УДК 343.8
В.П. Сидоров
ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПУТЕЙ И СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ
Настоящая статья ориентирована на освещение насущных вопросов уголовного правоприменения против тех, кто совершил преступление. В ней раскрывается методика социально-уголовных исследований детерминационных факторов, количественных и качественных характеристик пенитенциарной преступности, с акцентом на насильственные и корыстно - насильственные преступления, совершаемые осужденными, отбывающими наказания в пенитенциарных учреждениях министерства юстиции Российской Федерации. Автор упорядочивает и систематизирует точки зрения на прогрессивную систему и, исходя из ее критического анализа, определяет ее как юридически регулируемый и психологически скорректированный процесс исправления осужденных, с учетом позитивных изменений личности. В статье критически рассматривается вопрос о применении прогрессивной системы в пени-тенциарныхучреждениях в соответствии с идеей о приоритетности цели исправления осужденных, чье право на возвращение к полноценной гражданской жизни должно подтверждаться сформированной у них способностью к соответствующей личностной адаптации в период отбывания наказания.
Ключевые слова: уголовное правоприменение, прогрессивная система, процесс исправления осужденных, позитивные изменения личности, личностная адаптация.
V.P. Sidorov PROBLEMS OF IDENTIFYING WAYS AND MEANS OF CORRECTION OF CONVICTS SERVING CRIMINAL SENTENCES
The article is focused on the urgent issues of criminal law enforcement against those who committed a crime. The article shows the method of social and criminal research of the determination factors, quantitative and qualitative characteristics of penitentiary criminality emphasizing violent and mercenary violent crimes committed by the convicts serving a sentence in penitentiary facilities of the Ministry of Justice of the Russian Federation. The author orders and systematizes the points of view on a progressive system and on the basis of its critical analysis defines it as a legally regulated and psychologically adjusted process of convicts' correction taking into account positive personality changes. The study critically examines the issue of the progressive system application in the penitentiary facilities in accordance with the idea of the objective priority to determine the correction of the convicts whose right to return to full civil life ought to be confirmed by the ability to personal adjustment formed during the period of their sentence serving.
Key words: criminal enforcement, progressive system, the process of correction, positive changes in personality, individual adaptation.
Проблема повышения эффективности исполнения наказаний - одна из крупнейших проблем совершенствования применения уголовно-правовых мер в отношении лиц, совершивших преступления.
Вхождение России в мировое сообщество в качестве полноценного и равноправного участника подвигает и заставляет приводить отечественное законодательство в соответствие с мировыми, европейскими стандартами в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными, заключенными.
Несомненным достижением российской юриспруденции была разработка и принятие новых уголовного и уголовно-исполнительного кодексов, которые постарались воплотить все передовое и новое, что было наработано в теории и в практике как у нас в стране, так и за рубежом.
В новых уголовном и уголовно-исполнительном кодексах провозглашены такие цели наказания как восстановление социальной справедливости, а также исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений (ч.2 ст. 43 УК РФ); исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами (ч. 1 ст. 1 УИК РФ).
При назначении наказания учитывается характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Поиск вариантов наиболее эффективного исполнения наказания - это проблема, которая заставляет искать различные оптимальные пути, подходы, средства для воспитательного воздействия на осужденных, чтобы апробировать их на практике, а затем вновь, отметая не давшие положительного результата, искать все новые и новые пути в этой сфере права.
Как один из таких вариантов - это классификация учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Она должна опираться на дифференциацию осужденных. Так как, именно правильная дифференциация осужденных предопределяет весь дальнейший ход исполнения приговора суда и является необходимым условием выбора программ и средств обращения с осужденными, обеспечения безопасности и эффективной управляемости учреждений, оптимального распределения имеющихся на сегодня сил и ресурсов, а также четкого и ясного понимания целей и задач в обращении с осужденными.
Разделение осужденных по различным категориям, т.е. дифференциация, осуществляется на основе научно разработанной классификации. Раздельное содержание осужденных преследует следующие цели:
1) изоляция различных категорий и предотвращение негативного влияния более "криминально зараженных" осужденных на менее опасных;
2) обеспечение дифференцированного применения мер принуждения и воспитательного воздействия;
3) построение системы мест лишения свободы, оптимально соответствующей достижению целей наказания (1, с. 86).
Учитывая тот громадный исторический опыт учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и законодательную базу предлагается концептуальная модель усовершенствованной уголовно-исполнительной системы, которая базируется на дифференциации осужденных не только по юридическим, криминологическим и другим критериям, но и по целям, задачам и объему воспитательного воздействия на осужденных к различным видам уголовных наказаний.
Основывая дифференциацию осужденных на хорошо известных и в теории и в практике основаниях: видах, характере и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, отягчающих и смягчающих наказание обстоятельствах, наличии или отсутствии рецидива, то есть совокупности данных, характеризующих личность, предлагается акцентировать внимание на конкретных задачах и реальных возможностях позитивной коррекции личности посредством уголовного наказания, а соответственно - на объеме и содержании методов и средств воспитательного воздействия (ведь объем и характер средств исправления зависят от содержания исполняемого наказания, на это прямо указывает ч.3 ст.9 УИК РФ, согласно которой эти средства применяются с учетом вида наказания (2, с. 86).
На основании вышеизложенного осужденные дифференцируются на три категории по следующим основаниям:
Первая категория.
К этой категории относятся осужденные, совершившие небольшой тяжести или, во всяком случае, не представляющие большой общественной опасности преступления. Принудительные меры к таким осужденным применяются минимальные. Само наказание здесь носит воспитательный характер и законодатель считает, что этого вполне достаточно. В этом случае исполняется только "само наказание" и, соответственно, такие наказания, как лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы, исправительные работы, обязательные работы, ограничение по военной службе, то есть наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, исполняют суды, служба судебных приставов, командование воинских частей, уголовно-исполнительные инспекции. В предлагаемой далее модели системы они представлены без изменений.
Вторая категория.
Это более запущенные в психологическом, педагогическом и социальном плане, но еще поддающиеся воспитательному воздействию осужденные, исправление которых требует применения комплексных, в том числе режимных мер. Эта категория осужденных отбывает наказания в виде лишения свободы. Соответственно, этот вид наказания исполняют исправительные и воспитательные колонии, колонии-поселения, дисциплинарные воинские части.
В этот перечень предлагаемая модель системы вносит определенные изменения. Это относится и к учреждениям, которые должны будут исполнять наказания в отношении осужденных третьей категории.
Третья категория.
Осужденные, отнесенные к этой категории, характеризуются "глобальной" или близкой к ней криминогенностью. Они требуют строгой изоляции от общества, а для пробуждения у них чувства раскаяния, вины и веры в свое исправление, изменения установок и, в целом, к лучшему личностной направленности, предупреждения рецидива необходимы целенаправленные, последовательные, комплексные, сочетающие убеждение и принуждение, меры исправительного воздействия, в значительной степени реализующие объективно присущее наказанию свойство лишения или ограничения прав и свобод. Эти осужденные отбывают наказания в исправительных колониях особого режима, тюрьмах, арестных домах, гарнизонных гауптвахтах.
Пенитенциарная практика свидетельствует, что действующая в настоящее время система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, не в полной мере ориентирована на дифференцированный подход к специфике реализации исправительно-воспитательной функции наказания в отношении указанных категорий осужденных. В связи с этим, предлагается провести ее (системы) модернизацию, взяв за основу объем и характер мер воздействия на осужденных, которые должны реализовывать соответствующие учреждения и органы.
Предлагаемая в качестве концептуальной, модель системы учреждений и органов, исполняющих наказания, включает несколько новых по названиям и содержанию деятельности учреждений, объединенных в два основных блока: (Приложение .№1)
1. Уголовно-исполнительные учреждения, исполняющие наказания, не связанные с изоляцией осужденных. К ним относятся: уголовно-исполнительные инспекции; суды; судебные приставы-исполнители; командование воинских частей. Исправительное воздействие рассчитано на осужденных первой категории.
2. Пенитенциарные учреждения, исполняющие наказания, связанные с изоляцией осужденных. В зависимости от степени изоляции они подразделяются на:
2.1. Уголовно-исправительные учреждения, исполняющие наказания, связанные с изоляцией осужденных. К ним относятся: исправительные колонии; воспитательные колонии; исправительные поселения (вместо колоний-поселений); дисциплинарные воинские части. Исправительное воздействие рассчитано на осужденных второй категории.
2.2. Уголовно-исправительные учреждения, исполняющие наказания, связанные со строгой изоляцией осужденных. К ним относятся: тюрьмы общего режима; арестные дома; гарнизонные гауптвахты. Исправительное воздействие рассчитано на осужденных третьей категории.
2.3. Уголовно-исправительные учреждения, исполняющие наказания, связанные с особо строгой изоляцией осужденных. Это тюрьмы особого режима для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы или которым смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы. Они должны заменить соответствующие исправительные колонии особого режима. Исправительное воздействие рассчитано на осужденных третьей категории, характеризующихся "глобальной" криминогенностью.
Итак, если для исправления осужденных первой категории достаточно, как мы говорим, "самого наказания", носящего воспитательный характер и никакого другого "инструментария" исправительного воздействия здесь не требуется, то уже вторая категория осужденных требует изоляции от общества и всего "арсенала" средств исправительного воздействия для проведения с ними воспитательной работы. Здесь законодатель уже в полном объеме регламентирует общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания, а также более детально расписывает виды норм, регулирующих режим, условия отбывания наказания, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных, обязательное государственное страхование и пенсионное обеспечение, труд, профессиональное образование и профессиональную подготовку, воспитательную работу с осужденными, обязательное получение основного общего образование и т.д. и т.п. Все это сделано на основании закона (УИК РФ), чтобы гарантировать осужденным их права, свободы и законные интересы, понимая, что эта категория, хотя и изолирована от общества, но не безнадежна в плане проведения с ними воспитательной работы и привития навыков правопослушного поведения.
Для закрепления адаптационных навыков и оказания помощи осужденным в социализации, предлагается создать при каждой исправительной колонии общего и строгого режимов исправительные поселения вместо колоний - поселений, так как название этих учреждений не соответствует ни форме, ни сути колоний как таковых. Колонии-поселения не охраняются как исправительные колонии, режимными правилами разрешено в свободное от работы время до отбоя перемещаться по территории колонии-поселения, осужденные могут снимать или даже приобретать жилые строения, иметь деньги, проживать с семьей, обзаводиться хозяйством и т.п. (3, с.40). Ведь изменение названия учреждения не просто формальный, бюрократический акт. Оно несет в себе психологический "заряд". Все знают влияние слова на сознание индивида и мы должны этот психологический фактор использовать в полной мере.
Для стимулирования осужденных к правопослушному поведению, предлагается внедрить в исправительных поселениях элементы прогрессивной системы. Суть заключается в следующем. Все осужденные, прибывающие в исправительные поселения, помещаются в общежитиях, расположенных на территории этого учреждения. При условии отсутствия нарушений и по прошествии определенной части срока нахождения в исправительном поселении, осужденный должен иметь право на проживание один или с семьей вне территории этого заведения. Если осужденный и дальше ведет себя правопослушно, то по ходатайству администрации исправительного поселения, самого осужденного или трудового коллектива, суд должен иметь право разрешить отбывать оставшуюся часть срока по основному месту жительства под надзором уголовно-исполнительной системы.
Если осужденный нарушает порядок и условия отбывания наказания, то движение осужденного пойдет в обратном направлении, вплоть до направления в исправительные колонии общего или строгого режимов.
Из третьей категории осужденных выделяются те, кто отбывает пожизненное лишение свободы в уголовно-исправительных учреждениях, исполняющих наказания, связанные с особо строгой изоляцией. Они отбывают наказание в тюрьмах особого режима, которые должны заменить исправительные колонии особого режима.
Сам контингент, отбывающий наказание в этих учреждениях, осужден за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений и, в силу объективных и субъективных причин, трудно поддается нравственному исправлению.
Исходя из вышеизложенного, предлагается концептуальная модель уголовно-исполнительной системы, состоящая из двух блоков: уголовно-исполнительные учреждения, исполняющие наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества и пенитенциарные учреждения, исполняющие наказания, связанные с изоляцией осужденных от общества.
Она, несомненно, должна повлечь за собой не только пересмотр уголовно-исполнительной политики, перераспределение сил и средств, но и (что является необходимым условием нового подхода дифференциации осужденных и классификации учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания) внесение изменений и дополнений в ныне действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство.
Так, ст. 58 Уголовного Кодекса РФ "Назначения осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения" необходимо изложить в следующей редакции:
Отбывание лишения свободы назначается:
A) лицам, осужденным за преступления, совершенным по неосторожности, а также лицам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы - в исправительных поселениях.
Б) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшим наказание в виде лишению свободы, а также женщинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива - в исправительных колониях общего режима;
B) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее отбывавшим наказание лишение свободы, а также при рецидиве и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал наказание в виде лишения свободы, - в исправительных колониях строгого режима;
Г) мужчинам, осужденным при особо опасном рецидиве и совершении особо тяжких преступлений, - в исправительных колониях особого режима;
Д) лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, а также лицам, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы - в тюрьмах особого режима.
Лицам, осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме.
Исправление осужденных является приоритетной задачей уголовно-исполнительного законодательства, поэтому для эффективной деятельности исправительных учреждений и прогрессивной системы предлагается:
1) внести изменения в систему учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, а именно:
- вместо колоний особого режима для содержания лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, создать тюрьмы особого режима;
- вместо колоний - поселений создать исправительные поселения;
- перевести большую часть сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания, в вольнонаемный состав (это не должно касаться оперативных работников, сотрудников отделов охраны и дежурных служб);
- создать в каждом субъекте Российской Федерации уголовно-исполнительную систему в полном объеме;
2) установить в тюрьмах вместо общего и строго режимов обычные, строгие и облегченные условия, причем облегченные условия должны резко отличаться от обычных значительным увеличением посылок, передач, бандеролей, свиданий, расходов на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости;
3) в исправительных колониях предусмотреть льготные условия содержания, которые должны резко отличаться от облегченных условий: осужденный должен иметь право на использование средств, находящихся на его лицевом счете, для приобретения мебели, посуды, одежды,
телевизионных приемников и других предметов быта; право на ежемесячное длительное свидание с близкими родственниками; право на свободный выход за пределы колонии для работы на близлежащих предприятиях города (района); право на проживание вне территории исправительных учреждений;
4) совершенствовать отрядную систему в исправительных учреждениях. Осужденные должны находиться в запираемых на ночь помещениях не более чем по 2-3 человека. Центр тяжести воспитательного процесса перенести на индивидуальную работу с осужденными, не забывая при этом о групповых и массовых формах работы;
5) ввести в штат учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, священнослужителей, с тем, чтобы они способствовали духовному возрождению и нравственному исправлению осужденных;
6) условно-досрочное освобождение применять только в отношении лиц, судимых за тяжкие, особо тяжкие преступления, при рецидивах преступлений и отбывающих пожизненное лишение свободы; в отношении остальных категорий осужденных применять досрочное освобождение;
7) создать сеть центров социальной помощи осужденным, отбывшим наказание в каждом субъекте Российской Федерации;
8) функции контроля за досрочно освобожденными от отбывания наказания вменить уголовно-исполнительным инспекциям;
9) разработать и принять национальную программу поддержки осужденных после отбывания наказания для закрепления результатов воспитательного воздействия;
10) осуществлять отбор специалистов в области психиатрии, психологии, социологии и конфликтологии для работы в учреждениях УИС;
11) постепенно создавать исправительные колонии, наполняемостью до 300-500 человек;
12) способствовать гуманизации отношений, как между осужденными и сотрудниками, так и между самими осужденными.
Эффективность и огромные потенциальные возможности классификации учреждений и органов, исполняющих наказания, дифференциации осужденных и "умелое" применение прогрессивной системы исполнения и отбывания наказаний проверены не столько российским, сколько мировым опытом. Нам следует его более активно осваивать.
Вне всякого сомнения, внедрение вышеперечисленных систем, средств и методов, окажет профилактическое влияние как на ситуацию в местах лишения свободы, так и на адаптацию осужденных после освобождения.
Хотя очевидно, что социальная, политическая и экономическая нестабильность в России -не самое лучшее время для достижения наивысших результатов этого процесса.
Тем не менее, классификация учреждений и органов, исполняющих наказания, дифференциация осужденных по различным основаниям, а также прогрессивная система, способствуют формированию у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, стимулирует правопослушное поведение, и, в первую очередь, - воспитывает у них чувство ответственности.
И эта система, и система наказаний, должны быть эффективными и гуманными. Если же общество не найдет в себе сил и средств ювелирного решения сложной двуединой задачи эффективности и гуманности, то преступность может превратиться в социальную чуму третьего тысячелетия, в диктатуру пятой, а потом и единственной власти.
Литература
1.Мищенков П.Г., Мелентьев М.П., Пономарев С.Н. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. М., 1997.
2.Шмаров И.В. Уголовно-исполнительное право. М., 1998.
3.Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. М., 1997.