Научная статья на тему 'Проблемы организации долгосрочной физкультурно-спортивной подготовки в женских видах спортивной борьбы'

Проблемы организации долгосрочной физкультурно-спортивной подготовки в женских видах спортивной борьбы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЙ СПОРТ / ЖЕНСКАЯ СПОРТИВНАЯ БОРЬБА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЩАДЯЩИЕ РЕЖИМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Ирина Владимировна, Шулика Юрий Александрович

Выход физкультурного дзюдо на мировую спортивную арену спровоцировал утверждение женской борьбы. Однако женское спортивное дзюдо потеряло в результате этого зрелищность и массовость. Проецирование методов подготовки во всех видах спортивной борьбы на женский организм неправомерно и требует детальной коррекции в сторону снижения физиологических нагрузок, продления сроков обучения и изменения форм педагогического контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихонова Ирина Владимировна, Шулика Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации долгосрочной физкультурно-спортивной подготовки в женских видах спортивной борьбы»

УДК 796.8-055.2 ББК 75.715 Т 46

И.В. Тихонова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; E-mail: Tikhonova 1.74@mail .ru

Ю.А. Шулика

Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики борьбы, тяжелой атлетики и бокса Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; E-mail: www.kgafk.ru

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ЖЕНСКИХ ВИДАХ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. Выход физкультурного дзюдо на мировую спортивную арену спровоцировал утверждение женской борьбы. Однако женское спортивное дзюдо потеряло в результате этого зрелищность и массовость. Проецирование методов подготовки во всех видах спортивной борьбы на женский организм неправомерно и требует детальной коррекции в сторону снижения физиологических нагрузок, продления сроков обучения и изменения форм педагогического контроля.

Ключевые слова: женский спорт, женская спортивная борьба, психофизиологические особенности женщин, образовательный компонент, щадящие режимы педагогического контроля.

I.V. Tikhonova

Candidate of Pedagogy, Assistant Professor of Department of Life Safety and Preventive Measures Against Drug Addiction at Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism; E-mail: TikhonovaI. 74@mail ru

Yu.A. Shulika

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Theory and Technique of Wrestling, Weight Lifting and Boxing at Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism; E-mail: www.kgafk.ru

PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF LONG-TERM PHYSICAL-SPORTS TRAINING IN FEMALE KINDS OF WRESTLING

Abstract. Sports judo entering the international scene has provoked the statement of female wrestling. However, as a result the female sports judo has lost staginess and mass character. Projection of training methods on the female organism in all kinds of wrestling is wrongfully and demands detailed correction towards decreasing physiological loadings, prolongation of terms of training and change of forms of the pedagogical control.

Keywords: female sports, female wrestling, psychophysiological features of women, the educational component, sparing modes of the pedagogical control.

Стремление преодолеть поло-ролевые стереотипы об «ограниченных возможностях слабого пола», серьезно корректировать свой социальный статус в XXI веке выразилось, в числе прочего, в активной заинтересованности женщин в участии в различных видах телесно-двигательной практики. В русле общемировых тенденций изменения социальной значимости женщины трансформируется телесный имидж женщины в целом,

соответственно и отношение к ее потенциальному участию в международном спортивном и олимпийском движении [8].

Значительная часть работ Б.А. Никитюка [10] посвящена неправомерности переноса взрослых норм физических нагрузок на детей и подростков. Но почему до сих пор программы технико-тактической подготовки женщин в мужских видах спорта до сих пор едины?

Наиболее важным и ответственным в женском спорте является учет психофизиологических особенностей женского организма, однако ни представители спортивной педагогики, ни спортивной медицины не учли фактора кардинального различия между мужской и женской морфологией, физиологией и психологией [14].

Организация процесса физической подготовки женщин должна учитывать:

- характер трудовой деятельности (гипердинамический, динамический, гиподинамический, монотонический);

- особенности выполнения приемов и действий (энергоемкость, сложность, координированность);

- условия, в которых протекает деятельность (температурный режим, обитаемость, географические условия и т.д.);

- неблагоприятные условия профессиональной деятельности (шумы, вибрации, низкое содержание кислорода во вдыхаемом воздухе и его загрязненность и т.д.) [4].

Если вести разговор о спортивном отборе, ограничивающем массовость физической культуры, о необходимости гуманизации юношеского и детского спорта, о необходимости непротиворечивой стимуляции произвольных движений [1], то, в первую очередь, этот разговор необходимо начинать с проблем женского спорта.

Со времен Олимпийских игр спортивная борьба считалась мужским видом спорта, однако с конца ХХ века в видах спортивной борьбы, с ориентировкой на пример японского дзюдо, начали проводиться соревнования среди женщин. Однако не было учтено, что в традиционном дзюдо как системе физической культуры спортивные противоборства практически отсутствуют. Именно поэтому во Всемирном дзюдо обеспечивалась высокая массовость. Выполнение демонстрационных упражнений дзюдо на качество для женщин было средством самовыражения, а не самоутверждения.

Прецедент включения женских единоборств в Олимпийскую программу был спровоцирован недопониманием термина «восточные единоборства», сутью которого является наличие обильного образовательного двигательного компонента в режиме имитации боевых действий и отсутствие жестко-конфликтного противоборства. Это недопонимание основного смысла термина, с одной стороны, и тезис о правилах соревнований как заказчике состава технических действий, с другой стороны, до сих пор продолжает провоцировать перегрузку функциональных резервов женского организма во всех видах женской спортивной борьбы. Проблематичность исключения женской спортивной борьбы из программы Олимпийских игр вынуждает искать пути компромисса между завышенными спортивными претензиями и биологической логикой физической культуры.

Объективная необходимость адаптации методики подготовки в видах женской спортивной борьбы требует особого рассмотрения. В настоящее время в имеющихся работах в данной области [2, 3, 7, 12] значимость гендерных различий была обозначена, в основном, наличием овариально-менструальных циклов у женщин, что не отражает всего перечня психофизиологических и социальных проблем, связанных с организацией многолетней спортивной подготовки в женских единоборствах.

Если для решения государством спортивных амбиций в преодолевающих (атлетических) и высоко координационных видах спора (гимнастика) достаточно организовать тщательный отбор, обеспечить мотивацию и целевую индивидуализированную подготовку, то в спортивных играх, особенно в единоборствах, необходимо организовать высокую массовость, обеспечивающую становление

соревновательного опыта ситуативной и высоко психострессорной деятельности. Однако если мальчикам присущ инстинкт противоборства, то девочки, в лучшем случае, стимулируются к нему необходимостью обеспечить свою безопасность за счет социальной значимости принадлежности к единоборствам. Кроме того, в подростковом возрасте, как показали данные социологического опроса, многие девочки получают возможность за счет занятий единоборствами увеличить вероятность перспективных знакомств и приобретения социального статуса. Именно этим объясняется изначальный приток женщин в мужские (по определению) секции. Однако спортивные принципы с оставшимися без изменения нормативными требованиями без учета женской морфологии и психологии (при их превалирующем инстинкте самовыражения) приводят к необоснованным текущим и кумулятивным травмам соматического и психологического порядка, к массовому отсеву женщин из спортивно-физкультурного движения.

Если рассматривать вопрос о различиях мужской и женской борьбы, то, в первую очередь, возникает вопрос о составе технических действий. Ведь известно, что женская морфология отлична от мужской и состав приемов борьбы и их техника с позиций биомеханики должны отличаться друг от друга. Однако содержание технического материала в программах спортивной подготовки для СДЮШОР [5] для мужчин и женщин оказываются едиными.

Таким образом, имеют место противоречия, заключающиеся:

- в форсировании спортивных результатов для обоих полов при неустоявшихся технико-тактических навыках, что приводит к снижению массовости;

- в многократном усилении педагогического изъяна при организации техникотактической подготовки борцов-женщин в связи с отсутствием учета особенностей женских соматических признаков;

- в автоматическом переносе методических приемов формирования физиологических и психологических функций мужчин на женский организм, что снижает эффект социальной притягательности женских единоборств.

С одной стороны, возможно, спортивная борьба не соответствует строению и функциям женского организма. С другой стороны, процесс вхождения женщин в единоборства уже необратим, в связи с чем возникает проблема обеспечения женской спортивной борьбы оптимальной методологией физкультурно-спортивной подготовки, максимально предотвращающей перенапряжение вегетативных функций женского организма, обеспечивающей их высокую массовость и сохранение контингента учащихся.

Примерные программы многолетней подготовки спортсменов, разработанные в нашей стране [5], в основном, копируют содержание образовательного компонента традиционного дзюдо. В отличие от японского подхода, в них отсутствует педагогический контроль усвоения формализованной техники, но введен педагогический контроль и квалификационная оценка спортивных результатов, реализуемых в ситуативных условиях, что является мощнейшим сбивающим фактором, снижающим стабильность выступлений и ранний отсев учащихся.

Изучение высококоординационных действий в традиционном дзюдо предполагает их усвоение в демонстрационном режиме. Согласно нашей программе, эти же действия учащиеся должны реализовывать в условиях противоборства. В традиционном дзюдо на более поздних этапах подготовки предусмотрено усвоение комплексов, содержащих более простые по координации действия (Но-ката), предназначенные для реализации в условиях противоборства [11].

Если мы ставим вопрос об установлении более щадящих режимов спортивной подготовки в единоборствах вообще, то в единоборствах для женщин тем более необходимо увеличение деятельностного компонента как средства мотивации к долгосрочным занятиям видами женской спортивной борьбы и обеспечения пролонгированного втягивания в спортивное русло [2, 9, 13].

В женской борьбе на достижение спортивных результатов необходима ориентировка на усвоение обширного технико-тактического образовательного компонента и достижение его высокого качества. Это возможно только за счет продления сроков обучения с включением в состав педагогического контроля и квалификационной оценки ряда дополнительных номинаций, позволяющих продлить интерес к образовательному процессу, обеспечив этим плавный переход к достижению спортивных результатов.

Форсирование спортивных результатов с выявлением ограниченного количества победителей провоцирует ранний отсев, что сужает число спарринг-партнеров как основы накопления соревновательного опыта. Высокие физические и сенсомоторные природные задатки не смогут обеспечить достижение высокого результата в единоборствах без опыта встреч с разнообразными партнерами и противниками. Кроме того, зачем женщинам жесткий контакт в ударных единоборствах? Зачем женщине нужна победа в спортивной борьбе, где все достигнуто за счет перенапряжения физических сил?

Для уравновешивания отмеченных противоречий целесообразно продление сроков обучения и спортивной подготовки женщин-единоборцев в целях обеспечения более плавного перехода от физкультурной направленности к спортивной, если к этому есть желание и способности.

Таким образом, для достижения во всех видах женской борьбы высокой массовости и формирования устойчивой физкультурной направленности, обеспечивающих сохранение «группы поддержки» и численности спарринг-партнеров в спорте высоких достижений, целесообразно на этапе начальной подготовки:

1. Расширить образовательный компонент программы многолетней подготовки, введя в него координационные, условно-контактные упражнения самозащиты с квалификационной оценкой деятельности по принципу «зачет - незачет».

2. В противоположность тенденции сужения технического арсенала расширить образовательный компонент техники спортивной борьбы до полного объема в соответствии с составом единой классификацией технических действий в спортивной борьбе по биомеханическим признакам.

3. Использовать педагогический контроль с квалификационной оценкой «зачет -незачет» по системе технических категорий, что будет копировать систему присвоения разрядов в спортивной гимнастике и позволит на этом этапе мотивировать спортивную деятельность за счет реализации инстинкта самовыражения.

Далее, в целях формирования оптимальных технико-тактических комплексов и обеспечения устойчивых и эффективных навыков ситуативно-координационной деятельности в режиме противоборства в видах женской спортивной борьбы целесообразно на учебно-тренировочном этапе подготовки, параллельно со спортивной квалификацией, использовать постепенно усложняющийся комплекс педагогического контроля в следующих номинациях:

- попеременно-ролевые соревнования по исполнению перечня приемов борьбы в условиях статического полусопротивления противника

- попеременно-ролевые соревнования по исполнению перечня приемов борьбы в условиях динамического полусопротивления противника;

- попеременно-ролевые соревнования по исполнению перечня приемов борьбы в условиях регламентированной деятельности противника в соответствии с перечнем типовых исходных взаимоположений в видах женской спортивной борьбы.

В связи с вышеизложенным представляется актуальным проведение специального исследования, направленного на систематизацию особенностей морфологических и функциональных характеристик женщин-спортсменок, выявление значимых для эффективной деятельности параметров их динамики в процессе многолетней спортивной подготовки, обоснования принципиальной подготовки к достижению адекватности педагогических воздействий диморфическим спецификам развертывания адаптивных

процессов в женском организме и психике женщины под влиянием тренирующих нагрузок [15].

Примечания:

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.

2. Брода С.И. Соревновательная надежность борцов-женщин вольного стиля и методы ее совершенствования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 23 с.

3. Ворожбитова А.Л. Гендерные компоненты теории физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2008. 24 с.

4. Гордеева Г.А., Горелов А.А., Ключников Е.Ю. Системный подход к научному обоснованию содержания и направленности физической подготовки женщин // Теория и практика физической культуры. 2000. № 6.

5. Дзюдо. Программа: примерная программа спортивной подготовки для детских спортивных школ, специализированных детских спортивных школ олимпийского резерва / А.О. Акопян [и др.]. М.: Сов. спорт, 2008. 96 с.

6. Кузнецов А.С. Организационно - методические основы многолетней техникотактической подготовки борцов греко-римского стиля: дис. ... д-ра пед. наук. Краснодар: Изд-во КГАФК, 2002. 471 с.

7. Манолаки В.Г. Методика подготовки дзюдоисток различной квалификации. СПб., 1993.

180 с.

8. Мягкова С.Н. Женская проблематика на страницах журнала "Теория и практика физической культуры" (1925-2000 гг.) // Теория и практика физической культуры. 2000. № 11.

9. Там же.

10. Мягкова С.Н. Женский спорт в период становления современного международного олимпийского движения // Теория и практика физической культуры. 2001. № 7.

11. Никитюк Б.А. Психологическая антропология в изучении интегративной

индивидуальности и коллективности // Физическая культура: образование, тренировка,

воспитание. 1997. № 4. С. 2-7.

12. Пархомович Г.П. Основы классического дзюдо. Пермь: Урал-Пресс ЛТД, 1993. 302 с.

13. Рыженко О.В. Особенности развития женской вольной борьбы в Красноярском крае: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2000. 23 с.

14. Соболева Т.С. Крупный научно-практический вклад в решение проблем женского спорта // Теория и практика физической культуры. 2003. № 3.

15. Соболева Т.С. О проблемах женского спорта // Теория и практика физической культуры. 1999. № 6. С. 56-63.

References:

1. Balsevich V.K. Ontokineziology of the person [Text]: / V.K. Balsevich. - М.: Theory and Practice of Physical Training, 2000. - 275 p.

2. Broda S.I. Competitive reliability of fighters-women of a freestyle and methods of its perfection [Text]: Author’s summary of Dissertation of Candidate of Pedagogy: 13.00.04 / S.I. Broda. -М, 2000. - 23 p.

3. Vorozhbitova A.L. Gender components of the theory of physical training [Text]: Author’s summary of Dissertation of Candidate of Pedagogy: 13.00.0 / A.L. Vorozhbitova. - Maikop, 2008. - 24 p.

4. Gordeeva G.A. The system approach to a scientific substantiation of the content and an orientation of women physical training [Electronic resource]: / G.A. Gordeeva, A.A. Gorelov, E.Yu. Klyuchnikov, I.V. Rusakova // Theory and Practice of Physical Training. - 2000. - No.6.

5. Judo. The program: the approximate program of sports training for children's sports schools and specialized children's sports schools of an Olympic reserve [Text]: /A.O. Akopyan [etc.]. - М.: Soviet sports, 2008. - 96 p.

6. Kuznetsov A.S. Organizational - methodical bases of many-years technical-tactical training fighters of the Greek-Roman style [Text]: Dissertation of Doctor of Pedagogy: 13.00.04 / A.S. Kuznetsov. - Krasnodar. KGAFK. 2002. - 471 p.

7. Manolaki V.G. Methods of training female judoists of various qualifications [Text]: / V.G.Manolaki. - SPb: St. Petersburg University, 1993. - 180 p.

8. Myagkova S.N. Female problematics on pages of journal “Theory and Practice of Physical Training” (1925-2000) [Electronic resource]: / S.N.Myagkova // Theory and Practice of Physical Training. - 2000. - No. 11.

9. Myagkova S.N. Female problematics on pages of journal “Theory and Practice of Physical Training” (1925-2000) [Electronic resource]: / S.N.Myagkova // Theory and Practice of Physical Training. - 2000. - No. 11.

10. Myagkova S.N. Female sports in period of formation of modern international Olympic movement [Electronic resource]: / S.N.Myagkova // Theory and Practice of Physical Training. - 2001. No. 7.

11. Nikityuk B.A. Psychological anthropology in studying integrative individuality and collectivity. [Text]: / B.A. Nikityuk. - M.: Physical Training (Education, Training). - 1997. - No. 4. - P. 2-7.

12. Parkhomovich G.P. Bases of a classical judo (educational-methodical manual for trainers and sportsmen [Text]: / G.P.Parkhomovich. - Perm, “Ural-Press LTD”, 1993. - 302 p.

13. Ryzhenko O.V. Features of development of female free-style wrestling in Krasnoyarsk region [Text]: Author’s summary of Dissertation of Candidate of Pedagogy: 13.00.04 / O.V. Ryzhenko. -Krasnoyarsk, 2000. - 23 p.

14. Soboleva T.S. The large scientific-practical contribution to the decision of problems of female sports [Electronic resource]: / T.S.Soboleva // Theory and Practice of Physical Training. - 2003. - No.3.

15. Soboleva T.S. About problems of female sports [Text]: / T.S. Soboleva // Theory and Practice of Physical Training.-1999. - No.6. - P. 56-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.