Научная статья на тему 'Проблемы оптимизации структуры спроса и предложения на рынке труда'

Проблемы оптимизации структуры спроса и предложения на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрегова М. К., Тхамокова С. М.

В условиях перехода к рыночной модели экономического развития, разбалансированности территориально-отраслевых рынков формирование рынка труда является одной из наиболее сложных проблем. Ситуация осложняется еще тем, что каждый регион имеет свои особенности функционирования, распределения и использования трудовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы оптимизации структуры спроса и предложения на рынке труда»

АБРЕГОВА М.К., ТХАМОКОВА С.М.

ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА

В условиях перехода к рыночной модели экономического развития, разбалансированности территориально-отраслевых рынков формирование рынка труда является одной из наиболее сложных проблем. Ситуация осложняется еще тем, что каждый регион имеет свои особенности функционирования, распределения и использования трудовых ресурсов.

В ходе аграрного реформирования, предполагающее эффективную занятость и профессионализм работников, прекратилось административное управление процессами профориентации, движения, подготовки и повышения квалификации кадров.

Сегодня АПК функционирует в сложных экономических и природно-экологических условиях, которые требуют от специалистов высокого профессионализма, знание современных достижений аграрной науки и новейших технологий как в области производства, так и управления. Вместе с тем, в основных производственных службах организации сохраняется негативная тенденция роста замещения должностей главных специалистов работниками со средним профессиональными образованием. Кроме того, следует обратить внимание на увеличение числа работников пенсионного возраста ¡5

и га

I

Ш

работающих в должностях главных специалистов по направлениям: экономика, бухгалтерский учет, ветеринария и агрономия.

Обострение социально-экономической ситуации усугублялось воздействием зачастую противо- ^ речивых направлений социальной политики. Формирование рыночных отношений сопровождалось

г

трансформацией прежних общественных отношений. Вслед за этим идет процесс переструктуиро- СО

вания рынка труда. Кризисная экономическая ситуация в АПК породила ряд настолько глубоких не- □

гативных явлений и тенденций в обеспечении высоко профессиональными квалифицированными кад- СИ

рами, что преодолеть их за прошедший период целом не удалось. ^

Возможным, хотя и не единственным путем улучшения сложившегося положения с кадрами,

могла бы быть хорошо поставленная деятельность служб управления персоналом. Между тем в боль- ^

шинстве органов управления АПК различного уровня данному направлению уделяется недостаточ- -Е

ное внимание. о.

Малочисленность и недостаточно профессиональный уровень работников большинства служб §

управления персоналом не позволяет успешно выполнять функции этих подразделений: формиро- >■

вание и подготовка резерва руководящих кадров; привлечение, трудоустройство и закрепление мо- 2

о

лодых специалистов; совершенствование профессионально-квалификационной структуры кадров на

селе, внутрифирменное профессиональное образование, социальное развитие коллективов. 2

Аграрное производство во многом сохраняет возможность формировать свой трудовой потенциал за счет местного и его молодежного населения, но для этого необходимо эффективное профо-

риентационная работа со стороны отраслевых структур. Правильно используя различные формы и о

методы профориентации, многообразные психологические средства воздействия на личность учащих- 'о

ся, преподаватели и консультанты имеют возможность раскрутить социальную значимость того или £

иного конкретного вида труда, повлиять на профессиональный выбор. о

со

Приток выпускников различных учебных заведений, мог бы компенсировать естественную убыль °

работников, однако профессиональный состав выпускников не отвечает в полной мере требованиям о

работодателей. В структуре подготовки кадров преобладают специалисты с высшим профессиональ- ^

ным образованием, тогда как доминирует спрос на рабочие специальности. С учетом недостаточно- 1

сти государственного финансирования необходимо переходить на формирование заказов аграрным ®

образовательным учреждением все уровней по подготовке специалистов исходя из потребностей >:_

предприятий и хозяйств, которым в свою очередь следует создавать для них достойные условия тру- 5

да и жизни. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» дает определенный импульс обес- со

печению закрепления молодых специалистов в сельской местности, но не решает главного — вы- |

равнивание качества жизни в селе по отношению к городу. §

Лишь справедливое соотношение оплаты труда квалифицированных работников в аграрном 2

производстве и других отраслях народного хозяйства может повысить профессиональную устойчивость кадров и уровень их трудовой мотивации.

Несмотря на рост числа студентов, проблема миграции молодых специалистов из сел в города становится все острее. Причина этого — отмена государственного распределения выпускников учебных заведений, отсутствие престижности труда в деревне, невысокая и нерегулярно выплачиваемая заработная плата, низкая социальная защищенность, неудовлетворительные жилищные условия, кризисное состояние сельской инфраструктуры, плохое снабжение населения важнейшими видами продовольственных товаров. Таким образом наряду с другими принимаемыми мерами, должна дать положительные результаты и реализация федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года».

Для оживления хозяйственной активности и улучшения конъюнктуры рынка труда необходимо выработать целый комплекс мер главным из которых является государственное регулирование, в частности: стимулирование уровня занятости и увеличения числа рабочих мест в государственном статусе; оказание помощи в увеличении числа рабочих мест в малом и среднем бизнесе; подготовка и переподготовка кадров; содействие в найме рабочей силы; социальное страхование безработицы. Кроме того, существует комплекс мер косвенного регулирования: законодательное, налоговое, денежное, кредитное, инвестиционная политика государства. ГМ Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой

я комплекс экономических административных законодательных и организационных мер.

0 Государственная служба занятости занимает особое место в системе регулирования рынка тру-

1 да. Однако недостаточная согласованность в работе региональных подразделений службы занятости, неполная информация о наличии вакантных рабочих мест, непредставление работодателями данных о реальной заработной плате значительно сужает возможности трудоустройства.

Решение этой проблемы предполагает формирование единого информационного пространства, д эффективность которой в значительной степени будет зависеть от достоверности и полноты показа-□ телей, характеризующих состояние рынка труда, при этом их следует дифференцировать по уров-^ ню — страны, региона, отрасли, фирмы.

-<> Важным мероприятием по стимулированию спроса на труд является содействие занятости от-

дельных категорий граждан особо нуждающихся в социальной защите. ф Функции системы социальной защиты можно осуществлять по трем основным направлениям:

и стабилизация рынка труда, подготовка к обновлению рынка рабочей силы, социальное страхование ф граждан.

| При этом необходимо смещать ориентиры в социальной политике к системе оказания социаль-

^ ной помощи на создание условий, которые позволили бы людям оживить деловую активность и ве-

о

о сти достойное существование.

Ее Принципиально новое значение приобретает деятельность государственных органов по труду ЕЕ в обосновании механизма взаимосвязи спроса и предложения на рынке труда. Напряженность на рын-о. ке труда не снижается, а наоборот нарастает в виду отсутствия баланса между спросом и предложе-< нием и несовпадением интересов учебных заведений и производственно-экономических структур. ^ Важно отследить основные структурные сдвиги в составе рабочей силы по профессиям в ред зультате межотраслевого распределения занятых и обосновать направления развития системы про-о фессионального образования учитывающих реальные потребности отраслей экономики в квалифи-^ цированных кадрах. Учебные заведения первичного профессионального обучения недостаточно ори-

2 ентированы на рынок труда, большинство профессий которым обучается молодежь остается невос-£ требованной. Департамент образования и науки, отраслевые управления и комитеты региональной

администрации должны проводить целенаправленную работу по согласованию с образовательными ^ учреждениями объемов и профилей подготовки на несколько лет, базой для определения которых ® стал бы банк данных о потребности организаций и учреждений в конкретных специалистах. Только >| так можно обеспечить сбалансированность рынков труда и образовательных услуг. * Таким образом, регулирование занятости в аграрном секторе на рынке труда представляет сложат ный и постоянно обновляемый механизм, который, отстаивая интересы субъектов рынка использует Л широкий спектр форм и направлений деятельности с целью обеспечений эффективной занятости. § Нынешнее состояние кадрового потенциала АПК выявил серьезные упущения в области подго-<т) товки квалифицированных работников, связанного с несоответствием объективно необходимого для

выполнения той или иной работы уровня квалификации и уровня профессионального образования.

Для рыночной инфраструктуры потребуются специалисты широкого профиля, способных быстро адаптироваться к современным условиям и формам хозяйствования.

Одним из главных направлений политики в АПК является поиск и поддержка талантливой молодежи, стремящейся работать в сельхозпроизводстве. Важно создать такую систему подготовки кадров для отрасли, при которой в аграрные учебные заведения будут поступать молодые люди, заранее выбравшие профессиональный путь. Школа призвана подготовить выпускников для непосредственной работы в АПК и дальнейшего профобразования. В ней следует организовать работу по профориентации, в том числе на сельские специальности. Целесообразно перейти на целевую подготовку специалистов для хозяйств, что обеспечит закрепление кадров в отрасли. Как и большинство населений России, молодежь оказалась недостаточно подготовленной, чтобы быстро и безболезненно адаптироваться к современным реалиям рынка труда. Это требует от государства разработки и реализации особой системы мер, обеспечивающих не только гарантии занятости для молодежи, но и оказание поддержки в адаптации данной группы населения к экономической нестабильности.

В первую очередь, молодежь находится на стадии трудового и социального самоопределения, выходит на рынок труда впервые и отличается от других групп отсутствием производственного опыта.

Во-вторых, характеризуется низким уровнем профессиональной ориентации, информированно- ^ сти о состоянии рынка труда, спросе на конкретные специальности, возможностях профессиональ- ^ ного обучения. ц

В-третьих, молодежь имеет свои специфические притязания к режиму работы, уровню оплаты ® труда, карьерному росту.

При содействии федеральных, региональных и местных властей было бы целесообразным со- ^ здание в городах областного подчинения молодежных бирж труда, центров по трудоустройству, социальной и психологической адаптации выпускников учебных заведений. □ Федеральные и региональные программы занятости должны предусматривать проведение спе- О циальных мероприятий, направленных на привлечение подростков к трудовой деятельности без ущербов получения образования. ^ Вопросы повышения конкурентоспособности молодых безработных должны решаться путем а повышения квалификации, участия в специальных программах, оказание помощи в подборе работы ® независимо от статуса и отношения к занятости. Должны быть сформированы банк вакансий для о выпускников профессиональных учебных заведений и база данных о динамике труда, поскольку си- ®

СО

стема образования должна адекватно реагировать на запросы рынка труда. |

Одним из путей достижения сбалансированности может стать получение дополнительной спе- ^

циальности параллельно с базовой подготовкой обучения. Также расширению занятости молодежи о

способствовали бы предоставление субсидий предприятиям, содействующим трудоустройству выпус- ^

кников вузов и ПТУ, квотирование рабочих мест, немаловажную роль при этом сыграет объединение Р

усилий органов местной власти, работодателей и образовательных учреждений. ^

При решении проблем, связанных с оптимизацией спроса и предложения на рынке труда необ- <

ходимо: информировать граждан о ситуации на рынке труда, активно пропагандировать профессии о

пользующихся спросом на рынке труда, информировать соответствующие ведомства об избытке спе- 0

циалистов по конкретным профессиям, рекомендовать учебным заведениям подготовку по смежным о

интегрированным профессиям, уделить особое внимание в подготовке специалистов под конкретное т

рабочее место, на основании прогноза социально-экономического развития, подготовить прогноз £ потребности экономики в кадрах, с учетом, которого направлять безработных на профессиональное

обучение. ;=

Для привлечения специалистов в отрасль и их закрепление необходимо: ^

зачисление в аграрные вузы, техникумы и колледжи преимущественно выходцев из сельской 2

местности на трехсторонней контрактной основе: абитуриент — образовательное учреждение — >|

сельхозпредприятие с обязательством поступающего отработать в сельском хозяйстве не менее трех о

®

лет; =г

- содействие обустройству молодых специалистов в хозяйствах и усиление мотивации их труда; |

- государственное регулирование заработной платы с целью выровнять городской и сельский §

уровни; 0)

1 о

- улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества медицинской помощи;

- предоставление льготных бюджетных кредитов для строительства, приобретения и благоустройства жилья;

- освобождение от армии при условии, если призывник отработает в сельском хозяйстве три-пять лет.

Только проработав комплекс перечисленных мер, с поддержкой федерального центра, можно повысить эффективность сельскохозяйственного производства, обеспечить социальное развитие отрасли и на этой основе — подготовку и закрепление квалифицированных кадров в агропромышленном комплексе.

АЛЕКСАНДРОВА Т.Я.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

N -

л

ь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

® Современное состояние образования обычно характеризуется в первую очередь с позиций не-

^ достаточности бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования

2 данной сферы деятельности. В этих условиях все остальные проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, доступностью качественного образования для различных слоев населения, более полным удовлетворением запросов учащихся, развитием связей с рынком труда и др., отодви-

□ гаются на второй, а то и на третий план. В условиях острого дефицита финансовых ресурсов такая

^ расстановка приоритетов выглядит обоснованной. Более того, большинство названных проблем по-

<;> рождено в первую очередь недостаточным финансированием.

Первоначально объем бюджетного финансирования образования был институционализирован

£ на 10% национального дохода. Приоритетность развития высшего образования посредством финан-

^ сирования государственных вузов за счет средств федерального бюджета законодательно подтвер-

^ ждалась также в законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996г.), ус-

§ танавливавшем, что на цели высшего образования должно выделяться не менее 3 % расходной части

^ федерального бюджета, а объем подготовки специалистов должен составлять не менее 170 студен-

2 тов на 10 тыс. чел. [1].

^ Кроме того, были институционализированы основы нового экономического механизма в высей шем образовании: многоканальность финансирования, предоставление широких прав по привле-^ чению внебюджетных источников финансирования, система налоговых льгот для высшей шко-< лы. Однако в условиях рыночной трансформации государство практически сняло с себя ответ-о ственность за исполнение своих обязательств, вследствие чего обеспечиваемый государствен-^ ным бюджетом уровень финансирования образования до сих пор, в условиях устойчивого почти о 8-летнего посткризисного экономического роста существенно ниже установленного законода-о тельством.

ей

° Согласно действующему законодательству, деятельность бюджетного учреждения финансиру-

о ется его учредителем в соответствии с договором между ними. Поскольку большинство существующих на сегодняшний день образовательных учреждений являются государственными или муниципальными, финансовое обеспечение их текущей деятельности входит в задачу соответствующих бюджетов. Причем даже тогда, когда образовательное учреждение имеет весомые собственные поступления (например, внебюджетные средства), роль бюджетного финансирования остается весьма значительной.

В основе распределения бюджетных средств между образовательными учреждениями лежит принцип финансового обеспечения функционирования образовательного учреждения как объекта, т.е. финансирования его способности обучать определенный контингент студентов или учащихся и содержать (обеспечивать функционирование) находящихся в нем материальные объекты. При усло-

IX

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.