ности компьютерных и интернет-технологий, мультимедийных средств. К сожалению, приходиться отмечать и то, что электронные средства защищены от пиратства, но это никак не касается информации, размещаемой в Интернете. А ведь эта информация, особенно то, что касается науки, образования, относится к интеллектуальной собственности [3].

Для создания качественного учебно-материального обеспечения дистанционного обучения, т. е. создания соответствующих средств обучения, необходимы совместные усилия специалиста-предметника, методиста, знакомого с интернет-технологиями, технологиями других электронных изданий, компьютерными коммуникациями, а также с современными педагогическими, психологическими теориями, современными педагогическими технологиями, и программиста, специалиста в области новых информационных технологий. В идеале функции специалиста-предметника и методиста должны сочетаться в одном лице. Современный преподаватель должен обладать не только знаниями своего предмета, но и особенностями информационных и педагогических технологий.

Личностно ориентированный подход предусматривает постоянное общение учащихся в процессе познавательной деятельности, их совместную деятельность, взаимодействие между собой и с преподавателем. Это сотрудничество, а не передача знаний. Значит необходимо отобрать адекватные методы, педагогические технологии обучения: обучение в малых группах сотрудничества на разных этапах познавательной деятельности; дискуссии; индивидуальная, парная, групповая проектная деятельность, в т. ч. работа над телекоммуникационными проектами с партнерами из других регионов и даже стран; ролевые, деловые игры проблемной направленности и пр.

Необходимо формировать культуру коммуникации в сетях. Все это требует достаточно сложных знаний и умений со стороны педагога, специальной и достаточно серьезной подготовки. Преподаватель очного обучения не готов к такой системе ведения учебного процесса.

Среди явных плюсов внедрения дистанционного обучения в учебный процесс можно выделить следующие [1]:

- гибкий учебный график, возможность совмещать работу и учебу;

- индивидуальную учебную программу и график контроля;

- формирование компетенций по работе с ИКТ-технологиями;

- самостоятельную систематическую работу с учебным материалом и информационными источниками;

- формирование (совершенствование) навыка излагать свои мысли письменно;

- экономическую эффективность (уменьшение материальных затрат на бытовые, транспортные расходы);

- динамичность ДО (электронная форма позволяет часто обновлять учебный материал);

- доступ к источникам информации по всей сети Интернет (электронные библиотеки, каталоги, справочники и т. д.);

- интерактивное взаимодействие с информационным материалом;

- возможность хранения, оперативной передачи, редактирования, обработки и распечатки информации различного объема и вида.

Среди минусов внедрения дистанционного обучения в учебный процесс выделяют следующие:

- отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Сложно создать творческую атмосферу в группе обучающихся;

- необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения;

- высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей;

- одной из ключевых проблем интернет-обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Поскольку до сих пор не предложено оптимальных технологических решений, большинство дистанционных программ по-прежнему предполагает очную экзаменационную сессию. Невозможно сказать, кто на другом конце провода. В ряде случаев это является проблемой и требует специальных мер, например, установки видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения;

- необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося;

- как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий;

- высокая стоимость построения системы дистанционного обучения, на начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения;

- высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения;

- недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения, многие преподаватели и студенты еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию;

- недостаточная развитость информационнокоммуникационной инфраструктуры в России.

Кроме того, обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много. Мало методических материалов по подготовке и проведению дистанционного обучения. Недостаточная интерактивность современных курсов дистанционного обучения. В настоящее время содержательную основу курсов составляют лекции в виде текстовых материалов и простейших графических объ-

ектов (рисунки, фото), блоки контроля знаний в виде тестовых заданий [4].

Тем не менее развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет продолжаться и совершенствоваться по мере развития интернет-технологий и совершенствования методов дистанционного обучения. Ведь дистанционная форма обучения способствует массовому распространению образования, делая учебные курсы доступными по сравнению с традиционным очным образованием. Тем не менее приходится констатировать низкое качество дистанционного обучения, что закономерно в контексте существующих приоритетов - минимизации расходов.

Широкое распространение дистанционного обучения в России получит тогда, когда в России появятся соответствующие технические возможности и хорошие телекоммуникации каналы.

Дальнейшее повышение эффективности систем дистанционного обучения предполагает обеспечение максимальной интерактивности. На самом деле не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем, - вот к этому и следует стремиться. Необходимо использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что позволяет компенсировать недостаток личного контакта за счет виртуального общения [5].

Таким образом, зная некоторые ключевые моменты, действительно возможно организовать качественное дистанционное обучение, которое будет представлять собою полноценный образовательный процесс и по результатам не будет уступать очному обучению. Дистанционное обучение предоставляет возможность обучения большему количеству людей, повышается интерес к обучению, растет продуктивность обучения, оно позволяет учиться тогда, когда это необходимо, привлекает людей разных возрастных групп. Дистанционное обучение делает процесс обучения более творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения обучаемого.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бухарина М.Ю., Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Издат. центр Академия, 2007. 368 с.

2. Ибрагимов ИМ. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. М.: Академия, 2005.

3. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. М.: Ритм, 2005.

4. Лавров О.А. Дистанционное обучение: устойчивые структуры учебного материала // Вопросы интернет-образования. 2004. № 19.

5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. М.: ИЦ «Академия», 2004.

Поступила в редакцию 12 ноября 2010 г.

Lazutin S.B. Organization problems of distance teaching system and its effectiveness

The questions of perspectives of system penetration of distance education in modern conditions and advantages of distance education comparing with traditional system of education are considered, the main problems of penetration of distance education systems and its effectiveness are determined.

Key words: information technologies; internet-technologies; distance studying; penetration problems; effectiveness of distance education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.