ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 332.146:330.322
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ИНВЕСТИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
© 2010 г. А.В. Клепиков, Ю.В. Трифонов, Ю.А. Сидоренко
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Поступила в редакцию 25.01.2010
Обосновывается необходимость привлечения инвестиций в инновационные отрасли экономики, формулируется общее представление об особых экономических зонах как механизме развития национальной экономики.
Ключевые слова: особая экономическая зона, инвестиции, инвестиционные проекты, инновационная экономика, преференции.
Для большинства российских предприятий эффективное управление становится одним из условий выживания и успешного функционирования. При этом обеспечение такого управления требует умения предвидеть вероятное будущее состояние предприятия и среды, в которой оно существует, для своевременного предупреждения возможных сбоев и срывов в работе. Для существования предприятия в новых экономических условиях порой недостаточно средств только этой компании, нужна и поддержка государства. В связи с чем компаниям приходится решать одну и ту же проблему: как привлечь инвестиции. Одним из эффективных макроэкономических инструментов привлечения инвестиций в национальную экономику служит создание особых экономических зон в различных форматах, которые в настоящее время занимают видную и весьма значимую роль в пространстве мировой экономики.
Особая экономическая зона (ОЭЗ) - это сложная организационно-экономическая структура. При создании ОЭЗ важно иметь в виду, что она является определенным вкраплением в национальную экономику, значительно отличающимся от нее за счет предоставления специального режима ведения бизнеса на его территории, в ОЭЗ специально создаются такие условия, в которых в относительно сжатые сроки должна вызревать производственная инфраструктура, адекватная требованиям современной экономики, по-иному осуществляется финансирование, производственно-сбытовая дея-
тельность, т.е. складываются новые производственные отношения [1].
Важным моментом при создании и функционировании ОЭЗ является придание ей соответствующей управленческой, организационной и экономической формы. Здесь следует выделить три принципиально важных направления.
1. Модель ОЭЗ должна быть адекватна современным мирохозяйственным атрибутам по набору субъектов общения и их организационно-экономической структуре (наличие отдельных фирм и их объединений - ассоциаций, консорциумов, концернов и т.д.).
2. Необходимо обеспечить создание инфраструктур, общих для эффективного функционирования объектов и требующих крупных затрат, которые должны учитываться во взаимных расчетах.
3. Любые соглашения должны иметь в основе четкую нормативную базу, правовые гарантии для деятельности иностранных и отечественных партнеров. При этом государство должно сохранять свое руководящее воздействие с использованием отработанных мировой практикой приемов и средств.
Создание ОЭЗ предполагает четкую правовую, организационную регламентацию деятельности всех ее субъектов. Под этим понимается прежде всего разрешенность создания и деятельности самой ОЭЗ и ее субъектов, а также регулируемость их на всех уровнях экономического взаимодействия - государственном, региональном и зональном. Отсутствие таких
предпосылок может привести не только к серьезным нарушениям структурных пропорций, выражающихся, в частности, в деформации функций зоны, но и к прекращению деятельности зоны в целом [3].
Во всех странах, где создавались ОЭЗ, предварительно разрабатывалась законодательная база, представленная специальными законами (положениями) об ОЭЗ, а также налоговым, таможенным, паспортным и другими режимами работы. В совокупности она позволяет выстроить относительно оптимальную систему регионального управления, добиться взаимно удовлетворяющего все стороны распределения прав и обязанностей, определить точную сумму налоговой ставки и необходимой суммы капиталовложений с дифференциацией по отраслям и объектам. Это позволяет более точно выстроить стратегию и тактику на пути к реализации потенциала, заложенного в самих принципах свободной экономической зоны (СЭЗ).
К сожалению, многие российские СЭЗ не сумели реализовать на практике упомянутые концептуальные подходы и создать оптимальный режим финансовых и организационных взаимоотношений с федеральными и региональными органами управления.
Бессистемное предоставление налоговых льгот вызвало негативное отношение региональных и федеральных исполнительных органов власти, в частности Минфина РФ, который обратился в правительство РФ и Госдуму РФ с предложением о внесении изменений в Закон о ЗАТО об отмене налоговых льгот зарегистрированным в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) предприятиям с изъятием из ЗАТО финансовых поступлений по федеральным налогам. Вместе с тем такие финансовые диспропорции можно и было целесообразно устранить путем создания прозрачной системы регулирования финансовых потоков по всем ЗАТО под контролем государственных органов или специального вновь созданного юридического лица, уполномоченного государством.
К 2000 г. режим особых экономических зон имел в нашей стране ужасающую репутацию. Попытки стимулирования экономической активности при помощи этого инструмента начали предприниматься в конце 1980-х гг. и дали крайне негативные результаты. Изначальная идея была простая: использовать успешный опыт Китая и создать точки преодоления кризиса, а затем и роста отечественной экономики, привлечь инвестиции и, соответственно, новые технологии. Однако результаты реализации
благих намерений оказались крайне негативными. Практически все зоны становились средоточием коррупции и криминала. Их существование приводило к росту незаконной предпринимательской деятельности, массовому уклонению от налогов.
Также серьезной проблемой первых зон было отсутствие четких представлений о целях и задачах. Как правило, от них ожидали решения плохо совместимых друг с другом проблем: преодоления дефицита товаров за счет импорта, поощрения местной промышленности, развития посреднической торговли, привлечения стратегических инвестиций, привлечения ресурсов в региональный бюджет. Потенциальные участники ОЭЗ получали от властей противоречивые сигналы, что даже подрывало возможность принятия стратегических решений. При помощи ОЭЗ можно решать две группы задач - привлечение инвестиций и преодоление депрессивности, и их решение предполагает различные принципы организации и механизмы функционирования. Современные российские ОЭЗ ориентированы на решение первой задачи, т.е. создаются в сильных, состоятельных регионах, где этот институт будет важным, но не критическим для экономического развития инструментом.
Налоговые льготы, которые были в ОЭЗ, даже если они и имели место, не должны были играть ключевой роли для развития зоны. ОЭЗ должна снимать в первую очередь инфраструктурные и административные барьеры на пути инвестиций, что в современных российских условиях являлось гораздо более важным фактором развития, чем сами по себе налоговые льготы.
Данные негативные моменты вызывали резкое неприятие механизма особых зон и стремление закрыть их раз и навсегда. Поэтому когда примерно в 2001 г. Герман Греф заговорил о необходимости развивать этот механизм стимулирования инвестиций, большинство экспертов восприняли идею весьма негативно. Однако в процессе дальнейшей дискуссии удалось выработать принципиально новые правила игры, которые позволили существенно изменить отношение к этому инструменту. Существующие с 2005 г. особые экономические зоны стали новым толчком к развитию экономики страны и не стали новым источником коррупции [5].
В настоящее время развитие особых экономических зон приобрело новое направление, разработаны основные типы ОЭЗ. Соглашение о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности на терри-
тории особой экономической зоны представляет собой самостоятельный вид договора, синтезирующий гражданско-правовые и публичноправовые элементы [5]. Еще одной его характеристикой является то, что резидент особой экономической зоны не может передавать свои права и обязанности по соглашению другому лицу, т.е. правила Гражданского кодекса РФ о перемене лиц в обязательстве не применяются.
Для резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны это индивидуальные предприниматели и коммерческие организации (также за исключением унитарных предприятий), зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с территориальными органами Агентства соглашение о ведении техниковнедренческой деятельности.
Как видно из определения, существуют следующие принципиальные отличия резидентов промышленно-производственных и техниковнедренческих особых экономических зон:
1) резидентом технико-внедренческой зоны может быть не только коммерческая организация, но и индивидуальный предприниматель;
2) для резидента технико-внедренческой зоны не предусмотрен финансовый барьер в виде обязанности осуществить капитальные вложения в определенной сумме. Это легко объяснимо - основная задача такой экономической зоны состоит в развитии прикладной науки, новых технологий и инноваций; поэтому значительная часть резидентов в данном случае - это научно-исследовательские центры и институты, для которых высокие инвестиционные условия заведомо невыполнимы.
В настоящее время для получения новых инвестиций в российскую экономику можно выделить четыре основных барьера:
- административный (бюрократический барьер;
- налоговый барьер (непрозрачная налоговая система и отсутствие налоговых льгот для инвесторов);
- таможенный барьер (сложная процедура импорта и экспорта);
- нестабильность правового поля для инвестиций - отсутствие надежных гарантий защиты прав инвесторов.
Исходя из этого выстраивается система льгот и преференций для инвесторов, вкладывающих деньги в развитие особых экономических зон:
1) особый административный режим (минимизация бюрократических барьеров, один регу-
лирующий орган - Агентство по управлению особой экономической зоны, принцип «одного окна»);
2) особый налоговый режим (комплекс налоговых льгот);
3) особый таможенный режим (режим особой экономической зоны);
4) право аренды земельного участка на территории особой экономической зоны для резидентов с правом последующего выкупа земли в собственность;
5) правовые гарантии защиты прав инвесторов (неизменность предоставляемых законодательством льгот, судебный порядок разрешения споров и т.д.).
Данные льготы и определяют в совокупности особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны. Принципиально важно, что резидент вправе вести на территории особой экономической зоны только промышленно-производственную или техниковнедренческую деятельность в пределах, оговоренных соглашением.
Основным условием обеспечения финансовой эффективности инвестиционного проекта, реализуемого в рамках особой экономической зоны, должна являться окупаемость инвестиций в период реализации проекта с учетом стоимости капитала во времени. Влияние структуры капитала учитывается через стоимость капитала, задействованного в инвестиционном проекте.
Также следует отметить, что эти проекты направлены на инновационную составляющую. При этом, акцент делается на отрасли с высокой добавленной стоимостью, экспортной направленностью и мультипликативностью. Особые экономические зоны по идеологии - это поддержка рентабельных коммерческих проектов и стимулирование эффективных инвесторов, для которых государство лишь создает условия более быстрого и удобного их осуществления. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы в зонах размещались прежде всего те производства, которые ориентированы на экспорт продукции, не имеющей аналогов на территории России, это могло бы дать оптимальный эффект с точки зрения неискажения конкурентной среды на российском рынке.
Анализ мировой практики показывает плодотворность использования такого организационного механизма, как особые экономические зоны. Формирование таких зон сопровождается целым рядом дополнительных, а в отдельных случаях эксклюзивных мер экономического и
административного характера, обеспечивающих эффективное функционирование таких образований и интенсификацию их влияния на всю социальную систему. К числу таких мер, помимо льгот для резидентов ОЭЗ, относятся многочисленные примеры их косвенной поддержки -инвестиционное консультирование, содействие в патентной защите, централизованный РЯ особой экономической зоны. Этот аспект пока остается в России совершенно непроработанным, хотя является очень важным. Специализация сегодняшних ОЭЗ в России не полностью раскрыта, серьезной специализации на определенном виде производств сейчас не практикуется. С одной стороны, жестко специализировать российские ОЭЗ - значит ограничить возможность для более интенсивного развития целого ряда других направлений. Однако существуют и другие точки зрения на этот счет, основанные на мировом опыте, которые утверждают, что в России возможна, желательна и необходима более узкая специализация таких точек роста.
Страны, которые достигли успеха в реализации инновационной политики, как правило, сосредотачивали очень большие ресурсы, - причем как государства, так и бизнеса, - на очень четко отобранных приоритетных направлениях. Перед формированием соответствующих программ проводились исследования в виде технологического прогнозирования и предвидения. На основе проведенного анализа формировался сценарный план развития экономики, опирающийся на сильные стороны в конкретных областях, и под этот план выстраивались все меры государственной поддержки, активность бизнеса, общественная политика.
Следует отметить тот фактор, что именно последовательная работа по определению приоритетов в направлении дальнейшего движения и позиции, на которой сейчас находится наша страна, концентрация на конкретных направлениях и может стать толчком для осуществления предельно осознанных шагов по созданию так называемой национальной инновационной системы, которую нужно создавать как инструмент для реализации выработанной стратегии. Во главе всего должна встать стратегия, необходимо принимать решения в стратегическом формате. При этом стратегию нельзя создавать просто как некий набор институтов развития: особых экономических зон, технопарков и венчурных фондов, каждый шаг должен быть ступенькой к выбранной цели.
В настоящее время считаем необходимым, используя инструменты народно-хозяйственного прогнозирования, выработать стратегию
инновационного развития для всей страны, объединить усилия государственных органов и подключить бизнес, доведя до него информацию о тех сферах, которые государство будет поддерживать, в какие области будет инвестировать средства и какие направления считает приоритетными. Такое выстраивание процесса может привести к результатам, которых достигли страны, осознанно и полноценно вставшие на путь инновационного развития. Механизм особых экономических зон в общей стратегии дальнейшего развития страны необходим для того, чтобы показать национальному деловому сообществу полный цикл бизнеса: от обучения специалиста, появления компании на основе бизнес-идеи и технологии, разработанных этим специалистом, условий ее существования, издержек, потенциальных рынков и объема продаж до получения прибыли. Этот инструмент может позволить потенциальным инвесторам диверсифицировать свой бизнес и сравнивать те сферы, куда целесообразнее вкладывать имеющиеся средства.
В последние годы пришло осознание того, что общий режим регулирования хозяйственной деятельности в России, сохраняющаяся неопределенность прав собственности, недоступность или высокая цена долгосрочных финансовых средств для большинства компаний, высокое налоговое бремя в секторах, производящих несырьевую продукцию, а также неразвитость производственной инфраструктуры и забюро-кратизированность многих сфер деятельности настолько неблагоприятен для инноваций и развития сложных видов услуг, что отдельными мерами их поддержки обойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регуляторной сферах, которые на сегодняшний день могут быть в полном объеме реализованы в рамках зон с особым экономическим режимом.
Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны достаточно привлекательным для инвесторов, хотя каждый из них в отдельности не так и велик.
Причем для инвесторов налоговые и таможенные преференции по привлекательности находятся только на третьем-четвертом месте. Опросы показывают, что для инвестора самое главное - создание дружественной среды администрирования: реальное снижение административных барьеров и количества контрольных
мероприятий. Инвестору необходимо четко понимать, кто будет представлять государство в зоне, с кем он будет иметь дело, насколько будут просты отношения, связанные с оформлением прав собственности, получением различных разрешений на строительство, урегулированием вопросов с приглашением иностранной рабочей силы и насколько качественно будут предоставляться услуги, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности в ОЭЗ. Все это и создает дружественную среду администрирования, в которой нуждается российский и иностранный инвестор, планирующий реализовывать свой проект в российской ОЭЗ.
Следует отметить, что совокупность всех преференций от реализации инвестиционного проекта в российской особой экономической зоне дает потенциальным компаниям-рези-дентам от 20 до 30% экономии на издержках, что в рыночных условиях предоставляет компаниям солидное конкурентное преимущество. На сегодняшний день в России созданы или планируются к созданию ОЭЗ почти всех основных типов, распространенных в мире: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые.
В особых экономических зонах очень выгодно размещать современные, высокотехнологичные производства, требующие импорта оборудования и комплектующих из-за границы. Это объясняется тем, что поставляемые на территорию зоны оборудование и компоненты освобождаются от уплаты импортных пошлин и
НДС на время их нахождения на территории особой экономической зоны.
Кроме того, резиденты зоны освобождаются от ряда местных налогов сроком на 10 лет - не платится налог на имущество, земельный налог и транспортный налог, а налог на прибыль снижается на 4% и составляет 20%.
Инновационная экономика - это веление времени. Практика последних лет показывает, что наиболее динамично развиваются те страны, где высокие технологии испытывают бурный подъем, где пристальное внимание развитию инноваций уделяют государство, общество, где стимулируется частный бизнес. Именно это сейчас и происходит в странах Юго-Восточной Азии, Тайване, Китае, Японии, Индии. Россия в этом случае не является исключением.
Список литературы
1. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
2. Рыбаков С.А. Особые экономические зоны в России. М.: Вершина, 2006.
3. Макаревич Л.Н. Потенциал концессий и особых экономических зон // Альманах «Восток». 2005. № 7.
4. Грановский Л.Г. Методы прогнозирования экономических показателей поведения предприятий на рынке // Актуальные проблемы современной науки. 2002. № 3. С. 28-32.
5. Российский союз промышленников и предпринимателей. Об актуальных вопросах развития и оптимизации функционирования особых экономических зон // Сайт РСПП. 16.02.2007 г.
PROBLEMS OF THE ORGANIZATION AND INVESTMENT OF SPECIAL ECONOMIC ZONES
A. V. Klepikov, Yu. V. Trifonov, Yu.A. Sidorenko
The need to attract investment to innovative industries is substantiated, and a general notion is presented of special economic zones as a mechanism for the development of the national economy.
Keywords: special economic zone, investment, investment projects, innovative economy, preferences.