УДК 728.012
О.Л. Банцерова, Т.В. Арсланбекова
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ЖИЛОГО ДОМА
Рассмотрены вопросы формирования архитектурного пространства современного малоэтажного жилого дома с учетом создания и организации в нем духовного центра. Приведены исторические аспекты развития таких центров у народов различных культур. Дано предложение по обогащению функционально -планировочной организации жилого дома, разработанное в дипломном проекте на кафедре проектирования зданий МГСУ, в рамках развития устойчивой архитектуры.
Ключевые слова: архитектурное пространство, духовный центр, функциональнопланировочная организация, устойчивая архитектура.
O.L. Bantserova, T. V. Arslanbekova
PROBLEMS OF ARRANGEMENT OF THE ARCHITECTURAL
SPACE OF A MODERN RESIDENTIAL BUILDING
The authors consider the issues of the architectural space formation inside a modern low-rise residential building with account for its accommodating a spiritual centre. The authors analyze historical aspects of development of spiritual centers by different peoples and different cultures. The authors suggest supplementing the functional layout solution implemented in the diploma project of a graduate of Department of Design of Buildings of MGSU, by certain sustainable architecture developments.
Key words: architectural space, spiritual centre, functional layout solution, sustainable architecture.
Архитектурное творчество всегда было связано с развитием духовности в человеке. Пространственная среда создавала возможности для сохранения сакральных ценностей. Стремление построить «места, где обитает душа» особенно характерно для формирования жилища [1].
Духовность рассматривается как развитие морально-нравственных ценностей, таких как милосердие, сострадание, помощь социально незащищенным людям, забота о животных.
Сложившаяся сегодня система архитектурно-планировочной организации жилого дома, его функциональное зонирование не предусматривает пространство для развития человека. Понятие комфортности включает в себя в основном удовлетворение физических потребностей людей. Об этом великолепно сказал современный английский архитектор Кристофер Дэй: «Всякий клиент, пользователь, жилец, включая и тех, кто еще не рожден, представляет собой индивидуальность, человеческую личность, а не бесчувственную статистическую единицу, нуждающуюся в упаковке. Им нужно собственное Место — как дом для души, но не как ящик для тела» [1].
А где же эмоции, рожденные от просмотра спектакля, поставленного нашими детьми в домашнем театре, или чувство гордости за успехи и достижения дедушек и бабушек? Они не могут появиться, потому что нет ни домашнего театра, ни музыкального салона, ни выставки-витрины с дорогими сердцу фотографиями, предметами членов семьи.
Несмотря на большие возможности приобретения готовых предметов для игр и творчества, фантазия и воображение современного ребенка не всегда развиваются из-за отсутствия мотивации. Для ее возникновения важны не только наличие финансовых средств, но и желание родителей, и возможности среды.
Система архитектурно-строительного проектирования сегодня нацелена на энергоэффективность и экологизацию как внешней градостроительной
© Банцерова О.Л., Арсланбекова Т.В., 2012
среды, так и внутренней структуры здания, что, несомненно, важно и актуально [2].
А где же сакральная часть пространства современного жилого дома, где его духовный центр? Если проанализировать объемно-пространственное решение жилого дома, то этого центра просто нет. Заменой является телевизор с диваном или часть стены с фотографиями, но как показала многовековая практика строительства, этого недостаточно. Жилой дом предоставляет не только возможность отдохнуть, восстановиться физически, но и «воспрянуть душой», накопить энергию любви, радости, милосердия, доброжелательного отношения к миру, а значит, и настоящего здоровья.
Жилище призвано сыграть важную роль в сохранении и передаче подрастающему поколению семейных ценностей. Воспитанию детей должно помогать умело организованное архитектурное пространство, в котором все продумано и даже форма круглого стола помогает собирать всех членов семьи для общения и совместной трапезы.
Рассмотрим на примере строительства индивидуального жилого дома усадебного типа историю развития духовных центров жилища у различных народов.
В каждой эпохе люди строили дома исходя из природноклиматических, социально-экономических условий, национальных традиций и бытового уклада.
В римском атриумно-перистильном жилом доме роль духовного центра выполнял атриум, который нес священную функцию. Дом как бы повторял модель создания древнего города Рима с культовой ямой в центре — мундусом. Отверстие на крыше атриума — комплювий и бассейн в центре — имплювий, который символизировал мундус. Атриум выполнял функцию «мирового столпа», связывающего каждый римский патрицианский дом с небесами и подземным миром. Здесь хранились ценности рода: шкаф для хранения восковых масок (imagines) и бюстов предков, изображение добрых духов-покровителей: ларов и пенатов (позже создано отдельное святилище — ларарий), сундук с семейными ценностями, стол типа жертвенника и др. В глазах римлян, подобно этрусскам, дом обладал своим сакральным пространством, родственным космосу [3]. Пример римского атри-умно-перистильного жилого дома приведен на рис. 1.
Рис. 1. План, разрезы и общий вид атриумно-перистильного дома
Такой центр есть и в еврейском жилище, которое является маленьким святилищем, а стол в нем подобен алтарю. Здесь, соблюдая законы питания, воспитывается подрастающее поколение. Законы кашрута определяют, какое мясо, птицу и рыбу можно или нельзя употреблять в пищу, как отделить мясное от молочного и др. Соблюдение законов, хотя они и касаются непосредственно пищи, открывают путь к духовному возрождению и кухня с «традиционным оборудованием» кашрута становится мастерской для питания тела и души.
Важная деталь традиционного японского дома — располагавшаяся у неподвижной стены ниша — токонома, где могли висеть картина или стоять композиция из цветов — икебана. Это был духовный центр дома. В украшении ниши проявлялись индивидуальные качества обитателей дома, их вкусы и художественные наклонности. Меняя композиции из живых цветов и растений в зависимости от времени года, они отдают дань почтения и уважения природе и дому [4].
В европейских замках и родовых поместьях галерея портретов предков являлась основой композиции интерьеров двусветных залов.
Внешний мир древнего русского дома был полон символами, и его ин-терьерное пространство отражало принципы устройства мира. Потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — свет. Русская изба состояла из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра: духовный и материальный. В крестьянском доме печь — кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней, поэтому она олицетворяла материальный центр. В переднем углу избы находился духовный центр дома. Это сфера, которая ведает чувствами и мыслями человека. Этот угол назывался «красным». В нем размещались иконы, украшенные вышитыми полотенцами, рядом стоял обеденный стол [5].
Предложение по обогащению функционально-планировочной организации жилого дома разработано на кафедре проектирования зданий в дипломном проекте А. Акимовой на тему: «Коттеджный поселок при Институте биофизики клетки РАН в г. Пущино» (руководители: проф. О.Л. Банцерова, асс. Т.В. Арсланбекова).
В процессе дипломного проектирования разработаны несколько типов малоэтажных жилых домов. Жилые дома отличаются друг от друга общей площадью, размерами участка и степенью комфортности. Они получили названия: «Дуэт», «Трио» и «Квартет».
Малоэтажный жилой дом «Квартет» имеет в своем составе развитый набор помещений, способствующих духовному развитию. Это небольшая витрина-музей фамильных ценностей. Она разместилась в центральной части здания, являясь одновременно его композиционным центром. На втором этаже — кабинет с галерей успехов и достижений членов семьи (творческие работы детей, грамоты, дипломы, научные журналы и книги с работами старшего поколения). Рядом с общей комнатой расположен музыкальный салон, который является центром притяжения гостей и хозяев. Витражное остекление гостиной, обращенное на террасу, ведущую в сад, не только наполняет солнечным светом ее многофункциональное пространство, но и включает ландшафт в создание среды, благоприятной для общения и развития. Общий вид и план дома типа «Квартет» показаны на рис. 2.
В развитие данной темы авторами запланирована статья «Духовный центр жилого дома» на страницах журнала «Дебют».
При организации пространства и объемно-планировочном решении малоэтажных жилых домов усадебного типа перед архитектором открыва-
ются достаточно большие возможности создания живой планировочной ткани дома, где можно обеспечить все многообразие потребностей человека и семьи в духовном развитии, накоплении и передаче подрастающему поколению семейных ценностей и традиций.
План hq отм. 0.000.
Рис. 2. Общий вид и план дома «Квартет»
Беспокойство о развитии архитектурного пространства жилища не должно создавать условий, при которых формирование духовного центра дома станет чрезмерным, навязчивым и растиражированным. Нужно помнить, что это важная составляющая проектирования всегда присутствовала в творчестве архитектора. И наша задача и ответственность заключается в том, чтобы стремление создать духовное пространство в структуре дома не иссякло.
В этом мы видим реализацию принципов «устойчивой архитектуры», когда помимо экологии, энергоэффективности и зеленого строительства, устойчивая архитектурная среда предполагает наличие пространства, способствующего духовному росту человека.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дэй К. Места, где обитает душа (Архитектура и среда как лечебное средство). М. : Ладья ; Академия городской среды, 1994.
2. Табунщиков Ю.А., Бродач М.М., Шилкин Н.В. Энергоэффективные здания М. : АВОК-Пресс, 2003.
3. Шуази О. Всеобщая история архитектуры. М. : ЭКСМО, 2010.
4. Всеобщая история архитектуры / под ред. Б.П. Михайлова. Т. I—II. М. : Гос. изд. по стр-ву, архит. и строит. материалам, 1958.
5. История русской архитектуры / под ред. Ю.С. Ушакова и Т.А. Славиной. М., 1994.
REFERENCES
1. Dey K. Mesta, gde obitaet dusha (Arkhitektura i sreda kak lechebnoe sredstvo) [Localities Where Soul Finds Its Dwelling (Architecture and Environment as Remedies)]. Moscow, Lad'ya Publ., Akademiya gorodskoy sredy [Academy of Urban Environment], 1994.
2. Tabunshchikov Yu.A., Brodach M.M., Shilkin N.V. Energoeffektivnye zdaniya [Energy Efficient Buildings]. Moscow, AVOK-Press Publ., 2003.
3. Shuazi O. Vseobshchaya istoriya arkhitektury [General History of Architecture]. Moscow, EKSMO Publ., 2010.
4. Mikhaylov B.P. Vseobshchaya istoriya arkhitektury [General History of Architecture]. Vol. 1, 2. Moscow, Gos. izd. po str-vu, arkhit. i stroit. materialam publ., 1958.
5. Ushakov Yu.S., Slavina T.A. Istoriya russkoy arkhitektury [History of Russian Architecture]. Moscow, 1994.
Поступила в редакцию в ноябре 2012 г.
Об авторах: Банцерова Ольга Леонидовна, кандидат архитектуры, профессор, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, [email protected];
Арсланбекова Татьяна Владимировна, ассистент ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д.
Для цитирования:
Банцерова О.Л., Арсланбекова Т.В. Проблемы организации архитектурного пространства современного жилого дома [Электронный ресурс] // Строительство: наука и образование. 2012. Вып. 3. Ст. 1. Режим доступа: http://www.nso-journal.ru.
For citation:
Bantserova O.L., Arslanbekova T.V. Problemy organizatsii arkhitekturnogo prostranstva sov-remennogo zhilogo doma [Problems of Arrangement of the Architectural Space of a Modern Residential Building] // Stroitel'stvo: nauka i obrazovanie [Construction: Science and Education], 2012, no. 3, paper 1. Available at: http://www.nso-iournal.ru.
About the authors: Bantserova Ol'ga Leonidovna, Candidate of Architecture, Professor, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaro-slavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; [email protected];
Arslanbekova Tat'yana Vladimirovna, assistant lecturer, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; [email protected]