Научная статья на тему 'Проблемы определения предмета контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов'

Проблемы определения предмета контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2818
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА / НАЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / ДЕНЕЖНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / SMUGGLING / CASH / MONETARY INSTRUMENTS / SUBJECT OF CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марковский Максим Сергеевич

Статья посвящена исследованию предмета контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. На основе анализа законодательства, регламентирующего оборот денежных инструментов, выявлены проблемы, возникающие при толковании данного понятия, а также вынесено предложение о расширении предмета контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов посредством внесения изменения в п. 5 примечания к ст. 200.1 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Марковский Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The subject of Article 200.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, in accordance with the content of its disposition, is cash and (or) monetary instruments. According to Pt. 1, Art. 2 of the Agreement on moving cash and (or) monetary instruments by natural persons across the customs border of the Customs Union, cash is understood as money in banknotes and treasury notes, coins (with the exception of precious metal coins) which is in circulation and is a legal tender in the countries members of the customs union or foreign states (group of foreign states), including money withdrawn or being withdrawn from circulation, yet exchangeable for banknotes in circulation. In accordance with this Agreement monetary instruments are traveler's checks, bills, checks, as well as securities in a document form certifying the obligation of the issuer (the debtor) to pay the money without a specified person to whom such a payment is made. This concept is duplicated in Pt. 5 of the Notes to Art. 200.1 of the Criminal Code. Thus, the notion of monetary instruments includes certain types of working instruments: a traveler's check, bill of exchange, check (bank check), as well as securities in a document form certifying the obligation of the issuer (the debtor) to pay the money without a specified person to whom such a payment is made. Securities, unlike travelers' checks, bills of exchange, checks (bank checks), are formulated as a set of features by which they can be recognized as monetary instruments. Thus, to establish which working instruments can match these signs, one must understand the rules of civil law. In connection with the foregoing, in practice there may be some difficulties related to the interpretation and identification of monetary instruments as a subject of a crime under Art. 200.1 of the Criminal Code. According to the research, monetary instruments include traveler's checks, bills, checks (checks), bearer bonds, bank books and bearer savings (deposit) certificates to the bearer. At the same time, this definition needs broadening and including certificates and coupons that are issued to bearer securities.

Текст научной работы на тему «Проблемы определения предмета контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов»

Вестник Томского государственного университета. 2015. № 393. С. 158-163. Б0! 10.17223/15617793/393/24

УДК 343.2

М. С. Марковский

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА КОНТРАБАНДЫ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И (ИЛИ) ДЕНЕЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Статья посвящена исследованию предмета контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. На основе анализа законодательства, регламентирующего оборот денежных инструментов, выявлены проблемы, возникающие при толковании данного понятия, а также вынесено предложение о расширении предмета контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов посредством внесения изменения в п. 5 примечания к ст. 200.1 УК РФ. Ключевые слова: контрабанда; наличные денежные средства; денежные инструменты; предмет преступления.

Предметом ст. 2001 УК РФ, в соответствии с содержанием ее диспозиции, являются наличные денежные средства и (или) денежные инструменты. Данные термины были заимствованы из международного таможенного законодательства.

Согласно п. 1 ст. 2 Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза под наличными денежными средствами понимаются денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах - членах таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки [1].

Исходя из данного понятия, представление о наличных денежных средствах является очевидным и не вызывает каких-либо вопросов.

С денежными инструментами как предметом преступления, предусмотренного ст. 200.1 УК РФ, все в точности наоборот.

В настоящее время, в период глобализации экономики, достаточно распространены международные расчеты документами, эквивалентными наличным денежным средствам. В качестве таких эквивалентов могут выступать денежные инструменты, к которым в соответствии с указанным Договором относятся дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата. Данное понятие продублировано в п. 5 примечания к ст. 2001 УК РФ. М.Н. Урда пишет, что законодатель, формулируя понятие денежных инструментов, «... исходил из необходимости определения неких производных по отношению к наличным деньгам оборотных инструментов, которые при необходимости могут быть обналичены после пересечения таможенной границы» [2. С. 79].

Таким образом, в понятии денежных инструментов перечислены определенные виды оборотных инструментов: дорожный чек, вексель, чек (банковский чек), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника)

по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

Примечательно, что первые три оборотных инструмента - дорожный чек, вексель, чек (банковский чек) - указаны в качестве определенного вида и для уяснения их сущности достаточно обратиться к законодательству, регламентирующему их обращение. В то же время оборотные инструменты, определенные в понятии денежных инструментов как ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата, сформулированы в отличие от дорожных чеков, векселей, чеков (банковских чеков) не как их конкретный вид, а как совокупность признаков, в соответствии с которыми они могут быть признаны денежными инструментами. Таким образом, чтобы установить, какие оборотные инструменты могут удовлетворять данным признакам, необходимо тщательное изучение норм гражданского законодательства.

В связи с изложенным в правоприменительной деятельности могут возникнуть определенные сложности, связанные с толкованием и идентификацией денежных инструментов как предмета преступления, предусмотренного ст. 200.1 УК РФ.

Аналогичной точки зрения придерживается и М.Н. Урда, которая среди прочего указывает, что несмотря на множество научных публикаций, посвященных рассмотрению проблемных вопросов контрабанды различных предметов, существенные исследования контрабанды ценных бумаг отсутствуют, также как отсутствует и судебная практика по такому роду правонарушений [3. С. 140].

Действительно, на основании ответа Федеральной таможенной службы России №1814/145674 от 14.11.2014 г. на наше обращение от 31.10.2014 г. «О предоставлении информации о выявленных таможенными органами в 2013 и 2014 годах фактах незаконного перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов в крупном размере через таможенную границу Таможенного союза» и показателей правоохранительной деятельности таможенных органов РФ за 2013 и 2014 гг. [4] установлено, что все выявленные деяния, предусмотренные рассматриваемой нормой, связаны с контрабандой именно наличных денежных средств. Очевидно, что по сравнению с наличными денежными средствами оборот денежных

инструментов менее распространен, однако данный факт вряд ли указывает на то, что последние вовсе не перемещаются через таможенную границу. Проведенный экспертный опрос сотрудников органов Дальневосточного таможенного управления показал отсутствие у сотрудников таможни профессиональных знаний о денежных инструментах и об их внешних признаках, что вероятнее всего является причиной отсутствия выявленных фактов контрабанды денежных инструментов, ведь невозможно обнаружить то, что даже не представляешь как выглядит.

Для уяснения сущности понятия «денежные инструменты» необходимо разобрать все его разновидности.

В РФ правовая природа дорожных чеков не установлена, соответственно ни в одном законодательном акте нет их определения. Это не удивительно, так как в РФ данный вид платежного документа никогда не выпускался и не получил массового распространения.

По результатам опроса сайта nashaplaneta.net, проведенном в 2012 г., дорожными чеками пользовались лишь 6,8% посетителей данного сайта, 66% никогда ими не пользовались, а 27,2% и вовсе не знали, что это такое [5]. Кроме того, вышеуказанный факт подтверждается и тем, что с 1 августа 2013 г. продажа дорожных чеков в РФ прекращена в связи с низким спросом. Обмен дорожных чеков на наличные денежные средства может быть осуществлен только в уполномоченных банках.

Если, допустим, в США дорожным чеком можно расплачиваться за товары и услуги, то на территории РФ в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ такие валютные операции запрещены. Как указывалось выше, дорожные чеки в валюте РФ не выпускаются и номинированы в иностранной валюте, а в соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в качестве законного платежного средства на территории РФ могут выступать только банкноты (банковские билеты) и монета Банка России.

Таким образом, в настоящее время, как представляется, контроль за трансграничным перемещением такого вида денежных инструментов осуществляется при их ввозе в РФ либо вывозе из РФ в случае, если последние были приобретены до приостановления их продажи либо ранее ввезены в РФ.

Понятие «дорожный чек» заимствовано из английского «traveler's check». В соответствии с п. «i» параграфа 3-104 ч. 1 ст. 3 Торгового кодекса США, под дорожным чеком понимается оборотный инструмент, который имеет в своем наименовании фразу «дорожный чек» или другой аналогичный термин, который подлежит оплате банком или другим кредитором по требованию лица, образец подписи которого указан в данном документе, и требующий в качестве условия оплаты его удостоверяющую подпись [6].

На территории РФ в связи с отсутствием специального законодательства о дорожных чеках на них распространяется законодательство о чековом обращении [7].

В соответствии со ст. 877 Гражданского кодекса РФ под чеком понимается ничем не обусловленное

распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются гражданским законодательством, а также другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами [8, 9].

На основании ст. 815 ГК РФ вексель удостоверяет ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы.

Обращение векселей регулируется о переводном и простом векселе [10]. На основании данного закона в связи с участием Российской Федерации в Конвенции от 7 июня 1930 г., устанавливающей Единообразный закон о переводном и простом векселях, на территории Российской Федерации применяется Постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР «О введении в действие Положения о переводном и простом векселе» от 7 августа 1937 г. № 104/1341 [11].

Ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата, как предмет преступления, предусмотренного ст. 200.1 УК РФ, и разновидность денежных инструментов, являются наиболее сложным моментом для уяснения. Сразу возникает вопрос, какие конкретно ценные бумаги могут подпадать под эти признаки.

Для того чтобы ценные бумаги могли быть рассмотрены в качестве данного вида денежных инструментов и, соответственно, в качестве предмета преступления, предусмотренного ст. 200.1 УК РФ, последние должны выполнять три условия:

1. Быть документарной ценной бумагой (иметь документарную форму), т. е. являться документом, соответствующим установленным законом требованиям и удостоверяющим обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (ч. 1 ст. 142 ГК РФ).

2. Удостоверять обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств либо, если рассматривать данный признак со стороны владельца, такой ценной бумаги удостоверять право ее держателя на получение от эмитента (должника) денежных средств.

3. В них не должно быть указано лицо, уполномоченное требовать по ним исполнения.

В соответствии со ст. 142 ГК РФ ценными бумагами признаются акция, вексель, закладная, инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда, коносамент, облигация, чек, сберегательная книжка на предъявителя, сберегательный (депозитный) сертификат, простое складское свидетельство, двойное складское свидетельство и обе его части - складское свидетельство и залоговое свидетельство (варрант), опцион эмитента, ипотечный сертификат участия, российская депозитарная расписка.

Ценные бумаги, кроме документарных, могут быть также и бездокументарными, соответственно акция, опцион эмитента, российская депозитарная расписка, именная облигация, которые в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» могут существовать только в бездокументарной форме и, соответственно, согласно п. 5 примечания к ст. 200.1 УК РФ, не являются денежными инструментами и не могут рассматриваться в качестве предмета контрабанды наличных денежных средств и / или денежных инструментов.

Ценная бумага в документарной форме, в которой не указано лицо, уполномоченное требовать по ней исполнения, является предъявительской (ценной бумагой на предъявителя). Также ценные бумаги в документарной форме могут быть ордерными и именными1.

Таким образом, среди всех ценных бумаг, указанных выше, следует выделить облигацию на предъявителя, сберегательные книжки на предъявителя и сберегательный (депозитный) сертификат на предъявителя, так как последние, исходя из своей природы, помимо дорожного чека, векселя и чека (банковского чека) могут являться предметом преступления, предусмотренного ст. 200.1 УК РФ.

Остальные ценные бумаги не могут быть включены в данный перечень, так как могут быть только бездокументарными, именными (закладная, инвестиционный пай, ипотечный сертификат участия) либо не связаны с выплатой денежных средств эмитентом (должником) и представляют собой товарораспорядительные документы (коносамент, простое и двойное складское свидетельство).

В данном контексте С.В. Янкевич считает, что под формулировкой «ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата» стороны Договора о перемещении наличных денежных средств понимают облигацию [12].

Представляется, что автор при толковании вышеуказанного понятия необоснованно ограничивает его лишь облигацией. Как было указано ранее, признакам данного вида денежных инструментов могут соответствовать также сберегательные книжки на предъявителя и сберегательные (депозитные) сертификаты на предъявителя.

Для уяснения сущности и соответствия признакам ценной бумаги в документарной форме, удостоверяющей обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которой не указано лицо, которому осуществляется такая выплата, а также установления того, могут ли являться предметами контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов перечисленные выше ценные бумаги, необходимо их детальное рассмотрение.

Понятие облигации содержится в ст. 816 ГК РФ, однако в связи с тем, что указанная норма носит отсылочный характер, так как в абзаце третьем данной статьи сказано, что к отношениям между лицом, выпустившим облигации, и ее держателем правила настоящего параграфа применяются постольку, по-

скольку иное не предусмотрено законом в установленном порядке, порядок обращения облигаций на предъявителя регулируется специальным по отношению к ГК РФ законодательством, в частности ФЗ «О рынке ценных бумаг» [13]. В соответствии с данным законом облигации являются эмиссионными ценными бумагами и размещаются только выпусками в установленном законом порядке. Облигация закрепляет право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация на предъявителя может выпускаться только в документарной форме. Владелец такого вида ценной бумаги и его права удостоверяются на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата облигации, который выдается на каждую облигацию [14].

Таким образом, наличие у владельца самой облигации как таковой не является обязательным условием для осуществления и передачи прав, которые ею предусмотрены. В этом заключается особенность данной ценной бумаги. Несмотря на то что облигации на предъявителя выпускаются только в документарной форме, сами ценные бумаги на предъявителя облигационеру не выдаются, а ему выдаются сертификаты.

Следовательно, лицо, имеющее сертификат облигации на предъявителя, может получить номинальную стоимость данной облигации, не имея на руках самой облигации. Таким образом, становится непонятно, может ли сертификат облигации на предъявителя быть признан предметом преступления, предусмотренного ст. 200.1 УК РФ.

Облигация не имеет обязательных реквизитов, которые, как это указано в ст. 143 ГК РФ, являются одним из требований к документарной ценной бумаге. Обязательные реквизиты установлены для сертификата облигации, который выдается при покупке облигаций. При этом, как отмечает специалист Минфина РФ Ю.М. Лермонтов, смешение понятий «ценная бумага» и «сертификат ценной бумаги» недопустимо [15]. В соответствии с российским законодательством последний не является ценной бумагой и, соответственно, не может быть признан предметом контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, а значит, может беспрепятственно перемещаться через таможенную границу.

Облигация также может предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации, который является доходом по облигации. Такая облигация считается процентной. Выплата процентов по облигациям осуществляется на основании купонов, которые являются частью облигационного сертификата и также не являются ценными бумагами и не могут быть рассмотрены в качестве предмета преступления, предусмотренного ст. 200.1 УК РФ.

Исходя из вышеизложенного, позитивным представляется законодательство Японии, а именно ст. 6 Закона Японии «Об иностранной валюте и внешней торговле» 1949 г. № 228, которая к ценным бумагам

помимо прочих, относит сертификаты, предоставляющие право на государственные облигации, или акции, денежные сертификаты и купоны независимо от того, были они использованы или нет [16].

Таким образом, считаем целесообразным внести изменения в п. 5 примечания к ст. 200.1 УК РФ, в соответствии с которыми облигационные сертификаты на предъявителя и их купоны можно будет считать предметами контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

Существование сберегательных книжек на предъявителя и сберегательных (депозитных) сертификатов на предъявителя непосредственно связано с открытием банковских счетов (вкладов) на предъявителя, а это значит, что данные счета (вклады) являются анонимными, т.е. лицо, которое их открывает, не предоставляет никаких документов, позволяющих его идентифицировать. Таким образом, положения ст. 843 и 844 ГК РФ, предусматривающие существование сберегательных книжек на предъявителя и сберегательных (депозитных) сертификатов на предъявителя, противоречат Федеральному закону от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [17], согласно п. 5 ст. 7 которого кредитным организациям запрещается открывать и вести счета (вклады) на анонимных владельцев, т.е. без предоставления физическим или юридическим лицом, открывающим такой счет (вклад), документов, необходимых для его идентификации.

Министерство финансов Российской Федерации, учитывая данные обстоятельства, а также тот факт, что выдача сберегательных книжек на предъявителя и сберегательных (депозитных) сертификатов на предъявителя не предполагает учет перехода прав от одного лица к другому, не предусматривает ограничения по сумме и систему контроля исполнения запрета их использования в качестве расчетного или платежного средства, считает необходимым исключить из российского законодательства данные институты и разработало соответствующий законопроект, который в настоящее время не внесен в Государственную думу [18].

Несмотря на то что в соответствии со ст. 13 вышеуказанного Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом

и действующими на основании лицензии, может повлечь их отзыв (аннулирование), это не исключает возможности проведения банками такого рода денежных операций. Кроме того, в настоящее время они разрешены ГК РФ, следовательно, до принятия соответствующего закона об исключении из российского законодательства института сберегательных книжек на предъявителя и сберегательных (депозитных) сертификатов на предъявителя последние могут быть признаны предметами контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

На основании вышеизложенного представляется, что в соответствии с ныне действующим законодательством предметами преступления, предусмотренного ст. 200.1 УК РФ, помимо наличных денежных средств, являются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), облигации на предъявителя, банковские книжки на предъявителя и сберегательные (депозитные) сертификаты на предъявителя.

Исходя из международного опыта для более эффективного применения нормы, предусматривающей ответственность за контрабанду денежных инструментов, п. 5 примечания к ст. 200.1 УК РФ необходимо изложить в следующей редакции: «Под денежными инструментами в целях настоящей статьи понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата, в том числе сертификаты и купоны, выданные на такие ценные бумаги». Так как определение «денежные инструменты» полностью заимствовано из Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, в него также необходимо внести аналогичные изменения.

Представляется, что такая формулировка расширит круг предмета контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов и повысит уровень защиты финансовой системы государства, являющейся объектом данного преступления, так как обеспечит наибольшую прозрачность валютных операций, связанных с трансграничным перемещением денежных инструментов, что усилит эффективность мер по противодействию легализации денежных средств, добытых преступным путем, и финансированию терроризма.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В соответствии с ч. 2-4 ст. 143 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ документарная ценная бумага является:

- предъявительской, если лицом, уполномоченным требовать исполнения по ней, признается ее владелец;

- ордерной, если лицом, уполномоченным требовать исполнения по ней, признается ее владелец, если ценная бумага выдана на его имя или перешла к нему от первоначального владельца по непрерывному ряду индоссаментов;

- именной, если лицом, уполномоченным требовать исполнения по ней, признается одно из следующих указанных лиц:

1. Владелец ценной бумаги, указанный в качестве правообладателя в учетных записях, которые ведутся обязанным лицом или действующим по его поручению и имеющим соответствующую лицензию лицом.

2. Владелец ценной бумаги, если ценная бумага была выдана на его имя или перешла к нему от первоначального владельца в порядке непрерывного ряда уступок требования (цессий) путем совершения на ней именных передаточных надписей или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования (цессии).

ЛИТЕРАТУРА

1. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 51 «О Договоре о порядке перемещения физическими лицами налич-

ных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» (вместе с «Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» (Подписан в г. Астане 05.07.2010)) // Собрание законодательства РФ. 3 сентября 2012 г. № 36. ст. 4867 (Договор).

2. Урда М. Вопросы квалификации контрабанды денежных средств и (или) денежных инструментов // Уголовное право. 2014. № 3. С. 78-

82.

3. Урда М.Н. О проблемах применения нормы об ответственности за контрабанду денежных средств и (или) денежных инструментов //

Вестник Томского государственного университета. 2014. № 385. С. 139-143.

4. Федеральная таможенная служба - Информация Управления таможенных расследований и дознания. URL: http://www.customs.ru/in-

dex.php?option=com_content&view=category&id=55:2011-01 -24- 16-40-26&layout=default (дата обращения: 23.10.2014).

5. Дорожные (трэвел) чеки и как ими пользоваться. URL: http://nashaplaneta.net/articles1/dorojnie-travel-cheki.php (дата обращения:

23.10.2014).

6. § 3-104. NEGOTIABLE INSTRUMENT. | UCC - Uniform Commercial Code | LII / Legal Information Institute. URL:

http://www.law.cornell.edu/ucc/3/3-104 (дата обращения: 15.10.2014).

7. Международное и зарубежное финансовое регулирование: институты, сделки, инфраструктура : в 2 ч. / под ред. А.В. Шамраева. М. :

КНОРУС ; ЦИПСиР, 2014. Ч. 2 // СПС «Консультант-Плюс».

8. Положение о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Банком России 19 июня 2012 г. № 383-П (зарегистри-

ровано в Минюсте России 22 июня 2012 г. № 24667) // СПС «Консультант-Плюс».

9. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 06.11.1929 «Об утверждении Положения о чеках» // СПС «Консультант-Плюс».

10. Федеральный закон от 11.03.1997 № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» // «Собрание законодательства РФ». 17.03.1997. № 11. Ст. 1238.

11. Постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР «О введении в действие Положения о

переводном и простом векселе» от 7 августа 1937 г. № 104/1341 // СПС «Консультант-Плюс».

12. Янкевич С.В. Перемещение валюты и валютных ценностей в Таможенном союзе ЕврАзЭС: к вопросу о правовой регламентации // Фи-

нансовое право. 2013. № 10 // СПС «Консультант-Плюс».

13. Ротко С.В. Понятие, правовая природа и основная классификация облигаций // Юрист. 2007. № 11 // СПС «Консультант-Плюс».

14. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 29.12.2014) «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // СПС «Консультант-Плюс».

15. Вопрос: Между организациями заключен договор купли-продажи облигаций на предъявителя, предусматривающий, что право соб-

ственности на них переходит к покупателю в момент их передачи. Соответствует ли данное условие законодательству? (Консультация эксперта, Минфин РФ, 2010) // СПС «Консультант-Плюс».

16. Foreign Exchange and Foreign Trade Act 1949 - Act No. 228 of December 1. 1949. URL: http://www.asianlii.org/jp/legis/

laws/feafta1949an228od11949387 (дата обращения: 28.11.2014).

17. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (РЕД. ОТ 21.07.2014) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) // СПС «Консультант-Плюс».

18. Федеральный закон «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты России Федерации» (в части регулирования операций кредитных организаций с ценными бумагами на предъявителя)». URL: http://regulation.gov.ru/project/9347.html?point=view_project&stage=3&stage_id=6453 (дата обращения: 19.02.2015).

Статья представленпа научной редакцией «Право» 10 марта 2015 г.

PROBLEMS OF DEFINITION OF THE OBJECT OF CASH AND (OR) MONETARY INSTRUMENT SMUGGLING

Tomsk State University Journal, 2015, 393, 158-163. DOI 10.17223/15617793/393/24

Markovskiy Maxim S. Ural Juridical Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Yekaterinburg, Russian Federation). E-mail: Sakh_rider_88@mail.ru

Keywords: smuggling; cash; monetary instruments; subject of crime.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The subject of Article 200.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, in accordance with the content of its disposition, is cash and (or) monetary instruments. According to Pt. 1, Art. 2 of the Agreement on moving cash and (or) monetary instruments by natural persons across the customs border of the Customs Union, cash is understood as money in banknotes and treasury notes, coins (with the exception of precious metal coins) which is in circulation and is a legal tender in the countries - members of the customs union or foreign states (group of foreign states), including money withdrawn or being withdrawn from circulation, yet exchangeable for banknotes in circulation. In accordance with this Agreement monetary instruments are traveler's checks, bills, checks, as well as securities in a document form certifying the obligation of the issuer (the debtor) to pay the money without a specified person to whom such a payment is made. This concept is duplicated in Pt. 5 of the Notes to Art. 200.1 of the Criminal Code. Thus, the notion of monetary instruments includes certain types of working instruments: a traveler's check, bill of exchange, check (bank check), as well as securities in a document form certifying the obligation of the issuer (the debtor) to pay the money without a specified person to whom such a payment is made. Securities, unlike travelers' checks, bills of exchange, checks (bank checks), are formulated as a set of features by which they can be recognized as monetary instruments. Thus, to establish which working instruments can match these signs, one must understand the rules of civil law. In connection with the foregoing, in practice there may be some difficulties related to the interpretation and identification of monetary instruments as a subject of a crime under Art. 200.1 of the Criminal Code. According to the research, monetary instruments include traveler's checks, bills, checks (checks), bearer bonds, bank books and bearer savings (deposit) certificates to the bearer. At the same time, this definition needs broadening and including certificates and coupons that are issued to bearer securities.

REFERENCES

1. The decision of the EurAsEC Interstate Council of 05.07.2010 no. 51 "On the Treaty on the order of movement by individuals of cash and (or) monetary instruments across the customs border of the Customs Union" (with the "Agreement on the order of

movement by natural persons of cash and (or) monetary instruments across the customs border of the Customs Union" (signed in Astana on 05.07.2010)). Sobranie zakonodatel'stva RF, 3 September 2012, no. 36, art.. 4867 (Agreement). (In Russian).

2. Urda M. Voprosy kvalifikatsii kontrabandy denezhnykh sredstv i (ili) denezhnykh instrumentov [Qualification of smuggling cash

and (or) monetary instruments]. Ugolovnoepravo, 2014, no. 3, pp. 78-82.

3. Urda M.N. On the problems of applying the rule establishing liability for smuggling cash and (or) cash instruments. Vestnik

Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2014, no. 385, pp. 139-143. (In Russian).

4. The Federal Customs Service. Information of Customs Investigations and Inquiries Office. Available from: http://www.customs.ru/in-dex.php?option=com_content&view=category&id=55:2011-01-24-16-40-26&layout=default. (Accessed: 23.10.2014). (In Russian).

5. Dorozhnye (trevel) cheki i kak imi pol'zovat'sya [Travel checks, and how to use them]. Available from: http://nashaplaneta.net/articles1/dorojnie-travel-cheki.php. (Accessed: 23.10.2014).

6. § 3-104. NEGOTIABLE INSTRUMENT. UCC - Uniform Commercial Code. Legal Information Institute. Available from: http://www.law.cornell.edu/ucc/3/3-104. (Accessed: 15.10.2014).

7. Shamraev A.V. (ed.) Mezhdunarodnoe i zarubezhnoe finansovoe regulirovanie: instituty, sdelki, infrastruktura: v 2 ch. [International and foreign financial regulation: Institutions, transaction infrastructure: in 2 pts.]. Moscow: KNORUS; TsIPSiR Publ., 2014. Pt. 2.

8. Konsul'tant-Plyus Information System. Polozhenie o pravilakh osushchestvleniya perevoda denezhnykh sredstv, utverzhdennym

Bankom Rossii 19 iyunya 2012 g, no. 383-P (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 22 iyunya 2012 g, no. 24667) [Regulations on the rules of the transfer of funds approved by the Bank of Russia on June 19, 2012 no. 383-P (registered with the Russian Ministry of Justice June 22, 2012 no. 24667)].

9. Konsul'tant-Plyus Information System. Postanovlenie TsIK SSSR, SNK SSSR ot 06.11.1929 "Ob utverzhdenii Polozheniya o

chekakh" [Resolution of the Central Executive Committee of the USSR, USSR Council of People's Commissars of 11.06.1929 "On approval of the Regulation on checks"].

10. The Federal Law of 11.03.1997 no. 48-FZ "On Bills and Notes". Sobranie zakonodatel'stva RF, 17.03.1997, no. 11, art. 1238.

11. Konsul'tant-Plyus Information System. Postanovlenie Tsentral'nogo ispolnitel'nogo komiteta i Soveta narodnykh komissarov SSSR "O vvedenii v deystvie Polozheniya operevodnom iprostom veksele" ot 7 avgusta 1937 g, no. 104/1341 [Resolution of the Central Executive Committee and Council of People's Commissars of the USSR "On introduction of the Regulation on bills and notes" of August 7, 1937 no. 104/1341].

12. Yankevich S.V. Peremeshchenie valyuty i valyutnykh tsennostey v Tamozhennom soyuze EvrAzES: k voprosu o pravovoy reglamentatsii [Moving currency and currency valuables in the EurAsEC Customs Union: the issue of legal regulation]. Finansovoe pravo - Financial Law, 2013, no. 10.

13. Rotko S.V. Ponyatie, pravovaya priroda i osnovnaya klassifikatsiya obligatsiy [Concept, legal nature and basic classification of bonds]. Yurist, 2007, no. 11.

14. Konsul'tant-Plyus Information System. Federal'nyy zakon ot 22.04.1996 № 39-FZ (red. ot 21.07.2014, s izm. ot 29.12.2014) "O rynke tsennykh bumag" (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2015) [The Federal Law of 22.04.1996 no. 39-FZ (ed. of 07.21.2014, as amended on 29.12.2014) "On the Securities Market" (rev. and ext., in force since 01.01.2015)].

15. Konsul'tant-Plyus Information System. Question: Organizations signed a contract of sale of bonds to bearer, providing that ownership to pass to the buyer at the time of transfer. Is this condition is legitimate? Expert Advice, Ministry of Finance of the Russian Federation, 2010. (In Russian).

16. Foreign Exchange and Foreign Trade Act 1949 - Act No. 228 of December 1. 1949. Available from: http://www.asianlii.org/jp/legis/ laws/feafta1949an228od11949387. (Accessed: 28.11.2014).

17. Konsul'tant-Plyus Information System. Federal'nyy zakon ot 07.08.2001 № 115-FZ (RED. OT 21.07.2014) "O protivodeystvii legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma" (s izm. i dop., vstup. v silu s 21.10.2014) [The Federal Law of 07.08.2001 no. 115-FZ (ed. on 21.07.2014) "On counteraction to legalization (laundering) of profit from crime and financing of terrorism" (rev. and ext., in force since 21.10.2014)].

18. The Federal Law "On Amendments to the Civil Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation" (in terms of regulating the operations of credit institutions with bearer securities). Available from: http://regulation.gov.ru/project/9347.html?point=view_project&stage=3&stage_id=6453. (Accessed: 19.02.2015). (In Russian).

Received: 10 March 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.